Точка на карте Краснокаменск
Период полураспада
|
Рудник «Глубокий» получил такое название неспроста — его нижний горизонт находится более чем в 600 метрах под землей |
Уран (лат. Uranium), U, химический элемент III группы периодической системы Менделеева, атомный номер 92, атомная масса 238,0289, относится к актиноидам. Радиоактивен, наиболее устойчивый изотоп 238U (период полураспада 4,47-109 лет). Название от планеты Уран. Серебристо-белый металл, плотность 19,04 г/см3, температура плавления 1134°С. Химически активен (порошкообразный уран при нагревании загорается). Минералы — уранинит, настуран, урановые черни, карнотит, тюямунит. Природный уран состоит из смеси трех изотопов: 238U (99,282%), 235U (0,712%) и 234U (0,006%). Уран — ядерное топливо, из него получают изотоп плутония 239Pu. 235U — вторичное ядерное горючее и тот самый «взрывной» изотоп.
Преданья старины глубокой
|
Заброшенный с 1995 года аэропорт. Но, по некоторым сведениям, авиасообщение с Читой планируется возобновить |
Приаргунье. Даурия. Древнее, овеянное сотнями мифов и легенд место. Здешние степи и невысокие, лишенные леса сопки, всегда связывали с именем Чингисхана, где-то здесь даже пытались отыскать его тайное захоронение. Не нашли. Но в том, что приаргунские степи связаны с его именем, никаких сомнений нет. Уже не первый год археологи ведут раскопки древнего поселения — Хирхиринского городища. Уникальность его в том, что городище является едва ли не единственным доказательством оседлой жизни монголов в Забайкалье в XII-XIII веках, и принадлежало оно племяннику Чингисхана Есунгу. А недалеко от села Кайластуй (основано казаками как Хайластуйский пограничный караул, через него проходили торговые пути между Россией и Китаем) начинается «Вал Чингисхана», который уходит на запад и там, дальше, теряется в монгольских степях. Одни считают, что воины древнего владыки строили его как оборонительное сооружение, другие уверены, что вал этот появился задолго до Чингисхана и никакого отношения к «самому доброму повелителю» не имеет.
|
«Десятка», ставшая знаменитой на всю страну. Где-то за этим забором отбывает срок Михаил Ходорковский |
Но особенности района можно проследить в названиях населенных пунктов, многие из которых имеют бурятские и монгольские корни. Например, село Капцегайтуй на реке Аргунь означает «глубокое ущелье», «обрыв», «скала». Или Маргуцек, наименование которого переводится как «бодающиеся быки» — нечто подобное можно увидеть в очертаниях двух сопок неподалеку. В некоторых названиях отразилась и история этих мест. Есть предположение, что село Соктуй-Милозан переводится как «шатающаяся походка» — именно так ходят люди, пораженные чумой. По преданиям, несколько раз село выкашивала эта страшная болезнь.
День вчерашний
|
Краснокаменская ТЭЦ — единственный источник электричества, горячей и холодной воды для целого города |
|
Памятник первому директору ПГХК Сталю Сергеевичу Покровскому |
| Еще недавно, каких-то три десятка лет, этот город, считающийся Жемчужиной Забайкалья, можно было встретить далеко не на каждой карте. Продажа билетов на авиарейсы и поезда также была доступна не каждому — требовалась или местная прописка с огромными буквами ПЗ (пограничная зона) на штампе, либо официально оформленное приглашение (вызов) от проживающих в этом городе. Имя ему — Краснокаменск. Расположенный в юго-восточном Забайкалье, у отрогов Аргунского хребта, в 560 километрах от Читы, город ведет свое существование с 1968 года, когда в голой степи появился первый пятиэтажный дом. Своим существованием Краснокаменск обязан открытому в 1963 году Сосновской геологоразведочной экспедицией уникальному месторождению урана — основному сырью для производства оружейного плутония, столь необходимого СССР в бурно развивающейся гонке вооружений. Имя город получил в честь одноименного поселка, названного так геологами из-за огромной скалы красного цвета (Красный Камень), служившей им ориентиром среди бесконечных однообразных сопок.
|
Вокзал расположен в нескольких километрах от города. Для пассажиров, впервые прибывающих в Краснокаменск, это часто становится настоящим откровением |
|
«Автомаркет» — единственный магазин автозапчастей с собственной СТО. Список всего, что здесь представлено, стремится к бесконечности |
| Нельзя в полной мере утверждать, что Краснокаменск в период своего становления и развития был всесоюзной стройкой — да, жилье и вся необходимая инфраструктура возводились ударными темпами, но основное участие в этом принимал стройбат, состоящий преимущественно из уроженцев Средней Азии. А вот работа в подразделениях ПГХК, Приаргунского Горно-Химического Комбината (те самые урановые рудники и перерабатывающие предприятия) действительно собрала людей со всей страны. Еще бы — закрытый город, прямое московское снабжение, зарплата в 500 рублей и выше при «общесоюзных» 120, каких-то два года очереди на получение собственной квартиры. Неудивительно, что в считанные годы Краснокаменск стал вторым по численности населения городом Читинской области. Построенный по принципу всех закрытых и предельно централизованных городов, он представляет собой по существу спальный район — все предприятия расположены за городской чертой, снабжение электричеством и водой происходит из единственного источника — Краснокаменской ТЭЦ. Расположенная к юго-востоку от города, ТЭЦ строилась там в полном соответствии с розой ветров: доминирующий северо-западный ветер уносит весь дым в сторону от жилых массивов, в безлюдные забайкальские степи. А уж ветра здесь — что надо, дуют все 365 дней в году, засушливой весной поднимая настоящие пыльные бури.
|
Именно с этого дома под номером 102 было начато строительство Краснокаменска |
|
Проспект Строителей — центральная магистраль и единственная улица Краснокаменска, имеющая собственное название |
| Нумерация домов — опять же в полном соответствии с основами «закрытого» градостроительства. Город состоит из нескольких компактных микрорайонов, причем первая цифра дома означает номер микрорайона. Так, дом 711 есть не что иное, как 7 микрорайон, 11 дом. Как правило, все пятиэтажные дома (за исключением аналогичных иркутских «хрущевок» в самых старых микрорайонах) имеют современную планировку, а количество подъездов в одном доме может достигать тридцати трех. Единственная улица Краснокаменска, имеющая собственное название — Проспект Строителей. Впрочем, проспектом назвать ее достаточно сложно — вся центральная часть города по периметру составляет не более четырех километров. Однако ширине ее проезжей части и придорожным аллеям позавидуют иные центральные магистрали Иркутска. Плюс ко всему, основные транспортные артерии Краснокаменска снабжены разделительным барьером, а то и газоном, исключающим выезд на встречную полосу. А по обочинам практически повсеместно стоят небольшие металлические заборы с разрывами только в местах оборудованных пешеходных переходов. Добавьте сюда две полосы в каждом направлении, внятное светофорное регулирование, адекватно установленные дорожные знаки и указатели при почти полном отсутствии транспорта — езда в таких условиях превращается в настоящее удовольствие.
Цепная реакция
|
Крыши домов буквально ощетинились десятками
спутниковых антенн |
|
Два лежачих полицейских между школой и детским садом с ограничением скорости до 10 км/час. Поверьте, лучше двигаться здесь еще медленнее |
|
Сопка «Березовая грива» — одно из наиболее известных мест отдыха горожан. Увы, человеческое пребывание на ней оставляет не только хорошие следы |
Это началось по всей стране. Гласность, перестройка, все люди братья, поголовное сокращение ядерного оружия — в таких условиях Краснокаменск как цельный организм смог продержаться до осени 1990 года, продолжая доедать остатки из московских эшелонов и подчищая закрома ОРС (отдела рабочего снабжения). Снятие с города грифа секретности, возможно, и помогло в межгосударственных отношениях двух великих держав, но ситуацию в самом Краснокаменске явно не улучшило. И дело не в том, что город стал доступен для всякого рода приезжих торговцев и иных личностей, в основном кавказской наружности — коллапс оборонной промышленности и тотальное разоружение привели к тому, что уран просто стал никому не нужен, а градообразующее предприятие, равно как и город в целом, вплотную приблизились к черте «выживай, как знаешь». Сложилась парадоксальная ситуация — родная страна в уране не нуждается, а за рубеж продавать его, как стратегическое сырье, запрещено. Вдобавок, шахтеры все глубже проникают в рудное тело, пробивая в нем все новые горизонты, что автоматически увеличивает себестоимость урана, тогда как ставший независимым Казахстан, на территории которого складировался уран с самых первых горизонтов (и, соответственно, самый дешевый), начинает его свободную продажу. Впрочем, скоро и сам Краснокаменск получает возможность распоряжаться частью добываемой руды. Но это вызывает протесты со стороны компаний из ЮАР, считавшихся до этого времени практически монополистами на мировом рынке этого металла. ПГХК обвиняют в демпинге и грозят международными судебными санкциями, в город прибывают комиссии, но после всех подсчетов выясняется — при цене килограмма концентрата в два раза меньшей, чем уран из Южной Африки, комбинат все равно получает прибыль! Краснокаменским ураном начинают интересоваться бизнесмены из США, но ситуация принципиально не меняется — централизованное снабжение уничтожено, шахтеры месяцами сидят без зарплаты, объемы добычи неуклонно снижаются. Стремительно обесценивается жилье, многие не выдерживают и покидают еще недавно такой молодой и цветущий город. Кажется, перспектив уже никаких не предвидится, но предприятие смогло подняться с колен, и с середины 90-х объемы добычи урана сначала робко, но потом все увереннее начинают увеличиваться. В город возвращаются жители, возрождаются рабочие места, вновь становится достойной зарплата.
День сегодняшний
|
Заброшенная воинская часть. Говорят, расформировали
ее случайно, по ошибке |
|
После того как при строительстве этого дома обрушилась часть перекрытий, все работы на объекте заморожены. Похоже, навсегда |
| Добраться до города можно по автомобильным дорогам областного значения или по железной дороге — с середины 90-х самолеты в Краснокаменск не летают. На поезде, может, и надежнее, но по степи он тащится со скоростью пешехода, так что поездка занимает огромное количество времени. Однако сейчас из Читы регулярно ходят маршрутки. По асфальту А-166 до Мациевской, затем около 80 километров по проложенной в степи гравийке (короткий асфальтированный участок начнется только перед самым Краснокаменском). Первое, на что обращаешь внимание уже за несколько километров от города — огромное, просто нереальное количество дач, коими буквально усыпаны все окрестные сопки. Говорят, что совокупная площадь всех дачных участков в разы превышает площадь самого города! Откровения продолжаются и после пересечения городской черты — все краснокаменские дороги находятся в близком к идеальному состоянии. Что магистрали, что внутридворовые проезды — везде ровный, хотя и не всегда очищенный ото льда асфальт, а колодезные люки на проезжей части вообще отсутствуют как явление.
|
|
Несостоявшийся Дом быта в центре города — и достраивать нельзя, и выбросить жалко |
| Дело в том, что все коммуникации здесь строились параллельно основным трассам, а не под ними, так что о наличии хитросплетения труб под землей свидетельствуют лишь небольшие бетонные сооружения с решетками для вентиляции. Оказывается, все городские дороги, в связи с многочисленными жалобами автолюбителей, отремонтировали в прошлом году по личному указанию мэра (представляете?). Неудивительно, что дорожно-коммунальное и жилищное хозяйство Краснокаменска занимало призовые места во Всероссийском конкурсе «Лучшее предприятие ЖКХ». Но в целом, за десять лет моего отсутствия, город изменился совсем не радикально. Полностью свернуто жилищное строительство, на своих местах остался лишь многолетний долгострой. Как, например, несостоявшийся Дом быта в самом центре города — вовремя не достроенный, теперь он с молчаливым укором напоминает о лихолетье реформ, лишь пронизывающий забайкальский ветер периодически о чем-то шумит в пустых глазницах его окон. Строить его уже нельзя — за десятилетия в бетонных конструкциях произошли необратимые изменения, а сносить не на что.
|
Церковь на плоской возвышенности — одна из немногих новостроек Краснокаменска |
Зато на небольшой плоской возвышенности недалеко от центра Краснокаменска появилась великолепная церковь из красного кирпича.
Поначалу удивляло отсутствие магазинов автозапчастей и СТО, пока на окраине города совершенно случайно не наткнулся на современное здание с таким знакомым названием «Автомаркет». Ну как не заглянуть к «коллегам»? Оказалось, здесь и СТО по замене всех видов техжидкостей, и просторный магазин автозапчастей с не поддающимся перечислению, бесконечным ассортиментом. Иркутск здесь — ближайший сосед, ведь многие фирмы нашего города являются поставщиками товаров для краснокаменского «Автомаркета». Здесь же прояснилась и тайна отсутствия в городе автосервисов — местные водители поголовно ездят ремонтироваться в Маньчжурию, до которой отсюда немногим более 130 километров. Получается быстрее, дешевле и качественнее.
|
Никаких люков на дорогах нет, а о наличии подземных коммуникаций напоминают бетонные сооружения в стороне от трасс |
|
| Автомобильное движение, как уже упоминалось, довольно вялое и редкое, с преобладанием довольно свежих и вместительных иномарок, вроде джипов и минивэнов. Оно и понятно — на таких машинах больше товаров из Китая вывезти можно, да и гравийные дороги легче преодолеваются. Поговаривают, что гравий для строительства местных дорог возили прямиков с урановых рудников и карьеров, но пока доподлинно известен лишь один случай, когда гравий с излучением в 60 микрорентген/час доставили для отсыпки... парка аттракционов! Шум поднялся, некоторые головы с плеч полетели, а над городом и окрестностями стал ежедневно барражировать вертолет с дозиметрическим оборудованием. Более о подобных ЧП в черте города ничего не слышно, зато несколько лет назад в домах поселка Октябрьского, расположенного в непосредственной близости от шахт и карьеров, подвалы стали наполняться радоном. Жителей поселка немедленно эвакуировали в Краснокаменск, предоставив им благоустроенное жилье (частного сектора в городе нет вообще). Конечно, форс-мажорные события происходят, но случается это крайне редко, да и вообще слухи о смертельной опасности здоровью горожан от близости месторождения остаются слухами — все же это природный уран, а не взрыв атомной бомбы.
Назад в будущее
|
Один из долгостроев еще времен социализма — несостоявшийся надземный пешеходный переход |
Период полураспада завершен. С ликвидацией ЗабВО из самого города и окрестностей исчезли воинские части (говорят, одну из частей расформировали вообще по ошибке), ОАО «Приаргунское производственное горнохимическое объединение» (бывший комбинат, ныне перешедший в подчинение Минатома) набирает обороты, находившийся на грани исчезновения Краснокаменск под руководством энергичной команды управленцев вновь развивается. Город и район смогли не только сохранить и приумножить социальную сферу — сейчас здесь функционируют 5 поликлиник, 5 больниц, 18 детских садов, 21 школа, гимназия, 14 учреждений дополнительного образования, центр образования молодежи, детская школа искусств и художественная школа, два профессиональных училища, медицинский колледж, филиалы Читинского педагогического и Ангарского политехнического колледжей, два дома культуры, 10 клубов, 17 библиотек. Но главное не сухая статистика — люди здесь остались прежними, какими были до всех потрясений: открытыми, добрыми и гордящимися своим городом. Хочется верить, что с таким потенциалом Краснокаменск просто обречен оставаться вечно молодым.
Вячеслав СТАРЦЕВ
Автомаркет+Спорт № 6
|