Экспресс-тест Toyota Probox
Профессионал
Первый раз этот автомобиль (а точнее его двойник — Toyota Succeed) я увидел минувшим летом во Владивостоке. В Иркутске Succeed и Probox появились осенью. Несколько машин достаточно быстро нашли владельцев. Но для большинства потенциальных покупателей и Succeed, и Probox одинаково загадочны. Продавцы на рынке отмечают, что люди интересуются машинами пока что скорее из любопытства, нежели реально присматриваются и прицениваются к ним. Так что же это за автомобили?
Впервые модели Succeed и Probox появились в июле 2002 года, став наследниками популярных, но безнадежно устаревших еще в конце девяностых грузо-пассажирских универсалов Corolla Van/Sprinter Van в сотом кузове и с задней рессорной подвеской. Новые модели также базируются на платформе Corolla — только теперь в 120-м кузове. Как известно, универсал Corolla Fielder грузо-пассажирской версии не имеет, поэтому Succeed/Probox удачно и гармонично завершили формирование модификационного ряда семейства. При этом машины кардинально отличаются от пассажирских Corolla: у них нет ни одной общей детали кузова или салона. Стиль дизайна Probox (мы будем все-таки говорить именно о Probox, с которым и познакомились) — подчеркнуто прямоугольный, «коробчатый». Если над Fielder дизайнеры, судя по всему, работали почти весь день, то Probox, похоже, уделили не более часа. Ну и пусть! Без визуальных изысков получилось даже лучше: машина смотрится пропорционально, ладно и весьма симпатично. Пока Probox для нас в диковинку, ему можно затонировать стекла, поставить литые диски колес — и уже мало кто сможет с первого взгляда распознать в этом универсале легковой грузовичок (особенно если машина окажется темного цвета). Так что внешность Probox можно записывать все-таки в плюсы машины.
|
Пристроить можно все: и мелкие монеты, и ручку, и пластиковые карточки |
А что с интерьером? А вот он получился уже не такой серьезный. Да, стилем он немного напоминает интерьер Corolla. Но если взор задержится, к примеру, на передней панели чуть дольше, то сразу же «проявятся» упрощения. Какие? Например — отсутствие бардачка. Вместо него — две открытые полки справа и слева (хорошо хоть глубокие!). Хотя запираемый (причем на ключ!) отсек все же есть в нижней части центральной консоли. Еще одно упрощение — приборная панель, на которой из всех приборов остался один только спидометр! Даже указатель уровня топлива стал «электронным», переехав в информационное окошечко (к часам и одометру). А указателя температуры двигателя нет вообще! Вместо него — только контрольные лампочки: синяя «говорит» о холодном двигателе, а красная — о перегретом. Но при этом рядом со спидометром остался индикатор режимов «автомата». Странные приоритеты.
|
Открытая полка вместо бардачка — не очень большая, но достаточно глубокая |
Не меньше удивления вызывает и комплектация салона. Например, в машине есть центральный замок, возможность установить «большую» аудиосистему или даже навигатор, есть место для пластиковых карт, ручки, мелких монет и даже выдвижной столик на консоли! А вот электростеклоподъемник всего один — на водительской двери. Но главное — нам категорически не нравится современная тенденция экономить на материалах отделки салона. Жесткий пластик передней панели можно было бы свести к издержкам грузо-пассажирской сущности Probox, но ведь и у комфортабельного Fielder пластмасса в салоне ненамного мягче! А уж «ворсовые» коврики в ногах и вовсе выглядят непотребно: не из-за того, что уже протерты, а вообще.
Грузы или люди?
|
Вместо магнитолы и отсека для сигарет можно установить даже навигационную систему! На консоли, под пепельницей, есть выдвижной столик, пользоваться которым можно только на стоянке, поскольку он полностью «накрывает» селектор «автомата» и не способен удержать |
Интересные, однако, дали машинам названия. Succeed (читается «сэксиид») в одном из значений переводится «быть наследником». А Probox буквально можно перевести как «заменяющий ящик». А можно как «ящик профессионала» (от сокращения pro — «профессионал» и box — «ящик»). Думается, что второе толкование более точное — эта машина действительно «рабочая лошадка» малого бизнеса, созданная в первую очередь для перевозки мелких партий товара или объемного домашнего скарба. Причем для домашних целей машина все-таки не очень подходит. Почему? Для этого достаточно открыть любую из задних боковых дверей: абсолютно горизонтальная и почти плоская подушка заднего дивана (или скамейки?) даже внешне не вызывает желания стать пассажиром этого авто. И, надо сказать, «удобство» посадки сзади полностью оправдало ожидание: сиденье жестковатое и неуютное, горизонталь подушки не удерживает «пятую точку» от сползания вперед, а и без того высокая подоконная линия вкупе с низким расположением сиденья и массивными передними креслами (у которых подголовник практически сливается со спинкой) создают чувство езды в грузовом кузове-кунге. Хорошо, что хоть спинка не вертикальная. Но несмотря на все это, для задних пассажиров и ремни безопасности предусмотрены, и даже единственный на всю машину грибок-крючок для верхней одежды над проемом правой двери есть (вместо внутренней потолочной ручки)! Впрочем, подобная плоская и низенькая лавочка — «привилегия» исключительно моделей Probox Van, а остальные варианты моделей Probox и Succeed, слава богу, имеют более гостеприимные салоны.
|
У водителя электрический стеклоподъемник есть, а вот у пассажира — только «мясорубка» |
Впрочем, не стоит сильно утрировать ситуацию. Минусы посадки задних пассажиров оборачиваются плюсами, когда возникает необходимость перевезти груз. Если объема багажника окажется мало (во что, если честно, трудно поверить), одним движением руки спинка задней лавки откидывается вперед (ложась на подушку), и к вашим услугам появляется даже не ящик, а целый вагон пространства для груза. При этом пол оказывается абсолютно ровным (вот она, заслуга горизонтальной подушки заднего дивана!), а непонятная металлическая дуга на тыльной стороне спинки становится естественным ограничителем перемещения груза при резком торможении. Задняя подвеска даром что пружинная, но кроме собственно колесных арок внутрь багажника ничто не выступает. А низкий уровень пола (в том числе и благодаря расположенному под задним сиденьем топливному баку) увеличивает и без того немаленький объем багажника, одновременно уменьшая его погрузочную высоту.
Каждому свое?
Чем отличается Probox от грузо-пассажирского предшественника Sprinter Van и от пассажирского аналога Corolla Fielder?
Начнем со Sprinter. Ладный дизайн «сотого» кузова до сих пор смотрится элегантно. Но внутри особенно остро чувствуется, что эта машина в буквальном смысле из прошлого века. А техника так и вовсе архаичная: один только трехступенчатый «автомат» чего стоит! С ним 91 «лошадка» полуторалитрового 5E-FE адекватно уживается только при городских скоростях. На трассе после 80 км/ч двигатель прослушивается явственно, а после 120 машина вообще не хочет ускоряться, несмотря на отчаянные и слишком уж громкие старания мотора.
похож на Probox, однако трещины в асфальте и стыки пассажирами Fielder почти не замечаются, а на асфальтовых волнах наоборот — машина раскачивается чуть сильнее (из-за чего на высокой скорости за рулем появляется излишнее напряжение). И обе эти модели уступают Probox в объеме или удобству пользования багажником: на Sprinter он меньше, а на Fielder дольше складывать сиденья (поднять две подушки, отстегнуть от спинок передние части шторки, свернуть и снять полку).
А вот стоимость эти машины разводит по своим «рыночным углам»: старые Sprinter/Corolla — наиболее доступные (даже машины 2000 года стоят не дороже $6500). Более свежие Corolla Fielder, наоборот, на удивление дороги: меньше чем за $10500 машин даже первых месяцев выпуска (конец 2000 года) не найти. А вот Probox по стоимости находится как раз посередине, при этом модель, напомним, производится с середины 2002 года. Каждому свое? |
|
Моторный отсек хоть и короткий, но 1.5-литровый 1NZ-FE с системой VVT-I чувствует там себя вполне уютно |
За рулем Probox можно ощутить себя словно в микроавтобусе — благодаря высоко расположенному сиденью и высокому кузову. Причем наиболее ярко это проявляется во время езды, поскольку в статике, пока подгоняешь под себя сиденье, руль и зеркала заднего вида, никакой разницы не ощущаешь. Ну разве что садиться удобно, практически нет нужды нагибаться. Кстати, приятно удивило то, что здесь водительское кресло имеет, кроме традиционных регулировок по длине и углу наклона спинки, еще и регулировку по высоте, осуществляющуюся с помощью удобной рукоятки- домкрата. При этом задняя часть подушки (вместе со спинкой), как и на сугубо пассажирских версиях Corolla, поднимается значительно сильнее, нежели передняя. Руль тоже можно отрегулировать. И наружные зеркала. Правда, у них электропривод ущербный: вправо-влево-вверх-вниз они двигаются, а вот сложить их на стоянке можно только вручную снаружи. Руль на вид кажется стандартным, однако когда берешь его в руки, то по диаметру он оказывается меньше, чем на большинстве других легковых Toyota. Торчащий вверх селектор «автомата» при высокой посадке уже не кажется длинной палкой и оказывается прямо под рукой. К барашкам управления микроклиматом тянуться не надо. Также на привычном месте расположены подрулевые переключатели. Да и вообще в эргономике водительского места никаких откровенных недостатков не выявлено — а вы ожидали чего-то другого?
А норов-то породистый!
Уже первые метры пути приятно удивили: Probox на ходу оказался мягче ожидаемого. Но мягкость эта не та, что демонстрируют вальяжные представительские седаны (вроде Toyota Crown). Нет, здесь подвеска весьма плотная и упругая, а приятные эмоции дарит цельность, которую демонстрирует Probox при движении по изобилующему трещинами городскому асфальту. Или когда переезжаешь через трамвайные рельсы со снежным накатом вокруг. Честное слово — уже через несколько минут движения грузо-пассажирская сущность Probox напоминала о себе только через внутрисалонное зеркало, где маячила плоская спинка заднего сиденья и металлические стойки крыши.
|
Подушка плоская, низкая и совершенно горизонтальная, а кармашков или дополнительных ручек — тю-тю |
К габаритам привыкать не пришлось. Капот, конечно же, не виден водителю, но он на самом деле короткий (когда его поднимаешь, это особенно заметно), поэтому с маневрированием в узких пространствах проблем нет. Разве что через внутрисалонное зеркало расстояние до заднего бампера кажется меньше, чем есть на самом деле.
Руль Probox, несмотря на свой небольшой диаметр, оказался даже легче, чем на моем собственном комфортабельном Carib. И управляемость схожа — естественно, с поправкой на передний привод и более простую конструкцию задней подвески. Высокий кузов и слабенький стабилизатор поперечной устойчивости не могут нивелировать кренистость машины в поворотах. Управление не отличается остротой: на покачивания рулем машина реагирует неохотно. Зато и нервозности (в том числе и на высокой скорости) за рулем Probox не ощущаешь.
Понравились тормоза: кроме ABS, здесь еще и регулируемое электроникой распределение тормозного момента, что усиливает эффективность торможения в ситуациях, когда под колесами покрытие с разным коэффициентом сцепления. Жаль, что нет антибуксовочной системы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Тип кузова | универсал |
Размеры, мм | 4195 х 1690 х 1525 |
Дорожный просвет, мм | 155 |
Снаряженная масса, кг | 1040 |
Радиус разворота, м | 5.2 |
Количество мест | 5 |
Количество дверей | 5 |
Объем топливного бака, л | 50 |
ДВИГАТЕЛЬ |
Рабочий объем, см | 1496 |
Тип двигателя | бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, DOHC, VVT-i |
Модель | 1NZ-FE |
Мощность, л. с./об.мин. | 109/6000 |
Момент, Nm/об.мин. | 141.2/4200 |
Тип подачи топлива | EFI (Electronic Fuel Injection) |
ПОДВЕСКА, ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
Тип привода | передний |
Коробка передач | электронноуправляемая, автоматическая (Super Intelligent 4-speed Automatic) |
Передняя подвеска | независимая, пружинная |
Задняя подвеска | зависимая, пружинная |
Тормоза передние/задние | вентилируемые дисковые / барабанные |
Комплектация: гидроусилитель руля, ABS+EBD, 2 airbag, кондиционер, электростеклоподъемник водительской двери, центральный замок, магнитола, регулировка по высоте руля и водительского сиденья, электропривод наружных зеркал. |
|
Задняя подвеска пружинная, зависимая. Полноразмерное запасное колесо — снаружи (при проколе не придется вытаскивать груз). Топливный бак — в базе, перед задней осью. |
Удивила короткоходная педаль газа. При первом нажатии она переместилась всего на пару сантиметров! Однако ликвидация положенной на пол картонки (чтобы коврики не пачкать) ситуацию кардинально не улучшила — ход педали остался коротким. Ну и пусть, возможно, так оно и задумывалось, поскольку динамика разгона машины оказалась вполне достаточной. Достаточной, но неоднозначной. Если с места машина стартует вполне резво, то вот, к примеру, с 60 км/час интенсивность разгона может и не оправдать ожиданий: на пинок по педали газа коробка отвечает почти моментальным срабатыванием кик-дауна (включением пониженной передачи), двигатель «просыпается», но ускорение остается степенным. Возможно, все дело в электронных настройках двигателя (процессоре) и передаточных числах в коробке: редакционная Corolla Fielder с таким же мотором и всего на 50 кг большей массой со скорости ускоряется чуть живее, активнее. Впрочем, все в мире относительно: стритрейсеру динамика этих машин что издевка, зато обычному владельцу, без претензий, динамики Probox окажется более чем достаточно, особенно на фоне рессорной Corolla. Машина без особого труда набирает 140 км/ч, и под педалью газа остается еще некоторый запас мощности (и, соответственно, скорости). Шум мотора при этом на уши не давит, напрягающих водителя рысканий по дороге нет... В общем, поведение на дороге можно признать достаточно породистым (Toyota все-таки!). Конечно, аэродинамика куска пенопласта за городом подводит машину, но разве для скоростных прохватов по шоссе создан Probox? Эта машина грузо-пассажирская, соответственно, ее главные приоритеты и преимущества «лежат в багажнике». И их там помещается больше, чем в любом другом подобном универсале.
|
Такой багажник — и на базе Corolla? Левая ниша в багажнике — для тряпки, аналогичная (только с крышкой) справа — для домкрата |
В целом можно констатировать: современные г/п универсалы улучшаются вслед за пассажирскими моделями: они становятся удобнее для водителя (даже несмотря на простую комплектацию и минимальный набор опций), еще лучше в движении (как по поведению на дороге, так и по акустическому комфорту), они становятся безопаснее (две подушки безопасности и ABS с системой распределения тормозного усилия EBD становятся штатным оборудованием всех машин), в них остается меньше голого металла в салоне. Но приоритет на грузовместимость в ущерб комфорту пассажиров второго ряда тоже сохранился (если не стал еще заметнее). Так что насколько наследник рессорных универсалов Corolla вам подходит — решение сугубо индивидуальное. Наше дело только познакомить вас с машиной.
По вопросам приобретения Toyota Probox обращаться по тел. 8-9086-544-660
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 7
|