Мотошкола Выбор мотоцикла
Не верь глазам своим!
|
Конечно, каждый уважающий себя будущий байкер выбор мотоциклов начинает с просмотра каталогов. Это даст возможность ознакомиться с широкой палитрой когда-либо выпускавшихся японских мотиков. Вы сможете понять (сообразуясь, конечно, с собственным карманом), какая кубатура вас интересует, и решить — для какой цели нужен мотоцикл. Одно время я долго не мог понять, почему многие мотоциклисты, купив себе «японца», буквально через два-три месяца начинали его продавать, чтобы купить что-то еще. Когда сам пересел на «япошку», сразу понял: проблема в узкой специализации каждого класса японских мотоциклов. Тот, на котором можно от души погонять по трассе, может быть неповоротлив в городских пробках. На шоссейной резине неудобно ездить по гравийке на даче. Очень жесткая классификация существует даже внутри некоторых классов. Автор этих строк на протяжении 8 лет старался в своем мозгу выстроить классификацию японских мотоциклов. Не удалось до сих пор. Не уверен, что новичкам нужно знать разницу между супермото и мотардом, поэтому давайте остановимся на старой, как байкерская идея, но простой классификации: чоппер, эндуро, классик, спортбайк. По идее, все остальные мотики — просто вариации и гибриды этих четырех классов.
Итак, уговоры жены построить дачу оставили вас равнодушным, и вы решительно настроены купить себе мотоцикл. Перед вами стоят две задачи. Первая: на какой модели остановить свой выбор? И вторая: на что обратить внимание при покупке, чтобы не «попасть» на дорогостоящий ремонт? Начнем с первой. |
Вы выбрали мотоцикл по каталогу? Зря. Не горячитесь, самый толстый и вальяжный чоппер может оказаться худосочным недотепой, а какая-нибудь маленькая «блоха» будет такой высоты, что ноги не достанут до земли. Так что оставьте каталоги в шкафу и идите в мотосалоны — если не увидите нужной вам модели, то хотя бы поймете, что надо.
На какие модели не нужно обращать внимание? На очень-очень старые (будут проблемы с запчастями) и очень-очень редкие (если вдруг понадобится потом узнать, какой выставить зазор на клапанах, ни за что не узнаете. Негде будет). Поэтому не ошибетесь, если будете смотреть те модели, которые уже популярны у иркутских мотоциклистов.
Хит-парад
Среди чопперов следует обратить внимание на Honda Magna — как на кроху в 250 кубиков, так и на взрослую Honda VF750 Magna, на разнокубатурные Suzuki Intruder, Honda Steed, Yamaha Virago. Среди «четвертушек» можно посмотреть и на Honda Rebel.
Среди классиков можно порекомендовать надежную, ремонтопригодную Honda CB400SF и Honda CB750, Honda Bross. Особой популярностью среди иркутян пользуется Suzuki Bandit. Его популярность не падает уже на протяжении пяти лет. Впору создавать клуб любителей этой марки. Прост в обращении и исключительно надежен и Yamaha SRX400. Любите мощный движок? Обратите внимание на Yamaha V-max.
Взрыв популярности спортбайков объяснить можно только любовью русских к быстрой езде. Потому что во все другие рамки она не укладывается. Любовью молодежи пользуются злобные «четвертушки» Yamaha FZR, Kawasaki GPX, Honda VT250, а также «четырехсотки» Suzuki GSX 400F, Honda СBR400RR, VFR 400R, Kawasaki ZZR 400, Yamaha FZR 400.
Среди более серьезных мотоциклов успехом пользуются Honda СBR600F2, Suzuki DL650V-Storm и CBR 900RR, Honda CBR1100XX Super Blackbird и просто Blackbird, Kawasaki ZZR1100, Kawasaki ZX10R Ninja, Suzuki GSXR1000 и Yamaha YZF1000R Thunderace.
Эндуро. Здесь все зависит от того, для каких целей вы покупаете мотоцикл. Для тяжелого бездорожья можно порекомендовать Yamaha TT-Raid — этот 250-кубовый мотик пользуется успехом, который обусловлен малым вестом и жесткой ходовой частью. Малооборотистый движок способен выдрать мотик вместе с ездоком из любой, ну или почти любой, грязи. Но любителям офф-роуда стоит посмотреть и в сторону 250-кубового Suzuki Djebel — его ходовая не менее жесткая, мотоцикл превосходно подходит и для довольно рослых и тяжелых водителей. Кроме этого, у него объемный бак, что немаловажно для далеких походов. Для городского эндуро можно посоветовать недорогую Honda AX-1, Honda NX250. Если вылазки по бездорожью вы хотите сочетать с асфальтовыми путешествиями, то стоит подумать о мотике помощнее: подойдет Suzuki DR-350, Yamaha XT400 Artesia. Эти мотики стоят на разных ценовых уровнях. Дэ-эрка больше предназначена для бездорожья.
Если ваша стихия — дальнобой, снова обратите свое внимание на семейство Yamaha: XT 600E, XT660E, Yamaha SuperTenere, Yamaha TDM 850. Эти мотоциклы отличаются надежностью, невысокой ценой (например, новый XT660E стоит чуть больше 7000 у.е.). Особой любовью сибиряков пользуются бессменные Yamaha Transalp, Honda Dominator, Afrika Twin и Varadero.
Однако при приобретении эндуро возникает вопрос — где достать мощный мотоцикл? «Четвертушки» в салонах купить не проблема. А вот что касается более мощных эндуро, то тут дело обстоит не так хорошо, как например, со спортбайками. Дело в том, что эндуро — это самые дорогие мотоциклы. Причем они пользуются довольно ограниченным спросом, и владельцы салонов не спешат вкладывать деньги в этот товар. Можно, конечно, рискнуть и заказать мотоцикл со 100-процентной предоплатой. А можно и посмотреть в сторону Новосибирска. Правда, в сторону НБС нужно смотреть только в том случае, если вы готовы потратить больше 5000 у.е. За эту цену в НБС можно найти прекрасно сохранившийся, свежий мотоцикл.
Смотри, да не засматривайся!
На что надо обращать внимание, когда покупаешь мотоцикл? Если вы — «чайник», возьмите с собой хоть кого-нибудь, кто понимает, на что надо смотреть. Даже если считаете, что вы профи, все равно возьмите с собой критически настроенного друга. Иногда очарование мотоцикла так велико, что вы будете в упор смотреть и не видеть какие-то его недостатки. Оцените внешний вид. Обтекатели должны быть целыми, подножки и рукоятки — тоже. В общем-то, не беда, если вы заметили небольшие следы от падения. Не падает тот, кто не ездит. А кто сказал, что вы на нем падать не будете?
На мотоцикле не должно быть ржавчины. Соленый воздух Японии быстро губит и ходовую, и двигатель. Ржавый налет допустим только на патрубках, выходящих из цилиндров (у чопперов и этого быть не должно). Обратите внимание на крепеж — он должен быть нержавым и оригинальным. Если он заменен на наш родной — это означает, что мотик тщательно перебирали. Загляните в бак — никакого налета в нем быть не должно.
Проверьте геометрию рамы — колеса должны быть в колее, и не крест-накрест. Посмотрите на них сзади и все поймете.
Обратите внимание на внешний вид двигателя — на нем не должно быть масла и коррозии (соль разъедает даже алюминий). Тщательно осмотрите обода на предмет трещин и вмятин. Кстати, здесь, как правило, указан реальный год выпуска мотоцикла. Иногда разница между реальным годом выпуска и годом, указанным в документах, составляет от 2 до 4 лет. Обратите внимание на резиновые детали — чем старше мотоцикл, тем они старее. А значит, не исключена их замена в ближайшем будущем.
Оцените задние амортизаторы (они рабочие и не текут). Качните вилку — она должна работать и упруго возвращаться обратно. Недопустима ржавчина на направляющих, не беда, если вилка немного потеет — сальники заменить легко. Обратите внимание на тормозные диски. Как правило, передний намного тоньше, чем задний — им чаще пользуются. Оцените изношенность. Новый диск может обойтись в 100-300 у. е., в зависимости от производителя. Заодно оцените работу тормозов — попробуйте прокатить мотоцикл при выжатом тормозе. Посмотрите на резину — на ней не должно быть трещин. Если есть, резину придется заменить. Вас все устроило? Тогда заводим и слушаем.
Все, что может чуть-чуть «звучать не в унисон» — это легкое поцокивание клапанов. Все остальные шумы говорят о том, что мотик не ваш. Двигатели с водяным охлаждением работают, как правило, мягче, чем воздушники. Если вы слышите шум растянутой цепи ГРМ, это чаще всего означает, что пробег приближается к 100000 км. Цепь, конечно, можно заменить, но тогда придется разобрать полдвигателя. Оно вам надо? Ну и, конечно, любого покупателя должен насторожить дым, идущий из глушителя. Не поддавайтесь на уговоры — современный 4-тактный движок дымить не должен. Если, конечно, он исправен. В идеале нужно попробовать мотоцикл на ходу. Оставьте залог автосалону или владельцу и прокатитесь — это позволит оценить приемистость двигателя, работу тормозной системы и убедиться, что КП в порядке. Не уверены в себе? Можете напроситься пассажиром — тоже получите свою долю ощущений. Вам понравилось? Тогда за чем дело стало? Покупайте!
Куда пойти, куда податься?
Сразу после покупки возникает вопрос: где обслуживать мотоцикл? Хорошо, если ему требуется только замена рабочих жидкостей да расходников вроде колодок и фильтров. А если возникнет проблема посерьезней?
К счастью, есть люди, которые не оставят вас один на один с бедой. Этой зимой, наконец, в Иркутске заработал сервис при мотосалоне «Драйв» (ул. Трактовая, 18, тел.: 8-902-1-762-603, Андрей). Цены весьма демократичные. Обслужить мотик по минимуму (заменить масло, фильтры, колодки) будет стоить 500-800 рублей без стоимости расходников. Промывка карбюраторов — от 1000, синхронизация — от 200 рублей. Здесь же ремонтируют все виды амортизаторов и электронику. Например, восстановить реле-регулятор можно рублей на 800, в то время как новый обойдется в 100-120 у.е.
Еще одно место, где можно гарантированно получить качественное обслуживание — «Автокосмос» (проезд Космический, 2А, тел.: 205-000, спрашивать Андрея Алехновича). За сложный ремонт здесь не возьмутся (мотоциклы — не основная деятельность сервиса, это только хобби), обслуживание мотоцикла обойдется около 100 у.е. Эндуристы — сюда! Здесь вы найдете своих единомышленников!
Ангарск. «Восток-авто», 82-й квартал, во дворе магазина «Весна». Тел.: 8-(21)-56-96-93, спросить Дмитрия. О цене нужно договариваться индивидуально. За сложный ремонт возьмутся только в том случае, если у вас есть «свои» запчасти.
Ангарск. Авторемонтное предприятие Кряжева. Находится на Московском тракте, напротив оптового рынка «Сатурн», недалеко от ангарского вокзала, в здании телецентра, с другого торца. Тел.: 52-69-05, спрашивать Валерия Кряжева. Это тот редкий случай, когда можно не просто отдать двигатель в сложный ремонт, но и восстановить запортаченный движок. Инструментальная база для этого есть.
Мотоциклы — не основная деятельность, это страсть. Владелец предприятия всерьез и долго занимался мотоспортом.
Сделай сам!
Честно говоря, я всегда считал так: хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай сам! Точка. К чему я это говорю? Да вот к тому, что байкерское движение в Иркутске существует с 1998 года. Я езжу на мотике с 1998 года. Откуда взяться человеку, который знает о мотиках больше меня или моих друзей? А ведь я знаю далеко не все. О «мотогонах» я не говорю — это уже профи, с ними мало кто может сравниться, но они редко занимаются ремонтом мотоциклов — некогда. К чему это я? Да к тому, что в одном из сервисов с мастерами состоялся очень интересный разговор.
— Ну, а как насчет капиталки?
— То есть?
— Ну, расточить цилиндры, поставить поршни ремонтного размера?
— Не делаем!
— !?
— Поршни все идут китайские. В Японии ремонтные поршни не производятся. Так что смысла нет.
Этот разговор погрузил меня в длительное раздумье. Только что я купил ремонтный поршень требуемого размера. Оригинальный. Японский. Все клейма и признаки указывают на то, что поршень оригинальный. Не доверять поставщику нет оснований. Кроме того, все поставщики или магазины в разных городах, в которых я когда-либо бывал, откровенно говорят о том, если запчасть китайского производства. Даже предлагают на выбор: «Вот это китайское, подешевле, а это — испанское (американское, японское), подороже». Или я дурак, или ребята чего-то не знают. А раз не знают, значит... Стал наводить справки. Дозвонился до Москвы.
Эксперт концерна «За рулем» Дмитрий Балдин, который долго работал в журнале «Мото», высказался так:
— Производители японских мотоциклов, как и производители автомобилей, нацелены на то, чтобы движки со временем стали одноразовые. Не существует поршней ремонтного размера на двигатели с никасильным покрытием. На все остальные модели японские производители выпускают поршни ремонтных размеров.
Кроме этого, мне удалось выяснить, что неудачные поиски ремонтных поршней (точно так же, как и некоторых других запчастей) могут быть вызваны менталитетом японцев. Они, как правило, требуют от заказчика год выпуска мотоцикла, номер двигателя, номер рамы. Вводят все это в программу поиска, если компьютер выдает четкое: «запчастей нет», поиск запчастей прекращается. Русские народ ушлый. Они заходят в ту же самую программу с «черного входа» и имеют возможность сравнить двигатели одной модели разных годов выпусков. И зачастую оказывается, что на двигатель 1992 года выпуска поршней нет, а точно на такой же движок, но уже 1989 года — есть! Что и следовало доказать. Кроме этого, ремонтные поршни и гильзы выпускает американская фирма Wiseko. Запчасти можно найти практически на любую модель мотоцикла. Но я отвлекся.
Если вы купили мотоцикл и решили, что на этом все мучения закончились, вы не правы. Мотики секонд-хэнд, как и б/у автомобили, нуждаются в материальной поддержке. Впрочем, если вы купили его для того, чтобы убить за сезон и продать подешевле, тогда можете в него вообще не лазить и даже не смотреть, что там и как работает. Работает ведь, чего еще нужно? А если вы хотите долго и счастливо эксплуатировать покупку, придется раскошелиться. Итак, замена масла обойдется в 800-1000 рублей, замена масла в вилке — 400-800 рублей. Самое дорогое — резина. Один только «бублик» на заднее колесо для спорта от ведущих производителей Европы может обойтись в 250-300 у.е. А ведь нужно еще заменить воздушный и масляный фильтры, поменять антифриз, тормозную жидкость. Нужно оценить изношенность звездочек и цепи, при необходимости меняется весь комплект. Особое внимание после покупки пожилого секонд-хэнда нужно уделить сальникам. Причем не только на вилке и в ступицах колес. Следите за сальниками на двигателе, они могут побежать. Позору не оберетесь.
Обратите внимание на тормозные колодки — от старости они могут начать отслаиваться от основы или быть изношены в ноль. Какой еще совет дать новичку? Почаще мойте свой мотоцикл! Сами. И при этом внимательно его рассматривайте — все огрехи, которые вы просто так никогда бы не увидели, обязательно при этом вылезут. Иногда даже прежде, чем успевает возникнуть сама проблема. Потеки масла, подозрительные пятна, трещины в креплении, почти отломившиеся контакты, отвернувшиеся болты. В гараже большинство внештатных ситуаций можно предупредить. Все поменяли, просмотрели, во всем уверены? Тогда езжайте! До встречи на дорогах!
Майкл СТЕПЛЕР
Автомаркет+Спорт № 12
|