Экспресс-тест ГАЗ-31105-510
Бурлаки на Волге
Волга-мать, когда б таких детей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни... Эх, умеют же отечественные автомобили навеять что-нибудь из русской классической поэзии. Хотя лучше бы припомнить полотно с несчастными бурлаками, за гроши тянувшими купеческие баржи вместо паровых двигателей. Вот где правда жизни на все века.
|
В принципе, с новым щитком общий интерьер не стал ни краше, ни веселее |
Что там искусство! Этот ГАЗ-31105 сам как уникальный памятник российской культуры: вся центральная часть из глубокой советской эпохи, палуба, корма, окрас и оформление салона в различных постмодернистских стилях, а под капотом новоиспеченный легионер бразильского производства с клеймом DaimlerChrysler. Да тут не только своя история переплелась: на безмерной груди Волги-матери пригрелся плод неравного брака мировых акул автобизнеса, тоже переживающих не самые лучшие времена.
И ведь далеко не первая «сиротка», между прочим. Прикармливала эта могучая река и Rover, и Peugeot, и даже Toyota с бензиновыми и дизельными «ртами», а все что-то неблагодарностью отвечали — быстро насыщались и бросали, не попрощавшись. Может, с проамериканским детенышем больше повезет? «Какой ни есть, а все ж родня!»
Издалека долго
Поразительное оправдание надежд! Двухвальный, с двумя балансирами, с тонкостенным чугунным блоком, пластиковым впускным коллектором и пластиковой же клапанной крышкой (!), с демпфером крутильных колебаний в маховике, легкий, тихий и мощный — этот по всем параметрам современный 4-цилиндровый двигатель по своей ментальности оказался действительно куда ближе к «Волге», чем современное ЗМЗ-поколение!
И дело даже не в том, что под капотом он раскинул свои чресла, как у себя дома. Дело в привычках и характере. Неведомо, как этот 2,4-литровый агрегат работает в стилизованном под ретрокар Chrysler PT Cruiser, куда штатно устанавливается, но в настоящем ретрокаре ГАЗ-31105 он исключительно адекватен.
|
Много пластика и мало форсу, но в качестве стандартного двигателя для «Волги» это хороший вариант. Довольно экономичный и наверняка надежней и долговечней, чем любой ЗМЗ, хотя насколько дорогим окажется в обслуживании, пока не ясно |
Включаешь стартер, и вот она, волнующая истина причастности, ощущение себя не как «прокладки», а как важного звена между сиденьем и дорогой. Стартер работает долго и будто в руке, импульсы от него настолько сильные, что мощные магнитные волны ротора и статора как бы расходятся по всему кузову. А с какой живой естественной встряской двигатель запускается! Машина пробуждается, словно верный пес, учуяв хозяина: вскочит, встряхнется всем туловищем и энергично завиляет хвостом.
Интересные впечатления, все-таки в иномарках «размерного» класса такого жизнерадостного приветствия не испытаешь, там все как-то по-кошачьи приторно, без эмоций. А звук двигателя какой красивый! Густой, солидный, смакующий каждый «пых» в цилиндрах, как у канувших в лету 402-х того же объема. И даже краше.
К тому же переделана подвеска мотора и выпускная система, которая здесь с катализатором для соответствия нормам Евро 2, а машина все равно звучит авторитетным начальственным баритоном, как в родные для себя времена. Но выглядеть и ездить-то должна по-другому?
|
В стремлении оставаться представительным автомобилем не следовало бы забывать, что задние пассажиры нуждаются не только в уютной обивке монококов |
Живи мы сейчас в той же советской изоляции, нынешняя «Волга» все так же поражала бы воображение среди массовых автомобилей. Ее широкий плоский силуэт с обточенными «берегами» и маленьким колпаком салона, рельефным утесом-челюстью, фарами-маяками в каплевидных блоках, с колючим прострелом «лазерных» противотуманок — все бы сошло за авангард автопрома.
Окраска двухслойным металликом в один цвет с бамперами, зеркалами и ручками, заводская тонировка стекол, колеса на 15 дюймов с пониженным профилем шин. А стальные «алюминизированные» диски? Литье не обязательно — по дизайну диски теперь и так очень эффектны: характерные вырезы редкими крупными треугольниками обычно встречаются на дисках внедорожников. Центральный замок, электрозеркала с подогревом, электропривод стекол всех дверей.
Фантастика, одним словом. Багажное отделение все такое же огромное и плоское, а выстеленное ковролином, выглядит даже не багажником, а уютным лежбищем. И запаска на «подносе» в нем смотрится оригинально и функционально, поскольку все равно ее некуда больше спрятать.
Двери не тяжелые, но лучше бы такими были, может, тогда и замки «включались» послушней, и звук примыкания был поглуше. А еще, наверное, работа стеклоподъемников не пугала бы своей мощью: когда стекло двери под электродавлением заходит в «верхнюю мертвую точку», то вместе с ним и саму дверь как домкратом начинает вжимать в проем. Необычно, однако.
|
Непреходящие ценности — хоть чемоданы вози, хоть сыпучие грузы |
Хорошо ли внутри? Еще с детства отпечатался такой образ заправского «волгаря»: левая согнутая в локте рука на подоконнике, другая «мотает» руль, или левая рука вместе с туловищем на руле, а правая «мотает» ручку КП, не «отклеиваясь» от нее. Почему так? Автомобили лепят людей по своему подобию. «Волга» — автомобиль большой, но это от бампера к бамперу, внутри же нет свободы полета — низкая крыша, узкие двери, фронтальная сдавленность и маленькие окна «теснят ум и душу», хочется все раздвинуть от себя подальше, «развернуться» в полный рост. Вот и приходится водителям, как тем роботам из жидкой ртути, мимикрировать под обстоятельства.
Салон утопает в диванной роскоши, но это на грани нелепости громоздкой «мягкой мебели» в тесной комнате. Передние кресла широкие и уютные, но именно как «комнатные», а как автомобильные плотно удерживать тело не могут, а неудобные рычаги и рукояти регулировок тем более не добавляют к ним симпатий. Задний диван тоже не идеал: спрофилирован уже не на троих, но еще не для двоих — «ковши» посадочных мест не совсем проработаны, а третьему будет не очень удобно из-за выпуклой середины.
Опять же, вопреки габаритам, сзади места для ног немного, и удивляться здесь нечему — большая часть пятиметрового кузова помпезно «вытянута» в капот и багажник, сам же пенал салона невелик. А вот откидной подлокотник сзади класс — на такой и для сна облокотиться милое дело, да и выдвижные подголовники здесь явно удались.
Но в целом интерьер безликий и неинтересный, совершено ничем не задевает. Пластик передней панели и дверей не покоряет качеством, хотя зазорами и перекосами не страдает, а вот центральный бокс с «пимпочкой» регулировки зеркал на торцевом скате выглядит уж слишком дешево и хрупко.
Управление климатом порадовало своей организацией: на трех кругляшах с достаточно четкой символикой, скорость мотора печки меняется бесступенчато, с автоматическим режимом, и схема распределения потоков продумана оптимально, но разочаровало исполнение — скрипучий заедающий ход рукояток навевает древнерусскую пластмассовую тоску. Клавиши включения опций на ощупь тоже «мерзкие». Тумблеры на старинных «Волгах» как-то милей выглядят.
Вниз по Волге-реке
Впрочем, о чем говорить — комплектация салона полностью как в модели 31105, и только приборный щиток изменился, причем не факт, что в лучшую сторону: основные шкалы модненько окантованы под хром, но сильно «разбросаны» и подслеповаты, причем тахометр подозрительно без красной зоны и всего до шести тысяч.
Но никакие мелочи не изменят ощущениям чего-то значительного, с которыми устраиваешься за рулем, пусть он не хочет под тебя регулироваться и сам не ахти какой удобный. Впереди за горизонт уходит капот, позади где-то далеко остался хвост, сидишь, не видя берегов, но понимаешь — это должно ехать достойно имени. И едет! Сто пятьдесят сил марки DaimlerChrysler подхватывают этот металлоемкий приземистый слиток не так чтобы очень легко, но очень надежно, с красивым звуком опять-таки. Те великолепные 11 секунд разгона до сотни, что декларирует производитель с этим мотором, «Волга» по ощущениям как будто способна «выдать».
Но быстро был разгадан скромный «рисунок» тахометра. На низах двигатель не такой тяговитый и вообще не такой эластичный, как хотелось бы для «Волги». На высших передачах можно «плавать» на малых скоростях, однако желаемого запаса тяги для рывка без переключения нет, провокации на разгон «внатяг» вызывают недовольное напряжение в голосе. Но главное, на оборотах уже в районе 4000 красота звучания превращается в обычный шум с каким-то резонирующим по кузову эхом.
В итоге акустически приятный и динамически активный диапазон оказался довольно коротким, «Волга» не изменила своим руслам — течет себе полноводно и уверенно, но утопить в разливе чувств, как обещает молодецкая надпись Power Tech на корпусе фильтра ее нового двигателя, видимо, возраст и воспитание не позволяют.
В рамках адаптации мотора здесь также переработали сцепление, в том числе с целью добиться плавной передачи момента. Что получилось? Не совсем удобно получилось: ход педали не слишком «тугой», но большой, при этом «схватывает» только в самом конце хода. Но, в принципе, чувствительность сцепления признаем удобной, оградить пассажиров от нежелательных рывков можно.
С теми же целями «перебиралась» и сама коробка. Что действительно хорошо — это четкая избирательность передач, не промахнешься, но портят все великоватые ходы «ручки» и повышенная сопротивляемость включению, особенно второй передачи, которая и по своему «месту» в коробке показалась не оптимальной.
Технические данные автомобиля «Волга» ГАЗ-31105-510 |
Длина/ширина/высота, мм | 4912/1812/1422 |
База, мм | 2800 |
Колея впереди/сзади, мм | 1500/1444 |
Клиренс, мм | 160 |
Размер шин | 195/65 R15 DaimlerChrysler, 4-цилиндр., распределенный впрыск, катализатор, распределенный впрыск, катализатор, twin cam, 16 Valve |
Двигатель |
Рабочий объем, куб. см | 2429 |
Диаметр и ход поршня, мм | 87,5х101,0 |
Макс. мощность, кВт (л. с.) | 112 (150) |
Макс. крутящий момент, Н.м | 224 |
Тормоза | двухконтурные с вакуум-усилителем без ABS, впереди вентилир. диски, сзади барабанные |
Рулевой механизм | винт-шариковая гайка |
Максимальная скорость, км/час | 178 |
Время разгона до 100 км/час, сек | 11,2 |
Расход топлива, л/100 км: |
при 90 км/час | 7,8 |
при 120 км/час | 10,8 |
городской цикл | 13,7 |
Емкость топливного бака, л | 70 |
Подвеска, помнится, еще давненько пережила стресс перехода от шкворневой зависимости к прогрессивным шаровым соединениям, но своих достоинств от этого не утратила — плавность хода царственная. Равно как и недостатков: раскачка кузова заметна не только боковая и диагональная, но и продольная, причем не только на пологих ямах, но также на колдобинах и рытвинах. А задний мост на рессорах все так же склонен «приплясывать» и «рыскать».
Но по-настоящему-то смутило как раз другое — характеристика управляемости. То, что легкий руль с гидроусилителем аморфен в реакциях и реактивности, предлагая «рисовать» повороты «по наитию» — это куда ни шло, но отчего такая «никакая» чувствительность на прямой при активном вождении?
Инертность буквально как у баржи. Резко отклоняешь баранку для объезда ямы (или пешехода?), а машина как ехала прямо, так и едет. Кажется, проходит вечность, прежде чем корпус сделает маневр. Если «метнуть» руль в сторону и обратно, то «Волга» команду исполнит, но только с таким опозданием и неохотой, будто рулевые тяги на обеденном перерыве, да еще с недовольным покачиванием бедрами.
Такой вот естественный ограничитель высокой скорости, благо, своевольных отходов от курса «Волга» допускать не склонна, да и сами «волгари», как видно, не любители «шустрить» на дороге, едут согласно инерции, без лишних метаний по полосам.
В общем, первые впечатления не обманули, на машине и едешь как на ретрокаре в модерновом облике. В спокойных режимах здесь спокойно и тихо, но целыми днями мотаться по городам и весям в современном потоке уже вряд ли доставит удовольствие. И как тут не завести разговор о дальнейшей судьбе модели?
В стране, в сущности, только и осталось назойливых проблем, чтобы перезахоронить мощи Ленина, казнить смутьяна Березовского, да проводить на почетную пенсию «Волгу», пока она полностью не утратила интерес к себе. Иначе забвение. Можно возразить, конечно, мол, в той же Японии для определенных целей до сих пор выпускают рамный Crown, и ничего. Да, аргумент.
Но вспомним лучше выдающихся советских автоконструкторов середины ХХ века, которые уже тогда признавали, что внедрить в имеющуюся конструкцию какой-то агрегат с целью коренных ее улучшений, да без последствий, невозможно. Согласованно заложить все свойства удается лишь при разработке проекта с нуля. Может, потому и рамный Crown до сих пор выпускается, что именно так проектировался?
Так что, правильно новое руководство ГАЗа решило проводить «Волгу» на пенсию, к тому же процесс затянется во времени, а до того она еще не раз выйдет в свет с модным макияжем. Например, скоро появятся боковые зеркала с повторителями поворотов.
Что касается модификации 31105-510 с крайслеровским двигателем, то ее выпуск планируется довести до соотношения 50/50 к моделям с двигателями ЗМЗ, а учитывая цену в районе $10000 вместе с «грузом» перечисленного опциона, то этот проект поддержки увядающей святыни кажется вполне мудрым.
Василий ЛАРИН Автомобиль был предоставлен региональным дистрибьютором ГАЗ, фирмой «Агат-Авто», г. Иркутск, ул. Полярная, 145, тел. 38-69-96
Автомаркет+Спорт № 14
|