Опыт эксплуатации
За державу обидно
В семье была «копейка» 1978-го года выпуска. Эксплуатация этого автомобиля в застойные времена отличалась преодолением трудностей, сопутствующих эпохе развитого социализма. Все запчасти покупались впрок, до сих пор в гараже лежат лампочки, детали подвески, купить которые в далеком 1990-м считалось за счастье. Резину наваривали в Свирске, т. к. в свободной продаже купить было сложно. В этой «копейке» отчетливо проявлялись итальянские корни, впоследствии безоговорочно утерянные. Один внешний вид ВАЗ-2110 свой уродливостью подтверждает безразличное отношение инженеров и конвейерных сборщиков к своему детищу. ВАЗ-2101 собирали если не с любовью, то с приличным контролем всех технологических норм и правил.
На неравнодушие создателей «копейка» ответила фантастической надежностью, нехарактерной для российского автопрома постперестроечных времен. С этим автомобилем абсолютно не было никаких проблем. Раз в году заменялись шаровые, масло да фильтры. Впоследствии шаровые были переделаны на разборные, с болтиком для устранения зазора от выработки между пальцем и корпусом опоры. Воспоминания от эксплуатации «копейки» сводятся к банальному «завел и поехал». Заводилась она в 30-градусный мороз без проблем. Печка ВАЗа отлично справлялась со своими обязанностями; что такое «холодно в машине», понял, купив «Москвич». Капремонт двигателя «копейка» получила на 140 тыс. км пробега, после капиталки до продажи в 2003 году прошла еще 75 тыс. км, не предвещая двигательных проблем. На 15-м году у автомобиля прогнило днище кузова, пороги, крепеж аккумулятора под капотом, все это получило заплатки или замену.
«Копейка» была отцовская, а я, женившись в 1994 году, захотел независимости и поехал на рынок за «шестеркой». Денег немного не хватило, а через неделю цены еще поднялись в связи с повышением отпускных цен на АвтоВАЗе. Друзья предложили М-412 1980 г. вып. за 15 тыс. руб. с торгом. Привлекательность покупки состояла в том, что хозяин не ездил быстрее 40 км/ч, зимой машина не эксплуатировалась. Внешний осмотр кузова не выявил ни единой царапины или скола краски, состояние салона соответствовало внешнему виду. На одометре были реальные 76 тыс. км пробега, я в свою очередь накатал до продажи в 2001 году 41 тыс. км.
Если сравнить «Москвича» со следующим автомобилем, то с уверенностью можно сказать — счастливые километры. «Москвич» отрабатывал на все 100 процентов потребительские качества, заложенные в него создателями. Понравилась очень мягкая, не слышная в салоне, не замечавшая кочек подвеска. Зимой он плохо заводился в холодном гараже, я ходил за машиной с термосом, чтобы полить горячей воды на коллектор, затем изготовил электрический фен мощностью 3 кВт из асбестовой трубы длиной 300 мм и диаметром 200 мм. В трубу с одной стороны вставил вентилятор от компьютера, а с другой — спираль из нихромовой проволоки в палец толщиной. Вентилятор едва успевал сдувать тепло с раскаленного нихрома, но двигатель за 15 минут нагревался до температуры возгорания рабочей смеси в цилиндрах даже в самые лютые морозы. За семь лет эксплуатации, кроме замены свечей, фильтров и масла, вопросов к «Москвичу» не возникало. На седьмом году эксплуатации побежал тормозной цилиндр на ступице колеса. Несколько раз менял манжеты из-за плохого качества резины (где их делали?), но, вынужденно побывав в автомагазине, был искренне возмущен ценой запчастей на «Москвича», троекратно превышавшей аналогичные для ВАЗа. Стало обидно, и я задумался о продаже. Знакомый, купивший «Москвича», дает ему должное техобслуживание, и он до сих пор не требует серьезных ремонтов.
Настоящий ужас я испытываю при воспоминании о следующем автомобиле — ВАЗ-2104 1996 г. выпуска. Альтернативы «четверке» не было, хотел универсал, и только отечественный 1996-97 гг. вып. В мае 2001 года на рынке в Рабочем «четверок» ценой 60-75 тыс. руб. было мало, и выглядели они устало, а на дорогую денег не хватило. Присмотрел в Усолье по объявлению интересный вариант. За 60 тыс. руб. предлагался белый, чистенький снаружи отечественный универсал 1996 г. вып. Состояние салона удовлетворительное, исцарапанные пластиковые детали обшивки дверей решено было заменить, техсостояние всего остального не внушало опасения за безоблачную эксплуатацию.
«Белая мечта» заняла свое место в моем гараже, но одновременно с этим я практически лишился свободного времени, превратившись в автослесаря, а семейный кошелек обременили траты на перманентный ремонт.
В первую неделю после покупки захрустела коробка передач. В сервис не пошел, т. к. по определению российские авто ремонтируются в условиях собственного гаража, да и не хотел никому доверять свою машину. С другом скинули коробку, заменили рассыпавшийся подшипник пятой передачи из-за разрушения пластикового сепаратора. Сэкономил на этом 1 тыс. руб. против сервиса. Поменял пластиковые детали кузова, благо, все это в магазинах было и стоило недорого. Салон пришел в нормальное состояние. Но тут появились сбои в топливоподаче. Стерся шток бензонасоса. Новый шток простоял 10 дней. Кулачок распредвала при осмотре имел шероховатую поверхность, что являлось наждачкой для штока бензонасоса. Но снимать для ремонта, или менять распредвал счел нецелесообразным, дешевле менять штоки бензонасоса, да и в головку вмешиваться с демонтажом распредвала не было желания. Возил с собой запасной шток, и в гараже лежало штуки три, которые докупал по мере расхода.
Доставали мелкие неисправности типа течи тосола, которые устранил добавлением в тосол присадки против течи в системе охлаждения. Течь прекратилась, но неполадки посыпались, как из рога изобилия. Было искреннее желание довести машину «до ума», чтобы испытать радость от беспроблемной эксплуатации российского автомобиля, вместимого и удобного, хотелось бы сказать, надежного. Владение двумя отечественными авто (собранными во времена развитого социализма) оставляли такую надежду. Но не тут-то было. После замены застучавших шаровых потребовали замены рулевые наконечники из-за появившегося люфта.
Поставил новую трековскую трапецию. Про тормозные колодки говорить не надо — расходный материал. Сточил напильником набитый буртик заднего тормозного диска, т.к. новые колодки не входили по диаметру на свое место. Вот, казалось бы, и все, но что-то засвистело в трансмиссии. Имея опыт, скинул коробку самостоятельно и заменил пришедший в негодность выжимной подшипник. Через неделю свист повторился. Демонтировал негодный выжимной, и понес в магазин, где бракованную запчасть менять отказались. Купил в другом магазине, но уже попросил пометить красочкой в случае неликвида. Варил водительское сиденье, лопнувшее рядом с шарниром регулировки угла наклона спинки.
Все это произошло за три летних месяца, жена часто добиралась на дачу на автобусе, пока я занимался ремонтом. Все исправил, но желание иметь такой автомобиль пропало. Поставил «четверку» в гараж и ездил на отцовской «копейке».
Придя зимой в гараж в очередной раз за картошкой и осмотрев свое уже нелюбимое приобретение, увидел, что на порогах блестит металл со следами ржавчины, ввиду отсутствия краски, уничтоженной пескоструйкой, а грунтовки пороги вообще никогда не видели. Ржавчина также появилась в местах крепления фар к кузову. С грустью вспомнил отцовскую «копейку» и своего «Москвича». К весне покрасил из баллончика пороги (почти попал в цвет) и погнал «четверку» на рынок.
ВАЗ 1996 г. вып. отказался продаваться, цепляясь за меня всеми своими многочисленными железками. Для начала в Усольской ГАИ что-то произошло с компьютерами, и снять с учета не было возможности весь май — до начала июня. Все это время машина посещала рынок с ценником 65 тыс. руб. — по цене покупки. При движении с рынка засвистел выжимной. В третий раз скидывать коробку из-за выжимного не захотел, подрегулировал шток рабочего цилиндра сцепления до исчезновения свиста, педаль немного изменила регулировку, но это уже было не так принципиально. При посещении рынка во второй раз пожилой покупатель крупных размеров сел на водительское место, задев животом за руль, и рулевая колонка отвалилась от кузова вместе с лопнувшими крепежными пластинками. Продажа на этом закончилась. Приварил самостоятельно пластинку, на которой держится рулевая колонка, в своем гараже. В третий раз, заплатив за рынок, не смог заехать в ворота Рабочего, выпала ручка переключения передач из коробки, плохо зафиксированная в посадочном месте. Зафиксировал ручку прямо на рынке, машину смотрели, но не забрали. На четвертый раз машину купили, предварительно проверив на ходу. «Четверка» в день продажи вела себя прилично, радости моей не было предела, дай Бог здоровья тому человеку, который купил ее за 60 тыс. руб.
Радость от продажи сменилась раздумьями. Так как заезжаю к себе в гараж через бугорок с поворотом, задний привод не годился — чтобы не задеть боковиной ворота в весенний гололед или в снегопад, приходилось руками заталкивать машину в бокс. Позитивные впечатления от «копейки» и «Москвича» толкали меня на приобретение полуторалитровой «девятки», произошедшее с «четверкой» посчитал форсмажорным обстоятельством, а не закономерностью. Советы отца о покупке небольшой иномарки не воспринимал из-за отсутствия опыта эксплуатации и ремонта импортного авто. В первое посещение рынка начала лета 2002 г. в Рабочем, за располагаемые мной 100 тыс. руб. приличного ВАЗ-21093 не оказалось. Дешевле продавался откровенный хлам, а устраивавшие меня образцы стоили от 115 тыс. руб. На вторые выходные предложение в Рабочем осталось без изменений. Учитывая автомобильную неполноценность «четверки», безлошадное существование утомило.
К третьей неделе у жены лопнуло терпение, и она поставила условие — без машины с рынка не возвращаться. Стал присматриваться к иномаркам. Понравился Mark II 1989 г. вып. с его шикарным салоном, рождавшим космические ассоциации, но задний привод и возможные трудности с его последующей продажей толкнули на дальнейшие поиски. Синий седан Toyota Corolla Sprinter 1994 г. вып. с двигателем 1,3 л и годичным российским пробегом для моего пророссийского автоменталитета оказался лишенным каких бы то ни было недостатков. Отличался он от своих суперовых сестричек «мясорубками» вместо электрических стеклоподъемников и материалом обивки сидений «в рубчик». Восемьдесят девять с половиной «лошадей» 1300-кубового двигателя против ВАЗовского стандарта воспринимались однозначно как достоинство; про кондиционер, автомат, дизайн салона, эргономику, которую ощутил кончиками пальцев, усевшись за руль, даже говорить не надо, но почему-то к радости потенциальной покупки примешалась «обида за державу». Обследовали с другом материальную часть автомобиля, которая лишила нас сомнений. Все сухо, придраться не к чему. Заведенный двигатель ответил несравнимым с российскими авто шелестом. Тест-драйв не выказал недостатков машины, к тому же хозяин решил подвинуться в цене до реально имевшихся у меня 105 тыс. руб.
После оформления документов еду за другом через суетный Иркутск с некоторым напряжением, стараясь не перепутать ручку дворников с рычажком поворотников. Но через 10 минут напряжение прошло, правый руль для моего неосознанного интуитива стал даже ближе. Гидроусилитель вкупе с автоматом и каким-то секретом японских инженеров обеспечивали изумительную управляемость автомобиля. Расслабился на удобном сиденье. Тихий двигатель, автомат, плавно переключавший передачи, создавали иллюзию отрешенности от движения, скорости не ощущалось, но на спидометре стрелка уже подвинулась за 130 км/ч. Моргнув другу, свернувшему на Ангарск, на прощание фарами, уверенно продолжаю свой путь домой в Усолье.
Приятные ощущения от первой поездки неизменно повторялись, и я к этому привык. Напоминанием о моей прошлой автомобильной жизни стала поездка на Байкал с родственником и его «Нивой». При аппетите моей Corolla в 5,5-6 литров по трассе, «Нива» по дороге подъезжала к заправочному пистолету целых три раза против одного, потребовавшегося мне. Родственник вышел из «Нивы» на берег голубого озера усталый, с трясущимися руками, меня же дорога нисколько не утомила. Случилось это через пару месяцев после покупки. Последующие 10 месяцев ничем не омрачили моего автомобильного существования, хотелось ездить много везде и всегда. Расход топлива не напрягал — около 6,5 л по городу. Из текущих работ заменил только масло в двигателе и воздушный фильтр.
Второй год эксплуатации озадачил металлическим стуком, появившимся из передней подвеске при движении на кочках. Разобрав подвеску, убедился, что все машины конструктивно одинаковы, и бояться иномарок нечего. Лопнула пружина правой передней стойки на первом витке. На другой день купил на разборке пару передних пружин от Corolla за 800 руб. и к вечеру Sprinter был уже на ходу. Однажды «затроил» двигатель. Купил новые свечи Denso и свечной ключ с надписью «Сделано в России», который лопнул при отворачивании первой же свечи. Замена свечей результата не дала, как последнюю надежду наметил замену топливного фильтра высокого давления, но двигатель по-прежнему работал с перебоями.
С трудом доехал до ближайшего сервиса, где мне посоветовали заменить высоковольтные провода (1900 руб.) и уголек в крышке трамблера. Начал с уголька, оставил «Спринтера» со снятым трамблером в сервисе, а сам отправился на разборку. Уголек стоил всего 50 руб., и после его замены Corolla обрела привычную динамику. С проводами решил повременить, но на следующее утро двигатель вообще не завелся. Осмотрев карболитовый корпус трамблера, увидел причину неисправности даже своим дилетантским глазом. Рассчитывая на плохое освещение ремонтного бокса, сервисмены заменили корпус распределителя на старый, потертый, с трещиной, в которую и «стекала» искра. В сервисе с детской наивностью отрицали свою причастность к краже, но мне пришлось еще раз посетить разборку и купить корпус распределителя за 600 руб. А высоковольтные провода так и остались без замены, да и можно ли относиться серьезно к советам специалистов предприятия с полутьмой в ремонтном боксе.
Прочих неприятностей Corolla Sprinter не преподнес, но и то, что было — сущие пустяки за 35 тыс. км пробега или два года эксплуатации десятилетнего японского автомобиля. Продал Sprinter за 105 тыс. руб. в конце марта 2005 г.
В тот же день на том же рынке купил Corolla-универсал L-Touring 98 г. вып. с двигателем 4А (1,6 л, 110 л. с.), б/п, за $6250. Первые впечатления не были такими шокирующими, как при замене «Жигулей» на «японку», но отличия все же были. Очень понравился большой багажник с почти перпендикулярной дверкой, не скрадывающий полезный объем, как хэтчбек. Между передними задними сиденьями оказалось гораздо больше места, чем в седане, в дверях стеклоподъемники, задний пассажирский диван жестче, не такой мягкий, как на Corolla Sprinter, зато прекрасно отформован под форму тела. Как убедились на своем опыте жена и дети, пятая точка не устает от многочасового сидения в Corolla L-Touring, сопутствующего дальним путешествиям. Если спинки заднего сиденья в туринговой Corolla положить на горизонтальный диван, а потом сложенное заднее сиденье поставить перпендикулярно полу, багажник и освободившаяся часть кузова образуют площадку, на которой я, при моем росте 176 см, могу вытянуться во всю длину тела. Так и делали с сыном, когда ездили на рыбалку с ночевой. Удобно, не надо ставить палатку.
Материал обивки сидений такой же, как на Corolla Sprinter, а вот тонировка остекления задних дверей и багажника пришлась кстати: удобно переодеться в купальный костюм на берегу водоема — снаружи все равно ничего не видно. Купил полноприводный универсал из-за злополучного заезда в гараж, но обнаружил некоторые плюсы и в обычных поездках. Гораздо увереннее держит дорогу в поворотах на гололеде и мокром асфальте. Спокойно преодолеваю скользкие после дождей проселки с обилием луж, но только если нет глубокой колеи и возможности упереться брюхом в скользкое месиво из-за небольшого клиренса. Там, где обычные машины начинают буксовать, разбрызгивая глину с водой, я благодаря полному приводу проезжал опасное место уверенно.
Двигатель тяговитый, со спортивными характеристиками, конечно, не отличается, но, приняв вызов от Caldina посоревноваться со светофора, я бы результатом счел ничью, так как шли параллельно, и запаса мощности вырваться вперед у Caldina не было. У 4А вполне приемлемые экономические показатели. На 4WD при спокойной езде по городу — 9 л/100 км. По трассе — примерно 7,2 л/100 км. Средний расход при смешанном цикле примерно 8 л. Но если газовать, то и по трассе расход топлива может составить до 9 л/100 км. За год менял только масло и воздушный фильтр. В коробке Dexron не грязный, без запаха, пока не вижу смысла делать ТО. Работа остальных систем не вызывает нареканий. Есть у Corolla, с моей точки зрения, и недостатки, которые меня не очень раздражают, но не хотелось бы повторять в следующем автомобиле: низкий клиренс и отсутствие регулировки рулевой колонки в вертикальной плоскости. Руль стесняет при посадке/высадке с водительского места.
Несмотря на это маленькое недоразумение, Corolla L-Touring меня очень радует — недорогой автомобиль с прекрасно сбалансированными потребительскими свойствами.
С уважением, Сергей ДЕМЕНТЬЕВ.
Записано со слов Алексея САРТАКОВА 1500 руб.
Автомаркет+Спорт № 16
|