Параллельные миры Барселона
Под небом голубым...
|
«Рыба» американского архитектора Франка Гехри, один из символов современной Барселоны |
Мы, провинциалы, чувствуем себя неуютно в столичных городах с их взбалмошным ритмом жизни, мельканием лиц и прагматичными человеческими отношениями. И ругаем провинцию за патриархальность, скукоту и необустроенность. Я знаю только одно место на земле, где сочетается несочетаемое — вечный праздник столичной жизни и неспешное ее течение. Город с потрясающей энергетикой, побывав в котором хочется жить и творить. Это – Барселона, столица испанской области Каталония, город на берегу Средиземного моря.
|
Роскошные мега-яхты — непременный атрибут преуспевающих средиземноморских городов |
|
Такие трехколесные «электромуравьи» позволяют поддерживать чистоту в самых укромных уголках города |
| Барселону можно назвать столицей мира — здесь расположено множество штаб-квартир европейских и мировых организаций и компаний, но она не является даже столицей своей страны. Хотя сами гордые барселонцы не признают столицей Мадрид, при каждом удобном случае всеми доступными способами заявляя: Catalonya — is not Spain. Но их хронический сепаратизм никогда не выходит на уровень агрессии, а любой каталонец в одинаковой степени владеет кроме родного и испанским языком. Верх противостояния испанских «Питера» и «Москвы» — ежегодное испанское футбольное El Classico «Барселона» — «Реал» — победу в этом матче каталонцы ставят даже выше выигрыша национального чемпионата и Лиги чемпионов.
|
Собор Саграда Фамилия был задуман как неоготическое подношение жителей Барселоны Богу в искупление своих грехов. Проект ведет свое исчисление с 1882 года, через два года для Гауди он стал делом всей жизни. В 1926 году, в день, когда в Барселоне был запущен тр |
Так получилось, что в Барселоне в последние годы я был несколько раз, но все налетом — с экскурсией, проездом на автомобиле, в аэропорту. Именно отсюда прошлым летом начинался (и здесь же заканчивался) наш 28-дневный автотур по 11 странам Европы, но и тогда мы смогли лишь пробежаться по Рамбле да посидеть в кафе у Храма Святого Семейства Саграда Фамилия. Но даже при столь беглом знакомстве я успел влюбиться в этот город и его гордых, независимых и жизнерадостных людей. Не спеша побродить по улочкам, насладиться творениями великого Гауди, вдохнуть полной грудью весенний воздух Средиземноморья — это стало мечтой. Решение о поездке было принято почти спонтанно, когда стали известны результаты жеребьевки матчей футбольной Лиги чемпионов, в котором один из величайших клубов современности «Барселона» сошелся с не менее великим лондонским «Челси». Не совместить «два в одном» — великий город и великий футбол — было выше моих сил. О матче «Барселона» — «Челси» я достаточно подробно рассказывал читателям в №10. За скобками осталась тогда сама Барселона. Хотя пара газетных страниц — это слишком мало, чтобы дать представление об этом городе — о нем надо писать книги. А еще лучше здесь побывать.
|
Храм Сакре-Кер на горе Тибидабо виден из любой точки города |
В Барселону надо прилетать весной, когда город еще не заполонили тысячи туристов и когда контраст с промозглой и серой российской действительностью резок до рези в глазах от яркого солнца и головокружения от свежего морского воздуха. Пожалуй, здесь лучший климат на Средиземноморье — зимой не бывает промозгло и морозно (средняя температура января — плюс 12), а летом душно и жарко (в июле средняя температура — плюс 25).
|
Каса Мила (в народе — Ла-Педрера — каменоломня) на самой роскошной улице Барселоны Пассаж-де-Грасиа, частный дом, не имеющий ни единой прямой линии, стал олицетворением Барселоны и безумного таланта Гауди. На крыше с фантастическими скульптурами в стиле филь |
|
| Барселона каким-то удивительным образом сочетает в себе провинциальный уклад и столичный ритм жизни. Даже в центре города жизнь движется спокойно и размеренно, как и в любом средиземноморском курортном городке — люди неспешны, приветливы и при любой возможности стараются присесть в ближайшем кафе с чашкой кофе и свежей газетой. Здесь нет толчеи и гвалта — торжество умиротворения. Но в то же время по обилию событий — политических, экономических, культурных, спортивных Барселона даст фору многим европейским столицам. Скажем только о том, что нам особенно близко — в столице Каталонии каждый год проводится международный автосалон, включенный в календарь OICA, этапы чемпионата мира «Формулы-1», мирового первенства по ралли и мотоGP. Подобным (да и то с оговорками) могут похвастать только три мегаполиса мира — Мельбурн, Стамбул и Токио. За неделю пребывания в Барселоне я стал очевидцем четырех крупнейших событий — матчей лидеров чемпионата Испании и плей-офф Лиги чемпионов по футболу, игры финала гандбольной и баскетбольной Евролиги (в которых, как и в футболе, сошлись главные претенденты на европейский титул). Какой еще провинциальный город может похвастать таким обилием спортивных событий?
|
В крупнейшем в Европе аквариуме (6 млн. литров морской воды) среди 20000 рыб нос к носу можно столнуться с одной из 11 акул |
Именно спорт, а точнее, столь глобальное мероприятие, как Олимпийские игры 1992 года стали толчком к возрождению города, который до 1975 года — во времена правления испанского диктатора Франко — влачил второразрядное существование, тогда даже каталонский язык был под запретом. Огромные инвестиции позволили отреставрировать старые здания, построить современные дороги, гостиницы, выставочные комплексы, торговые центры, жилые комплексы. Старый порт, больше похожий на свалку, стал одной из красивейших набережных Средиземноморья. На горе Монтжуик, что находится по соседству с центром и откуда открываются прекрасные виды на город, появился целый комплекс ультрасовременных спортсооружений, объединенных в огромную парковую зону, откуда с Рамблы — этого каталонского Арбата — можно добраться на фуникулере или в кабинке канатной дороги, наслаждаясь открывающимися пейзажами.
|
«Ноу Камп» — крупнейший стадион в Европе (98500 мест) — домашняя арена великой «Барселоны» |
Впрочем, о Барселоне можно рассказывать очень долго, и это несколько выпадает из тематики нашей газеты. Будь моя воля, я бы включил этот город в десятку мест, которые человек обязан посетить за свою жизнь, если он не хочет считать, что прожил ее впустую. К тому же Каталония это не только архитектурные и градостроительные шедевры, но еще и замечательный (и недорогой) отдых в окрестных курортных городках на побережье Коста-Брава и Коста Дорада, и один из лучших в мире (отвечаю за слова) парк развлечений Порт Авентура, и великолепная испанская кухня, и мягкий климат, гостеприимство и радушие каталонцев.
|
Меркат-де-ла-Бокерия — не только рынок, но еще и своеобразный музей, в котором можно вдохнуть аромат Каталонии |
|
Бесчисленные живые скульптуры, музыканты, фокусники, художники — все это атрибуты пешеходного бульвара Рамбла — огромного театра под открытым небом и любимого места встреч и общения барселонцев и туристов |
| Несмотря на то что Барселона один из крупнейших мегаполисов Европы (население с ближайшими пригородами — 4 миллиона), для него нехарактерны транспортные проблемы, присущие, скажем, Парижу или Риму. Здесь нет многокилометровых пробок, центральная часть города доступна, да и глобальных проблем с парковками нет. Невероятно, но в центре Барселоны можно при удачном стечении обстоятельств припарковаться бесплатно, а уж платные паркинги буквально повсюду (в основном под землей), хотя цена по нашим меркам высоковата — 2-3 евро за час.
|
Каса Батло — «чешуйчатый» рыбообразный дом — одно из величайших творений гения Гауди. Ослепительно красивый декор из камня и стекла, балконы, напоминающие челюстные кости вымерших животных, и причудливая крыша |
|
Башня «Агбар», открытая в прошлом году, переливается
30-ю оттенками своих 4400 окон |
| Возможно, для кого-то это будет откровением, но в Барселоне (как, впрочем, и в других европейских городах) на автомобиле ездить и неудобно, и невыгодно. Дорогущий (по российским меркам, хотя дешевле, чем в других странах Евросоюза) бензин — 1,3 евро за литр 95-го, поиски парковки, высокие налоги на транспорт плюс платные автодороги между городами (но обязательно есть бесплатная дорога-дублер). При этом исключительно развитая система общественного транспорта — Барселону пронизывают 5 линий городского и одна линия пригородного метро, бесчисленное количество автобусов (для которых на дороге выделена специальная полоса), скоростной трамвай и даже три фуникулера, поднимающиеся на вершины окружающих гор. Есть множество удобных тарифов — так я купил билет на 10 поездок в любом виде транспорта за 4,65 евро. Билет автоматически компостируется при входе (в автобусе строго через переднюю дверь, причем на дисплее высвечивается количество оставшихся поездок).
|
Скоростной трамвай – экологически чистое и комфортное средство передвижения |
|
| Достаточно логично выстроена схема организации движения — есть окружная дорога без светофоров с двух-, а то и трехуровневыми развязками, а сам город пронизывают под углом 45 градусов три диагональные магистрали — Диагональ, Параллель и Меридиан. Есть еще пара-тройка магистральных проспектов и бесчисленное количество мелких улочек с чередующимися направлениями одностороннего движения. Принцип шахматной доски, на которой к тому же из одного угла в другой провели диагональные линии. Таким образом, все улочки Барселоны пересекаются строго под углом в 45 и 90 градусов. И если движение по мелким улочкам может напрягать из-за бесконечных пешеходных переходов, то, вырвавшись на магистральную улицу, можно притопить по полной. Скажем, из центра города до аэропорта, встав на магистраль, можно добраться минут за 15 без единого светофора.
Скорость в центре города ограничена 50 км/час, но на проспектах можно ехать 100 км/час, а выехав на магистраль (по-русски звучит не совсем благозвучно — аутопистас), можно двигаться и вовсе со скоростью 120 км/час. Хотя скоростной режим мало кто соблюдает, несмотря на огромные штрафы до 450 евро. На магистралях крайний левый ряд идет под 200, а то и более.
|
Жизнь в Барселоне по-провинциальному нетороплива |
|
Такси в Барселоне имеют оригинальную черно-желтую окраску |
| Благодаря столь строгой геометрии и наличию в городе нескольких доминант, главная из которых — Средиземное море, заблудиться на автомобиле практически невозможно, хотя поплутать, как и в любом незнакомом городе, придется, но недолго. Правда, в свете глобального наступления GPS-навигации это становится все менее актуальным. Сегодня штатные или установленные владельцем приборы GPS в Барселоне есть как минимум в двух из трех автомобилей. Даже таксисты инстинктивно включают прибор при каждой посадке (1,45 евро за посадку плюс столько же за километр пробега, сдача выдается строго до евроцента), даже если едешь по популярному маршруту, который этот водитель совершает по несколько раз в день. И лишь пожилые сеньоры (в этот раз из-за плотного графика довольно часто приходилось пользоваться такси, поэтому заметил, что среди водителей много людей старшего возраста — как будто в такси идут после ухода на пенсию — как у нас в вахтеры и дворники) принципиально не ставят GPS, доверяя только своему знанию города.
|
Развязки в двух, а то и в трех уровнях позволяют избегать пробок |
|
Smart весьма почитаем как мобильный рекламоноситель |
| Такси в Барселоне оригинального черно-желтого цвета, а вот единства моделей не наблюдается. Я ездил и на роскошном Mercedes E-класса, и на бюджетной Skoda Octavia. То же касается и модельного ряда автомобилей — о каких-то национальных особенностях говорить сложно, даже автомобилей испанской марки Seat немного, видимо, из-за сепаратистских настроений каталонцев. Ведь в окрестностях города расположен завод этого единственного испанского автопроизводителя, а в самом городе открыты дизайн-студии Audi, Seat, Renault, Volvo и филиал ItalDesign — творческая атмосфера города располагает к появлению шедевров автомобильного стиля. Дорогих автомобилей здесь больше, чем в других европейских странах — все же каталонцы не столь прагматичны, как немцы и французы. И тем не менее едва ли не половину потока (в количественном выражении) занимают мотоскутеры, причем перемещаются на них в основном девушки. Хотя каких-то определенных правил нет: на простеньком скутере может ехать и мужчина в строгом костюме, и пожилая сеньора. Автомобили в основном В, C, в лучшем случае D-класса при обилии весьма старых (но не потрепанных). Да, с каталонским климатом, дорогами и топливом одну машину можно использовать хоть всю жизнь. Здесь вообще все создано, чтобы жить долго и счастливо.
Ефим НЕЗВАННЫЙ
Автомаркет+Спорт № 18
|