искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

История великих автофирм
Mitsubishi

Сделаны из другого железа

Mitsubishi

DEAD OR ALIVE?

Mitsubishi

Эволюция эмблемы

Кто не знает звездочку из трех красных ромбиков? Все знают — это эмблема Mitsubishi — японской суперкорпорации. В свое время я слышал такую прибаутку: «В Японии есть три великих горы: Фуджи, Мицуи и Мицубиси». Сама по себе компания Mitsubishi уже 135 лет представляет собой огромный и страшно диверсифицированный холдинг — по-японски такие финансовые империи называются дзайбацу. В империи Mitsubishi (кстати, это слово означает «три бриллианта» — то, что мы видим на эмблеме) есть все — от нефтедобывающих компаний до полупроводниковых предприятий, производящих телевизоры и компьютеры. Без сомнения, каждый обыватель в жизни сталкивался с продуктами бриллиантов современной индустрии из семьи Мицубиси, таких как Мицубиси Ойл, Мицубиси Электрик и Мицубиси Моторс. А мы, автомобилисты, не понаслышке знаем о последней — автомобильной компании концерна.

Mitsubishi

Ятаро Ивасаки — основоположник компании

Чем лично мне знакома и близка MMC — Mitsubishi Motors Corporation? Конечно же, это, в первую очередь, большой настоящий джип Pajero (назван по имени южноамериканского камышового кота, живущего в дебрях Амазонки), а также его родной брат — потрясающий гибрид семейного микроавтобуса и джипа — Delica (сокращение от DELIvery Car — дословно «транспорт доставки»). Для тех, кто посолидней, Mitsubishi — шикарные автомобили Diamant и Debonair. Для молодежи это, прежде всего, грациозные и остро-динамичные Eclipse, GTO и Lancer Evolution. Не забыть бы кого? Ах, да — домохозяйки и добропорядочные граждане, для вас тоже есть продукты от Mitsubishi, причем в широкой гамме: Colt, Galant, Lancer, Mirage, Chariot, RVR-Space Star и даже пикап L200. А грузовики и автобусы? Конечно, всем известны имена Canter, Fuso и Jupiter. Короче говоря, есть все.

Mitsubishi

1917 год. Собран первый легковой Model-A

В мое сознание машины Mitsubishi вошли в середине девяностых годов прошлого века, когда я сам уже ездил на автомобиле марки Toyota. Как-то раз вечером случилось добираться домой с вечеринки на попутке. Поймал у обочины какой-то странноватый, угловатый микроавтобус, с очень большим клиренсом и небольшими, но широкопрофильными колесами со злым протектором — такой машины я еще не видел. Я задал шоферу ключевой вопрос, постучав пальцем по панели: «Это у тебя что?». Он ответил: «Не видишь? Это, браток, «Мицубиси». «Делика» называется». Я осмотрелся по интерьеру и задал второй вопрос: «Года 85-го, наверно?». Водитель заливисто рассмеялся: «А вот и не угадал! 83-го не хочешь?». Я «почесал репу» и сказал: «Старушка. Наверно, хандрит все время?». Тут шофер обиделся: «Да ты что? Я на ней уже 4 года работаю и НИ-ЧЕ-ГО! Кольца и вкладыши поменял и все! Эти машины СДЕЛАНЫ СОВСЕМ ИЗ ДРУГОГО ЖЕЛЕЗА». Слова его почему-то врезались в память.

Mitsubishi
И что же? После этого случая Mitsubishi уже была в поле зрения всегда. Тем более, что 90-е годы насыщены знаменитыми достижениями фирмы, которыми пестрели страницы Интернета и бумажной прессы. Вот немногое из того, что запомнилось. В самом начале десятилетия широко отмечалось, что Mitsubishi создала, успешно испытала и запустила впервые в мире в производство электронную противобуксовочную систему Traction Control. Приоритет — мировой! На «Тойотах» противобуксовочные системы массово стали ставить почти через десять лет, на рубеже веков. Затем еще хлеще — появилась «раздатка» Super Select — «передок» с блокировкой можно «врубать» на ходу, причем на скорости до 100 км/ч! Всего четыре режима и все на одном рычаге. Тут вспоминается родная нам картина — из УАЗа прямо в грязь выскакивает мужик в кирзовых сапогах и крутит колесные муфты.

Mitsubishi

Палубный истребитель А6М5

Далее. Первая в мире многорежимная АБС для внедорожников — опять Mitsubishi. Автоматические адаптивные коробки INVECS, «привыкающие» к стилю вождения конкретного человека с «нечеткой логикой» — лицензии на технологии у Mitsubishi покупают все кому не лень. Непосредственный впрыск бензина — опять Mitsubishi впереди — первый GDI за ними. И еще что-то было, по-моему, углепластиковые карданные валы, которые ломаются при аварии, чтобы не деформировался силовой каркас пассажирского отсека. Все? Нет, не все — а Париж-Дакар забыли? В течение десятилетия несколько грандиозных побед всеми любимых «Паджериков». А потом (вроде бы году в 97-м) как ушат холодной воды: у Mitsubishi огромные убытки.

Mitsubishi

Первый автобус Mitsubishi B46 1932 года — родоначальник Fuso

Помню, в 1998 году сами «мицубишники» объявили, что убытки связаны с утерей большой внутренней доли японского рынка под натиском большой двойки — Toyota и Nissan. Президент Mitsubishi Кацухико Кавасоэ сказал тогда: «Мы пострадали от отсутствия в модельном ряду легких рекреационных автомобилей и полностью уступили эту нишу конкурентам как внутри Японии, так и во всей юго-восточной Азии». Что за «легкие рекреационные»? Это, дорогие друзья, ныне вездесущие паркетники. По планете вовсю уже шаркал своими толстыми ножками RAV4. Конечно, кинулись — Pajero Mini, Pinin, Io, Outlander, закрыли завод грузовиков Fuso в Таиланде, завод легковых в Новой Зеландии, сократили несколько тысяч народу, но куда там... В 99-м опять миллиардные убытки. А в 2000 уже «на панель» пошли. Во вторник 22 марта 2000 года с утречка пораньше DaimlerChrysler приобрела контрольный пакет (34%) акций Mitsubishi Motors Corporation по цене 2,1 миллиарда долларов.

Mitsubishi

RX-33 — полноприводный штабной автомобиль. 1937 год

Mitsubishi
И что же дальше? Как обычно — президентом компании стал американец. В это время «два брата» — DaimlerChrysler (кто придумал эту шутку? Какие, к черту, они братья?) скупали производства по всему Земному Шару. Прошло пять лет, и DaimlerChrysler продает почти все, что покупал на рубеже веков! «Кишка тонка» оказалась — все эти годы теряли рынки под натиском GM и Toyota, а купленные производства так и не смогли поднять. К концу 2001 года, всего через год после покупки компании, убытки Mitsubishi составили 2,2 млрд. долларов, то есть всего за один год благодаря «мудрой стратегии» сам концерн DaimlerChrysler потерял $4,3 млрд.! Упразднили 10 платформ, уволили почти 10000 человек. Тут началась отдельная «песня» — поток претензий к грузовикам и автобусам Canter и Fuso. Последовала волна отзывов — десятки тысяч. Всего Fuso и Canter было возвращено по рекламациям 133 тысячи машин — убытки сотни миллионов! В 2002 и 2003 годах в Японии произошло несколько по-настоящему страшных несчастных случаев с грузовиками и автобусами Mitsubishi. В центре города, например, у автобуса Fuso отвалилось колесо, выкатилось на тротуар и убило женщину. Вот вам и «из другого железа». После этого продажи почти остановились. И что? Ампутировали аппендикс! Выделили компанию из состава Mitsubishi в отдельную — Fuso Bus & Truck. У руля поставили американца со смешной фамилией Порт. И что же? Сообщения новостных лент апреля 2006 года гласят о том, что в настоящее время Mitsubishi находится на грани банкротства, а концерн DaimlerChrysler принял решение ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ФИНАНСИРОВАНИЯ! Жив ли еще этот 135-летний почтенный старец? Пока жив, но «сиделки» решили «вырвать из его рта кислородную трубку». А жизнь-то была долгая и славная.

НОВЫЕ САМУРАИ

Mitsubishi

Первая послевоенная продукция — Pigeon C10. 1946 год

Mitsubishi

CJ 3A 1952 года выпускался по лицензии Willys

Это я по аналогии с популярными ныне «новыми русскими». В далеком 1835 году в семье почти обнищавшего самурая родился Ятаро Ивасаки, посвятивший свою жизнь не отцовскому мечу, но коммерции. Подростком сын бедного самурая устроился работать в компанию судовладельцев Тоса — богатого самурайского рода. Фактически с середины 19 века Япония открылась для международной торговли, после многовекового феодального мрака. Молодой Ивасаки был столь смышленым и обладал столь незаурядной коммерческой хваткой, что отличился практически на всех постах пароходной компании Тоса, развив и преумножив бизнес хозяина. К 30 годам Ивасаки уже был очень уважаемым менеджером, снискавшим любовь и благосклонность покровителя. Несмотря на то что Тоса щедро оплачивали труд администратора, к 35 годам Ятаро Ивасаки решил самостоятельно встать на ноги. Когда он обратился к хозяевам с просьбой отпустить его, ему не отказали. Более того, даже предложили щедрую помощь! По сходной цене молодой гений бизнеса арендовал у своего хозяина три парохода и основал собственную транспортную компанию. А было это в 1870 году, тогда в России родился Володя Ульянов. Именно этот год первый, упоминаемый в официальной летописи Mitsubishi. Первая компания называлась Tsukomo Shokai. Тут еще нужно заметить, что на момент отделения от клана Тоса в этой фирме работал не один Ятаро Ивасаки, но и его брат, а также старший сын брата — то есть тоже целый «клан» Ивасаки.

Mitsubishi

Leo 1959 года — уже почти автомобиль

Mitsubishi

Кабриолет на базе Colt-600

Раздумывая о судьбе и гербе компании, Ятаро Ивасаки решил создать все заново. Гербом самурайского рода Ивасаки были три ромба — один над другим. Гербом Тоса были три дубовых листа в звездообразной конфигурации. Ятаро объединил эти два символа и сделал три ромба в виде звезды, назвав компанию — «Три бриллианта». Был придуман и смысловой девиз: «Три бриллианта — это честность, ответственность и открытость»! Не зря говорится: «Как корабль назовут — так он и поплывет». В 1873 году прошло официальное переименование фирмы в Mitsubishi Shokai. Далее был успех. Ивасаки добился контрактов с правительством и обслуживал военные перевозки экспедиционного корпуса, на вырученные деньги покупал «по договоренности» бывшие государственные суда. К 1875 году флот Ятаро Ивасаки состоял уже из 30 кораблей. За следующие 10 лет капиталы судовладельца преумножились, и Ятаро стал расширять бизнес, «прикупая» денационализируемые госпредприятия. В 1885 году успешный основатель Mitsubishi неожиданно для всех умер от инфаркта. Президентом фирмы становится брат Ятаро — Яносуке Ивасаки. К этому времени в компании работал уже и сын Ятаро, но он был еще молод, чтобы встать у руля.

Mitsubishi

Mitsubishi-500 1960 года

В 1887 году Яносуке Ивасаки покупает огромную государственную судоверфь в Нагасаки. С этого момента фирма становится не только судовладельческой, но и судостроительной, причем сразу гигантом индустрии. Яносуке был уже не молод, но успел сделать еще ряд ключевых покупок, диверсифицировавших бизнес. В 1893 году была основана новая верфь — Mitsubishi Goshi Kaisha. В этом же году старик отошел от дел, а пост президента занял Хисая Ивасаки — сын основателя Ятаро. К этому времени «ребенок» уже вернулся из США, окончив университет в Пенсильвании. Квалифицированный менеджер Хисая интегрировал компанию и создал новые производства под сенью единого «Ltd. Co.». К началу двадцатого века Mitsubishi имела, кроме судостроительных и пароходных подразделений, подразделения нефтедобычи, лесопереработки, пивоваренный завод, банк и страховую компанию! В это время в Японии вновь запылал пожар милитаристских мировоззрений — за пять лет было начато три больших войны — с Кореей, Китаем и Россией. Милитаризация — плодородная почва для финансово-промышленной олигархии. На военных заказах Mitsubishi растет, как на дрожжах, и чтобы справиться с их потоком, строит в 1905 году еще одну грандиозную судоверфь — Kobe Mitsubishi. Новая верфь, по некоторым источникам, была вообще многопрофильным предприятием с военным уклоном — в ее сердце зрело сразу несколько конструкторских бюро и машиностроительных производств.

ОТ КОРАБЛИКОВ К МАШИНКАМ

Mitsubishi

Первый универсал Colt 800 Van 1965 года

В 1914 году перед уходом «на пенсию» Хисая Ивасаки официально зарегистрировал торговую марку «Три бриллианта». В принципе, как гласит история, с него хватило первой мировой войны. За время его правления в зачатке были созданы еще две ветви промышленности в империи Mitsubishi — автомобильная и авиационная. И все на судоверфях! Хотя ясно, что эти предприятия только так назывались. В 1916 году президентом Mitsubishi стал сын Яносуке — Коята Ивасаки. Начал он с того, что заложил еще одну «судоверфь» — все «по стопам»! В 1917 году, в канун русской революции, новая верфь Mitsubishi вступила в строй действующих и выпустила автомобиль под названием Model-A. Это первый автомобиль с маркой «Три бриллианта» и первый промышленный автомобиль в Японии — на «верфи» сразу был создан конвейер по типу фордовского. Вроде бы Mitsubishi Model-A — точная копия Fiat Zero, который в свою очередь был не точной копией Ford-T. К 1921 году по инициативе Коята Ивасаки построен современный завод двигателей внутреннего сгорания и создано собственное производство самолетов на «судоверфи». А вот производство Model-A свернули — отсутствовал спрос!

Mitsubishi

Полуторалитровый Colt 1500 sedan 1966 года

Милитаристское государство отличалось крайней нищетой населения и наличием огромного военного госзаказа. В конце 1921 года испытан первый самолет-истребитель марки Mitsubishi. К 1923 году развито производство тяжелых военных грузовиков — Mitsubishi T1. Сама эта машина была разработана одновременно с Model-A и в свое время прошла 1000-километровый испытательный пробег, который учредило само правительство.

Mitsubishi

Первый полноразмерный седан Debonair delux 1967 года

Целое десятилетие, до начала тридцатых годов, Mistubishi поставляла армии грузовики и самолеты, флоту — корабли и к концу 20-х вышла на вторую позицию в злобной империи. Крупнейшей дзайбацу в Стране Восходящего Солнца была Мицуи, второй Мицубиси, дальше — Сумитомо и Ясуда. В это время еще не было ни «Тойота», ни «Ниссан». Впрочем, зачатки уже появились! В начале 30-х в Мицубиси была уже могучая инженерная школа. В 1931 году автомобильная «верфь» Мицубиси создала дизель с непосредственным впрыском топлива — впервые на Планете. С 1932 года начался выпуск массового автобуса под названием Fuso, — именем, известным и поныне. Через 2 года создан уникальный по характеристикам форкамерный дизель. Всего за 30-е годы создано несколько моделей дизельных грузовиков и автобусов большой грузоподъемности под маркой Fuso — TD и BD. Эти машины составили основу автопарка японских вооруженных сил. В 1934 году фирма (холдинг) получила новое название Mitsubishi Heavy Industries. В 1937 году на одной из «верфей» создан экспериментальный образец автомобиля для «командного состава». Это первый полноприводник с формулой 4х4 — Mitsubishi PX-33. Машина выпускалась несколько лет, включая годы второй мировой войны, и действительно стала «командирским автомобилем».

ZERO и KAWASAKI

Mitsubishi

Colt Galant A2GS 1969 года — первая модель экспорта в США

Mitsubishi

Colt Galant GTO MR 1970 года — первый молодежный заряженный

С начала 30-х годов на Mitsubishi работал знаменитый авиаконструктор Дзиро Хорикоси. Этот человек создал основное ядро японских ВВС — семейство палубных самолетов-истребителей серии «A» с лирическим названием «Reisen». «Reisen» — это аббревиатура от «Reisiki Sentoki», что означает «Номер Ноль»! Вот оно... Именно эти истребители звались американцами Zero! Если вы постоянный читатель нашей газеты, то знаете, что в основе фирмы Subaru лежала знаменитая авиастроительная фирма Nakajima Aircraft. Работая над очерком по истории Subaru, я взял даже в название статьи это имя — Zero. Ведь истребитель Zero — A6M2 — самый знаменитый истребитель Японских ВВС, выпускался на заводе Nakajima Aircraft в Коидзуми. Это была основная продукция завода Накаджимы в середине войны! Сейчас, работая с летописью Mitsubishi, я к своему (и может быть, вашему) удивлению, узнал, что, оказывается, все семейство истребителей Reisen (Zero) создал конструктор фирмы Mitsubishi Дзиро Хорикоси. Техническое задание на новый палубный истребитель обе фирмы (Mitsubishi и Nakajima) получили от правительства одновременно в 1937 году и дружно принялись за дело. В результате планер знаменитого самолета A6 разработал Хорикоси, двигатель же его разработал Чикухеи Накаджима («Sakae-12», он же Nakajima NK1C). До войны самолет выпускался на «верфи» Mitsubishi, во время войны — на авиазаводе Накаджимы. Такова была военно-промышленная интеграция японских дзайбацу. Так что эту статью смело можно назвать «От Zero до Pajero». Кстати, тут еще хотелось бы добавить, что поршневые кольца для этих самолетов изготавливались на предприятии Соичиро Хонды. Ну и деревянные пропеллеры точились с помощью станка, разработанного лично самим Хондой.

Mitsubishi

Galant FTO 1600GSR 1973 года — второе поколение «спортивок»

Mitsubishi

Evo-люция Lancer

Что касается производств Mitsubishi, то к концу 30-х они стали определяться по роду своему или сепарироваться, я бы сказал. Так в 1938 году Mitsubishi построен отдельный авиазавод Tamagawa kiki Manufacturing в Маруки. Именно на этом заводе выпускали бомбардировщики и штурмовики под маркой Kawasaki, которые также разрабатывались совместно с Накаджимой. В разгаре войны, в 1943 году, Ивасаки строит еще два огромных авиазавода — Mizushima Aircraft Manufacturing и Kawasaki kiki Manufacturing. Эти военные имена доживут до наших дней! Заводы существуют и поныне, только продукция у них совсем иного свойства! В 1944 году Mitsubishi построила последнее военное предприятие — завод авиационных моторов Kyoto kiki Manufacturing в Киото. Он стал «последним бастионом» довоенной империи семьи Ивасаки. Несмотря на строительство ряда специализированных авиационных заводов, Mitsubishi Heavy Industries по мощности так и не дотянула до гиганта — Nakajima Aircraft. За годы войны на заводах Mitsubishi построили 3879 самолетов A6M, а на заводах Nakajima — 6570! А ведь Накаджима строила еще и свои истребители «Фрэнк», и штурмовики, и бомбардировщики. Печально, что именно на заводах Mitsubishi в конце войны выпускали модификацию A6M5 с 250-килограммовой бомбой, намертво привинченной к фюзеляжу, для пилотов-смертников — камикадзе. Но «божественный ветер» не помог империи, дальше последовал оглушительный крах и американская ядерная бомбардировка. В результате атомной бомбардировки в Нагасаки серьезно пострадали крупнейшие производства Mitsubishi Heavy Industries.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, НОВЫЕ ДНИ

Mitsubishi

Lancer 1600GSR 1974 года — последний «Улан» первого поколения

Видимо, старик Коята Ивасаки предчувствовал ужасный конец дела империи и конец своего дзайбацу. В начале 1945 года он продал более половины акций нескольким частным лицам. Новое послевоенное время Mitsubishi начала отсчитывать уже без представителей клана Ивасаки у своего руля. Новые времена в Японии характеризовались полным обнищанием населения, запретом на тяжелую индустрию и необходимостью получения особых разрешений американской оккупационной администрации на любой вид деятельности. Кроме этого действовал закон, запрещающий крупные корпорации. Холдинг был в принципе невозможен, — законом запрещалось, чтобы одна компания владела более чем 25% акций другой компании. От Mitsubishi Heavy Industries осталось 44 производственных предприятия, которые по началу централизованно пытались восстановить. На автобусном заводе Fuso производство было запущено уже в 1946 году. Авиационная промышленность была под запретом — нужно было конвертироваться. Те, кто делал боевые самолеты на могучем заводе Мизушима, за несколько месяцев создали грузовой трицикл, или, если говорить по-нашему, — мотоколяску. Машина получила вполне боевое название — Mizushima XTM1 — почти как самолет. В этом же году запустили по «обходным технологиям» производство легкого мотороллера с красивым именем Silver Pigeon (Серебряный голубь) — С10. «Голуби» составили конкуренцию продукции Хонда и Фуджи (Субару) и дали ощутимую прибыль.

Mitsubishi

Lancer второго поколения не похож на Ford

Через год на бывшем заводе авиамоторов в Киото запущено производство индустриальных двигателей Katsura. Двигатели эти можно было использовать везде — в насосах, генераторах, сенокосилках, компрессорах. Постепенно те, кто в своем названии носили имя Mitsubishi и были верны корпорации, стали вставать на ноги. Иные же, такие как будущий Nikon (известная фото-фирма) или Asahi (сталелитейная компания) сразу отпочковались, но тоже не умерли.

Mitsubishi

Lancer 1987 года уже приличный семейный седан

Mitsubishi

Mirage 1400GLX 1978 года средство рыночной борьбы с VW

В 1950 году специальным актом властей Mitsubishi Heavy Industries была насильственно разделена на три большие региональные компании: Восточную — East Japan Heavy-Industries (впоследствии была названа Mitsubishi Nihon), Центральную — Central Japan Heavy-Industries (позже переименована в Shin Mitsubishi Heavy-Industries) и Западную — West Japan Heavy-Industries (позже называлась Mitsubishi Shipbuilding&Engineering). Первые две стали машиностроительными и автомобилестроительными, объединив все, что осталось от авто- и авиазаводов Mitsubishi. Последняя компания унаследовала настоящие судоверфи Mitsubishi и стала флагманом судостроения в Японии. Был тут и обходной маневр — компанию Fuso по производству автобусов как бы зарегистрировали заново. Уже в 1951 году Центральная компания Мицубиси заключила контракт с Willis на отверточную сборку знаменитого джипа — как раз в это время был госзаказ на джипы от департамента полиции. Виллис отнесся благосклонно и, приняв деньги, передал документацию. Однако сразу производство начать не удалось — имелись проблемы с разрешением от оккупационных властей. В 1952 году оккупационный режим был снят, и на Shin Mitsubishi запустили сборку «Джипов» с прицелом, как это обычно, на постепенную локализацию продукта. Здесь создали департамент автомобильного производства и построили для этого отдельную штаб-квартиру. Mitsubishi Fuso в начале пятидесятых выпускала уже целую линейку грузовиков, автобусов, пожарных машин, и не только — появился даже троллейбус!

Mitsubishi

Chariot — прекрасный семейный универсал

В 1954 году на Нихон Хеви Индастриз (Восточная) также создали автомобильный департамент с отдельной конторой, а на моторном заводе в Киото, на фоне хорошего бизнеса с индустриальными движками, запустили в производство 4-цилиндровый автомобильный мотор собственной разработки. Что интересно, эта разработка была адресной — своим мотором хотели заменить американский мотор Jeep Willis, который собирали на Shin Mitsubishi. Вот это локализация! Не колодки, пружинки, а целый мотор! В середине пятидесятых особые успехи также имелись в подразделении тяжелых грузовиков, которое впоследствии называлось «Юпитер» — несколько моделей, в том числе с задним расположением двигателя. Мотоколяску Mizushima продолжали строить через все десятилетие, а в 1959 году она получила герметичную, почти автомобильную, кабину и круглый руль. В таком виде трицикл назвали Leo, ну и, естественно, дали напутствие в следующую долгую жизнь. В течение нескольких лет в конце пятидесятых годов автомобильный департамент Shin Mitsubishi готовил первый четырехколесный автомобиль. Решили копировать Fiat. К концу 1959-го машина была готова, и в следующем году она пошла в серию. Это был практически Fiat-500 под названием Mitsubishi-500. Если вы посмотрите на фото, то сразу поймете — это брат нашего «Горбатого» ЗАЗ-965, хотя наш сделали уже с Fiat-600. Однако в это время Министерство промышленности и торговли Японии издало акт о том, что минимальным налогообложением будут пользоваться модели авто с рабочим объемом двигателя до 360 куб. см. Это была так называемая программа «Народного автомобиля». Все фирмы Страны Восходящего Солнца кинулись «клепать» свой народный. Не осталась в стороне и Mitsubishi — всего за один год было создано целое семейство Mitsubishi-360, включающее, кроме седана, универсал и пикап.

ОТ ГОЛОВАСТИКА К ЛЯГУШКЕ

Mitsubishi

Delica

За год (к 1962 году) инженерам Shin Mitsubishi удалось сделать из 360-го «головастика» вполне симпатичную машинку, которой дали приятное название Minica (кстати, сокращение от Mini Car). Одновременно в производство пошел новый «флагман» под названием Colt-600, который явился развитием 500-го, ну а если быть совсем точным, то он стал копией Fiat-600, точно как и наш «Запорожец». Обидно, конечно, за родину, но Colt (в переводе с английского «жеребенок») гораздо симпатичней, чем «Горбатый». В 1962 году Mitsubishi впервые приняла участие в международных автосоревнованиях. Экипаж на машине Mitsubishi-500 Super Deluxe занял 9-е место на Гран-при Макао по авторалли. В 1963 году на заводе Fuso запустили производство малых грузовиков под названием Canter. Дальше, собственно, производство автомобилей с маркой Mitsubishi развивалось вместе с экономикой страны: из года в год рост размеров и объема двигателя. В 1963-м в свет вышел Colt-1000 с литровым мотором. В следующем году этот литровый седанчик стал вторым в авторалли Гран-при Японии! На заводе Фусо запустили производство новых среднетоннажных грузовиков. Но самым значимым в истории компании стал 1964 год. В этом году вообще было много хорошего, например, The Beatles выпустили сразу две пластинки — A Hard day’s Night и Beatles For Sale. В середине года три региональных конгломерата Mitsubishi слились в единый холдинг с прежним названием — Mitsubishi Heavy Industries! Тяжелые времена были позади!

Mitsubishi

SuperTpuck на базе Delica

Слияние компаний было ознаменовано выпуском легкового автомобиля высшего класса под названием Mitsubishi Debonair. В течение последующих нескольких лет Colt рос в размерах и объеме двигателя, в результате чего достиг состояния уже «недетского» авто с двигателем 1500 куб. см. Наиболее значимыми, с моей точки зрения, являются следующие события истории Mitsubishi, не связанные с легковыми авто. В 1966 году на свет появилось семейство маленьких развозных грузовичков с вагонной кабиной над двигателем с названием Mitsubishi Minicab (типа УАЗа-«головастика»). В 1968 году на основе Minicab создан фургон, а в 1969 году анонсирован пассажирский автомобиль вагонной компоновки с названием Delica! Это было развитие Minicab’а. Это первое поколение Delica — с круглыми углами и выпуклыми фарами. В том же году появился на свет совершенно новый автомобиль, классом явно повыше, чем «Жеребенок» — Colt Galant. Название можно перевести как «Храбрый жеребенок». Черт возьми, какие у них там были наивные и сентиментальные названия, у нас с этим как-то строже — «Победа», «Запорожец», «Москвич».

Mitsubishi
Название названием, а «Галант» 1969 года имел совершенно новый дизайн и стал родоначальником целого семейства весьма качественных и популярных в народе автомобилей. «Галанты» неоднократно становились «Автомобилем года» и побеждали в престижных ралли. Кроме всего прочего, «Галанты» получили совершенно новый мотор «Сатурн», разработанный на известном вам уже Kyoto Plant. Этот двигатель имел распредвал в алюминиевой головке, и с виду, как говорят некоторые знатоки, был почему-то очень похож на наш мотор «Москвича-412», ну знаете, УЗАМ.

Mitsubishi
С Mitsubishi Galant начался экспорт машин в США, сначала он шел ни шатко ни валко. И тогда творцы техники «трех бриллиантов» сделали традиционный ход — сваяли спортивную версию типажа «Гран туризмо» под названием Colt Galant GTO MR. В 1970 году GTO имел хороший спрос в Америке, несмотря на то что в это время там уже были и Subaru Leone, и Nissan Fairlady. Прибыль настолько возросла, а независимость автомобильных производств от других предприятий холдинга (в частности, судостроительных) настолько увеличилась, что руководство Mitsubishi Heavy Industries приняло в конце 1970 года решение об учреждении отдельной компании автомобильного профиля — Mitsubishi Motors Corporation. Так, я бы сказал, «в рабочем порядке» родилась компания, которую мы знаем сегодня — знаменитая MMC! Мне только одно непонятно, почему она уже сегодня, всего через 35 лет, должна «дышать на ладан»? Хотя кто его знает. Может быть, «первый коготок увяз» еще тогда. В 1971 году только что созданная MMC заключила стратегическое соглашение с Chrysler, официально, якобы для маркетинга продукции на рынке США. По договору продажи Colt Galant на территории США начались под названием Dodge Colt! Причем тогда небольшой пакет акций был продан в Америку. Это была уже «лапка». А всю «птичку» хитрые янки медленно, по-садистски «жрали» целых 25 лет. Кто его знает?

ВСЕ БЛИЖЕ РАЗВЯЗКА

Mitsubishi
После «Галанта» появился Lancer (название немецкое — рыцарь, копьеносец) с дизайном, сильно «смахивающим» на «форды» аналогичного класса того времени. Моторы тоже обновились — появилась версия «Сатурна» с объемом 1,6 литра. Как вы знаете, вначале 70-х разразился общемировой нефтяной кризис, в связи с чем на Mitsubishi были предприняты «шаги назад» — к уменьшению объема до 1400 куб. см., а затем все постепенно вернулось к прежнему росту объемов и мощностей. В середине 70-х MMC выпустила новый мотор с балансирным валом в головке блока. Это позволило настолько снизить вибрацию 4-х цилиндрового мотора, что он воспринимался на слух как более благородный 6 или 8 цилиндровый! Балансирный вал мотора 4G5 — это мировой приоритет технологии ММС. Лицензию на балансирные валы купили все солидные фирмы. Представьте, даже сам Порше — балансирные валы стали престижным элементом дорогих авто! К 1978 году появился совершенно новый Lancer, уже не похожий на Ford, кроме этого совершенно новая машина среднего класса — «Мираж». В 1980 году создали крупное предприятие — Центр продаж в Америке, событие было приурочено к выпуску нового автомобиля — Mitsubishi Forte 4WD. Это прелюдия к лебединой песне: в 1982 году был анонсирован комфортабельный джип Pajero! Конечно, делая в это время машину 4WD, в Mitsubishi рассчитывали главным образом на американский успех. Но в Америке вышла «незадача» с названием. Оказалось, что в Мексике и Пуэрто-Рико, «почти американских штатах», а также во всех прилегающих местах где полно латинского люда (например, в Калифорнии) этим словом обзывают представителей неких меньшинств. Пришлось заново устраивать маркетинговую кампанию для другого имени — Montero (что-то типа «Горняк»). Это уже потом появился какой-то шустрый итальянский мужик, у которого программа и база данных в компьютере, и монополизировал присвоение автомобильных имен.

Mitsubishi
Несмотря на свое название, «Камышовые коты» в 1983 году, «задрав хвосты», стали лихо носиться по песку настоящих пустынь! Дело в том, что команда Mitsubishi на Pajero приняла впервые участие в ралли Париж—Дакар, заявив себя в классе автомобилей, не отличающихся от конвейерной сборки. В результате — победа! Дальше началась буквально мировая слава автомобиля Pajero! В начале 80-х была полностью переработана концепция Delica. Появилась совершенно новая Delica, в значительной степени унифицированная с первым поколением джипа Pajero в части двигателей, трансмиссий и подвески. В том же 1983 году был анонсирован большой семейный универсал Chariot, в том числе и в версии 4WD. В середине 80-х MMC создала ряд производств за рубежом — на Тайване, Филиппинах, в Малайзии и Корее. Наиболее продуктивное взаимодействие завязалось с Hyundai Motor Co. — вплоть до совместных научно-технических проектов по разработке двигателей и новых моделей автомобилей. Причем двухстороннее: MMC приобрела ряд корейских разработок. Ну а то, что Pajero стала выпускать Hyundai под названием Galloper вы, видимо, знаете и без меня. Да и Delica — тоже был продан корейцам и строится там и поныне под названием Starex.

Mitsubishi
В 1987 году появилось совершенно новое поколение автомобилей Galant c 16-клапанными моторами типа DOHC — 4G6. Это вполне приличные семейные авто, на мой взгляд, с неустаревающей внешностью. Кстати, таких машин в Иркутске много и по сей день! В 1991 году родилось совершенно новое поколение Pajero c «раздаткой» типа Super Select и многорежимной АБС для бездорожья. На базе нового Pajero обновили чудесную машину Delica. За последние 10 лет успело появиться и третье поколение этих машин. Правда, Pajero III не оправдал моих ожиданий — он стал ближе к паркетнику. А про финансовые трудности? Что-то не то. Ах, да об этом я уже говорил в начале статьи. Круг замкнулся. Собственно, история машин ММС в 90-х годах прошла уже у нас с вами на глазах. А в этой статье я, вообще-то, и не занимался описанием развития автомобилей Mitsubishi, а хотел показать историю самой компании. Не знаю, как вам, а мне будет жаль, если такая замечательная фирма, со 130-летней историей погибнет. Мне кажется, «Три бриллианта» опять должны соединиться, теперь уже окончательно и навсегда.

Тимофей МИТИН

Автомаркет+Спорт № 19




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика