Специальный Репортаж Завод "Автофрамос"
До основания, а затем...
Не нужно было считать себя большим скептиком, чтобы безапелляционно предрекать «народному» автомобилю Renault Logan незавидную участь на восточно-сибирских просторах. Еще бы, с нашим-то прояпонски настроенным менталитетом! Правда, в последнее время автомобили из Страны Восходящего Солнца заметно подорожали, но ведь и наше с вами благосостояние не стоит на месте — вот, на новые иномарки в пределах $20000 народ все активнее пересаживается. А что Logan? Пусть и цена его меньше $9000 в базовой версии, так ведь «пустой» же! А если чуть посерьезнее, да и то без милых сердцу автоматов-электропакетов — и сразу за $12000. Помнится, первоначально цену «народного» Renault для России и прочих недоразвитых стран обещали удержать на отметке $5000. Не получилось. Ну и каковы шансы у автомобиля, внешность которого словно заставляет инженеров и дизайнеров оправдываться, как в том анекдоте: «А зато у нас салон самый просторный»?
Между тем, реальность превзошла самые смелые прогнозы. Смелые не в плане черного пессимизма, а как раз наоборот — продажи Logan в Иркутске пошли, что называется, с колес, и первая партия оказалась продана еще до прибытия в город. Феноменально! Не схлынул объем реализуемых автомобилей и впоследствии, с началом насыщения рынка дефицитной моделью. Скорее, наоборот — априори «бюджетный» Logan становится все более популярным, как у частных владельцев, так и среди организаций. В иркутских службах такси, например, Logan с шашечками уже не диковинка. Может, и впрямь меняется что-то в массовом сознании, и сибиряк-японопоклонник начинает делать выбор не в пользу «фаршированной», но бэушной иномарки, а пусть и значительно более скромного, но все-таки нового иностранного автомобиля? Или это Logan сам по себе смог чем-то «зацепить» уже не один десяток иркутян? И как скоро новые машины начнут рассыпаться по винтикам, ведь сделаны-то они в России? И, черт побери, что произошло с моим знакомым-японофилом, если он вдруг всерьез задумался о смене своей еще очень бодрой и ухоженной Corolla Spacio на Renault Logan? Ответы на все вопросы мог дать только визит на московский завод «Автофрамос», где собираются сегодня Renault Logan. Создание хита, способного качественно изменить мировоззрение многих автовладельцев, нужно видеть собственными глазами.
|
Кузов Logan на линии
окончательной сварки |
«Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы,» — голос диктора вдруг перестает сопровождаться металлической какофонией подземных галерей, когда незадолго до станции «Текстильщики» поезд метро выходит на ярко освещенную солнцем поверхность и форсирует по мосту Москва-реку. Оживляются вагонные торговцы, пользуясь минутной тишиной для подробного перечисления всех достоинств своего товара. Слева уже гудит и на все голоса сигналит сплошная пробка Волгоградского проспекта, справа по ходу поезда — грязно-серые сооружения промышленной зоны и полное отсутствие движения. Унылые, лишенные стекол и кое-где расписанные постиндустриальным графити гигантские корпуса некогда могучего предприятия, траурно-пепельный бетон многоэтажной гостиницы «Москвич» — вот и все, что осталось от АЗЛК. Впрочем, не совсем — дальняя от метро часть завода представляет собой комплекс современных зданий, окрашенных в фирменные серо-желтые тона и увенчанных символикой Renault. Завод «Автофрамос», средоточие производства российских Logan. Режимная территория, вход строго по пропускам, фото-, видеосъемка категорически запрещена, знание французского языка не возбраняется. И весь модельный ряд Renault на длинной парковке перед фасадом, от крохотных Twingo до полноразмерных Vel Satis.
|
|
Все этапы покраски, от нанесения базового покрытия до финальной лакировки, производятся в защищенном от пыли помещении |
| Торжественное открытие завода состоялось 5 апреля 2005 года, о чем свидетельствует памятная табличка в холле административного корпуса. Однако производство французских автомобилей здесь началось задолго до этой даты — так, ранее тут собирались из турецких машинокомплектов и Megane предыдущего поколения, и успевший стать популярным Clio Symbol. Но с появлением Logan работы над прочими моделями оказались полностью свернуты, и «Автофрамос» перешел на двухсменный график, задействовав сегодня около 1800 человек для создания 178 автомобилей в день. И это не предел — к началу лета здесь уже в три смены будут трудиться две тысячи сотрудников, а «Автофрамос» выйдет на проектную мощность 12 Logan/час, что соответствует 60000 автомобилей в год. Свою лепту в наращивание производства внесет и увеличение процента локализации — сегодня только 20% комплектующих (штампованные детали ЗИЛ, стекла БОР, детали кресел «Сотекс», защита трубопроводов «Северсталь», брызговики и коврики «Эласт-Технологии», бамперы «Технопласт») изготовлены в России, тогда как 80% деталей доставляется на «Автофрамос» с завода Dacia в румынской Питешти. В перспективе достижение 50% локальных поставок. При этом нельзя назвать «Автофрамос» сборочным предприятием в привычном для нас «отверточном» понимании этого слова — здесь выполняется весь цикл работ, от сварки кузовных деталей до самостоятельного выезда нового Logan за пределы сборочного цеха.
Зеленая миля
Цех сварки кузовов. Общая площадь 15000 кв. м, где при помощи 191 X- и G-образных сварных клещей все 385 деталей будущего кузова Logan стыкуются в 3815 точках. Время рабочего цикла 4 минуты 9 секунд, персонал 300 человек (при полной загрузке завода — 540).
|
Принятие «грунтовых» ванн перед нанесением нескольких слоев краски — процедура обязательная |
После того как в декабре прошлого года с конвейера сошел десятитысячный Logan, а таможенный терминал для прибывающих из Европы деталей разместился прямо на территории завода, начальным этапом в создании нового автомобиля стал цех сварки. Посторонним посетителям выдаются специальные очки, наушники, в руках у гида микрофон, движение строго по начерченным на полу зеленым линиям (главное, успеть увернуться от проносящихся на огромной скорости погрузчиков) — знакомство с заводом начинается.
|
Так выглядит кузов Logan на выходе из главного сборочного кондуктора в цехе сварки |
Создание очередного кузова на «Автофрамосе» — процесс исключительно ручной, никаких роботов-сварщиков пока не предусмотрено. Впрочем, само понятие «ручная сборка» как на этапе сварки кузова, так и при всех последующих операциях над Logan не имеет ничего общего с печально известными по практике российских автосборочных конвейеров «чистовой» рихтовкой напильником и вколачиванием саморезов молотком. Здесь, как и положено по статусу, в полной мере используются методы Системы Производства Renault (SPR), то есть комплекса методик и практических действий с целью создания качественного автомобиля. Впервые примененная в 1998 году на предприятиях Renault, сегодня Система учла практику Nissan и считается одной из наиболее эффективных в мире. Кроме того, в рамках методов SPR каждый цех «Автофрамоса» имеет собственную школу мастерства, где персонал завода изучает и отрабатывает операции, обеспечивающие наилучшие качественные и эффективные показатели. А на каждом рабочем месте присутствует карта стандартных операций, регламентирующая единственно возможные способы выполнения работы.
|
Готовый румынский двигатель и передняя подвеска собираются на подрамнике, на участке подсборки главного конвейера |
Сам сварочный конвейер представляет собой три напольные линии — на центральной первоначально производится сварка днища, переднего и заднего блоков автомобиля, а по сторонам от нее, соответственно, левая и правая боковины кузова. Сыплются искры, а сварщики ничуть не хуже роботов «прихватывают» медными клещами штампованные детали. Ни одной задержки, ни одного лишнего движения — полный автоматизм. Далее собранные боковины и днище приходят на участок общей сварки, где закладываются азы правильной геометрии будущего Logan. И, наконец, окончательная сварка, где «прихватки» становятся полноценными швами, электрическая дуга закрепляет на кузове технологические втулки и гайки, а сверху на него опускается крыша. Остается навесить на получившийся каркас двери, капот, крышку багажника — и кузов Logan готов предстать перед инквизицией. Имя ей — 3D-лаборатория, где кузов закрепляется на специальном стенде, и при помощи машины для трехмерных измерений по контрольным точкам выносится окончательный вердикт о его геометрическом соответствии. От судьбы не уйдешь, и если кузов окажется в числе «избранных» (алгоритм отбора — прерогатива специалистов 3D), ждет его участь быть растерзанным на части, в этот раз уже для проверки качества сварных швов. Если повезет больше — прямая конвейерная дорога для лазерного нанесения идентификационного номера. Зрелище уникальное: сколько раз приходилось видеть готовые номера кузовов, сличать их с документами, рассматривать съеденные ржавчиной и даже перебитые цифры, но стать свидетелем нанесения того самого VIN, что разом превращает только что изготовленный кузов в номерной агрегат — такое встречается не каждый день.
Restricted Area
|
Цех сборки, подвесная линия. Здесь в кузов монтируется содержимое моторного отсека, передняя и задняя подвески, топливный бак и основные магистрали |
Цех окраски кузовов. Общая площадь 11000 кв. м. 135 человек в каждой смене ежечасно выпускают отсюда на сортировочный склад семь окрашенных кузовов, предварительно нанеся на каждый 22 килограмма мастики, 10 килограммов краски, 2 килограмма воска и 3 килограмма шумоизолирующих материалов.
Цех окраски, куда отправляются получившие VIN и подретушированные кузова, есть связующее звено между цехами сварки и сборки, а по совместительству — настоящая запретная зона. На самом деле никаких тайн в процессе окраски Logan нет, и промышленного шпионажа руководство «Автофрамоса» не боится, а все дело в технологических особенностях. Окраска кузова производится в закрытом помещении при полном отсутствии пыли. А заодно и, как следствие, ее возможных носителей в лице посторонних людей. Сам процесс состоит из семи последовательных операций, включая предварительную обработку поверхности кузова, а также ее обезжиривание, фосфатирование и промывку. Затем — купание в бассейне, где происходит катафорез, то есть нанесение на кузов первичного слоя грунта с его последующим отвердением в сушильной камере. В столь ядовитой среде людям места уже нет, и все операции по обработке поверхности и катафорезу полностью автоматизированы.
|
Одна из первых операций на сборочном конвейере — установка дверных ручек |
Но и после этого до покраски еще далеко. Загрунтованный и высушенный кузов отправляется в зону нанесения звукопоглощающих и герметизирующих мастик, а также антигравийного покрытия. Вновь купание в «грунтовой» ванне, вновь сушильная камера — а впереди еще контроль внешнего вида и устранение возможных дефектов. И только после успешного прохождения всех пыточных камер кузов Logan считается готовым к покраске.
Для начала окрашиваются внутренние поверхности, затем покрывная эмаль наносится на внешние. Опять же не единовременно — для достижения нужного оттенка кузов окрашивается несколько раз. Сушильная камера, еще одна проверка качества, нанесение двух килограммов антикоррозийного воска — все, кузов в полной готовности к дальнейшей сборке отправляется на сортировочный склад.
Окончательный диагноз
Цех сборки. Общая площадь 28000 кв. м. Производственный цикл окончательной сборки одного автомобиля составляет 6 часов 40 минут, всего в цехе каждую смену трудятся 150 человек.
Сюда по «разнарядке» со склада попадают окрашенные кузова, которые незамедлительно при помощи все той же «человеческой силы» начинают приводиться в состояние товарного автомобиля. Цех сборки имеет три конвейерные линии (две напольные и одна подвесная), объединяющие семь сборочных участков. Имеются и два дополнительных участка, где выполняется подсборка прибывающих с румынского завода Dacia двигателей Renault. Здесь силовой агрегат устанавливается на подрамник, сюда же добавляются предварительно собранные элементы передней подвески Logan. Второй участок подсборки выдает готовые к установке на автомобиль задние мосты. Кроме того, вдоль всей конвейерной линии расположились дополнительные участки, где гнут и крепят металлические трубки к блоку ABS, собирают переднюю панель, кресла (да-да, их здесь тоже делают из отдельных элементов!), готовят обивку салона и прочее.
Сцена первая, напольная. В совсем еще голый кузов укладывается электропроводка, устанавливаются дверные замки, ручки, обивка пола и потолка, светотехника и педальный узел. Тех Logan, что избраны стать «богатыми», в конце линии ожидает еще и установка ABS. А если предположить, что рабочим вдруг станет непонятна какая-либо деталь сборочного процесса, тут же имеется «учебный» автомобиль, позволяющий попрактиковаться в овладении всеми навыками.
Открытое акционерное общество «Автофрамос» было создано 2 июля 1998 года на паритетных началах как совместное предприятие компании Renault и Правительства Москвы. 28 октября 2004 года Renault укрепила свои позиции в России, увеличив участие в капитале ОАО «Автофрамос» до 76%. Правительство Москвы оставило за собой 24%. Завод «Aвтофрамос» расположен в промышленной зоне Текстильщики на юго-востоке Москвы, на его производственные площади приходится 100800 кв. м. Для производства Logan компания Renault инвестировала в размещение и развитие производственных мощностей 250 млн. долларов, что представляет собой самые крупные инвестиции в автомобильный сектор России. Генеральный директор ОАО «Автофрамос» — Жан-Мишель Жалинье.
— Каким представляется автомобильный рынок России с точки зрения компании Renault, его состояние, перспективы?
— Ваш рынок очень динамичный, в среднем растущий на 10% в год (прирост за 2005 г. по сравнению с 2004 составил 13%). На этом рынке в 1,563 млн. автомобилей существуют различные тенденции: с одной стороны, для автомобилей российского производства — на настоящий момент их более 1 млн. и, с другой — для автомобилей иностранных марок, составляющих 562 000 единиц. В то время как на рынке российских автомобилей налицо некоторый спад, рынок иномарок находится в стадии серьезного подъема (+60% в 2005 г. по отношению к 2004) и эта тенденция, скорее всего, сохранится в ближайшие годы.
— Каковы наиболее приоритетные направления Renault на российском рынке, предпочтение каким классам и моделям автомобилей отдается?
— Renault продает в России почти весь модельный ряд легковых автомобилей: Clio II, Modus, Symbol, Logan, Megane II, Laguna II, Espace, Vel Satis. А также коммерческие автомобили: Kangoo, Trafic и Master, запуск которого в производство состоялся 24 апреля 2006. Также, с лета 2006 г., в России будет продаваться Clio III. Российский Logan и вовсе выпускается на нашем заводе в Москве.
Logan, Megane и Symbol — самые продаваемые автомобили всего модельного ряда.
Имея столь широкий выбор моделей, «Renault-Россия» в 2004 г. продала 16129 автомобилей, в 2005 — 29177 автомобилей (что составляет 81% прироста), и, по нашим прогнозам, подобная тенденция должна сохраниться и в текущем году. Цель — перейти рубеж в 100000 продаж в 2009 г. При таких результатах Renault является первой среди европейских марок в России и находится на 8 месте на рынке иностранных марок.
— Динамика развития дилерской сети и предпочтения региональных потребителей продукции Renault.
— В коммерческом плане Renault обладает развитой дилерской сетью, которая насчитывает на сегодняшний момент 68 дилеров и 85 торговых точек в 52 городах. Мы присутствуем во всех городах с населением свыше полумиллиона жителей, кроме Владивостока и Хабаровска, и наша цель — прийти в города с населением свыше 300 тысяч человек. Кроме дилерской сети, Renault имеет в своем распоряжении центральный склад запчастей, где дилеры могут заказывать все необходимые им детали и получать их в течение суток, Учебный центр Renault, где проходят обучение технические специалисты, и службу технической поддержки на дорогах Renault Assistance.
— В чем выражается адаптация автомобилей Renault, предназначенных для российского рынка?
— Весь модельный ряд Renault адаптирован к российским дорожным и климатическим условиям. Предусмотрена защита от сильных морозов, пыли и загрязненности. Так, например, с учетом холодных климатических условий двигатель оснащен уникальной компьютерной программой впрыска и специальной системой охлаждения, в подвеске используется специальная амортизаторная жидкость, а генератор обладает повышенной производительностью. В зависимости от модели, подвеска оборудуется дополнительными щитками для защиты тормозных механизмов от пыли, а кузов предусматривает специальную защиту моторного отсека, топливных и тормозных магистралей.
— Насколько интересны «Автофрамосу» перспективы сотрудничества с российскими производителями запчастей и комплектующих?
|
Нанесение антикоррозионной мастики на кромку дверей будущего Logan |
— «Renault-Россия» сотрудничает с целым рядом российских поставщиков. Так, Борский стекольный завод изготавливает боковые стекла, а в ближайшем будущем — лобовые и задние стекла; СОТЕКС — детали сидений для автомобилей. «Эласт-технологии» поставляет брызговики. ЗИЛ изготавливает штампованные детали. В скором времени начнутся поставки капота, поперечины пола, усилителя капота и крыши, и уже в текущем году производство электропроводки было доверено компании ИТЕЛМА. По нашим подсчетам, к концу 2006 г. уровень локальной интеграции Logan достигнет 29%, но наша цель — не менее 50% локализации.
— Имеются ли возможности дальнейшего расширения модельного ряда собираемых в России автомобилей Renault?
— На сегодня Logan является единственной моделью Renault, производимой в России. Относительно производства других моделей в настоящий момент не принято никакого решения. |
|
Передний и задний бамперы Logan имеют российское происхождение |
Сцена вторая, подвешенная. В таком положении к автомобилю лучше всего подходить со стороны днища, что на этом участке сборочного конвейера и выполняется. Собранный на подрамнике мотор и передняя подвеска крепятся к кузову, за ними следует задний мост, топливный бак, тормозные и топливные магистрали. Заканчивается сборка элементов салона, появляются бампера, колеса, «избранные» опять же получают в свое распоряжение кондиционер. Все, пора вниз, теперь уже на собственных колесах.
|
Сцена третья, опять напольная. Остаются мелочи — вклейка лобового и заднего стекол, установка аккумулятора и подключение электрооборудования салона и моторного отсека, регулировка навесных элементов кузова (двери, капот, багажник). И вот, наконец, долгожданная заправка всех систем и агрегатов эксплуатационными жидкостями, проверка работы электрики и электроники Logan — и вперед, уже под звук работы собственного двигателя, по короткой «стиральной доске» к стенду окончательной доводки всех параметров. Контроль тормозной системы, углы установки колес и общая геометрия подвески, динамический тест, плюс обязательная «проливка» в специальной камере на предмет герметичности уплотнений. А на тот случай, если в процессе сборки лакокрасочное покрытие автомобиля оказалось повреждено (всякое ведь бывает), имеется еще одна покрасочная камера, где подобные дефекты устраняются по мере поступления. Если брак при сборке Logan оказался серьезным, место такому автомобилю на «позорной площадке» в стороне от конвейерной линии. Для последующего, так сказать, разбирательства по существу вопроса. Увидеть подобное собственными глазами не получилось (к сожалению или к счастью?) — лобное место для «приговоренных» на момент моего присутствия оказалось совершенно пустым, тогда как за ворота цеха один за другим бодро выезжали преодолевшие все драконовские проверки «бюджетные» седаны Renault Logan.
P.S. Наверное, это закономерность — популярность Logan прирастает преимущественно провинцией, в то время как на столичных улицах и проспектах этих машин совсем немного. Оно и понятно, прожиточный минимум в Москве ориентирует покупателей на немного иные категории «бюджетных» автомобилей. Но вот что действительно закономерно, так это успех Logan на российском рынке. И сама по себе модель неплохая, если заранее не подходить к ней с невесть откуда взявшимся чванством, да и прямая параллель еще с одним успешным предприятием напрашивается. Может, параллель и не совсем корректная, но вполне определенная — речь идет о всеволожском Ford Focus. И здесь, и там полностью иностранное предприятие, расположенное на территории России. И в том, и в другом случае упор сделан на производство массовых моделей. И всеволожский, и московский заводы позволяют поучаствовать в создании своих автомобилей отечественным производителям комплектующих. Итог — и Focus, и Logan продолжают пользоваться стабильным спросом. Может, стоит задуматься?
Вячеслав СТАРЦЕВ Иркутск-Москва-Иркутск
Автомаркет+Спорт № 19
|