Мотошкола Мотошкола
Правила выживания
В Иркутске мотосезон начался «тихо» — всего-то одно ДТП с участием мотоциклиста. В Чите уже 6 человек «хлопнулись» с начала сезона. В Москве статистика самая суровая, был даже такой день, когда в фатальную аварию попали сразу 14 мотоциклистов. Вся картина на мотосайтах: года нет такого, чтобы к осени не прибавилось симпатичных, одухотворенных и улыбающихся лиц в разделах MEMORY! Погибшие мотоциклисты не имели ни опыта, ни культуры вождения своего транспортного средства, причем как в городском потоке, так и на трассе. Сказал об этом знакомым мотоциклистам, они согласились. Добавили только к этому еще одно: мол, водители автомобилей относятся к нам «по-свински», «за людей не считают» и тому подобное.
|
Ездоки в кепках и туфлях погибают первыми |
Говорит Михаил Штраус, владелец известного мотоциклетного магазина-салона «Музыка ветра»: «Все ребята — «герои» хроник ДТП, чем единым характеризуются? Нет школы. Нет опыта движения в потоке транспорта. В голове нет стратегии. Ситуацию дорожную анализировать не умеют. Это не водители, серьезно ведущие свои транспортные средства, а катающиеся в свое удовольствие дети». Где же учиться этим детям, чтобы стать Водителями? На этот вопрос Михаил отвечает так: «Если не у старшего опытного товарища, то хотя бы по книгам. Сейчас в Интернете есть все. В частности, вся ТЕХНОЛОГИЯ управления двухколесной машиной в наилучшем виде представлена в книге Кейта Кода».
Вечерком я извлек из недр Сети эту книгу. Автор, американец Кейт Код — профессиональный мотогонщик, многократный чемпион, инструктор и основатель «Школы Супербайка». Сама книга называется «Вращение запястья». Нашелся в сети и исходник на английском языке (Keith Code «A Twist of the Wrist»), и весьма приличный перевод в формате PDF с хорошими картинками. Эту книгу я, человек, который не катался на мотоцикле почти 20 лет, прочел в один присест за вечер. Настолько она интересна! Даже сами принципы правильного управления мотоциклом, которым нас учили при советской власти, как я понял, были ИЗВРАЩЕНЫ. Например, совершенно четко помню въевшийся в голову постулат о том, что основной тормоз мотоцикла задний, а передним тормозом пользоваться вредно и даже опасно. Как оказалось, все наоборот — основной тормоз передний, а задним нужно пользоваться в конкретных ситуациях и вообще не слишком часто (в частности, на скользких и сыпучих покрытиях задний становится основным). Подробнейшим образом в книге Кода проработаны аспекты прохождения поворотов, управления газом, торможения и анализ дорожной ситуации.
|
Пассажир без защиты |
Это прекрасный учебник. Но это книга гонщика и для гонщиков. Прочитав ее «от корки до корки», я понял, что ее задача — дать ТЕХНОЛОГИЮ УПРАВЛЕНИЯ МОТОЦИКЛОМ НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ. Основная цель — научить курсантов проходить трассу без падений и на максимально возможной скорости. Это одно. Но езда по городу — совсем другое: здесь нет, а точнее даже, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ высоких скоростей. В книге Кода практически все примеры расписаны на скоростях от 100 км/час. Лично я начинающему мотоциклисту эту книгу как основную не посоветую. У начинающего нет таких целей — получать максимум на скорость и время! Главные его цели — научиться ездить и ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ!
Где в Иркутске можно освоить мотоцикл? Какой-то мотошколы нет. Михаил Штраус: «Сейчас думаем об этом, когда собирается коллектив единомышленников. Идея такая — перед продажей мотоцикла начинающему мотолюбителю, сначала дать курс начальных практических навыков. Тут все упирается в финансы, сам понимаешь». Виктор Догадин, владелец не менее известного в городе мотосалона «Драйв»: «У нас появилась идея: выделить один мотоцикл для обучения молодых. Настоящий японский, естественно. Думаю, какой купить под это дело, ну и занимаюсь теоретическим обоснованием этой идеи со всех сторон. Но возникает проблема дороги — сейчас у мотоциклистов, как и у GT-клуба, нет трассы, где можно проводить свои мероприятия. А пока мы стараемся объяснить молодым клиентам, что начинать надо с малого. Немолодым людям тоже стараемся дать понять, что 20 лет назад мотоцикл был несравнимо менее динамичен, чем автомобиль, а сегодня все наоборот!». Михаил Штраус дополняет: «400 кубиков — это уже очень и очень много! Сегодня самый плохенький такой мотик — это 5 секунд до 100 км/ч, 10 секунд до 200 км/ч — разве это нужно начинающему? Но почему-то среди современной молодежи уже распространено дурацкое и очень вредное мнение типа «200 кубов — это для лохов».
|
У летчиков есть такая книга — «Наставление по полетам» называется, или НПП. Как мне сказал один знакомый пилот, эта книга «написана кровью погибших летчиков». В НПП разобраны конкретные ситуации, которые могут привести к нестабильности летательного аппарата, и затем к аварии. Описаны и конкретные приемы пилотирования, которые помогают обойти эти «острые углы» и «выйти сухим из воды», даже если ситуация зашла достаточно далеко. Есть такая книга и у мотоциклистов: мотолюбитель с огромным стажем, инженер фирмы Boeing, американец Дейвид Хафф еще в 70-х годах начал писать свод правил безопасного вождения мотоцикла для своих товарищей — членов мотоклуба своей компании. Записки были опубликованы в журнале Road Rider (позже журнал был переименован в Motorcycle Consumer News), потом вышла книжка (David L. Hough «Street Strategies», в прямом переводе «Уличные стратегии»). В подзаголовке книги пояснено, что это «Учебник выживания для мотоциклиста». Книжку я также достал из сети в виде PDF с хорошими, говорящими иллюстрациями и в весьма приличном переводе. Survival Guide прочел этой же ночью. С точки зрения водителя вообще и с точки зрения общечеловеческого здравого смысла эта книга мне показалась очень и очень полезной. Кстати, сам Хафф в предисловии говорит, что каждое его правило родилось на основе реальной аварийной ситуации, в которую он попадал в течение своей долгой мотоциклетной жизни.
|
Скорость — то, ради чего молодые парни садятся на мотоцикл. Вот что мне рассказал 33-летний иркутский мотоциклист по имени Андрей, по прозвищу Агент. Начал он кататься в своей деревне на мопеде «Верховина» с «заваренным на глушняк» сцеплением лет с 9. Затем был мотороллер «Турист», доставшийся от дальних родственников, «Минск» и «Иж-Планета». Уже в Иркутске занялся драгрейсингом. К мотоциклу вернулся благодаря случаю. Как-то на «драг», на объездную, приехал Виктор Догадин на мотоцикле. Решил показать молодежи разницу между современным серийным мотоциклом и «заряженным» автомобилем. По словам Андрея, Догадин стартовал позже пары драгеров, моментально догнал их, проезжая между ними, помахал им руками и, свободно обогнав, уехал вперед! Этот случай поразил Агента — вскоре он купил литровый Honda CBR1000R. «Когда почувствовал динамику машины — стало страшно. Догадин довез меня до объездной — там я потихоньку начал кататься сам. Жуть! С «драгом» на автомобиле не сравнить!». Когда освоился, стал предаваться совершенно новой забаве — езде на заднем колесе. Сначала научился поднимать только на первой передаче, затем, уже «в воздухе», переключался на вторую. В результате экспериментов сломал коробку. Сейчас уже третий сезон, и мотоцикл третий — Suzuki JSX R-1100. Агент говорит, что этот от первого отличается радикально — злее, устойчивее и легче. Видели бы вы, как горят глаза этого парня! Это жрец ее величества скорости! Улыбаясь говорит: «Представляешь, когда нос мотоцикла опускается на скорости 160 км/ч, и переднее колесо опять заново начинает раскручиваться, резина горит, а на асфальте остается черный след. Всех возможностей литрового мото я не познаю никогда. Чувствую, что его возможности неисчерпаемы!».
|
Пожалей подругу! |
Но нужны ли хоть какие-то возможности литрового мотоцикла на городской улице? Дейвид Л. Хафф пишет: «Помни, что дорога общего пользования — не твой персональный трек! Ехать нужно с такой скоростью, чтобы тормозной путь был меньше доступного впереди пространства». И вот, наконец, самая, я бы сказал, жемчужина в коллекции Хаффа: «Вращение ручки газа сворачивает пространство впереди мотоцикла». Сворачивает пространство! Теперь представьте себе поток по городской улице, между машинами 5-7 метров, в лучшем случае, а скорость потока около 60 км/ч. Что тут сворачивать? Михаил Штраус говорит: «Двигаться между попутными рядами со скоростью на 20 км/ч быстрее потока — для мотоцикла это нормально». Но если поток движется со скоростью 60 км/ч, а мотоцикл 80 км/ч, то тормозной путь не уложится в промежуток между машинами — пространство впереди уже «свернуто». Вот аргументы от Дейвида Хаффа из книги «Уличные стратегии». По Хаффу — движение мотоцикла между попутными рядами автомобилей — крайне опасная штука. Мотоциклист, двигающийся между рядами быстрее потоков по ним, постоянно попадает в мертвые зоны заднего обзора то одного, то другого водителя автомобилей! Рано или поздно обязательно возникает ситуация, когда один из автомобилей начинает вполне легальное перестроение или обгон: водитель посмотрел в зеркала, но мотоцикла не видел — он был в мертвой зоне. В результате бокового смещения автомобиля мотоцикл, находящийся между рядами, получает удар.
Автомобилист в этом банальном случае говорит: «Сам виноват! Нужно следовать потоку». Кстати, даже если мотоциклист будет ехать между рядами, но со скоростью потока, вероятность оказаться в мертвой зоне готового к перестроению водителя будет гораздо ниже. Дейвид Хафф считает, что верная позиция — в потоке, соблюдая дистанцию до впереди идущей машины, но не посередине, а по колее левых колес. Почему? Потому что передний водитель будет видеть мотоциклиста в оба зеркала — и в боковое, и в центральное. Есть тут и еще один аспект безопасности: обычно мусор и ямы автомобилисты пропускают между колес, поэтому мотоциклисту лучше держаться слева. Почему не справа? Вперед видно лучше и готовность к обгону и перестроению всегда есть!
|
Одно из самых «страшных» правил Дейвида Л. Хаффа гласит: «Водитель авто часто не склонен уступить дорогу мотоциклисту там, где он уступил бы автомобилю». Я подозреваю, что истина тут кроется в том, что мотоцикл труднее разглядеть на фоне окружающего мира, чем автомобиль. Михаил Штраус приводит следующий случай из жизни. По улице Карла Маркса он поехал от перекрестка с улицей Ленина (у памятника) в сторону Набережной. На перекрестке с ул. Марата справа остановился, выезжая, таксист. Когда до мотоцикла было 10 метров, он вдруг выкатил на ул. Карла Маркса. Михаил говорит: «Ни дистанции, ни времени не было, тормозного пути — тоже. Пришлось положить мотоцикл на бок на скорости 40 км/ч! Почему таксист так поступил — непонятно. Не воспринял мотоцикл как транспортное средство?». Но ведь таксист притормозил на перекрестке Марата, а значит, осматривался и понимал, что выезжает на главную улицу. В таком случае водители автомобилей отвечают стандартно: «Не видел!». Более импульсивный Виктор Догадин рассказал, что когда его грубо обидел автомобилист, то негодование его было столь сильным, что он нагнал обидчика и постарался ему объяснить, что тот поступил неэтично. В ответ Виктора просто «послали на три буквы» и уехали. Пришлось человеку еще один раз нагнать обидчика — уже для того, чтобы врезать по морде.
Вернемся к самому молодому нашему герою — Андрею, тому, что начинал с литрового мотоцикла, сразу после стритрейсинга. Говорит, что неделю привыкал. Затем поехал. И две недели ездил без защиты. Потом, «вняв голосам здравого смысла», купил защитный костюм мотоциклиста и... два раза подряд упал! Но это только позволило оценить уровень защиты. Самая главная демонстрация характера защиты была впереди. А случай такой: встал на заднее колесо с пассажиром сзади. Вообще-то, говорит, «на дыбы» лучше вставать с девушкой — она прижимается (смеется). А тут парень сзади стал сползать и его потащил за собой! В результате оба грохнулись назад на скорости около 100 км/ч. И только бы! Мотоцикл CBR1000, весящий 220 кг, завалился на бок и упал на ногу Агента со всего размаха. Будь этот парень тогда в парусиновых штанах и кепке, сегодня мы бы с ним, видимо, не разговаривали. Но, слава Богу, он был в КОСТЮМЕ ПОЛНОЙ ЗАЩИТЫ и ИНТЕГРАЛЬНОМ МОТОШЛЕМЕ. Мотоцикл упал на голеностоп и щиколотку, но на ногах были настоящие МОТОБОТЫ ценой 11 тысяч рублей. Сам мотоцикл затем улетел по дороге на 50 метров от наших героев — инерция железа всегда больше человеческой! И каковы же общие последствия? Несколько синяков и ссадин! Андрей говорит, довольно улыбаясь: «Мотоботы отработали на все 100%! Да и все остальное тоже!». Сколько же стоит эта гарантия жизни и здоровья? Ребята говорят так: по минимуму 20 тысяч рублей, нормальная полная защита — 2 тысячи долларов.
А что говорит по этому поводу мировой авторитет? В книге Дейвида Хаффа есть отдельное, совершенно конкретное правило: «ВСЕГДА НАДЕВАЙТЕ ПОЛНУЮ ЗАЩИТУ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, КУДА ЕДЕТЕ — В ДАЛЬНИЙ ВОЯЖ, ИЛИ В МАГАЗИН НЕДАЛЕКО ОТ ДОМА». Ну, а главная защита, конечно же, находится в голове мотоциклиста. Как говорит Михаил Штраус: «Тормоза должны быть в голове!». И чтобы у вас в голове было больше хороших и разных тормозов, позволю себе привести несколько, на мой взгляд, наиболее важных правил из книги Дейвида Хаффа:
l Перед началом каждого мотосезона нужно тренировать экстренное торможение в безопасном месте. Лучше постоянно тренировать экстренное торможение.
l Пассажир сзади должен быть полностью экипирован (полная защита) и тщательно проинструктирован.
l Водитель авто часто не склонен уступить мотоциклисту, там, где он уступил бы автомобилю.
|
Тормоза передней вилки — самое главное в мотоцикле |
l Пальцы, заранее лежащие на рычаге переднего тормоза, могут сократить тормозной путь на 20 метров.
l Не сосредотачивайся только на дорожном полотне, смотри за окружающими автомобилями.
l Пересекай рельсы под тупым углом.
l Дорога общего пользования — не ваш персональный трек!
l Ехать следует с такой скоростью, чтобы тормозной путь не превышал видимый отрезок дороги впереди.
l Снижение скорости со 100 до 60 км/ч сокращает тормозной путь мотоцикла вдвое!
l Кинь последний взгляд через плечо перед началом маневра!
l Бойся поворачивающих налево. Если встречный мигает левым поворотником, держи пальцы на рычагах сцепления и тормоза.
l Если кто-то выезжает со второстепенной или из двора справа, держи пальцы на рычаге тормоза. Лучше если передний тормоз будет слегка поджат заранее!
l При езде с пассажиром задний тормоз гораздо эффективнее.
И в финале, для контраста к Хаффу, пара принципов из книги гонщика Кейта Кода:
l Проявления инстинкта самосохранения полностью разрушают вождение мотоцикла.
l Сомневаешься? Газуй!
Что бы вы посоветовали изучать начинающему мотоциклисту — вашему сыну или дочери? Я бы сначала показал книжку Д.Л. Хаффа, ведь не зря интегрированная народная мудрость гласит: «Тише едешь, дело мастера боится!».
Тимофей МИТИН
Автомаркет+Спорт № 22
|