Маршрут Малое море
Широкие берега узкого моря
«С Байкалом не сравнится ни что: он как бы изначально на планетарном уровне олицетворяет собой понятия: покой, величие, чистота, красота. Жалею тех, кто проживет жизнь, не поклонившись Байкалу».
Б. Лапин
УЗКОЕ МОРЕ?
|
Рыбаки поехали ставить сети |
|
На АЗС «Сахюрта»
только два вида топлива |
|
Дорога спускается в урочище
Шара-Тогот |
|
От Шара-Тогота до Сахюрты — та же самая Тажеранская степь |
Между островом Ольхон и северо-западным побережьем Байкала до 15,5 километров ширины водного пространства, а сразу за Ольхоном до восточных берегов основного моря — до 60 км. Древнее бурятское название Малого Моря — Нарин-Далай, что означает Узкое Море. Вообще, по-научному, Малым Морем называется все водное пространство между островом и берегом, с севера ограниченное проливом между мысами Зама (на материке) и Хобой (на Ольхоне), а с юга — оконечностью залива Мухор. Длина Малого Моря 78 км, а площадь водного пространства — 1019 кв. км! Такому простору многие знаменитые озера позавидуют! Малое Море привлекает, прежде всего, как мне кажется, прелестью своих берегов. Остров Ольхон — ответвление Приморского горного хребта, чем обусловлена фиордовая форма заливов и бухт от Тутайского залива (к юго-востоку от Сахюрты) до Мухора и основной котловины Малого Моря — по сути это межгорные впадины. Севернее (до Курмы) есть еще несколько заливов, но это уже не фиорды, а соры с большими песчано-галечными косами и пологие многокилометровые губы. Главное, все заливы Малого Моря мелководные, а потому теплые и рыбные. Главное, на Малом Море есть пляжи, обилие рыбы, обещающее удачную рыбалку, чудесные горно-таежные ландшафты, радующие душу, доступность разных уголков, благодаря сети дорог и дорожек, небольшое количество осадков при обилии солнечных дней и мягкий приморский климат, обеспечиваемый Байкалом. Нужно только одно — инфраструктура. Вот ее-то мы и решили посмотреть — базы, кемпинги, отели. И хотя лично мне более по душе дикий отдых в палатке и у костра, но ведь многие едут сюда и за комфортом. Правда, немного грустновато: берега Малого Моря, которые 25 лет назад были почти дикими, превращаются в какую-то доморощенную Ривьеру.
ВО ГЛАВЕ УГЛА
|
Это отворот на Куркут — впереди базы «Наратэй», «Чайка», «Фрегат», «Мандархан» |
Для чтения путевых записок советую вам, дорогие друзья, взять в руки крупную карту берегов Малого Моря (например, масштаба 1:50000), чтобы было понятней, куда мы руля крутили, и куда потом крутить его вам. Если вы читали предыдущий номер нашей газеты, то знаете: мы были на Ольхоне. Вдвоем с другом, поднявшись в 7.00 утра следующего дня в Хужире, в отеле «Усадьба Никиты Бенчарова», чтобы успеть к первому парому на материк, стартующему в 8.10, мы «рванули» на юг. Нужно было успеть «прохватить» сорок километров степей и полупустынь острова, чтобы не последними встать в очередь к парому. Успели, а когда уже погрузились, вдруг примчался на белом микроавтобусе Nissan Никита Бенчаров — он и заезжал на палубу последним. Даже перекинуться словом с гостеприимным хозяином нам не удалось: на пароме нашу машину так зажали, что двери не открывались, и я всю дорогу думал: «Если тонуть станем, куды бежать?». Но все обошлось.
|
«Наратэй» — синие крыши на зелёных лугах |
В половине девятого утра мы уже сидели в Сахюрте, в магазине-кафе «У причала», вспомнив о физических потребностях. Сегодня нам нужно объехать залив Мухор и достичь Курмы — таков план. Множество дорог и дорожек вьется по этим изрезанным берегам, и лучше, несмотря на наличие запасных канистр топлива, иметь заправку «под горлышко». Три Сахюртинские базы мы посетили вчера — перед тем, как попали на Ольхон, поэтому решили сразу отправиться в Куркутский залив — там целая плеяда баз отдыха.
|
Едем назад — вдаль от Ольхона. После пяти километров плавного подъема к перевалу дорога начинает спускаться к Шара-Тоготу, и сверху справа от дороги открывается отличный вид на падь залива Куркут. Видны далекие мысы Бурлюк и Улан, а левее их — суровые «губы» ущелья Сармы. Справа от Куркутского залива, проступают очертания больших островов — Огой и Замогой. В общем, картина величественная. После созерцания далей спускаемся еще на километр, и справа видим целых пять (!) указателей турбаз и отелей — это поворот в Куркут. То есть до отворота на Куркут от Сахюрты около 6 километров. Поворачиваем направо и начинаем потихоньку спускаться вниз, к заливу, по кривому, пыльному и каменистому проселку. От дороги до Куркутского залива — 3 км, примерно за километр до побережья дорога разветвляется. Налево идет на мыс Бурлюк, и от нее ответвляется проезд к бухтам залива Мухор — Мандерха и Зуун-Хагун. Направо дорога направляется к бухтам Радости — это малые губы восточного берега Куркутского залива, далее через горные гряды можно выехать к Базарной губе, где мы были вчера, и где расположена Сахюрта. Мы решили сначала съездить направо — в бухты Радости.
|
«Чайка» — основной оплот в Куркутском заливе |
Интересно, что раньше, лет 25 назад, эти куркутские бухты так никто не называл, назывались они грустно — Камыши. А сейчас даже пронумерованы: Радость-1, Радость-2... Видимо, девиз нашего дня — больше радости!
|
«Прошпект» на территории
ТБ «Чайка» |
|
Дорога к турбазам восточного
берега Мухора |
|
Слева позади остается галерея домиков из светлого дерева — это база отдыха «Чайка», по-моему, самая большая на Куркуте, а мы двинем к бухте Радости-1. После развилки стоит указатель «Наратэй» — так называется крупная база в первой бухте Радости. От развилки в торце Куркута до «Наратэя» всего километр — как только перевалили через бугор, сразу открывается панорама зеленого распадка, увенчанная синими крышами коттеджей базы «Наратэй». Сама база классифицируется как кемпинг-отель. Мне показалось, в этом кемпинге все хорошо организовано: и прокат чего угодно, и рыбалка с инструктором, и экскурсии во все прилегающие веси, и даже дайвинг-центр. Проживание: от летних домиков эконом-класса (450 рублей в сутки с человека) до коттеджей класса люкс с душем и туалетом внутри (от 1000 до 2900 руб.). Бухта «Наратэй» имеет прекрасный песчаный пляж и по виду очень симпатична. Кроме всего прочего, здесь есть археологический памятник — стоянка древнего человека, где некогда велись раскопки. Инструкторы базы с удовольствием просвещают туристов по этому вопросу. В общем, понравилось нам тут. На противоположном склоне этого же распадка строится новая база — Гостиный двор «Баяр», по свидетельству администратора это будет такая же развитая база, как «Наратэй», но нижний уровень цен более демократичный — от 300 рублей в сутки. Понятно, рядом ведь — нужно клин клином вышибать! «Баяр» уже почти готов и летом будет работать. Чуть выше «Баяра», на перемычке, отделяющей бухты Радость-1 и Радость-2, еще одна база отдыха — «Байкальские радуги» известной фирмы «Байкал-Тревел». Никакой администрации мы тут не нашли — только сторожа, а посему, что интересного в «Радугах», не узнали. По словам «наратэйских» работников, там дальше (Радость-3) есть какие-то ведомственные объекты, но поскольку никакая визуальная реклама туда не звала, мы не поехали. Возвращаемся в «угол» Куркута — от Радости-2 обратно около 2 км. Да, чуть не забыл: в «Наратэе» мы узнали, что хорошая и большая турбаза есть в Тутайском заливе, на юго-востоке от Базарной губы, где расположена Сахюрта. Когда мы были в Сахюрте, то никаких указателей на Тутай не видели. А возвращаться туда уже далековато.
|
Бухта Улан-Хада — впереди мыс Бурлюк и база «Фрегат» |
«Чайка» — большая круглогодичная база, вместимостью 136 человек в самом «торце» Куркутского залива, имеет представительство в Иркутске — ООО «Байкал-Клуб» (ул. Степана Разина, 5, тел. 200-863, 202-989, www.seesibirien.ru). На территории базы, представляющей собой весьма уютный городок с улицами-аллеями, имеются три ряда домиков-коттеджей и двухэтажная гостиница. Цены здесь очень демократичны — от 450 рублей в сутки без питания. Можно только на ночь устроиться — 400 рублей с человека. Что касается диапазона, то он достаточно широк: есть домики со всеми удобствами. Услуги всевозможные: и прокат инвентаря, и экскурсии, и развлекательные программы. Кафе с VIP-залом на 70 мест. Есть танцплощадка. В прошлом сезоне мои знакомые жаловались на низкое качество кухни на этой базе. Администратор нам сказала: «Да, вы правы, так и было. В этом году повара и персонал сменили — все должно исправиться к лучшему». Личное впечатление хорошее: база уютная, в номерах опрятно, ухожено. Едем дальше?
|
Мыс Бурлюк — новое здание
базы отдыха «Фрегат» |
Чуть выше «Чайки» и ближе к дороге строится еще одна новая база, но там только рабочие-строители, на любой вопрос они отвечают: «Нэт. Нэ знаэм». Ниже «Чайки», у самого залива, тоже строится какой-то поселочек из деревянных домиков. Зашли узнать и опешили. Рабочие говорят: «Это дачное товарищество». Что-то совсем дело плохо на Байкале. Кстати, дачи строятся ближе 500 метров от уреза воды, а это, как я помню, охранная зона Озера. Мало здесь кемпингов? И те растут как грибы в июльском лесу. Ой, что-то я разошелся на старости лет. По левому берегу Куркутского залива вьется суровая горная стежка, пересыпанная местами каменьями и пересекаемая пачками плитняка и жилами пегматитов. Влево, через сопки, уходят дороги на турбазы «Мандархан», «Зун-Хагун», ПО «Иркутскгеофизика» — эти базы в бухтах великого залива Мухор. Мы сначала не стали сворачивать к Мухору, а проехали дальше по берегу Куркута в сторону мыса Улан. Через 1,5 километра дорожка, идущая по самому краю крутого берега, выходит к красивой губе Улан-Хада. У дороги стоит синий стенд, на котором написано: «Въезд в бухту Улан-Хада закрыт на основании статьи № 35 федерального закона». Но мы «интрудеры» и проезжаем прямо по берегу губы до живописного мыса Бурлюк. Слева от дороги в Улан-Хада расположились шикарные виллы без опознавательной информации. Посоветовавшись, мы решили, что здесь отдыхают солидные люди.
|
Путь к «Мандархану» смертельно опасен! |
На самом же Бурлюке, чрезвычайно живописном скальном мыске, опускающемся в море подобно языку гигантского животного, расположена компактная, красивая и чрезвычайно комфортабельная база отдыха «Фрегат» фирмы «Фристо». Забегая вперед скажу, что на всем Малом Море я больше не встретил базы с централизованным водяным отоплением и горячим водоснабжением. Поскольку дома полностью благоустроены — база работает круглогодично. Мест немного — всего 24, но это чрезвычайно уютные коттеджи с прекрасным дизайном как снаружи, так и внутри. Суточные цены с человека от 650 до 1500 рублей. Двухместный номер — от 1200 рублей в сутки, коттедж целиком (2 номера по 2 места) — от 4800 рублей. Услуги широки, мне бросилось в глаза уникальное предложение — заказ вертолета. Доброжелательный администратор, молодой и симпатичный мужчина, показал нам внутренние помещения коттеджей — очень красиво и уютно. В каждом домике большая столовая-кухня с полным гарнитуром (холодильник, мойка, столы, шкафы). В общем, «Фрегат» — база отличная, но маленькая. Дали нам и реквизиты для контакта: тел.
|
«Мандархан» может похвастаться парой новых домиков |
38-11-14, 95-24-55, 95-26-55, www.baikal- fregat.com, fristo@irk.ru. Дальше Бурлюка дороги по Куркуту нет — впереди скальный оконечный мыс Улан, отделяющий заливы Куркут и Мухор, и мы стали возвращаться к повороту на Мухор — около 2 км мимо губы Улан-Хада. Поворот на базу геофизиков мы пропустили — она ведомственная, и никакой рекламы не видели, а проехали до всем известного отворота на базу «Мандархан». Ох, опасное это дело — езда на «Мандархан». У развилки дорог стоит мраморный могильный обелиск с автомобильной баранкой. Полезли вверх по склону — дорога эта не изменилась с незапамятных времен — камень на камне, иногда даже с пробуксовкой — булыжники начинают катиться из-под колес назад.
НА МУХОРЕ
|
Уютная губа Зун-Хагун и одноимённая ТБ ЗАО «Сельстрой» |
Расстояние от угла Куркута, где «Чайка», до бухты Мандерха, где турбаза «Мандархан», всего 1 километр — только перевалить водораздел между двумя заливами, но какова «трасса»! Поднимаешься, буксуя, опускаешься шагом — справа крутой лесной обрыв, а со встречным не разъедешься. Метрах в трехстах от вершины есть развилка — вниз на «Мандархан», вверх — на «Зун-Хагун». Сворачиваем вниз — между деревьями открылась живописная панорама губы Мандерха и сорового озерка. Из полотна дороги торчат крупные лезвия плоских камней. Какое-нибудь VIP-средство транспорта здесь живо «кишки выпустит». У нас хоть и высокий автобус (клиренс 21 см), но все равно неприятно! Внизу все как всегда. Ощущение, что время остановилось — я был здесь 25 лет назад, когда тут стояла геологическая база. Домики «советского образца» — ничего не добавилось. В углу поляны видны два новых домика — они такой же архитектуры, по крайней мере, снаружи — впечатление, что отпочковались от прежних. Нашли стариков-бурятов, сторожа со сторожихой, и попросили рассказать о «Мандрахане» — кроме них здесь никого нет. Старик говорит: «Чего я вам расскажу? Не положено. А может, вы чего не того напишете?». Его супруга еще «добрее»: «Нечего тут смотреть». Вот так, как на машине времени спустились с гор в старое время и поднимаемся назад, к современности.
|
Полное корыто мухорских окуней |
С трудом выползаем к развилке. Чтобы попасть в следующую губу Зуун-Хагун, нужно развернуться. Дорога, как я уже говорил, только в один автомобиль, но место для разворота есть — накатанное ответвление вверх по склону на длину одного автомобиля. Круто руля вправо, газу, подбуксовывая, загнали машину вверх. Нос вверху, корма глубоко внизу, а за спиной обрыв. Мой товарищ говорит: «В прошлом году я тут разворачивался, так моя голосить начала!». Тут лучше не голосить, а быть предельно внимательным и осторожным. А еще лучше — не разворачиваться здесь, а знать еще по ту сторону горы (у Куркута), куда поедешь на этой развилке. Развернулись. Поехали. До бухты Зуун-Хагун здесь всего 1 километр. Через пару сотен метров дорога еще круче уходит в небо! Но что это? На склоне налит сырой асфальт (гудрона много, наполнителя мало). Ясно, это владельцы базы «Зун-Хагун» усовершенствовали подъем, ведь на таком скальном крутяке каменья непременно катились бы из-под колес, а машины бы буксовали, что и было раньше. Сразу после крутого асфальтового бугра захватывает дух — за лобовым стеклом разверзается полукилометровая пропасть: где-то далеко внизу маленькие домики. Остановились, вышли из машины, смотрим вниз. Мой друг говорит: «А снаружи не так страшно, как из машины кажется». Действительно, не так. И не страшно вовсе, а красиво! Поляна, поднимающаяся вверх, песчаный пляж, соровые озера — большое и маленькое. И домиков целый поселок — это «Зун-Хагун». Спускаемся с горы.
|
Кучулга — грустная речка,
текущая по болотистой долине |
Внизу шлагбаум, сторож говорит, что нужно подождать — сейчас он позовет администратора базы. Недалеко от сторожки несколько парней вынимают рыбу из сети: здоровенные окуни — граммов 300-500 и больше. Уже наполнили рыбой строительные носилки. Это строители. Немного поговорил с ними — гастарбайтеры, один даже с темной кожей. Им здесь нравится, особенно рыбалка. Я спрашиваю: «Всегда полные носилки?». Мне отвечают: «Ээ-э! Нэсколько носилок!». Пришел приветливый мужчина лет 40-45 — администратор. Знает газету «Автомаркет». Рад визиту! Говорит: «Мы здесь с супругой работаем. Это база Еланцинского ЗАО «Сельстрой». Сезон начнем числа с 20 июня — сейчас еще рановато — холодно». Есть несколько рядов 2-х местных летних домиков. Убранство внутри незамысловатое, но опрятное и уютное — приличные деревянные кровати. Удобства на улице и далековато все. Есть 15-местный барак — для компаний молодежи. Есть и несколько VIP-коттеджей. Правда, VIP тут слишком уж «совком» отдает. А выше что за дома? Весь распадок кем-то застроен. Оказывается, это дачи! И здесь частный сектор на Байкал давит вовсю. А дальше? Ведомственные. Есть база Налоговой инспекции и других организаций. Что еще? Повар отличный в «Зун-Хагун», молодой парень по имени Стас — местный любимец. Готовит очень вкусные обеды по желанию клиентов. Цены на проживание? В прошлом году — 250 рублей, в этом вроде бы будет 300-350 рублей. Во всех домиках есть водопровод с умывальником и холодильник — все, что нужно рыболову! Возле каждого домика есть кострище. Дрова? По 50 рублей охапка. Заказать места на базе «Зун-Хагун» в Иркутске можно у агента Марины, по телефону 678-229, в Еланцах — (8-218) 52-5-09, спросить Татьяну Федоровну Шульгину. В принципе, отличная бюджетная база. Администратор дает свой мобильный: 8-908-6-465-814. Кстати, БВК по Малому Морю и Ольхону работает нормально. TELE-2 нет.
|
Дорога к Сарме — внизу долина реки Хорга |
В более глубоких губах восточного побережья Мухора есть еще пара ведомственных турбаз. Но нам они зачем? Решили ехать на западный берег. Возвращаемся через жутковатые крутяки два километра к «Чайке», поднимаемся к сахюртинской трассе и спускаемся в Шара-Тогот. От «Чайки» до развилки Шара-Тогот вышло 8 км. Спускаясь с гор, мы поняли, что пора обедать, причем у нас не было сомнений — обедаем только в кафе «Ассоль». На этот раз в «Ассоли» была компания — местные школьники отмечали последний звонок.
|
«Ранчо Лагуна» — типичный Техас |
|
«Ранчо Лагуна»
— деревянные палатки |
|
«Ольтрек» —
главный дворец базы |
Пообедав, тронулись от «Ассоли», повернув в сторону Черноруда налево. За сопкой еще развилка — налево в улус Черноруд — нам туда не нужно, направо — дорога по Малому Морю к Сарме и дальше — нам как раз туда. Сразу за развилкой (километр от кафе) мост через маленькую и грустную речку Кучулгу (на некоторых картах — Кучелга). Кучулга петляет крутыми меандрами по заболоченной кочковатой долине и впадает в залив Мухор. За речкой дорога идет 2 км по перпендикулярной ледниковой долинке, усыпанной валунами среди травы, затем поворачивает направо в межгорную впадину средь предгорий Приморского хребта и устремляется по направлению к Сарме. Сарминская дорога это крайне грубое грейдерное полотно, засыпанное щебнем. Повсеместно через насыпь проступают гребешки коренных пород, особенно на склонах. Трясет немилосердно. На таких дорогах хороши джипы с большими колесами или ГАЗ-66. Через 2 км начинаем спускаться в первую поперечную долину — вид вперед очень хорош! Внизу мост — это таежная речка Хорга. От моста через Кучелгу до Хоргинского моста — 4 км. Выше по Хорге чудесные, необычной красоты скалы, а еще там есть охотничье зимовье, в котором я бывал раньше. Как-то раз мы с друзьями встретили на Хорге медведицу с медвежонком, но было это очень давно. После Хоргинского распадка снова подъем, затем следующая долина — впереди Шидинская губа — широкая, очень мелководная бухта (глубина порядка 2-3 метров) шириной около 3 км между мысами Шракшура и Шида. На противоположном борту долины видны ярко-красные крыши. Мой штурман говорит: «Это Байкал-Дар — прекрасная и уютная база, но далеко от воды. А оно зачем? Взял на базе велик и поехал купаться. Или на машине?». Я соглашаюсь: «Да, у берега по ночам сброду всякого много шатается. Песни пьяные поют. В лесу дикарей-палаточников нету — там спать хорошо!». Спускаемся к бухте и сворачиваем на береговой проселок, ведущий на мыс Шракшура. Я помню — там были какие-то базы? Точно, есть пара баз с красивыми деревянными домиками, на одной из них идет строительство. Кроме сторожей и рабочих, никого нет. Прораб с лицом «Шварца» в робе из мешковины говорит: «Я все знаю, даже цены, но у меня нет полномочий обозревать информацию журналистам!». Вот это да! Вопрошает: «Я прав?». И сам же заключает: «Я всегда прав. Если бы я не был прав, я бы сейчас уже не стоял перед вами!». Да-а-а, сколько у нас раненых душ. Каких только персонажей диковинных не повстречаешь в нашей глубинке. Когда-то на этом месте был рыбозаготовительный пункт Шида с ледником и соляным складом для засолки рыбы.
|
«Байкал-Дар» — очень симпатичная база |
Уехали с Шракшуры, огибая сопку, разглядели красивое падающее дерево, оно как раненый часовой у Шидинской бухты. Выехали на дорогу, двинулись дальше, слева по ходу не живая еще позная грустно-голубого цвета и лживая надпись: «Открыто». Чуть дальше, слева указатель поворота на базу «Байкал-Дар». Едем смотреть! В прошлом году мой штурман отдыхал здесь с супругой, все ему в «Байкал-Даре» понравилось, особенно питание! От дороги до базы около километра живописной каменистой дороги в сосновом лесу. Хвойный запах! Красота. Лес расступается, и мы попадаем в лог с закрытой поляной среди сосен. Сказка. Домики из белого дерева на основаниях из плитняка. База еще закрыта, но есть девушка, помощник администратора. Она нам все рассказала: здесь всего 13 домиков с мансардой, в каждом душ и санузел, всего база на 130 мест. Есть и неблагоустроенные домики, но их меньше. Цены в первых от 600 рублей, во вторых — от 300 без питания. Питание произвольное — на заказ. Столовая с двумя обеденными залами, бар. Есть детская площадка, клуб верховой езды, аренда велосипедов, лодок и инвентаря. Баня — само собой. Есть и экскурсии, и рыбалка с инструктором. Су-у-у-пер. Представительство в Иркутске: ул. Горького, 29, (здание ЦАВС), тел. 65-85-65, dar-baikal@irk.ru, www.baikal-dar.ru.
|
«Шида» — так жить нельзя! |
|
Дом Бобра на базе «Шида» —
вокруг ни души |
|
Резервационный пункт «Улюрба» — хозяин «Иркутскгеофизика» |
Едем дальше? А дальше дорога идет на бугорок — это и есть сам мыс Шида. На самом верху у перегиба дороги указатель «Турбаза Шида» и отворот направо. Свернули, а там дороги-проселки веером и таблички стоят: направо-вниз — «Шида», налево — «Улюрба», «Звезда Байкала», «Сарминская». Съездили к «Шиде» — никого там нет, только одинокая собака на цепи воет. Рядом стоит автокемпинг-прицеп с надписью «Дом Бобра», симпатичный такой. Пошумели мы, пошумели еще, но никто не вышел к нам навстречу. И тогда мы поехали за мыс, обогнули Шиду и устремились к Улирбе. Базу «Шида» знают многие — это бюджетная организация. Между мысами Шида и Улирба находится прекрасная бухта с галечным пляжем. Внутри губы на самом берегу «затрапезная» турбаза «Улюрба» ПО «Иркутскгеофизика», когда-то здесь был пионерский лагерь для детей геологов. Сейчас это территория, огороженная «рабицей», с синими убогими балками внутри, напоминающая какую-то резервацию. Грустно. Администратор был на месте, дал краткую информацию: 250 рублей, 80 мест, баня. Это все. Что еще сказать? Мой друг в прошлом году заезжал сюда в поисках места базирования и говорит: «Из каждого балка ревет собственная музыка, торчат ноги и головы пьяных люмпен-пролетариев». Все дело в цене? Не думаю, просто тут место такое. Рядом «Шида», такая же по духу. Чуть выше на мысу частная база «Улирба» — тоже «деревянные палатки» и убогие балки. Энергетика такая.
К САРМЕ
|
Классика — «деревянные
палатки» на двоих |
|
Экспонат на фестиваль
автотюнинга — балок гибридный |
|
Покидаем мрачные «бюджетные» базы с радостью, хотя странно — я ведь «ханурик» по природе своей. По другую сторону мыса Улирба прекрасная и радостная база — «Звезда Байкала». Домики из белого дерева, красные крыши, бурятская юрта. Жаль, что на базе нет администрации, ведется расширительная достройка — рабочие ничего сообщить не могут. Но мы и так все знаем: в прошлом году здесь отдыхали мои друзья. Вкратце о «Звезде Байкала»: домов около 20, мест около 100, удобства на улице, но есть один корпус с полностью благоустроенными номерами. Цены от 400 до 900 рублей. Это прекрасная база среднего уровня. Перебравшись через Улирбу, мы попали в обширную Нугайскую губу (точно бухта называется Хужир-Нугайская) — это просторная бухта шириной 3,5 километра от Улирбы до конуса выноса реки Сарма. Сама по себе бухта необычайно красива — вид на остров Ольхон, живописные острова Большой и Малый Тойнак (тойнак в переводе — коленка) и Сарминское ущелье. За базой «Звезда Байкала» по крутой дороге спускаемся к берегу Нугайской губы, дорога поворачивает налево и идет вдоль уреза воды — красота этой дороги мало с чем сравнима: за каждым изгибом береговой линии открываются новые и новые виды, и все ближе и ближе становятся сухие уста Сарминского ущелья. В 1,5 км от «Звезды Байкала» у пологого склона к Нугайской бухте находится база отдыха «Сарминская» фирмы «Туррегион» из Ангарска. Здесь ряды домиков из белого дерева на склоне и очень веселый управляющий, который сам увлекается рыбалкой — показал нам целую коллекцию засушенных щучьих голов — трофеев прошлого сезона. Цены на «Сарминской» — от 500 рублей с питанием в неблагоустроенном домике до 900 рублей в домике с телевизором, туалетом и душем. Что характерно: не биотуалеты, а настоящие! Услуги на базе традиционные: прокат лодок, катамаранов, катера, параплана, банана, водных лыж. Рыбалка с инструктором. Здесь изюминка: сам мастер ловит щук на блесну, чем и балует посетителей! Понравилось, и цены хороши. Поскольку я сам — щуколов, то это мой выбор.
|
Автоэкзотика в «Улирбе» |
|
Нашли мы в «Улирбе»
даже Робур 4WD |
|
ТБ “Звезда Байкала” по ту сторону мыса Улирба |
|
В Курме хорошая дорога
заканчивается |
|
Вот она — пасть нойона — ущелье Сармы |
|
Аллея зимних домиков
в «Хадарте» |
Выше «Сарминской», в этой же межгорной долинке, расположена фантастически красивая база «Чара». На самой горе будто бы вулканический кратер — почти круглая впадина-чаша, и там, в чаше, находятся уютные строения «Чары». Это большая база — 150 мест. Есть и домики, и большой корпус с благоустроенными номерами. В центре — столовая с баром и каминным залом, есть бильярд. В «Чаре» есть домики для зимнего проживания — с прекрасной кирпичной печкой. Питание и комплексное, и заказное, и шведский стол. В большом корпусе отдельный вход в каждый номер. В домиках-коттеджах стандартно: душ, печка и биотуалет. Цены в корпусе — от 500 рублей, в коттеджах — от 1000 рублей. Автостоянка — 50 рублей в сутки. Все коттеджи 2-3 местные. Баня двухсторонняя — «тяни-толкай». Есть на «Чаре» все традиционные виды услуг и аренда инвентаря, лодок и велосипедов. Администратор Татьяна Михайловна Иванова говорит, что развита культурная программа, обычно работают артисты — певцы и музыканты: вот и сейчас к сезону ищут хорошего гитариста. Представительство в Иркутске находится по адресу Чкалова, 12, телефон 200-650, спросить нужно Юрия Петровича Мельничука или его супругу Татьяну Владимировну с такой же фамилией. Покидаем приглянувшуюся «Чару». Эх, плюнуть на все: пойти сюда работать гитаристом-затейником и forever.
|
Последний мыс перед Сармой |
|
«Сарминская» ещё строится |
|
Эти домики в «Сарминской»
работают уже не первый год |
Движемся по берегу Нугайской губы, все ближе и ближе Сарма. На пригорке строится новая базка. Обычная картина: начальства нет, одни работяги. Дальше все видно — до самого конуса Сармы нет никаких построек — берега Нугайской бухты как амфитеатр: из середины видно все. Решаем подниматься вверх, выезжать на дорогу и ехать к Курминским мысам — там еще есть базы отдыха, по свидетельству моего штурмана. Посередине амфитеатра подняться не удалось — заехали на крутые склоны, стали буксовать на грубом щебне и вернулись назад, вниз, к нугайским берегам. Около полукилометра проехали вдоль берега назад, к базе «Сарминская», чуть не доезжая, поднялись вверх по другой дороге, идущей вдоль борта линейной сопки. Здесь углубились в лес по направлению строго на Запад. Эта дорожка в соснах, длиной около километра, вывела нас на основной тракт к Сарме, Курме. Не обошлось и без мелких приключений: по дороге вверх встречалось все больше и больше камней, и выруливать между ними становилось все труднее и труднее, дальше к этому добавились чудовищные переплетения сосновых корней, и наконец, поперечные обнажения коренных пород. В общем, где-то я не «урулил», и раздался сильный удар снизу. Такой силы, что поверг в смятенье и вызвал желание лезть под машину смотреть, не сломалось ли чего. К счастью, поперечник из коренной породы пришелся на толстый нижний рычаг и подмял его кромку-отбортовочку. Я успокоился — треугольные поперечные рычаги у Town Ace такие же, как у Surf — практически неубиваемые металлоконструкции! По километровой стежке мы ехали минут 20.
|
«Чара» — чуть выше «Сарминской», словно в кратере вулкана |
|
В «Чаре» есть и большие корпуса |
|
Над бухтой ещё одна базка
строится |
Видимо, местным духам не по нутру пришелся создаваемый нами в лесу шум, и когда мы выехали на тракт, то увидели черные тучи в небесах, а где-то вдали погромыхивал гром. Я стал пугать своего напарника близостью знаменитого урагана Сарма, «пришпорил» Town и понесся к «устам Эжина» со скоростью 80 км/ч. Через несколько минут мы были уже перед «забытой Богом» деревней Сарма, смотрели на рукописный указатель и фотографировали вход в ущелье. Над головами клубились грозовые черные тучи! Нойон Угэтэ (местный Бог грома) гневался. Пришлось с ним поговорить по-человечески и попросить разрешения проехать пред его устами — Сармой. Поехали дальше: новая дорога (ее недавно отсыпали — всего несколько лет назад) повернула прямо внутрь Сармы — в ущелье. Но после разговора с нойоном в небе посветлело, и ветер стал стихать. Когда мы переезжали речку, небо было уже светло-серым, а черная туча с шумом отошла на северо-восток, в сторону курминских мысов — нойон показывал нам дорогу! Чуть дальше мы увидели, где-то над Хадартой, радугу в небе — нойон говорил нам: «Welcome!». После моста через Сарму дорога вышла к самому берегу, а километра через четыре стал виден первый большой мыс — Хадарта. В плане этот мыс напоминает топор-секиру. От сарминского моста до траверза Хадарты — 8 километров, в этом месте слева от дороги находится одноименная турбаза. Поехали смотреть.
КУРМИНСКИЕ БАЗЫ
|
Вот они — уста местного эжина — очень сурового нойона |
|
Многострадальная речушка,
вытекающая из пасти дьявола |
|
За мысом Хадарта одноименная турбаза |
База Хадарта: большой главный дом, оказавшийся столовой-баром, и два ряда деревянных 2-х местных домиков. Домики неблагоустроенные, стоимость проживания — от 250 рублей. Стоимость 3-х разового питания — 450 рублей. Есть теплые зимние домики с печкой — база работает зимой — обслуживает группы рыбаков. На базе есть баня, катер, параплан, велосипеды, вездеходы ATV и даже два автомобиля ЛуАЗ-969, которые можно брать в аренду и кататься «по природе» (800 руб./час — по-моему, дороговато). Прекрасный интерьер внутри гостиной, бар и романтическая винтовая лестница на второй этаж покорили мое сердце. В общем, база хорошая и доступная во всех аспектах. Но главное, прямо перед ней начинается чудесная лагуна — залив Хагдан-Далай с теплой водой, расположенный между мысами Хадарта и Уюга. За лагуной — самые красивые острова этого Моря: Харгодаган, Боракчин и Боргадаган. Места необыкновенной красоты. Контактные телефоны «Хадарты» — (3951) 61-93-42 и 8-950-115-23-28.
Чуть дальше «Хадарты», в 1,5 километрах, база с лирическим именем «Данко». Находится прямо напротив середины побережья следующей губы, простирающейся до мыса Цаган-Хушун. Прямо напротив базы в море — красавец остров Боракчин. Здесь замечательная хозяйка — симпатичная девушка Настя, заместитель управляющего. Настя водила нас по базе и показывала все уголки: летние домики, зимние домики, «многоквартирный» корпус, монгольскую юрту и столовую-бар. Все очень и очень высокого качества — сделано с душой. И очень демократичная база — от 300 до 600 рублей за проживание. В юрте — 250 рублей. Питание — до 400 рублей. Вместимость базы 80 человек летом и 30 зимой (в теплых домиках). Все услуги как обычно: есть и аренда, и экскурсии. Жемчужина базы «Данко» ключ с минерализованной водой ярко-коричневого цвета, вроде бы полезной для здоровья и повышающей тонус. Ваш покорный слуга набрал 2 литра этой воды, пил ее в пути и, двигаясь ночью по трассе после 16-часового рабочего дня, не испытывал позывов ко сну за рулем! Контакты «Данко» — 20-31-27, www.irkinfo.ru.
|
Есть в «Хадарте» ATV, катера
и ЛуАЗы! |
|
За лагуной острова Баргодаган, Боракчин, Шаргодаган |
|
На базе «Данко» есть вот такой длинный корпус |
|
Есть на «Данко»
и отдельные домики |
Рядом с «Данко» буквально граничит база со странным названием «Ранчо Лагуна». Здесь мы не обнаружили никого, кроме двух чудесных псов-щенков и одинокого мустанга, бродящих в молчании среди кустов и чахлых лиственниц. Сама база симпатичная и колоритная: деревянные домики, салун в стилистике вестерна, повсюду вывески типа «wanted». Видели и такое: «Штраф за хождение в шипованной обуви — 500 рублей». В общем, интересно, но информации на месте получить не удалось. За «Лагуной» проехали по берегу еще один километр и заехали на базу «Ольтрек». Ольтрек — второе название острова Боракчин, что оно означает я не нашел, но слово красивое. На современных картах остров именуется так. Раньше был Боракчин. База «Ольтрек». Благоустроенная база средних размеров. Во всех домиках есть санузел и холодная вода, в части домов душ и даже горячая вода! Цены проживания — от 600 до 1000 рублей. Трехразовое питание — 400 рублей. Все остальное традиционно. Контактный телефон «Ольтрек» — 29-07-91, 29-65-06, сайт www.oltrek.ru.
|
Столовая «Данко» |
|
Экзотика «Данко» —
монгольская юрта |
|
Дальше «Ольтрека» населенный пункт Курма, прямо от которого хорошая дорога кончается. За Курмой в 25 километрах, по тяжелой грунтовой, размываемой дороге, есть еще база в урочище Енхок от фирмы «Чанчур», а дальше еще через 20 километров — Зама, где развитая и дорогая база фирмы «Гранд-Байкал». К сожалению, наш транспорт не позволяет спокойно отправиться по дороге за Курму, а посему этот пункт стал поворотным в нашем путешествии по базам Малого Моря.
|
Позная в Шиде |
|
«Ольтрек» — бар-дискотека |
| Что отличает базы в районе Курминских мысов от баз Мухора и Куркута? Здесь более дико! И мне это больше нравится. Виды окружающей природы завораживают более холодной и суровой красотой, нежели «Ривьера» Мухора. Дальше на 25 километров по тяжелой грейдерной дороге, но зато народа меньше. Выбирайте сами!
Назад мы повернули примерно в 20.30, домой вернулись к часу ночи. Общий пробег на Ольхон, по всем «загогулинам» Малого Моря и обратно, составил за двое суток 794 километра. Эх, хорошо!
Счастливого вам отдыха на Байкале!
Тимофей МИТИН
Автомаркет+Спорт № 23
|