искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Маршрут
Малое море

Широкие берега узкого моря

Малое море

«С Байкалом не сравнится ни что: он как бы изначально на планетарном уровне олицетворяет собой понятия: покой, величие, чистота, красота. Жалею тех, кто проживет жизнь, не поклонившись Байкалу».

Б. Лапин

УЗКОЕ МОРЕ?
Малое море

Рыбаки поехали ставить сети

Малое море

На АЗС «Сахюрта» только два вида топлива

Малое море

Дорога спускается в урочище Шара-Тогот

Малое море

От Шара-Тогота до Сахюрты — та же самая Тажеранская степь

Между островом Ольхон и северо-западным побережьем Байкала до 15,5 километров ширины водного пространства, а сразу за Ольхоном до восточных берегов основного моря — до 60 км. Древнее бурятское название Малого Моря — Нарин-Далай, что означает Узкое Море. Вообще, по-научному, Малым Морем называется все водное пространство между островом и берегом, с севера ограниченное проливом между мысами Зама (на материке) и Хобой (на Ольхоне), а с юга — оконечностью залива Мухор. Длина Малого Моря 78 км, а площадь водного пространства — 1019 кв. км! Такому простору многие знаменитые озера позавидуют! Малое Море привлекает, прежде всего, как мне кажется, прелестью своих берегов. Остров Ольхон — ответвление Приморского горного хребта, чем обусловлена фиордовая форма заливов и бухт от Тутайского залива (к юго-востоку от Сахюрты) до Мухора и основной котловины Малого Моря — по сути это межгорные впадины. Севернее (до Курмы) есть еще несколько заливов, но это уже не фиорды, а соры с большими песчано-галечными косами и пологие многокилометровые губы. Главное, все заливы Малого Моря мелководные, а потому теплые и рыбные. Главное, на Малом Море есть пляжи, обилие рыбы, обещающее удачную рыбалку, чудесные горно-таежные ландшафты, радующие душу, доступность разных уголков, благодаря сети дорог и дорожек, небольшое количество осадков при обилии солнечных дней и мягкий приморский климат, обеспечиваемый Байкалом. Нужно только одно — инфраструктура. Вот ее-то мы и решили посмотреть — базы, кемпинги, отели. И хотя лично мне более по душе дикий отдых в палатке и у костра, но ведь многие едут сюда и за комфортом. Правда, немного грустновато: берега Малого Моря, которые 25 лет назад были почти дикими, превращаются в какую-то доморощенную Ривьеру.

ВО ГЛАВЕ УГЛА
Малое море

Это отворот на Куркут — впереди базы «Наратэй», «Чайка», «Фрегат», «Мандархан»

Для чтения путевых записок советую вам, дорогие друзья, взять в руки крупную карту берегов Малого Моря (например, масштаба 1:50000), чтобы было понятней, куда мы руля крутили, и куда потом крутить его вам. Если вы читали предыдущий номер нашей газеты, то знаете: мы были на Ольхоне. Вдвоем с другом, поднявшись в 7.00 утра следующего дня в Хужире, в отеле «Усадьба Никиты Бенчарова», чтобы успеть к первому парому на материк, стартующему в 8.10, мы «рванули» на юг. Нужно было успеть «прохватить» сорок километров степей и полупустынь острова, чтобы не последними встать в очередь к парому. Успели, а когда уже погрузились, вдруг примчался на белом микроавтобусе Nissan Никита Бенчаров — он и заезжал на палубу последним. Даже перекинуться словом с гостеприимным хозяином нам не удалось: на пароме нашу машину так зажали, что двери не открывались, и я всю дорогу думал: «Если тонуть станем, куды бежать?». Но все обошлось.
Малое море

«Наратэй» — синие крыши на зелёных лугах

В половине девятого утра мы уже сидели в Сахюрте, в магазине-кафе «У причала», вспомнив о физических потребностях. Сегодня нам нужно объехать залив Мухор и достичь Курмы — таков план. Множество дорог и дорожек вьется по этим изрезанным берегам, и лучше, несмотря на наличие запасных канистр топлива, иметь заправку «под горлышко». Три Сахюртинские базы мы посетили вчера — перед тем, как попали на Ольхон, поэтому решили сразу отправиться в Куркутский залив — там целая плеяда баз отдыха.
Малое море

Едем назад — вдаль от Ольхона. После пяти километров плавного подъема к перевалу дорога начинает спускаться к Шара-Тоготу, и сверху справа от дороги открывается отличный вид на падь залива Куркут. Видны далекие мысы Бурлюк и Улан, а левее их — суровые «губы» ущелья Сармы. Справа от Куркутского залива, проступают очертания больших островов — Огой и Замогой. В общем, картина величественная. После созерцания далей спускаемся еще на километр, и справа видим целых пять (!) указателей турбаз и отелей — это поворот в Куркут. То есть до отворота на Куркут от Сахюрты около 6 километров. Поворачиваем направо и начинаем потихоньку спускаться вниз, к заливу, по кривому, пыльному и каменистому проселку. От дороги до Куркутского залива — 3 км, примерно за километр до побережья дорога разветвляется. Налево идет на мыс Бурлюк, и от нее ответвляется проезд к бухтам залива Мухор — Мандерха и Зуун-Хагун. Направо дорога направляется к бухтам Радости — это малые губы восточного берега Куркутского залива, далее через горные гряды можно выехать к Базарной губе, где мы были вчера, и где расположена Сахюрта. Мы решили сначала съездить направо — в бухты Радости.
Малое море

«Чайка» — основной оплот в Куркутском заливе

Интересно, что раньше, лет 25 назад, эти куркутские бухты так никто не называл, назывались они грустно — Камыши. А сейчас даже пронумерованы: Радость-1, Радость-2... Видимо, девиз нашего дня — больше радости!
Малое море

«Прошпект» на территории ТБ «Чайка»

Малое море

Дорога к турбазам восточного берега Мухора

Слева позади остается галерея домиков из светлого дерева — это база отдыха «Чайка», по-моему, самая большая на Куркуте, а мы двинем к бухте Радости-1. После развилки стоит указатель «Наратэй» — так называется крупная база в первой бухте Радости. От развилки в торце Куркута до «Наратэя» всего километр — как только перевалили через бугор, сразу открывается панорама зеленого распадка, увенчанная синими крышами коттеджей базы «Наратэй». Сама база классифицируется как кемпинг-отель. Мне показалось, в этом кемпинге все хорошо организовано: и прокат чего угодно, и рыбалка с инструктором, и экскурсии во все прилегающие веси, и даже дайвинг-центр. Проживание: от летних домиков эконом-класса (450 рублей в сутки с человека) до коттеджей класса люкс с душем и туалетом внутри (от 1000 до 2900 руб.). Бухта «Наратэй» имеет прекрасный песчаный пляж и по виду очень симпатична. Кроме всего прочего, здесь есть археологический памятник — стоянка древнего человека, где некогда велись раскопки. Инструкторы базы с удовольствием просвещают туристов по этому вопросу. В общем, понравилось нам тут. На противоположном склоне этого же распадка строится новая база — Гостиный двор «Баяр», по свидетельству администратора это будет такая же развитая база, как «Наратэй», но нижний уровень цен более демократичный — от 300 рублей в сутки. Понятно, рядом ведь — нужно клин клином вышибать! «Баяр» уже почти готов и летом будет работать. Чуть выше «Баяра», на перемычке, отделяющей бухты Радость-1 и Радость-2, еще одна база отдыха — «Байкальские радуги» известной фирмы «Байкал-Тревел». Никакой администрации мы тут не нашли — только сторожа, а посему, что интересного в «Радугах», не узнали. По словам «наратэйских» работников, там дальше (Радость-3) есть какие-то ведомственные объекты, но поскольку никакая визуальная реклама туда не звала, мы не поехали. Возвращаемся в «угол» Куркута — от Радости-2 обратно около 2 км. Да, чуть не забыл: в «Наратэе» мы узнали, что хорошая и большая турбаза есть в Тутайском заливе, на юго-востоке от Базарной губы, где расположена Сахюрта. Когда мы были в Сахюрте, то никаких указателей на Тутай не видели. А возвращаться туда уже далековато.
Малое море

Бухта Улан-Хада — впереди мыс Бурлюк и база «Фрегат»

«Чайка» — большая круглогодичная база, вместимостью 136 человек в самом «торце» Куркутского залива, имеет представительство в Иркутске — ООО «Байкал-Клуб» (ул. Степана Разина, 5, тел. 200-863, 202-989, www.seesibirien.ru). На территории базы, представляющей собой весьма уютный городок с улицами-аллеями, имеются три ряда домиков-коттеджей и двухэтажная гостиница. Цены здесь очень демократичны — от 450 рублей в сутки без питания. Можно только на ночь устроиться — 400 рублей с человека. Что касается диапазона, то он достаточно широк: есть домики со всеми удобствами. Услуги всевозможные: и прокат инвентаря, и экскурсии, и развлекательные программы. Кафе с VIP-залом на 70 мест. Есть танцплощадка. В прошлом сезоне мои знакомые жаловались на низкое качество кухни на этой базе. Администратор нам сказала: «Да, вы правы, так и было. В этом году повара и персонал сменили — все должно исправиться к лучшему». Личное впечатление хорошее: база уютная, в номерах опрятно, ухожено. Едем дальше?
Малое море

Мыс Бурлюк — новое здание базы отдыха «Фрегат»

Чуть выше «Чайки» и ближе к дороге строится еще одна новая база, но там только рабочие-строители, на любой вопрос они отвечают: «Нэт. Нэ знаэм». Ниже «Чайки», у самого залива, тоже строится какой-то поселочек из деревянных домиков. Зашли узнать и опешили. Рабочие говорят: «Это дачное товарищество». Что-то совсем дело плохо на Байкале. Кстати, дачи строятся ближе 500 метров от уреза воды, а это, как я помню, охранная зона Озера. Мало здесь кемпингов? И те растут как грибы в июльском лесу. Ой, что-то я разошелся на старости лет. По левому берегу Куркутского залива вьется суровая горная стежка, пересыпанная местами каменьями и пересекаемая пачками плитняка и жилами пегматитов. Влево, через сопки, уходят дороги на турбазы «Мандархан», «Зун-Хагун», ПО «Иркутскгеофизика» — эти базы в бухтах великого залива Мухор. Мы сначала не стали сворачивать к Мухору, а проехали дальше по берегу Куркута в сторону мыса Улан. Через 1,5 километра дорожка, идущая по самому краю крутого берега, выходит к красивой губе Улан-Хада. У дороги стоит синий стенд, на котором написано: «Въезд в бухту Улан-Хада закрыт на основании статьи № 35 федерального закона». Но мы «интрудеры» и проезжаем прямо по берегу губы до живописного мыса Бурлюк. Слева от дороги в Улан-Хада расположились шикарные виллы без опознавательной информации. Посоветовавшись, мы решили, что здесь отдыхают солидные люди.
Малое море

Путь к «Мандархану» смертельно опасен!

На самом же Бурлюке, чрезвычайно живописном скальном мыске, опускающемся в море подобно языку гигантского животного, расположена компактная, красивая и чрезвычайно комфортабельная база отдыха «Фрегат» фирмы «Фристо». Забегая вперед скажу, что на всем Малом Море я больше не встретил базы с централизованным водяным отоплением и горячим водоснабжением. Поскольку дома полностью благоустроены — база работает круглогодично. Мест немного — всего 24, но это чрезвычайно уютные коттеджи с прекрасным дизайном как снаружи, так и внутри. Суточные цены с человека от 650 до 1500 рублей. Двухместный номер — от 1200 рублей в сутки, коттедж целиком (2 номера по 2 места) — от 4800 рублей. Услуги широки, мне бросилось в глаза уникальное предложение — заказ вертолета. Доброжелательный администратор, молодой и симпатичный мужчина, показал нам внутренние помещения коттеджей — очень красиво и уютно. В каждом домике большая столовая-кухня с полным гарнитуром (холодильник, мойка, столы, шкафы). В общем, «Фрегат» — база отличная, но маленькая. Дали нам и реквизиты для контакта: тел.
Малое море

«Мандархан» может похвастаться парой новых домиков

38-11-14, 95-24-55, 95-26-55, www.baikal- fregat.com, fristo@irk.ru. Дальше Бурлюка дороги по Куркуту нет — впереди скальный оконечный мыс Улан, отделяющий заливы Куркут и Мухор, и мы стали возвращаться к повороту на Мухор — около 2 км мимо губы Улан-Хада. Поворот на базу геофизиков мы пропустили — она ведомственная, и никакой рекламы не видели, а проехали до всем известного отворота на базу «Мандархан». Ох, опасное это дело — езда на «Мандархан». У развилки дорог стоит мраморный могильный обелиск с автомобильной баранкой. Полезли вверх по склону — дорога эта не изменилась с незапамятных времен — камень на камне, иногда даже с пробуксовкой — булыжники начинают катиться из-под колес назад.

НА МУХОРЕ
Малое море

Уютная губа Зун-Хагун и одноимённая ТБ ЗАО «Сельстрой»

Расстояние от угла Куркута, где «Чайка», до бухты Мандерха, где турбаза «Мандархан», всего 1 километр — только перевалить водораздел между двумя заливами, но какова «трасса»! Поднимаешься, буксуя, опускаешься шагом — справа крутой лесной обрыв, а со встречным не разъедешься. Метрах в трехстах от вершины есть развилка — вниз на «Мандархан», вверх — на «Зун-Хагун». Сворачиваем вниз — между деревьями открылась живописная панорама губы Мандерха и сорового озерка. Из полотна дороги торчат крупные лезвия плоских камней. Какое-нибудь VIP-средство транспорта здесь живо «кишки выпустит». У нас хоть и высокий автобус (клиренс 21 см), но все равно неприятно! Внизу все как всегда. Ощущение, что время остановилось — я был здесь 25 лет назад, когда тут стояла геологическая база. Домики «советского образца» — ничего не добавилось. В углу поляны видны два новых домика — они такой же архитектуры, по крайней мере, снаружи — впечатление, что отпочковались от прежних. Нашли стариков-бурятов, сторожа со сторожихой, и попросили рассказать о «Мандрахане» — кроме них здесь никого нет. Старик говорит: «Чего я вам расскажу? Не положено. А может, вы чего не того напишете?». Его супруга еще «добрее»: «Нечего тут смотреть». Вот так, как на машине времени спустились с гор в старое время и поднимаемся назад, к современности.
Малое море

Полное корыто мухорских окуней

С трудом выползаем к развилке. Чтобы попасть в следующую губу Зуун-Хагун, нужно развернуться. Дорога, как я уже говорил, только в один автомобиль, но место для разворота есть — накатанное ответвление вверх по склону на длину одного автомобиля. Круто руля вправо, газу, подбуксовывая, загнали машину вверх. Нос вверху, корма глубоко внизу, а за спиной обрыв. Мой товарищ говорит: «В прошлом году я тут разворачивался, так моя голосить начала!». Тут лучше не голосить, а быть предельно внимательным и осторожным. А еще лучше — не разворачиваться здесь, а знать еще по ту сторону горы (у Куркута), куда поедешь на этой развилке. Развернулись. Поехали. До бухты Зуун-Хагун здесь всего 1 километр. Через пару сотен метров дорога еще круче уходит в небо! Но что это? На склоне налит сырой асфальт (гудрона много, наполнителя мало). Ясно, это владельцы базы «Зун-Хагун» усовершенствовали подъем, ведь на таком скальном крутяке каменья непременно катились бы из-под колес, а машины бы буксовали, что и было раньше. Сразу после крутого асфальтового бугра захватывает дух — за лобовым стеклом разверзается полукилометровая пропасть: где-то далеко внизу маленькие домики. Остановились, вышли из машины, смотрим вниз. Мой друг говорит: «А снаружи не так страшно, как из машины кажется». Действительно, не так. И не страшно вовсе, а красиво! Поляна, поднимающаяся вверх, песчаный пляж, соровые озера — большое и маленькое. И домиков целый поселок — это «Зун-Хагун». Спускаемся с горы.
Малое море

Кучулга — грустная речка, текущая по болотистой долине

Внизу шлагбаум, сторож говорит, что нужно подождать — сейчас он позовет администратора базы. Недалеко от сторожки несколько парней вынимают рыбу из сети: здоровенные окуни — граммов 300-500 и больше. Уже наполнили рыбой строительные носилки. Это строители. Немного поговорил с ними — гастарбайтеры, один даже с темной кожей. Им здесь нравится, особенно рыбалка. Я спрашиваю: «Всегда полные носилки?». Мне отвечают: «Ээ-э! Нэсколько носилок!». Пришел приветливый мужчина лет 40-45 — администратор. Знает газету «Автомаркет». Рад визиту! Говорит: «Мы здесь с супругой работаем. Это база Еланцинского ЗАО «Сельстрой». Сезон начнем числа с 20 июня — сейчас еще рановато — холодно». Есть несколько рядов 2-х местных летних домиков. Убранство внутри незамысловатое, но опрятное и уютное — приличные деревянные кровати. Удобства на улице и далековато все. Есть 15-местный барак — для компаний молодежи. Есть и несколько VIP-коттеджей. Правда, VIP тут слишком уж «совком» отдает. А выше что за дома? Весь распадок кем-то застроен. Оказывается, это дачи! И здесь частный сектор на Байкал давит вовсю. А дальше? Ведомственные. Есть база Налоговой инспекции и других организаций. Что еще? Повар отличный в «Зун-Хагун», молодой парень по имени Стас — местный любимец. Готовит очень вкусные обеды по желанию клиентов. Цены на проживание? В прошлом году — 250 рублей, в этом вроде бы будет 300-350 рублей. Во всех домиках есть водопровод с умывальником и холодильник — все, что нужно рыболову! Возле каждого домика есть кострище. Дрова? По 50 рублей охапка. Заказать места на базе «Зун-Хагун» в Иркутске можно у агента Марины, по телефону 678-229, в Еланцах — (8-218) 52-5-09, спросить Татьяну Федоровну Шульгину. В принципе, отличная бюджетная база. Администратор дает свой мобильный: 8-908-6-465-814. Кстати, БВК по Малому Морю и Ольхону работает нормально. TELE-2 нет.
Малое море

Дорога к Сарме — внизу долина реки Хорга

В более глубоких губах восточного побережья Мухора есть еще пара ведомственных турбаз. Но нам они зачем? Решили ехать на западный берег. Возвращаемся через жутковатые крутяки два километра к «Чайке», поднимаемся к сахюртинской трассе и спускаемся в Шара-Тогот. От «Чайки» до развилки Шара-Тогот вышло 8 км. Спускаясь с гор, мы поняли, что пора обедать, причем у нас не было сомнений — обедаем только в кафе «Ассоль». На этот раз в «Ассоли» была компания — местные школьники отмечали последний звонок.
Малое море

«Ранчо Лагуна» — типичный Техас

Малое море

«Ранчо Лагуна» — деревянные палатки

Малое море

«Ольтрек» — главный дворец базы

Пообедав, тронулись от «Ассоли», повернув в сторону Черноруда налево. За сопкой еще развилка — налево в улус Черноруд — нам туда не нужно, направо — дорога по Малому Морю к Сарме и дальше — нам как раз туда. Сразу за развилкой (километр от кафе) мост через маленькую и грустную речку Кучулгу (на некоторых картах — Кучелга). Кучулга петляет крутыми меандрами по заболоченной кочковатой долине и впадает в залив Мухор. За речкой дорога идет 2 км по перпендикулярной ледниковой долинке, усыпанной валунами среди травы, затем поворачивает направо в межгорную впадину средь предгорий Приморского хребта и устремляется по направлению к Сарме. Сарминская дорога это крайне грубое грейдерное полотно, засыпанное щебнем. Повсеместно через насыпь проступают гребешки коренных пород, особенно на склонах. Трясет немилосердно. На таких дорогах хороши джипы с большими колесами или ГАЗ-66. Через 2 км начинаем спускаться в первую поперечную долину — вид вперед очень хорош! Внизу мост — это таежная речка Хорга. От моста через Кучелгу до Хоргинского моста — 4 км. Выше по Хорге чудесные, необычной красоты скалы, а еще там есть охотничье зимовье, в котором я бывал раньше. Как-то раз мы с друзьями встретили на Хорге медведицу с медвежонком, но было это очень давно. После Хоргинского распадка снова подъем, затем следующая долина — впереди Шидинская губа — широкая, очень мелководная бухта (глубина порядка 2-3 метров) шириной около 3 км между мысами Шракшура и Шида. На противоположном борту долины видны ярко-красные крыши. Мой штурман говорит: «Это Байкал-Дар — прекрасная и уютная база, но далеко от воды. А оно зачем? Взял на базе велик и поехал купаться. Или на машине?». Я соглашаюсь: «Да, у берега по ночам сброду всякого много шатается. Песни пьяные поют. В лесу дикарей-палаточников нету — там спать хорошо!». Спускаемся к бухте и сворачиваем на береговой проселок, ведущий на мыс Шракшура. Я помню — там были какие-то базы? Точно, есть пара баз с красивыми деревянными домиками, на одной из них идет строительство. Кроме сторожей и рабочих, никого нет. Прораб с лицом «Шварца» в робе из мешковины говорит: «Я все знаю, даже цены, но у меня нет полномочий обозревать информацию журналистам!». Вот это да! Вопрошает: «Я прав?». И сам же заключает: «Я всегда прав. Если бы я не был прав, я бы сейчас уже не стоял перед вами!». Да-а-а, сколько у нас раненых душ. Каких только персонажей диковинных не повстречаешь в нашей глубинке. Когда-то на этом месте был рыбозаготовительный пункт Шида с ледником и соляным складом для засолки рыбы.
Малое море

«Байкал-Дар» — очень симпатичная база

Уехали с Шракшуры, огибая сопку, разглядели красивое падающее дерево, оно как раненый часовой у Шидинской бухты. Выехали на дорогу, двинулись дальше, слева по ходу не живая еще позная грустно-голубого цвета и лживая надпись: «Открыто». Чуть дальше, слева указатель поворота на базу «Байкал-Дар». Едем смотреть! В прошлом году мой штурман отдыхал здесь с супругой, все ему в «Байкал-Даре» понравилось, особенно питание! От дороги до базы около километра живописной каменистой дороги в сосновом лесу. Хвойный запах! Красота. Лес расступается, и мы попадаем в лог с закрытой поляной среди сосен. Сказка. Домики из белого дерева на основаниях из плитняка. База еще закрыта, но есть девушка, помощник администратора. Она нам все рассказала: здесь всего 13 домиков с мансардой, в каждом душ и санузел, всего база на 130 мест. Есть и неблагоустроенные домики, но их меньше. Цены в первых от 600 рублей, во вторых — от 300 без питания. Питание произвольное — на заказ. Столовая с двумя обеденными залами, бар. Есть детская площадка, клуб верховой езды, аренда велосипедов, лодок и инвентаря. Баня — само собой. Есть и экскурсии, и рыбалка с инструктором. Су-у-у-пер. Представительство в Иркутске: ул. Горького, 29, (здание ЦАВС), тел. 65-85-65, dar-baikal@irk.ru, www.baikal-dar.ru.
Малое море

«Шида» — так жить нельзя!

Малое море

Дом Бобра на базе «Шида» — вокруг ни души

Малое море

Резервационный пункт «Улюрба» — хозяин «Иркутскгеофизика»

Едем дальше? А дальше дорога идет на бугорок — это и есть сам мыс Шида. На самом верху у перегиба дороги указатель «Турбаза Шида» и отворот направо. Свернули, а там дороги-проселки веером и таблички стоят: направо-вниз — «Шида», налево — «Улюрба», «Звезда Байкала», «Сарминская». Съездили к «Шиде» — никого там нет, только одинокая собака на цепи воет. Рядом стоит автокемпинг-прицеп с надписью «Дом Бобра», симпатичный такой. Пошумели мы, пошумели еще, но никто не вышел к нам навстречу. И тогда мы поехали за мыс, обогнули Шиду и устремились к Улирбе. Базу «Шида» знают многие — это бюджетная организация. Между мысами Шида и Улирба находится прекрасная бухта с галечным пляжем. Внутри губы на самом берегу «затрапезная» турбаза «Улюрба» ПО «Иркутскгеофизика», когда-то здесь был пионерский лагерь для детей геологов. Сейчас это территория, огороженная «рабицей», с синими убогими балками внутри, напоминающая какую-то резервацию. Грустно. Администратор был на месте, дал краткую информацию: 250 рублей, 80 мест, баня. Это все. Что еще сказать? Мой друг в прошлом году заезжал сюда в поисках места базирования и говорит: «Из каждого балка ревет собственная музыка, торчат ноги и головы пьяных люмпен-пролетариев». Все дело в цене? Не думаю, просто тут место такое. Рядом «Шида», такая же по духу. Чуть выше на мысу частная база «Улирба» — тоже «деревянные палатки» и убогие балки. Энергетика такая.

К САРМЕ
Малое море

Классика — «деревянные палатки» на двоих

Малое море

Экспонат на фестиваль автотюнинга — балок гибридный

Покидаем мрачные «бюджетные» базы с радостью, хотя странно — я ведь «ханурик» по природе своей. По другую сторону мыса Улирба прекрасная и радостная база — «Звезда Байкала». Домики из белого дерева, красные крыши, бурятская юрта. Жаль, что на базе нет администрации, ведется расширительная достройка — рабочие ничего сообщить не могут. Но мы и так все знаем: в прошлом году здесь отдыхали мои друзья. Вкратце о «Звезде Байкала»: домов около 20, мест около 100, удобства на улице, но есть один корпус с полностью благоустроенными номерами. Цены от 400 до 900 рублей. Это прекрасная база среднего уровня. Перебравшись через Улирбу, мы попали в обширную Нугайскую губу (точно бухта называется Хужир-Нугайская) — это просторная бухта шириной 3,5 километра от Улирбы до конуса выноса реки Сарма. Сама по себе бухта необычайно красива — вид на остров Ольхон, живописные острова Большой и Малый Тойнак (тойнак в переводе — коленка) и Сарминское ущелье. За базой «Звезда Байкала» по крутой дороге спускаемся к берегу Нугайской губы, дорога поворачивает налево и идет вдоль уреза воды — красота этой дороги мало с чем сравнима: за каждым изгибом береговой линии открываются новые и новые виды, и все ближе и ближе становятся сухие уста Сарминского ущелья. В 1,5 км от «Звезды Байкала» у пологого склона к Нугайской бухте находится база отдыха «Сарминская» фирмы «Туррегион» из Ангарска. Здесь ряды домиков из белого дерева на склоне и очень веселый управляющий, который сам увлекается рыбалкой — показал нам целую коллекцию засушенных щучьих голов — трофеев прошлого сезона. Цены на «Сарминской» — от 500 рублей с питанием в неблагоустроенном домике до 900 рублей в домике с телевизором, туалетом и душем. Что характерно: не биотуалеты, а настоящие! Услуги на базе традиционные: прокат лодок, катамаранов, катера, параплана, банана, водных лыж. Рыбалка с инструктором. Здесь изюминка: сам мастер ловит щук на блесну, чем и балует посетителей! Понравилось, и цены хороши. Поскольку я сам — щуколов, то это мой выбор.
Малое море

Автоэкзотика в «Улирбе»

Малое море

Нашли мы в «Улирбе» даже Робур 4WD

Малое море

ТБ “Звезда Байкала” по ту сторону мыса Улирба

Малое море

В Курме хорошая дорога заканчивается

Малое море

Вот она — пасть нойона — ущелье Сармы

Малое море

Аллея зимних домиков в «Хадарте»

Выше «Сарминской», в этой же межгорной долинке, расположена фантастически красивая база «Чара». На самой горе будто бы вулканический кратер — почти круглая впадина-чаша, и там, в чаше, находятся уютные строения «Чары». Это большая база — 150 мест. Есть и домики, и большой корпус с благоустроенными номерами. В центре — столовая с баром и каминным залом, есть бильярд. В «Чаре» есть домики для зимнего проживания — с прекрасной кирпичной печкой. Питание и комплексное, и заказное, и шведский стол. В большом корпусе отдельный вход в каждый номер. В домиках-коттеджах стандартно: душ, печка и биотуалет. Цены в корпусе — от 500 рублей, в коттеджах — от 1000 рублей. Автостоянка — 50 рублей в сутки. Все коттеджи 2-3 местные. Баня двухсторонняя — «тяни-толкай». Есть на «Чаре» все традиционные виды услуг и аренда инвентаря, лодок и велосипедов. Администратор Татьяна Михайловна Иванова говорит, что развита культурная программа, обычно работают артисты — певцы и музыканты: вот и сейчас к сезону ищут хорошего гитариста. Представительство в Иркутске находится по адресу Чкалова, 12, телефон 200-650, спросить нужно Юрия Петровича Мельничука или его супругу Татьяну Владимировну с такой же фамилией. Покидаем приглянувшуюся «Чару». Эх, плюнуть на все: пойти сюда работать гитаристом-затейником и forever.
Малое море

Последний мыс перед Сармой

Малое море

«Сарминская» ещё строится

Малое море

Эти домики в «Сарминской» работают уже не первый год

Движемся по берегу Нугайской губы, все ближе и ближе Сарма. На пригорке строится новая базка. Обычная картина: начальства нет, одни работяги. Дальше все видно — до самого конуса Сармы нет никаких построек — берега Нугайской бухты как амфитеатр: из середины видно все. Решаем подниматься вверх, выезжать на дорогу и ехать к Курминским мысам — там еще есть базы отдыха, по свидетельству моего штурмана. Посередине амфитеатра подняться не удалось — заехали на крутые склоны, стали буксовать на грубом щебне и вернулись назад, вниз, к нугайским берегам. Около полукилометра проехали вдоль берега назад, к базе «Сарминская», чуть не доезжая, поднялись вверх по другой дороге, идущей вдоль борта линейной сопки. Здесь углубились в лес по направлению строго на Запад. Эта дорожка в соснах, длиной около километра, вывела нас на основной тракт к Сарме, Курме. Не обошлось и без мелких приключений: по дороге вверх встречалось все больше и больше камней, и выруливать между ними становилось все труднее и труднее, дальше к этому добавились чудовищные переплетения сосновых корней, и наконец, поперечные обнажения коренных пород. В общем, где-то я не «урулил», и раздался сильный удар снизу. Такой силы, что поверг в смятенье и вызвал желание лезть под машину смотреть, не сломалось ли чего. К счастью, поперечник из коренной породы пришелся на толстый нижний рычаг и подмял его кромку-отбортовочку. Я успокоился — треугольные поперечные рычаги у Town Ace такие же, как у Surf — практически неубиваемые металлоконструкции! По километровой стежке мы ехали минут 20.
Малое море

«Чара» — чуть выше «Сарминской», словно в кратере вулкана

Малое море

В «Чаре» есть и большие корпуса

Малое море

Над бухтой ещё одна базка строится

Видимо, местным духам не по нутру пришелся создаваемый нами в лесу шум, и когда мы выехали на тракт, то увидели черные тучи в небесах, а где-то вдали погромыхивал гром. Я стал пугать своего напарника близостью знаменитого урагана Сарма, «пришпорил» Town и понесся к «устам Эжина» со скоростью 80 км/ч. Через несколько минут мы были уже перед «забытой Богом» деревней Сарма, смотрели на рукописный указатель и фотографировали вход в ущелье. Над головами клубились грозовые черные тучи! Нойон Угэтэ (местный Бог грома) гневался. Пришлось с ним поговорить по-человечески и попросить разрешения проехать пред его устами — Сармой. Поехали дальше: новая дорога (ее недавно отсыпали — всего несколько лет назад) повернула прямо внутрь Сармы — в ущелье. Но после разговора с нойоном в небе посветлело, и ветер стал стихать. Когда мы переезжали речку, небо было уже светло-серым, а черная туча с шумом отошла на северо-восток, в сторону курминских мысов — нойон показывал нам дорогу! Чуть дальше мы увидели, где-то над Хадартой, радугу в небе — нойон говорил нам: «Welcome!». После моста через Сарму дорога вышла к самому берегу, а километра через четыре стал виден первый большой мыс — Хадарта. В плане этот мыс напоминает топор-секиру. От сарминского моста до траверза Хадарты — 8 километров, в этом месте слева от дороги находится одноименная турбаза. Поехали смотреть.

КУРМИНСКИЕ БАЗЫ
Малое море

Вот они — уста местного эжина — очень сурового нойона

Малое море

Многострадальная речушка, вытекающая из пасти дьявола

Малое море

За мысом Хадарта одноименная турбаза

База Хадарта: большой главный дом, оказавшийся столовой-баром, и два ряда деревянных 2-х местных домиков. Домики неблагоустроенные, стоимость проживания — от 250 рублей. Стоимость 3-х разового питания — 450 рублей. Есть теплые зимние домики с печкой — база работает зимой — обслуживает группы рыбаков. На базе есть баня, катер, параплан, велосипеды, вездеходы ATV и даже два автомобиля ЛуАЗ-969, которые можно брать в аренду и кататься «по природе» (800 руб./час — по-моему, дороговато). Прекрасный интерьер внутри гостиной, бар и романтическая винтовая лестница на второй этаж покорили мое сердце. В общем, база хорошая и доступная во всех аспектах. Но главное, прямо перед ней начинается чудесная лагуна — залив Хагдан-Далай с теплой водой, расположенный между мысами Хадарта и Уюга. За лагуной — самые красивые острова этого Моря: Харгодаган, Боракчин и Боргадаган. Места необыкновенной красоты. Контактные телефоны «Хадарты» — (3951) 61-93-42 и 8-950-115-23-28.

Чуть дальше «Хадарты», в 1,5 километрах, база с лирическим именем «Данко». Находится прямо напротив середины побережья следующей губы, простирающейся до мыса Цаган-Хушун. Прямо напротив базы в море — красавец остров Боракчин. Здесь замечательная хозяйка — симпатичная девушка Настя, заместитель управляющего. Настя водила нас по базе и показывала все уголки: летние домики, зимние домики, «многоквартирный» корпус, монгольскую юрту и столовую-бар. Все очень и очень высокого качества — сделано с душой. И очень демократичная база — от 300 до 600 рублей за проживание. В юрте — 250 рублей. Питание — до 400 рублей. Вместимость базы 80 человек летом и 30 зимой (в теплых домиках). Все услуги как обычно: есть и аренда, и экскурсии. Жемчужина базы «Данко» ключ с минерализованной водой ярко-коричневого цвета, вроде бы полезной для здоровья и повышающей тонус. Ваш покорный слуга набрал 2 литра этой воды, пил ее в пути и, двигаясь ночью по трассе после 16-часового рабочего дня, не испытывал позывов ко сну за рулем! Контакты «Данко» — 20-31-27, www.irkinfo.ru.
Малое море

Есть в «Хадарте» ATV, катера и ЛуАЗы!

Малое море

За лагуной острова Баргодаган, Боракчин, Шаргодаган

Малое море

На базе «Данко» есть вот такой длинный корпус

Малое море

Есть на «Данко» и отдельные домики

Рядом с «Данко» буквально граничит база со странным названием «Ранчо Лагуна». Здесь мы не обнаружили никого, кроме двух чудесных псов-щенков и одинокого мустанга, бродящих в молчании среди кустов и чахлых лиственниц. Сама база симпатичная и колоритная: деревянные домики, салун в стилистике вестерна, повсюду вывески типа «wanted». Видели и такое: «Штраф за хождение в шипованной обуви — 500 рублей». В общем, интересно, но информации на месте получить не удалось. За «Лагуной» проехали по берегу еще один километр и заехали на базу «Ольтрек». Ольтрек — второе название острова Боракчин, что оно означает я не нашел, но слово красивое. На современных картах остров именуется так. Раньше был Боракчин. База «Ольтрек». Благоустроенная база средних размеров. Во всех домиках есть санузел и холодная вода, в части домов душ и даже горячая вода! Цены проживания — от 600 до 1000 рублей. Трехразовое питание — 400 рублей. Все остальное традиционно. Контактный телефон «Ольтрек» — 29-07-91, 29-65-06, сайт www.oltrek.ru.
Малое море

Столовая «Данко»

Малое море

Экзотика «Данко» — монгольская юрта

Дальше «Ольтрека» населенный пункт Курма, прямо от которого хорошая дорога кончается. За Курмой в 25 километрах, по тяжелой грунтовой, размываемой дороге, есть еще база в урочище Енхок от фирмы «Чанчур», а дальше еще через 20 километров — Зама, где развитая и дорогая база фирмы «Гранд-Байкал». К сожалению, наш транспорт не позволяет спокойно отправиться по дороге за Курму, а посему этот пункт стал поворотным в нашем путешествии по базам Малого Моря.

Малое море

Позная в Шиде

Малое море

«Ольтрек» — бар-дискотека

Что отличает базы в районе Курминских мысов от баз Мухора и Куркута? Здесь более дико! И мне это больше нравится. Виды окружающей природы завораживают более холодной и суровой красотой, нежели «Ривьера» Мухора. Дальше на 25 километров по тяжелой грейдерной дороге, но зато народа меньше. Выбирайте сами!

Назад мы повернули примерно в 20.30, домой вернулись к часу ночи. Общий пробег на Ольхон, по всем «загогулинам» Малого Моря и обратно, составил за двое суток 794 километра. Эх, хорошо!

Счастливого вам отдыха на Байкале!

Тимофей МИТИН

Автомаркет+Спорт № 23




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика