Теория и практика Выбор установщика
Смотрины без "невесты"
|
Установщик — он самый главный. От него зависит едва ли не половина успеха |
Как это ни обидно звучит для некоторых, но все иркутские фирмы-установщики можно условно разделить на «продвинутых» и «менее продвинутых». Разумеется, понятие «продвинутости» является относительным (у каждого своя точка зрения на тот или иной момент). И все же есть критерии, по которым можно определить «идеальный» установочный сервис. К примеру, наличие в ассортименте не только электронных (сигнализации, иммобилайзеры), но и механических противоугонных устройств (замки капота, коробки передач), причем должны быть представлены модели разных ценовых категорий. Обязательным является наличие сертификатов, говорящих о прохождении персоналом обучения в специализированных центрах, сертификатов на саму продукцию. Имеют значение визуальные плюсы: чистое помещение, наличие выставочного зала, униформа для персонала (естественно, опрятная). Замечательно, если выставочный зал и установочный бокс находятся рядом, и нет необходимости ехать куда-нибудь: «повернете за угол, проедете сто метров, там не ошибетесь…». Это не должен быть стихийно организованный сервис в каком-нибудь захудалом автопредприятии или гаражном кооперативе. Все-таки приятно, знаете, в душе считать, что выбранная фирма — всерьез и надолго. Очень важный вопрос — сохранность автомобиля. Если фирма предлагает страховку на время обслуживания машины, можно уверенно сказать, что дело здесь поставлено на высоком уровне.
|
|
Вот что значит «основательная разборка» салона — без этого в серьезной установке никуда. И времени на это потребуется отнюдь не
3-4 часа! |
|
Правда, у любой медали есть оборотная сторона. В «продвинутой» фирме могут быть значительные цены на услуги и проявляться некоторый снобизм по отношению к недостаточно состоятельному, с их точки зрения, клиенту. Их «менее продвинутые» конкуренты не могут предложить широкого спектра услуг. И все-таки атрибуты солидности фирмы (яркая реклама на входе, чистота внутри, униформа и прочее) являются магнитом, «песнью сирены», притягивающими клиента. Встречают ведь «по одежке…» И неважно, что в захудалом сервисе могут работать профессионалы и мастера своего дела. Если они не смогли организовать как следует свое производство, значит, на то существуют причины.
У каждого психолога существуют методики тестирования личности, с помощью которых можно составить очень точный портрет-характеристику любого человека. Мы же предлагаем вам методику подбора фирмы-установщика. И там, и там нужно получить ответы на несколько важных вопросов, требуется наблюдательность, внимательность и критическая оценка полученной информации. Большинство советов, озвученных в данной статье, взято из опыта людей, которым приходилось лично сталкиваться с этим ответственным процессом — установкой охранного комплекса.
С Чего начинать?
|
Установка установке рознь. Этот автомобиль пытались угнать. Взломали панель, замок зажигания, пытались обойти блокировки. Ничего не вышло |
Естественно, со звонка по телефону. Уже на этом этапе можно составить свой «черный список». Где-то могут отказать в информации, ответив: «приезжайте сюда и все обсудим». Совершенно не обязательно садиться на «коня» и ехать стремглав по названному адресу. Не поддавайтесь на провокацию. Вполне может быть так, что не захочется больше никуда ехать и станете вы заложником собственной неуверенности. Да и потом, директорат каждой уважающей себя фирмы всегда найдет в штатном расписании место для человека, обязанность которого — принимать звонки по телефону и культурно общаться с клиентом. А эта самая «культура общения» сразу покажет, стоит ли обращаться в эту фирму. Звоня по телефону, засыпьте менеджера (или кто там, на проводе) кучей вопросов, докапывайтесь до каждой мелочи. Если человек начнет раздражаться, тем более грубить — можно класть трубку. Администрация хорошего сервиса ни за что не допустит, чтобы на звонки отвечал человек с неуравновешенной психикой, а значит и за остальными сотрудниками есть какой никакой, а контроль. И вообще, ни один вопрос не должен остаться без ответа, даже если он глупый. Ведь мы дилетанты, а дело профессионала — нам все объяснить. Хотя бы в этом он должен быть снисходительным.
Обычно тот, кто впервые ставит сигнализацию, обращается за советом к знакомым, уже имеющим некоторый опыт общения с конкретным сервисом. Дотошные (из тех, кто хоть немного разбирается в вопросе) могут попросить знакомого открыть капот автомобиля, посмотреть на качество установки (доступна ли сирена снизу, исключено ли попадание в нее грязи, надежно ли подведены провода и отличаются ли они от штатных). После чего стоит заглянуть в салон, проверить и там: можно ли по проводам от светодиода или кнопки аварийного отключения проследить расположение центрального блока, доступен ли он на ощупь (бывает и такое!). В любом случае чужой опыт имеет большое значение. Когда после телефонных разговоров составлен примерный список понравившихся вам фирм, можно ехать на «смотрины». Как говорится, лучше один раз увидеть. Тем более что сигнализацию редко ставят, когда этого захотел владелец автомобиля. Как правило, назначают определенный день и час.
Итак, вы подъехали к какой-либо фирме. Если вы видите много машин на территории возле установочного центра и среди них попадаются дорогие — это плюс. Большой опыт, разные автомобили, и если у вас машина малораспространенной модели, мастер не станет трястись от страха при ее виде (а вдруг я что-нибудь испорчу?).
Если нет толчеи, наплыва покупателей — минус, хотя и относительный. Это может означать, что в сервисе высокие цены или он не «раскручен» должным образом (если фирма существует много лет — явный минус). С другой стороны — в незагруженных сервисах могут установить сигнализацию не торопясь и вдумчиво, если захотят, конечно. Не грех поинтересоваться о стаже работы установщика. Считается, для того, чтобы накопить достаточный опыт, мастеру требуется не менее 2-х лет.
Общаясь непосредственно с мастерами, можно оценить многое: следят ли они за тем, чтобы не испачкать салон (сменные чехлы на сиденьях, чистая униформа), не бегают ли они друг к другу за инструментом, не отлучаются ли надолго «на перекур» так, что менеджер не может докричаться. Если ничего плохого не наблюдается, значит «злобные» администраторы не дают мастеру продыху и качество работы тоже должно быть на высоте.
В отдельных центрах установочные боксы находятся под охраной и «потенциального» клиента могут туда не пустить. Надежная охрана, это, конечно, плюс, но и право клиента, желающего составить свое впечатление о фирме, в данном случае нарушается. Можно обратиться к администратору: так, мол, и так, кому попало машину доверять не хочу, надо бы осмотреться…
Принимая машину, в установочном центре обязательно должны составить акт, в котором фиксируются наружные и салонные повреждения (вмятины, царапины и т.п.). В акте указываются подробные данные из техпаспорта, ставится печать фирмы и подпись руководителя. Прежде чем отдавать машину, узнайте насчет такого акта. Если он не составляется (специальных бланков нет в помине), есть повод задуматься. Кто будет нести ответственность за возможные повреждения?
Дело мастера боится
Конкуренция между фирмами-установщиками высока. Однако наивно предполагать, что времена «халтуры» для сервисов миновали. Да, покупатель раньше был неискушенный, его вполне устраивали гаражные условия, теперь же непрезентабельный вид может отпугнуть. А вот «халтура» — это явление незаметное, дилетанту (а большинство автовладельцев — именно дилетанты) вовсе неподконтрольное. Да что там автовладельцу — администрация не каждого установочного центра знает доподлинно, насколько хорошо мастер выполняет свою работу.
Именно поэтому, сколько бы мы ни говорили о «железе», человеческий фактор имеет решающее значение. Установкой противоугонной системы должен заниматься только высоко-квалифицированный мастер, способный работать творчески. Он использует все особенности автомобиля, чтобы не дать злоумышленнику ни единого шанса на угон. А когда в фирме подбирается группа людей, действительно заинтересованных в своем деле, результат не заставляет себя долго ждать — придумываются уникальные разработки, совершенствуются уже имеющиеся, улучшается качество исполнения. Дружеский совет да общее дело — главные спонсоры совместного успеха.
Теперь о том, как распознать профессионала. Прежде всего «профи» обрисует все те опасности, которым может подвергнуться автомобиль клиента: в соответствии с его образом жизни (частые командировки, редкое пользование машиной…), условиями хранения машины и так далее, он подскажет несколько вариантов установки. Не бойтесь отвечать на вопросы, которые будут сыпаться, как при перекрестном допросе. Если будут, конечно, сыпаться, а то могут вообще ничего не сказать, а спросить в лоб: «какая у вас машина? У нас вот есть две системки для вас. Какую хотите установить?». Бегите от таких горе-мастеров подальше!
К сожалению, профессионалов своего дела на рынке не так много. Армия «халявщиков» не уступит им в численности. Чем быстрее сделана машина, и чем быстрее исполнитель сможет приступить к следующей, тем больше будет его зарплата, а, следовательно, и доход фирмы. Отсюда, затронув очень щекотливый момент, мы автоматически переходим к следующему пункту, являющемуся лакмусовой бумажкой.
Как быстро
это делается?
Народная мудрость придумала немало пословиц и поговорок, осуждающих неоправданную поспешность. Всем известно, где нужна быстрота — отнюдь не в ответственном деле. А между тем, во многих центрах на такой вопрос отвечают: «часа три, быть может, четыре…» Ответ с лукавинкой: да, можно поставить «сигналку» за три часа, но что это будет за установка — по шаблону? Угонщик с такой машиной разделается в несколько минут. Типовая установка для него — подарок судьбы. А вот если мастер постарался, разместил все блоки сигнализации так, чтобы их было невозможно обнаружить без основательной разборки автомобиля, то и угонщик откажется от своих намерений, едва столкнется с проблемами. А для этого мастеру нужно время на обдумывание, формирование концепции установки. И для того, чтобы разобрать/собрать салон автомобиля, требуется время. Профессионалы утверждают: для установки достаточно простой сигнализации на автомобиль класса Toyota Corolla (не самый сложный, согласитесь, автомобиль) требуется минимум 5-6 часов! Это с условием, что блокировки будут тщательным образом замаскированы, все жгуты с новыми проводами будут заново переплетены и т.д. Если же автомобиль более серьезный и сигнализация соответствующая (с большим набором сервисных функций), может потребоваться день, а то и два! Так что выбирать следует те установочные центры, где вашим автомобилем займутся всерьез и надолго.
Если сломается?
Очень скользкий на самом деле вопрос. Вроде бы все фирмы-установщики дают гарантию 1-3 года. Но когда дело касается ремонта, приходится сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами. Часто в фирмах практикуется такое правило: кто устанавливал сигнализацию, тот и должен ее ремонтировать. С одной стороны, это плюс: человек уже знает машину и сделает работу быстро. Но в действительности это очень сомнительный плюс. Во-первых, человеческая память имеет свойство подводить, и мастер уже через неделю с трудом вспомнит и вас, и вашу машину. Во-вторых, мастер может заболеть, куда-нибудь уехать на несколько дней, или вовсе уволиться с работы. И тогда работу за него придется выполнять другому мастеру. А у того своя работа, и очень вероятно, что вам посоветуют подождать или подъехать на следующий день (через день, через неделю, месяц — последнее, конечно, шутка, но во всякой шутке, знаете ли…).
Поэтому следует выбирать те фирмы, где в штате сотрудников отдельную группу составляют мастера, занимающиеся именно гарантийной поддержкой. Это избавит от незапланированного ожидания. Кроме того, важен вопрос быстрой замены сломанных деталей: имеются ли такие же на складе или придется ждать их поступления? В крупных фирмах, работающих на потоке, как правило, имеется оператор склада, следящий за своевременным пополнением ассортимента.
Если что-нибудь случилось, бесплатный выезд к клиенту — обычная практика серьезных фирм.
Если я хочу поставить свою сигнализацию?
Этот вопрос затрагивает тему экономии. Купил, к примеру, человек по случаю сигнализацию по низкой цене — ниже, чем она может стоить в установочном центре. Но там этот подход вряд ли оценят и попросту назначат большую цену за установку (такой вот каламбур), а могут и вовсе отказать, чтобы неповадно было. В принципе, есть фирмы, готовые инсталлировать «чужую» систему, но если что-нибудь сломается — кому предъявлять претензии? Тому, кто продал, или тому, кто устанавливал? Так что в данном случае экономия неуместна. Вариант раздельной покупки и установки устроит лишь того, кто намерен установить сигнализацию самостоятельно или живет там, где нет установочных центров. Однако продавцы тоже страхуются от возможных проблем — если система ставится в их центре, срок гарантии сокращается (вместо трех лет — дается один год).
Установили —
Что дальше?
Правильная эксплуатация сигнализации — это вопрос не только безотказности, но и безопасности. Обязательно нужно следить за исправностью сигнализации, ее датчиков, узнавать причины срабатывания. Очень распространенный способ угона — имитация неисправности сигнализации: угонщики несколько раз провоцируют систему на срабатывание, испытывая терпение хозяина. Когда тому надоедает «ложная» тревога, он выключает сигнализацию, а воры только этого и ждут. Или другой пример. Менеджеры установочных центров могут привести сотни случаев, когда владельцы автомобилей жалуются на то, что при попытке поставить автомобиль на охрану сигнализация часто «ругается» (после нажатия на кнопку сирена «пикает» несколько раз). Проблема хорошо известна: если резко захлопнуть дверь, по кузову распространится вибрация, именно из-за нее может срабатывать ударный датчик тотчас после постановки на охрану. Некоторые советуют «загрубить» датчик, хотя на самом деле нужно просто не торопиться и не жать кнопку тотчас после закрытия двери, а спустя хотя бы секунду. Или не хлопать сильно дверью. Кажется — элементарные вещи, но при повышенном барьере срабатывания (или если датчик вовсе отключен) владелец может и не услышать сигнала тревоги. Ни в коем случае нельзя никому (например, в сервис) отдавать машину с брелоками сигнализации, или же после проверять количество брелоков, записанных в память сигнализации. Не стоит сообщать случайным людям, какая система установлена в вашем автомобиле. Чем меньше людей об этом знают, тем спокойнее вам будет спать.
«А если они заодно…»?
Есть такие люди, которые опасаются всего и вся. В среде владельцев автомобилей, к примеру, ходят «страшилки» о том, что установщики и угонщики — это одна компания. Мол, только и думают о том, как бы обмануть владельца. Приедешь к таким, а они «сольют» всю информацию кому надо, и останешься без машины. Слухи эти основаны, естественно, на реальных фактах. Однако подобные случаи единичны. И касаются они скорее обычных сервисов (часто стихийно организованных), нежели установочных центров. К тому же подобные полукриминальные фирмы не могут существовать долго — милиция быстро вычислит. А тем, кто занимается угонами всерьез, нет никакой нужды вовлекать в свое дело тех людей, которых можно быстро вычислить. Так что подобные страхи явно преувеличены.
Кирилл ЮРЧЕНКО
Автомаркет+Спорт № 23
|