Опыт эксплуатации Toyota Chaser
ТОЛЬКО НЕ TOYOTA
К 1998 году я уже имел более чем шестилетний опыт эксплуатации и ремонта японских автомобилей, правда, все они были с бензиновыми двигателями. Во-первых, бензин был дешев, во-вторых, такие «прелести» дизеля как тракторное тарахтенье, вибрации, низкие динамические характеристики, дороговизна запчастей — качества малопривлекательные. Но все когда-то нужно попробовать, и 1 сентября 1998 года я купил Toyota Chaser 1989 года выпуска.
Честно признаюсь: нелегко было решиться, причем все сомнения таились под капотом: турбодизель 2LT по количеству отзывов о своей малой надежности претендует на лидерство. Причем, по рассказам очевидцев, если уж купил автомобиль с 2LT, то будь готов к замене или ремонту головки блока цилиндров. Забегая вперед, признаюсь, что чаша сия этот автомобиль не миновала, правда, ремонтом занялся осенью 2003 года уже третий по счету (после меня) владелец Chaser, которому надоело мириться с выбросом масла из сапуна. После снятия головки в одном из цилиндров была обнаружена трещина между клапанами. Кроме того, на основании своего опыта всегда считал автомобили Toyota менее приспособленными для нашей эксплуатации, а также менее надежными по сравнению с Nissan или Subaru. Правда, несомненный плюс Toyota в большом выборе запчастей, а это немаловажно, при довольно жестких условиях эксплуатации.
При более близком знакомстве с Chaser его внешний и внутренний дизайн откровенно разочаровывает. Скажите, можно ли найти что-то общее между Nissan Sunny и Cedric или найти сходство между Bluebird и Cefiro? Все правильно, у каждой свое лицо, а вот Chaser вроде немного подросшей Corona, если не сказать Corolla. Внутренний дизайн также не нарушает сходство. Да и по оснащению Chaser не отличается от Corolla: один кондиционер, кресла без всяких электроприводов, банальные тросики для открывания багажника и лючка топливного бака.
Компоновку багажного отсека можно оценить как удовлетворительную. «Жигулевское» расположение запасного колеса, конечно, удобнее с точки зрения его вытаскивания из заполненного багажника, по сравнению с расположением под полом, но и
съедает солидную часть ширины отсека, а расположенные под его полом топливный бак и глушитель делают багажник довольно мелковатым. Хотя, конечно, все это мелочи, хочешь все увезти — бери универсал или грузовик. Зато такая мелочь, как замена лампочек в задних фонарях волею конструкторов возведена в глобальную проблему: на всех предыдущих моих автомобилях для этого нужно было лишь открыть багажник — пальцами надавливаешь на стопоры и панелька с лампочками в буквальном смысле на ладони! На Chaser для этого нужно демонтировать весь фонарь, а крепится он на шурупах и пластмассовых защелках, которые особенно в холодное время года тут же «приказывают долго жить». Можно понять, такое упрощение на какой-нибудь предельно дешевой машине, но здесь вызывает лишь недоумение.
Салон сделан с претензией на роскошь, но очень быстро доказывает обратное: банальная штамповка. В Cedric как было: закрыл за собой дверь и тихо, как в несгораемом сейфе. Здесь же звукоизоляция явно не на высоте, особенно доставали дребезжание пластмассовых накладок на передних стойках и панели под задним стеклом. Справился с этим «дедовским» способом: с помощью тонкого поролона и герметика. Хотелось сделать что-нибудь с арками задних колес, а то песчинки и мелкие камни барабанят в них, как в пустом ведре, да как-то руки до этого не дошли, других проблем хватало.
Что можно сказать о месте водителя? Все, как и положено на японском автомобиле: удобно, легкодоступно, о наличии наддува напоминают надпись «турбо» да зеленый и красный светодиоды, сигнализирующие о давлении наддува, расположенные на циферблате тахометра.
Первое, что замечаешь, едва повернул ключ зажигания — кроме привычных красных лампочек, на панели приборов зажглась еще одна с желтым светофильтром, указывающая на нагрев свеч накаливания, как только она гаснет, поворачиваешь ключ в положение «Старт», и двигатель мгновенно запускается. Да, старт дизеля — не раскрутка «бензинки», больше напоминает легкий взрыв, и это, конечно, не может не понравиться.
Еще одна приятная особенность дизеля: большой крутящий момент на низах, благодаря чему на первой и задней передаче можно трогаться, не касаясь педали акселератора. Вообще, не верится, что под капотом всего 92 лошади, как только вспыхивает зеленый светодиод около надписи «турбо», машина довольно резко меняет характер...
Покупая автомобиль с дизелем, думал, что придется менять стиль вождения: большой, тяжелый, с довольно слабым двигателем. Оказалось, ошибся. Chaser провоцирует на всякого рода соревнованиях, причем особенно он хорош на затяжных подъемах, грубо говоря, «прет, как паровоз», легко оставляя позади издыхающие на подъемах отечественные шедевры! Причем если на спуске какой-нибудь обозленный «патриот» решал взять реванш, всегда уступал по двум простым причинам: дизель, даже турбованный, все равно дизель, и перекрутка ему не на пользу, да и «патриота» жалко, вдруг что отвалится, расшибется человек!
Самое главное, что энергичная езда — как в городе, так и вне его — мало влияла на расход топлива, который составлял 7-8 литров на сто километров! Вот она — прелесть дизеля, полуторатонный Chaser с 2,5-литровым двигателем по затратам на топливо равен Corolla с 1,5-литровым бензиновым моторчиком.
С наступлением холодов развеялись мифы о непригодности дизельных «японцев» к нашей зиме, дескать, и холодно в них, и завести нет никакой возможности! Глупости все это! Зимняя эксплуатация дизеля отличается лишь типом топлива: при температуре ниже -150С летняя солярка густеет, поэтому желательно заранее сменить топливо в баке, а если заправляешься на АЗС, то и топливный фильтр. Я всегда использовал отстоянную солярку, поэтому фильтр менял довольно редко.
Понравилось, что в отличие от алюминиевого двигателя Subaru, быстро остывающего на морозе, массивный, чугунный 2LT долго сохраняет тепло, что позволяло безбоязненно оставлять автомобиль на несколько часов на 30-градусном морозе с тракторным маслом в картере мотора.
Что касается обогрева салона, то и здесь дело не в типе двигателя, а в термостате: как известно, на «японцев» устанавливаются три их разновидности для разных климатических зон, отличающихся температурой открытия. На моем автомобиле стоял термостат с цифрами 880F, поэтому тепла в салоне было более чем достаточно в любой мороз. Я даже не снимал на зиму вентилятор.
За два года эксплуатации двигатель требовал замену масла и фильтров, зато трансмиссия неоднократно привлекала к себе внимание. Сначала загудел подшипник правой полуоси: разобрал, промыл, смазал, но не помогло. Купил задний мост в сборе, привез домой — оказалось, не тот, пришлось вернуть. Отдельно полуось купить также не удалось, полуоси есть, но тоньше и шлицевая другая, видимо, от бензиновых машин. Тогда решил готовиться к замене самого виновника шума, промерил подшипник, полуось, оказалось, наружный и внутренний диаметры, как у нашего, 207. Вот только внутренняя обойма значительно шире, хотя это не проблема, можно втулку выточить. Подшипник я купил, а вот установить так и не собрался, впоследствии продав машину, отдал подшипник в нагрузку новому владельцу.
Затем забуксовало сцепление, с ремонтом проблем не было, накладки от «Волги» подошли, как родные. Решил попутно заменить масло в КП, слить-то слил, а заливную пробку открутить не удалось, пришлось заливать через отверстия включателя фонарей заднего хода.
Буквально через пару месяцев заскрипели крестовины карданного вала. «Родной» вал приобрести не удалось, занялся ремонтом: разобрал, промыл, смазал, вот и все. Жаль, что нет на крестовинах пресс-масленок, благодаря им ресурс крестовин был бы в несколько раз больше.
Приобретая Toyota, я знал, что ремонт подвесок неминуем, на бывших у меня ранее Corolla и Corona это приходилось делать, и Chaser не стал исключением. Конечно, передняя свечная подвеска — это не могучие рычажные конструкции Cedric или Crown. Зато невысокая живучесть компенсируется в несколько раз меньшим количеством деталей и поэтому быстро и легко ремонтируется. Поэтому когда стойки своим стуком и потеками жидкости возвестили о своей кончине, потратиться пришлось лишь на литр дексрона.
Разобрал, тщательно отмыл детали стойки от грязи и старой жидкости. Укоротил пружинки на сальниках, тем самым увеличив их прижимную силу. Залил свежий дексрон, собрал и установил стойки на автомобиль, больше передняя подвеска меня не беспокоила.
К сожалению, затем начала издыхать задняя подвеска, а так как здесь амортизаторы неразборные, пришлось искать замену. Таковая была найдена в виде задних амортизаторов ВАЗ-2108, понадобилось лишь рассверлить отверстие в нижней втулке крепления с 10 до 12 мм. Да, памятуя о просевших пружинах, приварить опорные чашки на 5 см выше. Конечно же, залил дексрон.
Результаты труда порадовали: исчезли грохот и раскачивания при движении, а увеличившиеся жесткость и дорожный просвет позволили уверенно водить машину по неровным дорогам, переезжать канавы без риска повредить глушитель или топливный бак, расположенные под багажным отсеком.
Спустя некоторое время задняя подв
еска опять «подала голос», оказалось, износилась втулка поперечной тяги заднего моста. Не тратя время на поиски новых втулок, поджал старые шайбы из армированной резины, и проблема исчезла.
Следующей неприятной мелочью стало подклинивание поршня в правом переднем тормозном механизме. Причина проста: грязь и ржавчина, устранение не заняло много сил и времени: как всегда, снял, разобрал, промыл, собрал, прокачал тормоза.
Вообще, со временем все эти «мелочи» начинают доставать, хорошие качества забываются, причем не хочу делать скидку на возраст, ведь и Leone, и Cedric были значительно старше, а внимания требовали во много раз меньше.
Поэтому в декабре 2000 года Chaser был без сожаления продан, а я в очередной раз дал обет не покупать больше Toyota.
Геннадий АНАНЬЕВ 1200 руб.
Автомаркет+Спорт № 24
|