искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Спецконтингент
Автобусы Mudan

China Bus

С одной стороны, это, конечно, беспрецедентный шаг, с другой, на первый взгляд — опрометчивый поступок. У неблагозвучной для русского уха китайской «автобусной» компании Mudan (дал же Бог фамилию, говорил герой советской киноклассики; а если заменит кто-то шибко обиженный одну букву на другую?) в России едва ли не единственный официальный дистрибьютор, пара-тройка дилеров и один из них — фирма «Сибавтомаш» — в нашей сибирской вотчине. Решились, встали на китайские рельсы и полагают, что пассажирская техника из Поднебесной будет вполне конкурентоспособна, по крайней мере, в сравнении с б/у-аналогами из Южной Кореи. Пока ответить на столь кардинальный вопрос трудно, но познакомиться и сделать кое-какие выводы — пожалуйста.
Автобусы Mudan

На фоне Moon God Apollo выглядит не так шокирующе. Все-таки для туристических лайнеров подобная внешность — правило

Автобусы Mudan

Не ахти какой дизайн, но достаточное качество материалов, да и над эргономикой, судя по всему, работали. Раздражает лишь лжедерево. Это уже не интерьерное искусство — настоящий кич

Автобусы Mudan

Очутившись здесь, сразу и не назовешь национальную принадлежность автобуса. «Китайца» выдают только недорогие материалы отделки

В общем-то, этого следовало ожидать. С «Великой стеной» уже более-менее познакомились, не крылатые, но грузовые «Яки» (JAC) видели. Даже гигант-самосвал марки Howo успели глазами пощупать. Дело за малым осталось — за «пассажироемкой» отраслью интенсивно развивающейся китайской промышленности. У нее, кстати, многоликое, как и у других составляющих поднебесного автопрома, лицо. Перечислить всех ее представителей так же сложно, как рассказать об их родословной и генеалогических корнях. Когда появились, что выпускают, под чьим патронажем? Одни вопросы, а ответы лишь в закодированной иероглифами информации, да в кратких прорекламных заметках на сайтах единичных российских представителей. Можно лишь сказать, что в Китае есть достаточное количество совместных производств — с Mercedes, Volvo, MAN, Neoplan, Toyota и Hino (выпуск ведется именно под двумя брендами одного концерна), Irizar и еще с несколькими европейскими гигантами. Но существуют также и независимые производители — с пафосными названиями, вроде Golden Dragon или King Long. Mudan, располагающийся в индустриально-экономическом городе-герое Гонконге, из их числа. В отношении него та же информационно-черная дыра, в которой проблематично разглядеть какую-либо конкретику. Поэтому станем опираться на визуально-тактильные информационные источники. Будем надеяться, они не подведут.

Автобусы Mudan

Туристический Mudan хорошо укомплектован, однако самое приятное для водителя — это камера, показывающая не только вход-выход, но и картинку позади машины

Автобусы Mudan

У каждой пары пассажиров такой вот блок климат-контроля и подсветка

Кстати, удалось кое-как найти лишь перевод слова Mudan. Оказывается, по-китайски это белый пион. Вот такой совсем не ассоциативный ряд. Есть даже легенда, по которой китайский император Чен Нана, ученый и ботаник, помешанный на гигиене и пивший лишь кипяченую воду, однажды, этак в 2737 году до нашей эры, вдруг открыл новый сорт чая. Ему во время чайной церемонии в пиалу, понимаешь ли, слетел лепесток белого пиона, будучи заваренным, давший неповторимый вкус, который сразу же добровольно-принудительно стал народным напитком всех жителей Поднебесной империи. Между прочим, ассоциации все-таки прослеживаются. Колесный «белый пион» слетел в «пиалу» областного рынка так же внезапно, как в аналогичный сосуд власть предержащей особы почти пять тысяч лет назад. Mudan, короче.

Обе презентованные модели — городской Moon God («Лунный Бог» — вот так, не больше и не меньше) и туристический Apollo — выполнены по общеизвестным европейским мотивам. Дизайн — этакий компромисс сразу нескольких марок. Видится в них и Mercedes, и Setra, и Бог знает еще что. Впрочем, многие современные автобусы на одно лицо. Китайские производители к ним активно тянутся. Да, можно сказать, дотянулись уже. Раскосые фары, растянутая, будто в улыбке, облицовка передней панели, насекомоподобные зеркала-хоботки. Был у меня приятель, в детстве свои шикарные рисунки, выполненные под копирку, выдававший за стопроцентный оригинал. Китайские дизайнеры такие же художники-двоечники. Но знакомого однажды ждало разоблачение и, кажется, стыд. Китайцев такими общечеловеческими вещами не проймешь. «Копирка» вполне «прозрачна» еще с самого начала, так ведь плевать. Срисовывают и не тушуются. С другой стороны, качественно все-таки срисовывают, убери никому не известные овальные эмблемы с тремя вертикальными ребрами и не поймешь сразу, именитый оригинал это или только что выпущенная копия. Причем китайцы в данном случае достаточно мудры, дабы не травмировать окружающих своими представлениями об языковых тонкостях, не указывают название марки снаружи. Лишь небольшая надпись на передней панели, способная морально пригвоздить неподготовленного человека своей откровенностью. Но типа, если ты уже внутри, так закроешь на нее глаза и обратишь внимание на преимущества. Хотя, желая осваивать российский рынок, можно было бы как-то благозвучнее адаптировать собственное имя.

Автобусы Mudan

Оптический элемент камеры, демонстрирующий входную «калитку». Имеется и у Apollo, и у Moon God. Для второго подобная вещь, несомненно, полезнее, но наши пассажиры могут быстро ее ампутировать

Автобусы Mudan

Сиденья показались не оптимальными по форме спинки и подушки. Зато есть регулировка по углу наклона и ремни безопасности

Впрочем, закроем глаза и уши, пускай не слетят с уст эти пять латинских букв, тем более с той понятной для нас, русских, заменой одной из них. Название марки лишь одна из тех вещей, что обращают на себя внимание. Вторая составляющая — это качество экстерьерного исполнения. С точки зрения автобусного производства — достаточно высокое. Есть, конечно, некоторые несоответствия с европейскими и, пожалуй, корейскими представлениями. Например, зазоры между пластиком окантовки фар и их корпусами хотелось бы видеть более ровными и меньшими по размерам. Объявились проколы и по нескольким другим стыкам панелей. Тем не менее некоторые другие, даже не китайские, легковые модели демонстрируют намного более серьезные проколы по части точности «кузовного глазомера». А тут хоть и имеется какое-то несхождение, однако его мало, и оно в рамках приличия. Где-то чуть-чуть неровно проложен резиновый шпунт, где-то какая-нибудь панель пошла по косой. Видно только в случае, если конкретно приглядываешься, а в ином ракурсе зрения и городской, и туристический Mudan выглядят достойно, очень достойно.

Не оставляет места для критики и подкапотное пространство обоих автобусов. Прочитав несколько отчетов о знакомстве с тяжелой китайской техникой, я, признаться, готов был лицезреть изолентные подмотки, висящие провода и другие атрибуты культуры производства, встречающиеся у начинающих производителей. Ничего подобного здесь нет. Никаких «электросоплей», небрежно прикрученных или вовсе не закрепленных деталей и т. д. А свернувшиеся скромным колечком в укромном месте провода «китайцам» можно простить.

Автобусы Mudan

Вторая задняя дверь открывает доступ в салон и прямо на своем пороге предлагает услуги туалета

Автобусы Mudan

Как в дальней дороге без туалета?

Автобусы Mudan

Показалось, что малая дизельная «шестерка» очень остро реагирует на подачу топлива

С точки зрения агрегатной базы машины не преподносят откровений. В Поднебесной какое-то время уже работает предприятие, выпускающее лицензионные дизели Cummins (по другой информации оно принадлежит американскому моторному гиганту). Так что рядные турбированные «шестерки» этой компании в моторных отсеках выглядят вполне логично. Объем и мощность у них, естественно, разные. По поводу первого ничего не скажем (опять же нет информации), а вот ситуация с мощностью прозрачная — Moon God имеет 210 л. с, Apollo 325 «лошадок». Оба отвечают экологическим нормам Euro 2, что для развивающегося Китая и последующей эксплуатации в стране карбюраторных моторов и допотопных дизелей представляется закономерностью. Благом можно считать то, что двигатели оснащены предпусковыми топливными подогревателями, а их поддоны картеров дополнительно отапливаются электротенами.

Остальная конструкция также не вызывает ощущения какой-то эксклюзивности. Пространственная ферма у «горожанина» снизу подкреплена рессорной подвеской. Аналогичная несущая структура «туриста»— упругими элементами и сзади и спереди имеет пневматические регулируемые по высоте подушки. Причем в приводе тормозов лайнер располагает антиблокировочной системой, которая у городского автобуса предлагается опционально.

Про опцион и комплектацию вообще надо поговорить предметно. Они, мягко говоря, отличаются от того, что мы привыкли видеть даже на корейских машинах, не говоря уж об отечественных «раритетах». Даже тот полутораэтажный Neoplan 117, о котором мы писали три года назад, не предлагает столь богатого внутреннего убранства. Впрочем, городскому транспорту он не положен по рангу. Здесь совсем простенькая клеенчатая обивка 30 сидений (полная вместимость — до 80 человек), банальная радиолка, какие еще ставили на классические «Жигули», и неважное качество материалов. Правда, собрано все достаточно толково. Помню, Great Wall Safe очень быстро убедил в обратном. Тут же нет шокирующей кривизны и зазоров в палец шириной, а, к примеру, на поручни заботливо нанесено что-то вроде перфорации. А что вы скажете по поводу камеры, которая не только демонстрирует картинку пространства около второй двери, но и сообщает о помехах сзади. При включении передачи заднего хода экранчик на передней панели начинает показывать то, что находится за кормой.

Автобусы Mudan

Apollo в базе оснащен кондиционером

Все это есть и у «китайца» статусом выше. Кроме того, там два телевизора, DVD-проигрыватель, кондиционер, естественно, «музыка», туалет и умывальник, логичные индивидуальные дефлекторы вентиляции и подсветка у каждого пассажира. Качество материалов лучше, однако в данном случае видится некое несоответствие стоимости автобуса и выбранной обивки. Последнюю ожидаешь увидеть подороже. Хотя стоит ли задаваться таким вопросом, если водитель, сидящий в окружении, как всегда, по-азиатски неуместного псевдодерева, всего лишь наемный рабочий, а пассажирам — только бы откинуться на спинку, да забыться в дальнем путешествии. Удастся?

Автобусы Mudan
Автобусы Mudan
Наверное, отчасти. Спинка каждого из 45 сидений откидывается, подлокотник есть, хоть по традиции и один, подножки с несколькими «степенями свободы» в наличии. Что еще надо для комфортного броска за какое-то количество сот километров? Быть может, спинки и подушки пошире и другой их профиль. А то чувствуешь себя не очень комфортно. Но за ремни безопасности, за такую заботу о жизни и здоровье пассажиров китайскому производителю — низкий человеческий поклон. И за прокинутые по бортам магистрали отопителя тоже. Да и, в общем-то, если не особо придираться, Moon God и Apollo выглядят относительно неплохо. Особенно в сравнении с теми детищами китайского автопрома, которые мы могли видеть в нашем регионе. Правда, тот Neoplan 1990 года выпуска выглядел все же качественнее, основательнее.

Автобусы Mudan

Наверное, этот «китаец» самый красивый из всех городских автобусов, что ездят по улицам Иркутска и других городов области

Автобусы Mudan
Автобусы Mudan

У более объемного агрегата реакции на акселератор, напротив, максимально задемпфированы

По традиции строителей такого рода лайнеров Apollo располагает багажным отсеком. Заявленный производителем объем — девять кубических метров. Не так уж и много, если учесть, что, например, два японских грузовичка-полуторатонника с отнюдь не высоким тентом вровень с кабиной берут на борт даже чуть больше. А ведь междугородники часто используют и в качестве своего рода грузовиков. Особенно это актуально для сильно удаленных районов, где автобусное сообщение самый быстрый вариант доставки товаров.

От настойчивых предложений сесть за руль я столь же настойчиво отказался. Водителем полноразмерного автобуса себя не представляю, тем более в час пик, когда есть хорошая возможность в реальности повторить компьютерный трюк блокбастера «Скорость-2». То есть пришвартоваться у движущегося колесного «причала», или хотя бы зацепить длинным бортом снующую где-то внизу автомобильную мелюзгу. Да и, думаю, почувствовать себя пассажиром в данном случае будет гораздо правильнее. Даже в городском Moon God.

В отличие от российских пусковых привычек запуск китайского Cummins не сопровождается клубами черного дыма. Уровень децибелов в рамках положенного жесткой дизельной работой. Это когда стоишь рядом с моторным отсеком. Внутри же сочный баритон слышен ровно настолько, чтобы не мешать при средней продолжительности городских передвижений. На межгород, как у нас принято делать в дачный сезон, такого лучше не пускать. Впрочем, дачники народ особый, закаленный, вынесут. По крайней мере, тракторное тарахтение ЛАЗов и ЛиАЗов раздражает не в пример сильнее. А тут не более чем в меру приглушенный рык шести цилиндров. Кстати, с вибрациями то же самое — излишне не достают.

Автобусы Mudan

Поручни заботливо покрыты фрикционноподобной «гравировкой»

Автобусы Mudan

Большой фильтр-отстойник в наших условиях вещь первостепенная

Автобусы Mudan

Рабочее место низкопольной модели со всех точек зрения проще

Динамика показалась вполне достаточной, чтобы уверенно держаться в легковом потоке. Разгон уверенный, напористый, отклики на действия акселератором довольно резкие. Автобус буквально подрывает вперед, что косвенно сказывается на комфорте передвижения. Держаться надо крепче. Слава Богу, есть за что. Обвязка внутреннего пространства вертикальными и горизонтальными поручнями не оставляет места для полетов по салону. Нужно лишь помнить о том, что боковые ускорения «низкопольник» выдерживает поистине легковые. Невысокий силуэт и, соответственно, низкий центр тяжести допускают крутые без опасных кренов заныривания в повороты. Поэтому, едучи стоя, нижние конечности необходимо держать пошире.

По работе подвески — закономерный рессорный характер. Не сказать что жестко, тем не менее, неровности определенного профиля «Лунный Бог» достаточно педантично прощупывает своими колесами, при этом постукивая чем-то в задней подвеске. На волне, мне кажется, будет качать, но то же можно сказать и обо всех других городских автобусах (естественно, рессорных), которые выгоняют за город. А в городе какие волны? Специально разместился на самых крайних сзади сиденьях. Морской болезни не вызывает. Шум опять же не слишком назойливый. И что не характерно для большинства отечественной техники, запах солярки в нос не бьет. Ну, а водителю явно будет приятно от того, что радиус разворота более чем десятиметровой модели, кажется, меньше, нежели у относительно коротких Asia Cosmos. Во всяком случае, угол поворота передних колес заслуживает уважения.

Apollo, разумеется, абсолютно другой решительно со всех позиций. 325-сильный дизель, показалось, у него работает еще мягче и тише. Шумоизоляция салона выполнена на порядок серьезнее, а реакции на подачу топлива адекватны туристической ориентации машины. Ни рывков, ни нарушающих легко уязвимый комфорт подхватов. Разгоняется «турист» степенно и, можно сказать, уверенно. Мощности не в избытке, но достаточно для поддержания средней скорости транспортного потока. Конечно, городской ритм движения в данном случае не показатель. Как будет себя вести автобус на трассе, при обгонах и в крейсерских режимах? К сожалению, узнать об этом в рамках презентации не удалось, да и загрузка должна быть полноценной — пассажиры плюс багаж.

Автобусы Mudan

А его музыкальная подготовка просто отталкивает

Автобусы Mudan

В комбинации приборов Moon God пугает обилие контрольных ламп

Автобусы Mudan

Собранный из стандартных для городских автобусов материалов салон машины выглядит довольно качественным

По этой же причине что-либо конкретное не могу сказать и о качествах подвески. Все-таки проверять их надо в шоссейных режимах, а уличные, при которых подушки отлично гасят все контакты с неровностями, отнюдь не показатель. Как не показатель и большие крены в крутых городских поворотах.

Но разве какие-то ходовые качества — главное для человека, содержащего транспортную фирму? Разве стоит ему обращать внимание на недорогую фактуру использованных материалов отделки? Не важнее ли продолжительность гарантии, ресурс узлов и агрегатов да наличие и стоимость расходных материалов. О некоторых из этих составляющих автобусной эксплуатации пока ничего сказать не можем. Однако по другим планы «Сибавтомаша» (тел. 20-53-98; 20-53-99) уже известны. Так, заводская гарантия составляет год либо 50 тыс. км пробега без учета той величины, которая появилась на одометре после доставки в область. В ближайшее время будет организован склад запчастей, где как минимум найдутся самые необходимые расходные материалы. Само собой, местный дилер обеспечит машины всеми процедурами, касающимися обслуживания и ремонта. А в недалеком будущем «Сибавтомаш» собирается расширить модельный ряд, из которого до десяти самых популярных моделей клиенты смогут выбирать в наличном предложении.

Вопрос в том, будут ли популярны китайские автобусы. Однозначного ответа, как вы понимаете, нет. На презентации пришлось увидеть представителей городской администрации и некоторых транспортных компаний. Но примечателен другой пример потребительской заинтересованности. Выехав на

съемку вдвоем с водителем, мы совершенно случайно «подцепили» мужчину, который оказался то ли хозяином, то ли директором фирмы, занимающейся междугородними перевозками. Попросил отвезти для знакомства с «туристом». Прокатился. И как я понял из его разговора с менеджерами, заинтересовался китайскими новинками. По его словам, корейский автопарк уже пора обновлять, и это обновление видится за счет новых машин. Пока никакой альтернативы, кроме российской, «китайцам» не существует.

Автобусы Mudan
Так что не такой уж это и опрометчивый поступок — заключение дилерских соглашений с китайскими производителями. Покупают же у нас помаленьку джипы из Поднебесной, а этот сегмент забит новым предложением на порядок больше. Выходит, автобусам нашего ближайшего соседа уже изначально горит зеленый свет. Давайте все же не будем торопиться с выводами.

Максим МАРКИН
Фото автора

Автомаркет+Спорт № 24




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика