Личный опыт Московские дороги
Посторонним вход воспрещен
Два года назад я наконец-то купил автомобиль и начал осваивать дороги Москвы и Подмосковья. В этой статье я хотел бы рассказать, что меня удивило, порадовало и огорчило за прошедшее время. Я думаю, ни для кого не секрет, что по уровню дорог Москва давно впереди России всей. Под уровнем я понимаю качество покрытия, протяженность, сложность и количество развязок.
|
Крупные, хорошо читаемые указатели — это правило |
Первое, что я сделал, это купил атлас дорог. Он в Москве просто необходим. В целом система городских дорог имеет строго централизованную структуру. Все трассы, начинаясь в Подмосковье и пересекая МКАД, Третье и Садовое кольца, заканчиваются в центре города. Вроде бы на первый взгляд все просто и понятно. В чем же сложности при поездках по Москве, что заставляет многих автомобилистов из соседних регионов бросать свои машины на окраине города и пересаживаться на общественный транспорт?
Для большей наглядности я буду проводить аналогии с Иркутском. Нужна ли карта для поездок по Иркутску? С одной стороны, да, так как в городе довольно мало указателей, но с другой стороны, дороги не сложные, темп движения неинтенсивный. А теперь расширяем дороги раза в три, удлиняем на порядок и увеличиваем среднюю скорость раза в два (ехать 100 км/ч при отсутствии пробок не выглядит лихачеством), добавляем многоуровневые развязки и тоннели и получаем антураж московских дорог.
Первое, что бросается в глаза — ширина дорог. МКАД — пять полос в одну сторону, Третье кольцо — три. Много дорог имеют бетонное или металлическое ограждение, разделяющее встречные потоки. Кстати, это облегчает езду на праворуких японках по городу — опасный обгон с выездом на встречку, как правило, невозможен. Либо двойная сплошная, либо ограждение, да и перестраиваться на многорядном шоссе приходится как вправо, так и влево. В последнее время все больше специальных ограждений ставят не только между встречными потоками, но и вдоль шоссе — это так называемые шумопоглощающие панели, призванные защитить уши живущих вдоль дороги.
|
Все основные магистрали снабжены большими указателями. Для увеличения пропускной способности пешеходные переходы убирают под землю или строят над дорогой, перекрестки делают разноуровневыми — все это позволяет избавиться от светофоров. На МКАДе и Третьем кольце установлены большие электронные табло. На фоне Иркутска качество и количество разметки сразу бросается в глаза. В Москве я впервые увидел многие вещи, которые раньше смотрел только на картинках в ПДД (разметка остановок общественного транспорта, светофорное регулирование движения по полосам).
По уровню информационного сопровождения и качества покрытия московские дороги в основном соответствуют европейскому. Но вот культура вождения — с чисто российской спецификой. Бывая за границей, я сразу замечал, что там водители, двигаясь по многорядному шоссе, не перестраиваются каждую минуту, не лезут в левый ряд, а что у нас… На МКАДе легко можно увидеть Газель, вылезшую в пятый ряд, да что Газель — огромные фуры несутся в четвертом ряду, когда правила запрещают им вылазить дальше второй полосы. Дорожным слаломом занимается каждый второй водитель. Хотя родственники, приезжавшие из Иркутска, сразу замечали, что в Москве намного более упорядоченное движение по полосам. Все относительно.
|
|
В московских пробках можно стоять часами |
|
Но вернемся к дорожным картам. У меня их три. Первая — общая карта Москвы на одном листе — довольно часто эта карта необходима, чтобы в общих чертах проложить маршрут из одной точки города в другую. Вторая карта содержит подробную карту города, разбитую на квадраты — она необходима, чтобы уточнить маршрут на наличие развязок, улиц с односторонним движением и т.д. Кроме этого у меня еще есть карта журнала «За рулем». Плюс ее в том, что она содержит трехмерные модели всех сложных развязок — очень помогает наглядно понять их структуру. Раз в несколько лет карты стоит обновлять, т.к. каждый год появляются новые дороги и развязки, изменяется направление движения некоторых улиц центра города. В последнее время все большую популярность набирают навигаторы на базе «наладонников» с модулем GSM.
|
Пешеходный переход над автомагистралью |
|
|
Если мне необходимо ехать в незнакомую часть города, то я всегда заранее изучаю карту, т.к. при движении в потоке, на скорости, может просто не хватить времени на перестроение, а пропуск нужного поворота — это лишние проблемы. Но в целом сейчас я все реже обращаюсь к карте, т.к. для меня остается все меньше белых пятен, но для этого нужно ездить и ездить, только по карте город не изучишь.
Я прекрасно понимаю жителей других городов, боящихся ездить по Москве и бросающих машины в районе МКАДа, пересаживаясь на общественный транспорт — сложные дороги, огромное количество машин, быстрая, с непривычки нервирующая ритмика, перемешанная с пробками.
Вот о пробках хотелось бы сказать отдельно. Когда мне показывают на затор на дорогах Иркутска и называют это огромной пробкой, то я понимаю, как все относительно в этом мире. Что такое пробка в Москве — это, например, ситуация, когда пять полос МКАДа могут просто стоять на протяжении часа. В прошлом году в столице были очень сильные снегопады, так, на одном из участков МКАДа люди ночевали в машинах — машины просто стояли вмертвую.
В чем же причина пробок? Одна — это, конечно же, аварии. Я сам был свидетелем серьезной аварии на внешней стороне МКАДа, когда в ста метрах впереди меня все машины начали резко тормозить. Причиной оказалась огромная фура, которую просто развернуло, и так как скорость потока была около сотни, это вызвало цепную реакцию аварий, и из пяти полос для движения осталась только одна. Авария произошла прямо передо мной, и я довольно быстро успел проехать это место. Когда же я через час возвращался обратно по внутренней стороне МКАДа, то наблюдал пробку длиной более тридцати километров. Главная проблема, что довольно часто свернуть куда- либо невозможно и приходится долго и упорно стоять до момента устранения причины затора.
|
Еще одна причина пробок — пиковые нагрузки в определенные дни и часы. Например, по утрам все Подмосковье едет на работу в Москву и соответственно, если хочешь миновать пробки, то надо выехать часов в шесть утра. Чуть позже, начиная с семи до одиннадцати часов, все дороги, ведущие в столицу, будут забиты. Кстати, в среднем временные затраты на дорогу от дома до работы составляют здесь в среднем два часа в одну сторону. И так каждый день. Пиковых нагрузок достигает движение в пятницу вечером и в субботу утром из Москвы, так как все едут за город и в воскресенье вечером и понедельник утром все едут обратно. Если нет привязки ко времени, то правильный выбор времени и дня недели позволяет минимизировать время нахождения в пробках, но иногда пробки возникают при отсутствии каких-либо предпосылок для их появления. Так как я по натуре сова, то мне большое удовольствие доставляет ночная езда по Москве — хорошо освещенный город, многие здания подсвечены, мало машин — красота, да и только. Хотя, например, пробка на Садовом кольце в районе полуночи вполне возможна.
Отдельно хотелось бы коснуться состава автопарка столицы. Он очень пестр и разнообразен. В центре не проблема увидеть Ferrari, Maybach, огромный удлиненный Hummer или еще какое-нибудь средство передвижение стоимостью несколько сотен тысяч долларов. Главная специфика автопарка Москвы — это, наверное, самое большое в мире количество машин со спецномерами и мигалками. Но на самом деле основная масса этих машин концентрируется в центре и на Кутузовском проспекте, но все равно это не очень приятное соседство.
|
Третье транспортное кольцо — одна из самых современных трасс Москвы |
Интересный опыт я получил от зимней езды в столице. Климат здесь теплее, чем в Иркутске, хотя при московской влажности и минус 20 здесь ощущается как все минус 30 в Сибири. Если в Иркутске зимой снег практически не тает, то здесь половину зимних дней кругом сплошная слякоть. И если в Подмосковье ситуация более-менее терпимая, то в Москве из-за парникового эффекта снег тает почти постоянно. Если к этому добавить московский заменитель соли под названием антигололедный реагент, то становится понятно, что зимний период не самый благоприятный. Из-за слякоти машина постоянно грязная. Стекла моментально покрываются слоем смеси из грязи, снега и реагента. Выезд на дорогу без незамерзающей жидкости в бачке омывателя сродни самоубийству. При этом расход незамерзайки временами сопоставим с расходом бензина. И если в Иркутске этот период относительно короток и приходится на первую половину весны, то здесь это длится всю зиму и весну, т.е почти полгода, и лично меня, да и не только меня, это сильно напрягает.
Столичный климат, на мой взгляд, делает нецелесообразным использование шипов — основные магистрали, как правило, чисты, при езде по слякоти от них пользы мало, а шумят они сильно. Но, видимо, не все автомобилисты согласны со мной, т.к. каждую весну на крайних полосах на МКАДе образуется приличная колея в асфальте. Причина этого, конечно же, не только шипы, но и качество асфальта.
Вот такое сложилось у меня впечатление о столичных дорогах, но, несмотря на те минусы, о которых я рассказал, ездить здесь мне нравится — где еще в России можно, включив пятую передачу, ехать на ней в течение минут сорока. Все-таки приятно вести автомобиль по хорошо освещенным, широким улицам с нормальными указателями.
Олег Найденов
Автомаркет+Спорт № 25
|