Эксклюзив Hummer
Купание серого коня
|
Для обеспечения лучшей обзорности иногда требуется распахнуть задние двери |
|
Под капотом видна только часть 6,5-литрового турбодизеля –
остальное ищи в салоне |
|
Все-таки интересно, о чем подумал умудренный опытом водитель пожилого «Москвича», когда при подъеме с ул. Лермонтова на Улан-Баторскую в его зеркалах появилось и стало неумолимо приближаться это заляпанное кусками грязи, залитое едва успевшей высохнуть болотной жижей чудовище? Чужие мысли, как известно, потемки, но «Москвич» почему-то только прибавил газу, стремясь исчезнуть из поля зрения преследователя. Интересно, а что бы в такой ситуации подумал я? Наверняка, нечто среднее между обещанной Третьей мировой войной, вступлением всей России или только Иркутской области в НАТО и антитеррористической операцией «Буря на Байкале». Ни больше, ни меньше. Между тем «Москвич» скрылся, но на его месте образовался патрульный экипаж ДПС. Проверка документов, все те же вопросы насчет мировой геополитики и борьбы с международным экстремизмом, проблемы распространения демократии и пристальный осмотр всех достопримечательностей монстра. А в сотне метров от импровизированного блок-поста, на самой высокой точке пустыря в Университетском, свой вердикт по поводу внедорожных качеств этого зверя уже готовилось вынести «выездное заседание» off-road-клуба «Протектор»…
|
Выступающие далеко в салон кожухи двигателя и коробки передач не добавляют комфорта, но полностью соответствуют общей концепции автомобиля |
|
|
Вплавь по реке – этому HUMMER явно никто не учил. Да и зачем, когда лучше, быстрее и безопаснее преодолевать реку поперек? Впрочем, все это не значит, что американский вездеход этого не умеет |
Кажется, так много всего сказано про «боевой» заокеанский внедорожник HUMMER H1, что его историю можно смело уместить в короткое «родился – пошел в армию – съездил в Кувейт – попал на телеэкраны – приглянулся Шварценеггеру – стал популярным и обзавелся гражданскими версиями». В сущности, так оно и есть. Янки все же умеют иногда признавать свои ошибки, и провальная война во Вьетнаме привела к глобальной реконструкции всей армейской системы США. Отказ от воинской повинности, всеобщий пересмотр тактико-технических характеристик транспорта и вооружения, и как следствие последнего – многочисленные военные заказы. В числе которых оказался и начавшийся в 1979 году конкурс на создание универсального армейского внедорожника. Все же как ни хорош был тогдашний AM General M151, а его родство с Willys MB только добавляло машине почестей заслуженного фронтовика, но устарел и он.
|
Еще немного, и может случиться нехороший 40-процентный предел, до которого перевернуть HUMMER на крышу невозможно |
|
|
В такие мгновения словно физически ощущаешь, как задние колеса отрываются от грунта |
|
Система воздухозабора HUMMER устроена так, что не боится даже сплошного потока воды, идущего по капоту |
Первый «осмотр достопримечательностей» с попытками на теоретическом уровне определить основы феноменальной прыткости заокеанского вояки, пока серый монстр неподвижно стоит на пригорке, лениво урча 6,5-литровым турбодизелем. Итак, геометрические данные кузова проходимости не противоречат – при высоте менее двух и ширине порядка 2,2 метров HUMMER имеет колоссальный клиренс в 40 см! Плюс абсолютно плоское днище – таким и приложиться к препятствию в случае чего не особо страшно. И полное отсутствие переднего свеса – с такими данными можно штурмовать и вертикальные стены. Впрочем, более детальный осмотр выявил-таки небольшую недоработку. Хотя стоит ли так категорично называть не закрытую сплошной металлической броней защитную решетку под выхлопным трактом? В арабских песках ей ничто не угрожает, это только в нашей тайге поперечными трубами решетки можно легко насобирать приличный урожай ветвей и коряг. Но для спецопераций в Сибири янки свой HUMMER пока не готовили. Во всяком случае, официально.
Некоторое сомнение вызвала независимая подвеска всех колес, что, по глубокому убеждению джиперов, настоящему «проходимцу» просто противопоказана. Могучие рычаги, необъятные пружины, но при этом довольно хлипкие на вид приводы. Вроде, и расположены высоко над грунтом, но все равно ничем не защищены: получить в такой бревном, да еще на вывернутых колесах – и все, гуд бай Америка! Зато разместившиеся непосредственно у межколесных редукторов дисковые тормозные механизмы вызвали всяческое одобрение – таким не страшен никакой off-road. Да, и самое главное – откуда на светло-сером кузове HUMMER столько следов грязи? Вроде, и погода последние несколько дней дождями не огорчала, а следы совсем свежие. Неужто куда на «покатушки» выбирался? Так и есть – за день до встречи в Университетском HUMMER действительно принимал длительные грязевые ванны в небольшом пригородном болоте. В трясину-то забрался, а вот вернуться на твердый грунт не смог, так и катался по жиже в ожидании эвакуатора. Дождался, попутно и его приобщил к «грязному делу», но совместными усилиями друг друга все-таки выдернули.
Вчера была болотная грязь, сегодня перед хилым кенгурином HUMMER выросли отвесные склоны трассы джип-триала в Университетском. You’re in the army now, my son, покажи этим азиатам, что умеют делать крутые американские парни! Немного хруста, пара щелчков в недрах трансмиссии – и предвестник заокеанской демократии безропотно ухает вниз по склону, сквозь ветки чудом сохранившихся здесь деревьев, по глиняным комьям и каменным валунам. Ух – и кузов HUMMER вновь занимает горизонтальное положение, теперь уже где-то далеко-далеко внизу. Впереди почти отвесный подъем, но прямая колея к его вершине мало впечатляет – вот бы под углом забраться! Бодрый подъем, но перед финальным перегибом на пути левого переднего колеса оказывается предательская кочка, и кузов HUMMER зависает в сантиметрах от победы, а заодно и от критического 40-процентного крена. Одно радует – в здравом уме и твердой памяти штурмовать этот склон под таким экстремальным углом вряд ли кто еще осмелится, все пойдут по «накатанному». Даже скучно – подъем «как у всех» HUMMER выполнил почти на холостых оборотах. Даже не карабкался, а просто ехал по склону, крутизна которого уже требует от пешехода применения альпинистских навыков. По ощущениям, предел проходимости этого чудовища ограничивается только сцепными свойствами шин – было бы за что уцепиться, он и на вертикальную стену заберется, а не только на «паспортный» 60-сантиметровый парапет. Правда, не менее «вертикальный» спуск поначалу заставляет буквально физически ощущать, как задние колеса отрываются от грунта в стремлении обогнать переднюю ось, но в реальности ничего подобного не происходит – всему виной реакция человеческой психики на абсолютную ненормальность угла наклона кузова к линии горизонта. И вновь вперед, на бездорожье, по следам только что прошедшего здесь Nissan Safari. Где прошмыгнул этот «японец»? Понятно, тогда мы заберем чуть круче и… диагонально «повесимся» на скрытой в зарослях прошлогодней травы здоровенной кочке. А жестких межколесных блокировок-то у нас нет. Но и дифференциалы Torsen свое дело знают, и против крутящего момента двигателя не попрешь – даже той мелочи, что достается опорным колесам, хватает для самостоятельной раскачки HUMMER. Хотя бы просто для того, чтобы одно из вывешенных колес успело царапнуть по грунту. Остальное понятно, если нет – смотри параграф «Цепкость шин».
X - Files |
|
О своем желании участвовать в проекте объявили многие компании США и не только, включилась в гонку и AM General, бывшая в то время частью выпускавшего гражданские автомобили AMC и Jeep концерна American Motors. Перспективный заказ для Пентагона получил название HMMWV (High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle) – «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Сложновато и для людей гражданских, военные и вовсе вряд ли смогут произнести такое название в один прием, так что создатели машины быстренько «переозвучили» ее на Humvee. Через год готовые ходовые образцы уже бороздили сверхсекретные пески Невады, прикрываемые с воздуха прототипами «невидимок» F-117A и B-2. Вердикт приемной комиссии – в дальнейшей борьбе участвуют вездеходы от AM General, Teledyne и General Dynamics. После чего рядовые военные получили довольно нехитрый приказ – «убить» в полевых условиях все полученные образцы новой техники. Об этом людей в форме дважды просить не надо – уж они и топили их в соленой воде, и жарили в пустынях, и морозили на арктическом побережье, и наматывали на колеса миллионы километров по горам и болотам. Апогеем испытаний стал день 22 марта 1983 года, когда военное министерство США сдалось и заключило с AM General контракт на поставку 55 тысяч Humvee, а сумма в $1,2 млрд. стала рекордной за всю историю поставок колесной техники в североамериканскую армию. Более того, контракт оговаривал возможность дополнительного заказа Humvee для нужд Пентагона, что вскоре и было сделано. Пришлось AM General даже провести полную реконструкцию завода в Индиане, ранее выпускавшего легендарные Willys, и в январе 1985 года из его ворот вышли первые серийные AM General M998, а в сентябре на прообразах будущих «Хаммеров» уже вовсю катались пехотинцы из Девятой моторизованной дивизии армии США.
|
|
Мощные А-образные рычаги, гигантские пружины и толстенные гидравлические амортизаторы – на этом фоне приводы кажутся какими-то несерьезными |
|
Закрома багажного отсека широкие, вольготные, но находиться тут лучше всего в горизонтальном положении |
|
Вновь спуск, вновь подъем, еще один прыжок в бездну и благополучное возвращение к едва различимому сквозь клубы пыли солнцу. Странно, похоже, мы не просто пытаемся нащупать предел проходимости этого автомобиля, а уже с каким-то маниакальным упорством стремимся наглухо засадить непокорного янки в такое место, куда никакой другой транспорт вообще не доберется. Тогда как основное предназначение HUMMER – всего лишь доставка полезного груза из точки А в точку Б с обязательным преодолением тех, и только тех дорожных препятствий, которые по каким-либо причинам невозможно объехать стороной. Так что зря теряем время, природный рельеф смертельной для HUMMER конфигурации в Университетском вряд ли отыщется, только кузов «проходимца» в дополнение к болотной грязи толстым слоем пыли покрыть смогли. Помыться бы. Говорят, под средним мостом через Ушаковку есть просто сказочный брод…
Медленно, очень медленно крадемся по гравийке «повышенной волнистости» к берегу Ушаковки, ежесекундно рискуя зацепиться за валун, корягу или просто потереться о знакопеременный рельеф. Обруливаем все и вся, ползем со скоростью черепахи, осторожничаем на каждом сантиметре, и все равно пару раз хорошенько «шлифуем» подстилающую поверхность. Вот мост, вот берег, вот река. Ждем. И он появляется. С характерным дизельным стрекотом и шорохом разбрасываемого во все стороны гравия, на всем ходу влетает в стремительное течение Ушаковки и через пару секунд оказывается на противоположном берегу. Разворот, и то же самое в обратную сторону. Фонтаны брызг, водяной вал перед капотом HUMMER по достижении берега превращается в этакое мини-цунами – только успевай отпрыгивать. Этой машине что, и впрямь все равно, где передвигаться? Похоже на то – расположенный над капотом воздухозаборник конструктивно защищен от попадания воды, даже если поток двинется поверх капота. Еще один заезд, теперь уже с разворотом в средней части русла и демонстративным преодолением остатка пути кормой вперед (пришлось, правда, для улучшения обзорности распахнуть задние дверцы). Получилось. А может, хоть с другой стороны моста он наконец-то засядет? Там вроде поглубже, и берега покруче – вдруг выбраться не сможет? Сказано – сделано, и вот серый HUMMER уже на небольшом островке. Впереди с десяток метров водной глади и короткий 45-градусный трамплин подмытого берега. Стоп, почему впереди? За кормой! Этот самонадеянный янки вновь повернулся к опасности спиной, нахально ее не замечая! Старт – движение поперек русла – легкий снос вниз по течению к еще более крутому подъему на берег – шорох и шлепки мокрой гальки – полет задней оси над молодой зеленой травой – благополучное приземление – слив избытков воды из всех полостей автомобиля. И, не давая реке опомниться от такого надругательства, вновь прыжок в воду, но уже с целью проплыть под мостом. Естественно, прямиком по руслу Ушаковки. Все, хватит издевательств. И может, оно к лучшему, что не удалось включить электрическую лебедку – тогда бы мы точно не слезли с HUMMER, пока не зафиксировали бы его в каком-нибудь совершенно невозможном для любого транспорта месте. Или он нас…
X - Files |
|
Островок в середине русла Ушаковки, куда только что выбрался HUMMER. Сейчас эти люди ищут не простой путь на берег, а выбирают максимально сложный маршрут |
|
Форсирование реки кормой вперед – что это,
если не открытая демонстрация силы? |
|
Преодоление брода хорошо уже само по себе. Выход на берег с таким углом наклона – подвиг.
Но чтобы все сразу… |
Humvee стал не просто уникумом-одиночкой, его появление привело к масштабному переосмыслению всей доктрины строительства колесной военной техники США. Вездеход стал успешно справляться с задачами, ранее возложенными на совершенно иные типы автомобилей, чем не просто вытеснил их из среды обитания, а в ряде случаев и вовсе заставил покинуть конвейер. Так, только сама AM General сняла с производства сразу три модели армейских грузовиков. И все же, почему HMMWV?
Прежде всего – полное его соответствие (а в силовой составляющей и более чем двукратное превосходство) стандарту RAM-D, оговаривавшему все условия производства армейской техники. Впрочем, может, это и главное, но пусть продолжает оставаться внутренним американским делом, гораздо интереснее конструкция самого автомобиля. Стальная лонжеронная рама со значительно смещенным назад для лучшей развесовки (51:49) двигателем, малая снаряженная масса за счет широкого применения алюминиевых кузовных деталей, стыкуемых внахлест при помощи 2800 заклепок. Согласно североамериканской иерархии, HUMMER относится к грузовикам третьего класса, а потому двери и крыша в обязательном порядке изготовлены из стали. Не стоит сбрасывать со счетов и модульную схему компоновки, позволяющую Пентагону не только обеспечить мгновенную взаимозаменяемость машин в условиях боевых действий, но и экономить при этом средства налогоплательщиков. А по ту сторону океана это очень важно.
Смещенные в салон двигатель и агрегаты трансмиссии заметно ограничивают жизненное пространство, но служат главной цели – отличной проходимости и управляемости. HUMMER без труда преодолевает 60-процентный подъем и не грозит опрокидыванием при движении по уклону до 40%. Привод, разумеется, постоянный полный, с демультипликатором и принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Двигатель, КПП и демультипликатор жестко связаны, жестко закреплены на раме и межосевые гипоидные редукторы с дифференциалами повышенного трения Torsen, через которые момент подается на планетарные редукторы колес. Несмотря на кажущуюся сложность трансмиссии (с учетом расположения тормозных механизмов), такая схема позволяет в 78 раз увеличить момент двигателя, доведя его на колесах до астрономических 26400 Нм! Все это больше напоминает страничку из жизни маневрового тепловоза, чем характеристики автомобиля. Неудивительно, что 2,7-тонный HUMMER запросто тянет за собой прицеп массой 3,8 тонны.
Все агрегаты HUMMER оснащены централизованной системой вентиляции, что позволяет при форсировании бродов (до 1,5 м!) поддерживать в них атмосферное давление, часть узлов с этой же целью полностью герметична. Двигатель – турбодизельный V8 мощностью 190 л.с. и крутящим моментом 528 Нм, устанавливаемый на этот автомобиль с 1996 года. Коробка передач – четырехступенчатый «автомат» GM M 4L80E, аналогичный применяемым на тяжелых пикапах GMС и Chevrolet. Подвеска полностью независимая, на двойных поперечных рычагах, имеется система подкачки шин и специальные резиновые вставки, позволяющие довольно долго передвигаться со скоростью до 50 км/час на простреленных автоматной очередью колесах.
|
X - Files |
История иркутских HUMMER H1 довольно туманна и запутанна. Ничуть не меньше, чем обросшая легендами версия о возникновении собственно имени HUMMER. Вроде как сегодняшнюю аббревиатуру автомобиль получил из уст одного американского журналиста, а менеджеры AM General вовремя подсуетились и наполнили ее подобающим содержанием «High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding», то есть «Высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация». Что же до иркутских Н1, то пока известно о трех машинах, в разное время передвигавшихся по нашему городу. Судьба одного из них, белого цвета, несколько раз лично виденного на автостоянке в Ново-Ленино, сегодня неизвестна. Еще два, серый и черный, отправились в Бодайбо в качестве средств передвижения руководства одного из тамошних предприятий и его охраны. Постоянные читатели «А+С» наверняка вспомнят, что эти HUMMER год назад уже были героями наших публикаций. Кто и как эксплуатировал машины на далеком севере, сейчас не расскажут и сами HUMMER, но бодайбинцам удалось то, что не смогли сделать американские морпехи и испытатели военной техники – довести оба вездехода до коматозного состояния. Так, балансируя на грани клинической смерти и демонстрируя безумное желание остаться в живых, серый и черный (с неисправной задней передачей) «Хаммеры» возвращались в Иркутск. Своим ходом, по непроезжим даже для лесовозов направлениям, заранее отпетые и оплаканные остающимися на большой земле бодайбинцами. Но прошли, прорвались, вернулись без потерь, и даже вывели к цивилизации рискнувший пойти в фарватере «американцев», но как спичку сломавший задний мост Toyota Surf. Все остальное банально и дорого – привести в чувство «ушатанный» донельзя HUMMER не совсем одно и то же, что вернуть жизнеспособность, скажем, Toyota Corolla. От запчастей полки магазинов не ломятся, мастера в автосервисах при слове «Хаммер» нервно вздрагивают и отрицательно мотают головами, да что там – простой шиномонтаж далеко не везде могут сделать! Но безвыходных ситуаций нет, и сегодня серый HUMMER уже на 99% вернулся в боевой строй (планируемое обновление салона в расчет не принимается), теперь очередь за черным.
|
Вячеслав Старцев
Автомаркет+Спорт № 27
|