Фестиваль автотюнинга Toyota Starlet
Черный карлик
Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. Нужно, чтобы пройдя долгий жизненный путь по Главной последовательности, каждая звезда достойно завершила свои дни. Вспыхнув ли на прощание ослепительно яркой сверхновой, превратившись ли в крохотного белого карлика или перейдя в свою самую страшную и загадочную ипостась — став всепоглощающей черной дырой. Но одного финала в звездной иерархии не предусмотрено — ни одно светило, сколь бы благотворно или убийственно ни жгло оно межзвездный вакуум, никогда не станет черным карликом. Это участь неприметной и тщедушной с виду звездочки Starlet, для которой завершение основного жизненного цикла может стать началом еще более яркого существования.
|
Поток воздуха первым принимает на себя фильтр пониженного сопротивления |
Рожденный в 1993 году как король светофорных стартов, этот переднеприводный трехдверный хэтчбек Toyota Starlet 1.3 GT Turbo со 135-сильным 4E-FTE испытал в своей Главной последовательности немало ярких вспышек, жесткого межзвездного излучения и гравитационных возмущений. Но прошлая боевая жизнь стала лишь прелюдией, генеральной репетицией яростного вторжения переродившегося черного карлика в безумный мир скорости. Далеко, за многие тысячи световых лет от родной галактики, в примитивном и только нарождающемся бесформенном звездном скоплении остывающее черное светило вновь наполнилось живительной энергией и вспыхнуло ярче прежнего.
|
Никаких обвесов и «ведер» под задним бампером — внешне Starlet выглядит как обычный гражданский автомобиль |
|
Формы для корпусов для головной оптики Hella изготавливались из пенопласта, в качестве указателей поворота использованы мотоциклетные «кругляши» |
| В отличие от многих себе подобных жертв тюнинга, черная Toyota Starlet приобреталась в первую очередь для продолжения дорожных побед и дальнейшего совершенствования своих спортивных навыков. А всячески содействовать этому процессу вызвался иркутянин Стас Метляев. И понимая, что внешний декор есть скорее помеха, а не помощь динамическим характеристикам, все свои силы сосредоточил на модернизации подкапотного пространства. Рывок с места — здесь Toyota Starlet, безусловно, оставляет мало шансов конкурентам, но к финишу 402-метрового участка боевой дух машины уже не отличается стартовым задором. Да и тяговые усилия турбомотора все-таки лучше реализовывать на полном приводе. В общем, после недолгих размышлений вместо штатного турбонагнетателя под капотом Starlet поселился supercharger от «горячего» мотора 4A-GZE. Механический нагнетатель с доставшимся ему по наследству интеркулером избавил владельца от «попадания» в турбоямы, но подкинул целый букет неприятностей, связанных с «пропиской» в моторном отсеке Starlet. И прежде всего — куда девать сам чарджер? Единственно возможным, хотя и во многом компромиссным решением, стала его установка к самому переднему бамперу со стороны правого крыла. Это только на словах все просто и быстро — в реальности такая операция потребовала демонтажа «лишней» части радиатора, удаления фрагментов «телевизора» и полной переделки системы подачи воздуха. Плюс, конечно, собственноручное изготовление нового, заметно более вытянутого переднего бампера — штатный бампер Starlet после установки чарджера ни за что не захотел занять положенное место. Зато теперь встречный поток холодного воздуха беспрепятственно проникает сквозь огромный фильтр-«нулевик» к нагнетателю, интеркулеру и далее по назначению.
|
Установка supercharger потребовала радикального переустройства моторного отсека Starlet |
Предопределенность боевых вылазок потребовала и усиленного сцепления — его роль теперь с успехом выполняет металлокерамика TRD, а перед соревнованиями по драг-рейсингу обычный выхлопной тракт меняется на прямоточный (самодельный «паук» вместо штатного выпускного коллектора по понятным причинам присутствует на Starlet постоянно). Но не столько charger и сопряженные с ним изменения и усовершенствования приковывали к автомобилю взгляды сотен зрителей на прошлогодних драг-дуэлях. Весть о том, что малютка Starlet еще и «заряжена» закисью азота ZEX, держала собравшихся в постоянном и напряженном ожидании стремительного броска: «Включит — не включит, дунет — не дунет?». Периодически ZEX свою работу исполнял, но к разочарованию фанатов «The
|
Вряд ли стоит менять или улучшать передние кресла — их форма и в «штатном» состоянии великолепна |
|
Ввинченный в широкий патрубок воздуховода болт — ранее здесь подключалась система закиси азота ZEX |
| Fast And The Furious» и «NFS Underground», эффектного столба пламени из выхлопной трубы не наблюдалось — просто маленький черный автомобиль, только что отстававший от соперника на полтора-два корпуса, как из рогатки выстреливал вперед, в считанные секунды оставляя оппонента за кормой. Лучшее время, потраченное Starlet на преодоление 402-метровой дистанции — 15,2 секунды. Увы, применение закиси азота не сокращает ресурс моторов только в компьютерных игрушках и голливудских блокбастерах — на деле «передоз» плачевен. Так, предварительные испытания и несколько коротких «выстрелов» на почти пустом баллоне ZEX и «вдувание» на том же, но под вентиль заполненном резервуаре — совсем не одно и то же. Результат — призовые места, лидерство в классе по итогам прошлогоднего сезона, капитальный ремонт «стуканувшего» мотора и отказ от дальнейшего применения закиси азота в качестве дополнительного ускорителя и поставщика лошадиных сил. А в салоне остался только прикрытый красным защитным колпаком тумблер принудительного включения механического нагнетателя. Щелк — и тихий шелест мотора мгновенно сменяется жадным вдохом могучих легких. Щелк — и двигатель вновь возвращается к гражданской жизни, каждые 100 км потребляя на три литра топлива меньше, чем в своем первозданном турбовом варианте.
|
Тумблер на передней панели отвечает за принудительное включение чарджера |
Дальнейшее, постдраговое будущее Starlet некоторое время оставалось довольно туманным — то ли продать, то ли нет. С одной стороны, экстремально доработанная машина должна стоить адекватных денег, а с другой — ожидание «своего» покупателя может затянуться надолго. Впрочем, первые шаги на пути к возможному расставанию были сделаны: отказ от закиси азота с последующей продажей оборудования, мысли о демонтаже чарджера и возвращении штатного нагнетателя, но... Чарджер, возможно, в скором времени и впрямь сменится на турбину (уже с регулируемым давлением наддува), но ведь еще не испробованы ресурсы вроде «горбатых» валов, кованых поршней и иных элементов «зарядки». А ведь есть еще и внешний тюнинг! Эффектная аэрография по черным как смоль бортам, например. Конечно, продать потом такой Starlet за реальные деньги вряд ли удастся, да и надо ли оно? Оказывается, у машины довольно вместительный по меркам класса салон, и в эксплуатации она совсем не обременительна. Нормальный городской автомобиль для ежедневных поездок, да и следующий драг-сезон не за горами...
Вячеслав СТАРЦЕВ
Автомаркет+Спорт № 22
|