Фестиваль автотюнинга
Былое и думы
|
Плавающий шестиосный «Одиссей» из Ангарска |
|
«Мне б такую, папа»! |
|
Сделав пятый или уже десятый круг по стадиону, присел отдохнуть на металлическое ограждение, а рядом парнишка лет восьми-девяти удрученно крутит в руках старенькую «мыльницу». Увидев у меня фотоаппарат, вдруг со знанием дела и с какой-то отчаянной надеждой в голосе спрашивает:
— Извините, это у вас цифровой или пленочный?
— Цифровой, а что?
— Жаль, — досаде хлопца, кажется, не было конца, — а может, у вас найдется хоть какая-нибудь пленка?
— Да нет, — растерянно говорю, — не найдется.
— Как жаль, — продолжал сокрушаться паренек, — у меня кончилась, а здесь столько классных машин, я только маленько успел снять.
— Что же не запасся как следует?
— Понимаете, пленка сейчас дорогая, взял только одну, не знал же, что здесь столько всего фотать можно. Хотел купить, а не нашел. Вы не знаете, здесь можно купить хоть какую-нибудь пленку?
Теперь уже вконец раздосадованный сидел и я, оттого что никак не могу помочь этому парнишке — пленку на стадионе действительно невозможно было купить. Зато этот диалог перестроил весь ход мыслей, рожденный первой половиной дня 13 мая в отношении выставленной техники.
|
Через несколько минут атаку зрителей первым на себя возьмет доблестный отряд GT-каров и шоу-стопперов |
В своем детстве, живя в поселке на окраине города, мы, пацаны из простых советских семей, тоже занимались техническим творчеством: из невесть каким образом раздобытых железок собирали мопеды-тарахтелки, у которых не было ручек газа, нормальных сидений и глушителей. Тормозов и тех не было. Зато всякие потертые катафоты и хромированные детальки, по-хулигански скрученные с грузовиков и автобусов, ставились в обязательном порядке — иначе позор перед товарищами за недостойный внешний вид аппарата.
Многие машины, которые ездят теперь по городу, своим видом напоминают мне те мопеды — несмотря на марку, модель, возраст и состояние, они самодостаточны по сути, но увешаны какими-то нелепыми, лишенными какого-либо вкуса и меры безделушками, дорогими и не очень, но лишающие технику здравой гармонии с собой и окружающим миром.
Конечно, нельзя сказать, что все участвовавшие в фестивале автомобили тоже находились в полной гармонии по содержанию и внешнему виду, не так много было машин, перехватывавших дух хотя бы одной внешностью, но и каких-то напрасных индивидуальных проектов или серийных экземпляров тоже не было.
Этому мальчонке, несмотря на его неподдельное горе, я могу только завидовать — в нашем детстве приходилось любоваться только стандартными «Москвичами», «Жигулями», ЗИЛами и прочими ЛиАЗами. Откуда, скажите, у нас мог формироваться хороший вкус к автомобилям и здоровые зачатки высокой технической культуры?
Надеюсь, несмотря ни на что, такие фестивали будут способствовать зарождению нормальной технической этики и конкурентоспособной автоинженерной мысли. И этот паренек, в будущем разглядывая свои уникальные фотографии, наверняка с добрым чувством отметит наивность, но душевность многих рукотворных автошедевров 2006 года.
|
Поздравляем Виктора Захарова и все Залари
с достойным репликаром |
Что касается нынешних участников, мне бы хотелось отметить тех, кто не успел попасть в предфестивальные газетные анонсы. Например, трогательное участие двух восстановленных по бюджетной смете 400-х «Москвичей»: Анатолия Данильчева из Иркутска и Виктора Захарова, приехавшего аж из Заларей. Каждый с особенностями.
Анатолий, кроме самой машины, показал еще небольшую коллекцию самодельных моделек из дерева, выполненных в масштабе значительно меньшем, чем 43:1, но очень аккуратных и достоверных. Виктор и вовсе удивил, насколько трепетно можно относиться к старым машинам даже не в областном центре — его «Москвич» и снаружи, и внутри выглядел нарядно и гармонично, как хороший репликар. Виктор отметил, что в самих Заларях такой достойной оценки и признания, как в Иркутске, его работа не получила.
Вновь порадовал Вячеслав Овчинников из Читы, причем на этот раз он прибыл целой колонной из эксклюзивных автомобилей Nissan: два President разных лет выпуска (один, светлый 1980 года выпуска, участвовал в прошлом фестивале, второй, 1991 года, у нас впервые) и купе Fairlady 280Z 1978 года выпуска. Автомобиль с трудом удалось найти в Японии, а его родной пробег составляет всего 2,5 тысячи км! Состояние преотличнейшее для такого возраста, а какая харизма! Из оригинальных японских «штучек» можно отметить наличие круиз-контроля при механической коробке (!), который можно задействовать только на пятой передаче.
Что касается собственно тюнинга, причем профессионального, хочу отметить внедорожный тюнинг УАЗов в исполнении иркутской фирмы «Авторесурс». Две малоузнаваемые модели, 31514 и 3962, для этих целей снискали полумиллионные бюджеты каждая. Впрочем, им еще будет посвящен отдельный материал.
Василий ЛАРИН
Растяжимое понятие
|
|
Старые УАЗики, можно сказать, только начинают жить |
| Когда в один день, в одном месте собирается более тридцати тысяч человек, ждать единого мнения о проведенном мероприятии просто нереально — на всех угодить невозможно. Так или иначе, но главные шоу-стопперы фестиваля оправдали возлагавшиеся на них ожидания и большую часть времени провели полностью скрытыми плотной толпой жаждущих посмотреть. А вот по поводу присутствия на стадионе иных автомобилей приходилось слышать и не совсем корректные мнения — мол, непонятно, что здесь делают маршрутка «Газель»? На первый взгляд, тут тюнингом и не пахнет: ну, смонтировал владелец раму кенгурина спереди, ну, наклеил языки пламени по бокам капота, ну, установил в салоне 8-дюймовый LSD-монитор для развлечения пассажиров, сабвуфер и шесть динамиков. Вроде бы ничего особенного. Но ведь ГАЗ подобное оснащение для своих «Газелей» принципиально не предусматривает — ему бы элементарные проблемы качества сборки решить. К тому же маршрутное такси — автомобиль сугубо рабочий, призванный трудиться на износ и успеть принести до своей кончины максимальную прибыль хозяину. Большинство владельцев маршруток даже собственным комфортом озабочены поскольку-постольку, не говоря уже о приятных мелочах для пассажиров. Эта «Газель» была дооборудована согласно пожеланиям ее владельца — то есть настроена под него. А что такое тюнинг, если не индивидуальная настройка автомобиля? Также хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями: моими и моих коллег. Во-первых — это нюансы зрительского голосования. Первыми зрителями стали молодые люди преимущественно школьного и студенческого возраста. Соответственно в голосовании сразу же четко определились два лидера: 70-я Supra Александра Данилова и «Красный Дьявол» Сергея Чистохина. Все остальные участники заметно отставали, а некоторые (к примеру, BMW-321 1938 года выпуска) и вовсе практически не имели голосов.
После обеда на стадионе стало больше взрослых людей, знающих и ценящих не только внешний вид и бескомпромиссную мощность двигателя. В результате та же BMW буквально в течение пары часов стала вполне реальным претендентом на призовое место. Да и старую Toyota Sprinter Trueno Александра Гудкова, чья изюминка в уникальной технической начинке, также смогли оценить многие. Но когда разница в очках между двумя лидерами продолжала оставаться на уровне нескольких голосов, и голосование было продлено до 8 вечера, приоритет вновь получили «Зеленая» и «Красный» — до самого конца Фестиваля задержалась опять же преимущественно молодежь.
|
Иркутский клуб автомотостарины со своими новыми «питомцами» |
Второе наблюдение — платный вход не смог полностью отсечь от Фестиваля случайных людей. Но вот запланированный организаторами бесплатный вход после 9 вечера организовать не разрешили. И слава Богу, поскольку слишком уж непредсказуемая и колоритная публика стала собираться у ворот стадиона к этому времени. Кстати, о билетах: столь большое количество посетителей Фестиваля в редакции не предполагали даже самые отпетые оптимисты. Но очереди в кассы сыграли роль своеобразного буфера, не давая огромному количеству людей единовременно оказаться на стадионе и превратить Фестиваль в склад жаждущих зрелищ зрительских дивизий. Так что даже в этом организационном недочете можно найти положительный момент.
Ну, а в целом хотелось бы сказать, что тюнинг — это не только автомобили в стиле «Форсаж» и «Need For Speed», не только изменение машины на свой вкус и по своим потребностям. Это еще и появление особого, уникального или просто редкого автомобиля, обладающего особой внешностью, характером, настройкой ходовых и потребительских качеств. Это проявление своих амбиций, демонстрация собственных возможностей и выражение собственного мировоззрения, которые проявляются на автомобиле. Тюнинг — понятие широкое и при этом весьма растяжимое. И далеко не всегда дорогое. Главное — не смешивать тюнинг с понтами.
Алексей СТЕПАНОВ
Растем, значит живем
Хочется, понимаете, льстить себе, что к тому явлению, которое называется иркутским, областным или, пускай, даже сибирским тюнингом, ты имеешь хоть какое-то отношение. Очень хочется, поскольку оставаться в стороне от того, что за какой-то год прогрессировало технически и приняло массовый характер, нельзя, и для автомобильного журналиста сверхнепростительно. Может быть, я преувеличу свои ощущения, но я горд, нет, не всеми, однако, безусловно, некоторыми из тех местных мастеров, чей пласт поднял Второй региональный фестиваль автотюнинга. В разговоре с какими-нибудь московскими тюнингерами я буду просто обязан упомянуть об этом явлении. Естественно, не буду понят, тем не менее уже сейчас могу сказать, что наша тюнинг-среда рождает с поправкой на финансовые возможности столь же уникальные агрегаты, чье место далеко не в нашей провинции.
|
Билетные кассы образовали справедливо-недовольные очереди, но с другой стороны — хоть как-то сдерживали давку у экспонатов |
Впрочем, кто знает, не исключено, что именно она способствует появлению уникальных аппаратов, конструкцию которых можно характеризовать как минимум банальным понятием оригинальная. А как максимум она не имеет аналогов, не побоюсь сказать, в мире! Взгляните на Trueno Александра Гудкова, Civic Александра Леушкина, вездеходы Анатолия Гусева и Александра Купального! Мотоцикл Станислава Козлобаева! Глянцевая журнальная попса из центра задохнулась бы от желания получить такие машины на свои страницы, а серьезные профессиональные издания, думаю, высоко бы оценили уровень технической мысли, качество исполнения и ходовые характеристики. Предвосхищая замечание о последних, хочу сказать, что нет ничего предосудительного в том, что Civic, «наконец-то», приехал свои ходом, Trueno вообще притащили на галстуке, а шестиколесный полноприводный «Одиссей» «едет и дымит, движется и тарахтит». Необходимо учитывать опять же местные финансовые возможности и в итоге тот комплекс работ, который проделан. Ведь он лежит далеко за пределами «купил вал — поставил, приобрел поршни — воткнул». Речь идет о собственных разработках, я бы сказал, изобретениях, которые не подразумевают моментальный за полгода-год результат. Часто процесс растягивается на годы и не всегда заканчивается предполагаемым в самом начале итогом. В том, что попавшие на Фестиваль проекты закончены или почти закончены, есть особая заслуга их создателей.
Хочется еще особенно подчеркнуть, что эти люди именно не пошли по распространенному по всему миру, и России в том числе, пути. Честное слово, совсем неинтересно читать расставленные за лобовыми окнами «спецификации». Фильтр такой-то, сцепление известной фирмы, валы заказанные. К автомобилям и мотоциклам, вообще целиком подготовленным в Японии, я отношусь еще более критически. Нет ничего экстраординарного, если карман давит хороший пресс «бабок» и не имеется никакого желания «изобретать велосипед», а значит носиться по сервисам, делать и переделывать, культивировать ту единственную и неповторимую формулу, что приведет к желаемому результату. Назвать таких людей творцами, естественно, не поворачивается язык. Однако у них есть одна важная роль, которую нельзя недооценивать и не ставить им в заслугу. В чем-то именно они способствуют региональной гонке технических вооружений. Наверное, без них невозможен путь, которым идут те, перед которыми я снимаю шляпу.
И тут надо очень четко себе представлять, во сколько обошлась постройка того или иного образца, и, я думаю, сравнивать соотношения уникальных конструктивных решений на единицу вложенных средств. Допустим, тот же «Одиссей», неплохо ездящий по бездорожью, а также плавающий, обошелся его конструктору всего в 140 тысяч рублей. Есть у вездехода недостатки, но если разделить их на всю стоимость работ, то вполне возможно, они могут превратиться в достоинства. Будь у человека на сотню-другую тысяч рублей больше, кто знает, не появился ли бы у него автомобиль в принципе идеальный. А пока жаль, что он занял всего лишь шестое место.
И все же несмотря на кардинально разные понимания тюнинга, надо сказать, что за год, отделяющий первый Фестиваль от второго, это явление поменяло свое лицо. С разноцветно-кричащего от количества наклеек на кузове на вдумчиво-одухотворенное, озабоченное протеканием процессов сгорания, фрикционными свойствами в парах трения и возможностями самоблокирующихся дифференциалов. На мой взгляд, сейчас развитие тюнинга в Сибири тормозит все та же удаленность нашего региона. Ничего не скажу о GT-движении, но off-road аппараты могли бы быть куда сложней и конструктивно идеальней, если бы они создавались где-нибудь под Москвой. Ситуация у поклонников автомотостарины еще сложней. В области просто нет структур, которые могли бы выполнить реставрацию в соответствии со всеми предъявляемыми в такому виду работ требованиями. Да и количество самих машин, и оригинальных комплектующих к ним у нас крайне ограничено. Хочется надеяться, что ситуация эта когда-нибудь изменится к лучшему. По крайней мере, прошедший Фестиваль, где было показано немало недавно подготовленных машин, внушает самые оптимистические настроения.
В конце концов, Фестиваль — это еще и отличный праздник. По-моему, удавшийся (особо стоит поблагодарить наших хрупких созданий из отдела маркетинга, которые вынесли на своих плечах всю тяжесть организации этого грандиозного мероприятия) и не оставивший равнодушными всех поклонников автомобилей и мотоциклов, которых у нас, оказывается, не так уж и мало. Не удивлюсь, если через какое-то время один из тех мальчуганов, что зачарованно глазели на мощные, старинные, off-road автомобили, сам начнет что-нибудь мастерить в отцовском гараже. В том будет и наша заслуга.
Максим МАРКИН
Мал золотник...
|
|
Раритет из Читы — легендарное купе
Nissan Fairlady 280Z 1978 года |
| Звонок из Усолья уже почти в самый последний момент принятия заявок на участие в ФТ-2006 стал для нас своеобразным откровением: в качестве участника Фестиваля предлагался удивительный автомобиль, да не какой-нибудь там, а самая настоящая «Ока». К заявке мы изначально отнеслись скептически и, как оказалось, зря. В списке доработок значилась аэрографическая покраска по всему кузову и «тюнинг салона». Отношение к такому экземпляру изначально определяется одним словом — «тазик». Но когда по электронной почте мы получили фотографии сего шедевра, посмотреть на столь интересный экземпляр захотелось и вживую.
|
Коллекция деревянных копий старинных автомобилей от Анатолия Данильцева |
Владелец этой отнюдь не стандартной «Оки» приезжает к нам на Фестиваль из Усолья-Сибирского уже второй раз: в прошлом году на суд зрителя Александром Кустовым был представлен мотоцикл Yamaha (тот, который с «чемоданами»). Нынче отец и сын Кустовы приехали на этой вот «Оке». Автомобиль ветеранский, а потому такое цветовое решение выглядит вдвое эпатажней: огромная морда змеи на капоте, живописные изображения пятнистого леопарда и различных красочных пейзажей — квадратные сантиметры, не тронутые кистью маляра, можно посчитать едва ли не на пальцах. Что поразило больше всего, так это усольские расценки на подобные услуги: круговая разрисовка конкретно этого автомобиля обошлась в сумму порядка 20000 рублей! «Ока», конечно, маленький автомобиль, но не до такой смехотворной, по иркутским меркам, цены. Рисунок создавали около двух недель: подготовка, нанесение, покрытие лаком, полировка. Гораздо дольше, по словам участников, выбиралось само изображение. Техническое нутро автомобиля осталось неприкосновенным, зато панель в салоне сделана под «элегантное» дерево и бликует солнечным светом на лаковом покрытии. Да и зрителям, как оказалось, «Ока» пришлась по душе: каждый проходящий мимо останавливал взгляд на хищной змеиной морде и с удивлением констатировал — это «Ока». У меня же просто сногсшибательное изумление вызвал скромный рисунок Кустова-младшего: простым карандашом на тетрадном листе в клетку была изображена практически полная копия Lexus GS-430, стоявшего буквально в нескольких метрах от «Оки». «Я частично занимался разработкой дизайна этой машины», — скромно заметил Кустов-младший.
Еще один интересный экземпляр Фестиваля, не вошедший в каталог и не освещавшийся на страницах «А+С» — раритетный «Москвич-400» Данильцевых. Каждый раз смотришь на подобные автомобили и удивляешься: неужели это еще передвигается? Своими собственными лошадиными силами, при помощи своих собственных четырех колес? Ну не может такое не вызывать восхищения! Этому «Москвичу» уже больше полувека — он был выпущен с конвейера в 1950 году. К трем братьям Данильцевым он попал 11 лет назад уже в полуразложившемся состоянии, близком к состоянию полного тлена. Машину восстановили почти полностью, и что самое ценное — практически из оригинальных запчастей. Из чего-то существенного пришлось заменить только двигатель — здесь он стоит от «Москвича-408». Зато коробка и прочие запчасти «динозавра» — родные. Подверглась доработкам, само собой, ходовая часть и тормозная система. Салон полностью перетянут, модифицирована приборная панель, а боковые стекла, в соответствии с духом времени, покрыли тонировочной пленкой. Ощущаешь себя в салоне такого автомобиля словно в крохотном лифте: малюсенькие боковые стекла, какое-то крохотное лобовое стекло, да и вообще все миниатюрное, не вяжущееся со слегка громоздкой, серьезной внешностью машины. При этом бегает это, как выражались некоторые зрители на Фестивале, ископаемое — дай Бог каждому: 80 — налегке, и, как утверждает владелец, еще просит. Но давать еще — уже страшновато. Автомобиль этот стал чем-то вроде отдушины, для повседневных передвижений от пункта А до пункта Б он не служит. Стоит в гараже, с каждым месяцем обновляясь все больше и больше, и выражает собой семейную любовь к «народной» марке «Москвич».
|
Nissan President 1991 года |
С верхней ступеньки трибуны хорошо видно, как жаждал народ «хлеба и зрелищ»: едва лишь один из участников заводил многосильный мотор и начинал играть педалью газа, как многотысячная толпа зрителей моментально начинала концентрироваться возле источника утробного турбового рева, стекаясь в одну точку из разных уголков стадиона. Стоило завестись и подать голос другому автомобилю, как людская волна плавно, но быстро перемещалась к нему, обхватывая его плотным кольцом. За считанные минуты машина буквально пропадала из поля зрения за сплошной стеной любопытствующих зрителей. Автомобили узнавались лишь по реву многосильных двигателей. Так, на звук работающего Honda Civic народ стекался буквально со всех уголков стадиона только с одной целью — услышать это как можно ближе.
|
«Это что у него, двигатель от «Жигулей»? |
|
Неформальный дух фестиваля активно задавали байкеры |
| Одна из самых популярных зон на стадионе «Труд» 13 мая — зона, где была выставлена мототехника. Причем внимание зачастую привлекали не столько сами мотоциклы, сколько их постоянно эпатировавшие публику владельцы. Пожалуй, этим представителям Фестиваля было удобнее всего — катающийся по кругу мотоцикл в течение дня можно было встретить неоднократно. А этого участника Фестиваля, выехавшего на очередной круг по беговой дорожке, добрые зрители тут же окрестили Гитлером.
Наталья НОВИКОВА
МНЕНИЕ УЧАСТНИКА
Андрей Павлов
(Toyota Supra «малахитовая», №2)
— Фестиваль, безусловно, понравился. Устал ли? Конечно — целый день выдержать сложно, тем более, что на территории стадиона, кроме чипсов, ничего съестного не было. Еще огорчило полное отсутствие урн или контейнеров для мусора — даже сигарету некуда было выкинуть. А вот то, что и пива не было — хорошо. По поводу награждения: необходимо большее количество номинаций и призов: внедорожникам, ретро-автомобилям, мотоциклистам. Ну и хотелось, чтобы было больше места между машинами, дабы зрители не толкались вплотную. Но, повторю, Фестиваль понравился. К тому же появилось желание на следующий год сделать с машиной что-нибудь еще: например, установить качественную музыку в салоне. Есть желание поставить регулируемые амортизаторы или сделать аэродинамический обвес. Может быть, и с двигателем что-нибудь изменить — процессор там поставить другой или еще что-нибудь. Хотя мотор меня вполне устраивает. В общем, там видно будет. Надеюсь, на следующем фестивале будет что посмотреть и показать самому.
Автомаркет+Спорт № 22
|