Покорение ЛЕДОВОЙ целины

Нажми для подробного ознакомления «Автомаркет плюс Спорт» уже рассказывал о первом «Байкал-трофи», состоявшемся в марте. Напомним, что в нем приняли участие два наших журналиста, представивших подробный материал о рейде внедорожников вокруг Байкала. Эмоции улеглись — воспоминания остались. Сегодня мы предлагаем рассказ о приключениях и фото (впервые — в цвете!) непосредственно организатора ралли, известного байкаловеда Сергея ВОЛКОВА.

Нажми для подробного ознакомленияНикогда раньше по льду Байкала не проводилось подобных автомобильных путешествий. Маршрут «Ледового Байкал-трофи-2003» прошел от Иркутска до Северобайкальска и обратно. Общая протяженность маршрута свыше 1500 км, из них по льду Байкала около 1200 км. В пробеге по Большому кольцу (по малому — до Чивыркуйского залива было еще 6 внедорожников), который продолжался неделю, приняло участие 7 джипов. Маршрут выглядел так: Иркутск — Ольхон — бухта Заворотная — Чивыркуйский залив — Северобайкальск — Нижнеангарск — Давша — бухта Заворотная — Ольхон — Иркутск.

   Одна из машин участников пробега из-за лобового столкновения со встречным автомобилем в районе Чивыркуйского залива сошла с дистанции. Все остальные благополучно вернулись домой.

   Предварительно, для безопасности основного мероприятия, мы совершили ледовую разведку самой сложной части маршрута и пробили маршрут по GPS, так что можно было вести машины хоть в пургу, хоть ночью. Убедились, что в этом году лед толще обычного и надежен, наметили для посещений места с наиболее эффектными ледяными наплесками на скалах, что впоследствии особенно оценили фотографы. Безопасность передвижения взялись обеспечивать опытные ледовые проводники в лице Александра и Андрея Бурмейстеров, без участия которых проводка каравана была бы невозможна.

   К нашему удивлению, количество желающих принять участие в приключении оказалось больше ожидаемого. Всего собралось более 30 человек на 14 машинах, из них почти половина — профессиональные журналисты, которые никогда раньше по льду не ездили.

   Никто в мире не проводит автомобильных гонок по льду с перепрыгиванием через трещины и скользящими заносами на «зеркале». Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно осторожно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины. Впечатления от таких поездок незабываемы: ослепительное солнце, сверкающий прозрачный лед, скоростное перемещение по замерзшему озеру, и уже через несколько часов езды вокруг безмолвие ледяных торосов и заповедные заснеженные вершины на берегу. Летом, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно значительно быстрее — за пять-семь часов езды от Иркутска.

   Несмотря на появившиеся современные турбазы на берегах Байкала, все они бездействуют зимой, и проблема их загрузки остается актуальной. В центральной усадьбе Баргузинского заповедника, поселке Давша и на базе в Заворотной наша группа стала единственной за всю долгую сибирскую зиму.
Нажми для подробного ознакомленияНа льду Байкала за время разведки и основного путешествия мы не встретили ни одного российского туриста, только двух пеших немцев, ночующих, несмотря на мороз, в палатке, да группу голландцев, планировавших пересечь Байкал с юга на север на коньках, но из-за глубокого снега вынужденных весь маршрут пройти пешком.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
   Как и было заявлено в пресс-релизах, в 11.00 у «Памятника первопроходцам Сибири» на бульваре Гагарина стали один за другим собираться экспедиционные джипы. Особенно эффектно смотрелся пикап Toyota HiLux со снегоходом Bombardier желтого цвета в кузове, рядом с которым стоял экипаж в фирменных красных костюмах от Toyota.

   Переночевав на частной туристической базе «Остров Ольхон» у гостеприимного Никиты Бенчарова, по-сибирски щедро потчевавшего нас фирменными рыбными блюдами, блинами и брусничным вареньем, сразу после рассвета все машины колонной выехали на лед к самому святому на Байкале мысу — двухвершинной скале Шаманка, именуемой сейчас Бурхан-мыс.

   Место старта было выбрано не случайно. Именно здесь у Шаман-скалы местное население проводит шаманские ритуалы. Специально для проведения обряда призывания благожелательности духов нашей экспедиции был приглашен практикующий бурятский шаман пятого посвящения Валентин Хагдаев, имеющий «утха» — шаманский корень происхождения: шесть пальцев от рождения на правой руке — той, которой он совершает возлияния. Когда шаман побрызгал во все стороны света и в строго определенной последовательности произнес вслух священные имена, неожиданно со стороны Шаман-скалы к шаману выбежала собака, что по шаманским символам было благоприятным знаком, духи вняли нашим усилиям и жертвоприношениям. Может быть, благодаря именно этому уже к обеду погода стала солнечной. Итак, экспедиция стартовала!

   Первая остановка колонны — у скал Саган-Хушун, внесенных в список памятников природы Байкала. Нажми для подробного ознакомления«Белый мыс» — чрезвычайно живописное скалистое место, имеющее также название «Скалы три брата», протяженностью около 1 км, сложено из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником. Скалы на высоту десятков метров украшены толстым наплесковым льдом и ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скал, на десятки метров вверх, образовались развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом грот, длина которого 8 метров, ширина 4 метра и максимальная высота 3 метра. На обратном пути нам удалось попасть в это место на закате, когда солнечные лучи осветили ледяное убранство грота, в итоге получились живые фотографии этого места.

   От мыса Хобой — северной оконечности острова — экспедиция повернула к материку и взяла направление на мыс Рытый. Обойти глубокий снег было не всегда возможным. В этом году его выпало больше нормы, и чистого льда практически нигде не было. На первом же участке более глубокого снега застревает Suzuki Escudo, вытаскивать который из снежного плена приходится с помощью УАЗа. Сразу же после снега первое испытание — трещина около полуметра с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивать на скорости 60-80 км/час. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней — специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду.

   Вообще, с ледовой обстановкой нам везет — нет широких разводов и свежих трещин, даже те, что были на момент разведки, сошлись и крепко смерзлись. Скорость передвижения по снежной целине возрастает до 80 км/час, колонна сильно растягивается, и контролировать ее становится все труднее. С водителями договорились, что каждый должен видеть позади идущую машину, если потерялась из виду одна, встает вся колонна. Но никто не отстает, и к обеду мы останавливаемся у нагромождения торосов выше человеческого роста вблизи берега мыса Рытый. Это также святое и сакральное место для бурят западного побережья.

   На льду, напротив мыса Рытый, был устроен большой привал. Из багажников были извлечены раскладные столы и стулья, так что вскоре стоянка напоминала табор с закипающими котелками на газовых печках, замерзший газ которых горел очень неохотно, что позволяло фотографам вдоволь наснимать льдины торосов, вертикально вмороженные в лед.Нажми для подробного ознакомления Уже дома, отпечатав фотографии, как напоминание о сакральности мыса Рытый я обнаружил необъяснимые посторонние изображения. На всех фотографиях главная вершина мыса Рытый была непонятным образом заштрихована отчетливым квадратом, причем на одних фотографиях этот квадрат был в центре, на других с краю, но всегда точно над главной вершиной мыса Рытый.

   На закате дня мы въехали на машинах мимо вмерзшего катера, носящего имя хозяина заимки «Александр Бурмейстер», в бухту Заворотную к месту нашей второй ночевки. Здесь нас ждала натопленная баня с ледяной прорубью на заливе, свежемороженая сырая расколотка и продолжительный разговор о духах Байкала.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
   Утро началось с проблем запуска японского Isuzu Bighorn. Большинство машин, замерзших за ночь (а температура опустилась до минус 30 градусов) также запускались не с первой попытки, но Bighorn был хуже всех. Добрых три часа совместными усилиями были перепробованы все возможные способы оживления машины: от тлеющих углей из печи дома в тазике под картер двигателя и «прикуривания» от другой машины, до выкручивания и прожигания всех свечей и применения специального баллончика с эфиром. Неизвестно, что помогло, но часов в одиннадцать машина запустилась, и мы выехали на лед. Забегая вперед, отмечу, что подобная история повторилась в Давше с Subaru Forester, которому также пригодились припасенные специально для таких случаев провода высокого напряжения. Лучше всех запускалась Toyota HiLux, оборудованная предпусковым нагревателем. УАЗы легко запускались со второй-третьей попытки — на коллектор выливали термос кипятка.

   Второй день выдался солнечным: с ярким и чистым голубым небом. На общем совете было решено изменить намеченный маршрут, уйти от глубокого снега у западного берега и, с учетом ухода в этот день машин «Малого круга» в Иркутск, пробить дорогу на противоположный восточный берег, в Чивыркуйский залив, на горячий источник в бухте Змеиная, откуда по суше машины могут вернуться в Иркутск самостоятельно.

   К обеду мы были на источниках. Самое главное в этом месте, конечно, возможность среди зимнего окружения принять горячую ванну под открытым небом. Ощущения приятные, располагающие к неге и неспешному отдыху.Нажми для подробного ознакомления Но долго стоять здесь у нас не было возможности, ведь к 19.00 нас ждут в Северобайкальске. Попасть, однако, туда к намеченному времени нам было не суждено.

   Сразу после разделения мы встали на хорошо накатанную дорогу в Северобайкальск, взяли крейсерскую скорость около 70 км/час и, наверное, к вечеру бы без проблем добрались до Северобайкальска, но судьбе было угодно преподнести нам неприятное событие. Колонна двигалась с зажженными фарами и при встречных машинах съезжала вправо, снижая скорость, в снег, руководствуясь неписаным правилом: «Полноприводные машины уступают колею легковым». Навстречу как-то чрезмерно лихо неслись «Жигули-«копейка», и когда машины, идущие сзади, внезапно остановились, мы, не сговариваясь, развернулись и поехали назад. Картина была плачевной: вдребезги разбитый передок «Жигулей» и сильно покореженный правый бок «Ниссана» со смещенным назад задним мостом. Nissan по какой-то причине нарушил правило и попытался уйти влево. На сотню километров вокруг ни одной машины, и эти две нашли друг-друга практически в лобовом столкновении. Обе машины самостоятельно передвигаться не могли. Обошлось, к счастью, без травм, но на первый взгляд отремонтировать машины на льду Байкала без мастерской казалось невозможным. Тем не менее благодаря навыкам проводника Андрея Бурмейстера, который, лежа на снегу под машиной, сумел сначала разобрать, а затем с помощью монтировок и небольшой кувалды вернуть мост в исходное положение, машина была снова на ходу. «Жигули», после освобождения переднего колеса (его заклинило смятым кузовом), отбуксировали на берег. Хозяина «Жигулей» посадили в отремонтированный «Ниссан» и их обоих отправили в ГАИ в Усть-Баргузин. Позднее я узнал, что машина своим ходом, с отключенным задним мостом, дошла до Иркутска.

   Уже в сумерках мы продолжили движение в Северобайкальск. По дороге сфотографировали великолепный заход солнца, когда красный диск садился за горы полуострова Святой Нос. Потом пришла темнота — ни звезд, ни луны. Один раз мою машину забросило в колее и выбросило в снег. В темноте я не сразу понял, что выбило переключатель переднего моста и поэтому никак не мог выехать из снега. Кончилось тем, что подоспевшая помощь вручную вытолкала машину на дорогу, и только на ней я заметил, что мост не включен. Потом были натуральные ночные гонки, по краям мелькали сугробы, навязчиво преследовало ощущение, что дорога идет непрерывно под гору и по обочинам чернеет лес. Странно, но подобные ощущения на ровной поверхности льда испытали еще несколько водителей. В 23.30 мы прибыли в Северобайкальск, и не зря, нас ждали накрытые столы и шикарные, после деревянных нар в Заворотной, люксовые коттеджи туристического комплекса «Байкал-сервис» с горячей водой в душевых и телевизорами в холлах. Это одна из лучших турбаз в Северобайкальске.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
   Утро третьего дня было ознаменовано поломками обоих УАЗов, у УАЗ-3160 прогорела прокладка выпускного коллектора, а у «санитарки» выбило масло из заднего моста. Борьба за жизнь УАЗов — типичная картина в пути, то сгорает проводка, то разрушается крепление опор двигателя. Ни у одной иномарки такого, как правило, не происходит. На обратном пути на моем УАЗ-3160 в третий раз (!) за время эксплуатации машины вывалился двигатель (полностью оторвался левый кронштейн крепления двигателя). Хорошо, что вовремя насторожились, выкрутившиеся два болта нашли всего в километре от остановки, да и дефект этот уже мне знаком по гобийским экспедициям, когда этот кронштейн рассыпался вообще полностью. В таких случаях приходится вывешивать домкратом двигатель и закручивать новые болты, если сохранилась резьба и не оборваны сами болты. В этом случае все оказалось сложнее, резьба была разбита, а единственный болт, который удалось закрутить, вскоре после ремонта срезало. К тому же, по иронии судьбы, когда ушла колонна в Заворотную, никто из оставшихся не посмотрел ей вслед, все были заняты ремонтом. Нажми для подробного ознакомленияА когда ремонт закончили, поехали по старому следу к восточному берегу, долго не понимая, почему нет отворота в Заворотную. На приклеенных холодной сваркой шпильках, свободно вставленных в резьбовые отверстия на двигателе, я благополучно доехал впоследствии от бухты Заворотной до Иркутска, правда, последующий ремонт в иркутской мастерской занял четыре дня и пришлось полностью снимать двигатель и переделывать заводские узлы.

   Возвращаюсь к событиям третьего дня. Только к вечеру мы вновь выехали на лед и после знакомой ночной дороги поздно ночью прибыли в Давшу. По дороге, перед самой Давшой, при свете фар проводники, надо отдать им должное, сумели своевременно увидеть свежую опасную трещину поперек накатанной дороги. По правилам безопасности, ночная езда по льду Байкала недопустима, но на самом деле обстоятельства часто вынуждают местных жителей передвигаться по льду ночью.

   Некогда зажиточная центральная усадьба Баргузинского заповедника пос. Давша произвела на нас удручающее впечатление. Опустение поселка, проблемы с продуктами у оставшихся жителей, запустение в музее и в единственном гостевом доме, полное разрушение здания на давшинском источнике. А всего лишь десять лет назад все это было в процветающем виде!

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ И ПЯТЫЙ
   Из пос. Давша в 10 часов утра колонна уходит по снежной целине к западному берегу. По дороге мой знакомый оператор в машине непрерывно сокрушался, что хочет увидеть нерпу. И как раз в один из таких моментов машина проводников остановилось и по колонне разнеслась весть: «Впереди лежит нерпа». Мы были одеты в темную одежду и, конечно, спугнули зверя, но встреча с живой нерпой посередине Байкала вполне удовлетворила оператора из Москвы.

   Часам к четырем мы были у побережья Байкало-Ленского заповедника, в этом месте горы подходят к кромке озера ближе, чем во всех других местах побережья, поэтому считаются наиболее живописными на всем озере. Нашей целью был осмотр со льда речки Ледяной (54°30’N, 108°36’E, между мысами Северный Кедровый и Елохин). Речка получила свое название из-за наледей и снега, сохраняющихся в ее долине и по берегам даже летом. Сверкающий чистый лед в устье речки хорошо виден с озера. Толщина льда в устье достигает 4 м, лед уступами «стекает» в сторону озера, образуя непривычный ледовый ландшафт, устоять на котором из-за его крутизны местами просто невозможно. При свете фар, как и в первый день, мы вновь въехали на базу в Заворотную. Вновь были протопленные домики, русская баня с паром и неспешный разговор о красотах Байкала, его шаманских духах, и, конечно, о планах новых экспедиций. Еще через день мы были в Иркутске, а через неделю обменивались отпечатанными фотографиями.

Сергей ВОЛКОВ
Фото автора

СЛЕДУЮЩАЯ ПОДОБНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
планируется в праздничные дни июня по маршруту Иркутск — материковое побережье Малого моря — турбаза «Зама» — пос. Онгурены — заимка Кочериково — Иркутск. Приглашаются старые и новые знакомые. Уточненная информация — накануне поездки через газету «Автомаркет» или по электронной почте по адресу: E-mail:volkov@irkutsk.ru
КлАСсная тачка
ДЕМОН (Mitsubishi Diamante 2.5 V6)

OFF-ROAD
Покорение ЛЕДОВОЙ целины

Параллельные миры
НОВЫЙ сатрый свет



Copyright © 2001—2002 Автомаркет
E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Все права защищены. Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.