НОВЫЙ старый свет




   Колокол на старинной каменной башне мрачновато оповестил улицы Ганновера о наступлении нового дня. Древний административный центр Нижней Саксонии тихо встречал рассвет в густом прохладном тумане — типичном для этих земель Германии даже в марте. Не иначе влияние климата географически близкой Англии. С седьмого этажа гранд-отеля Maritim меня окутывали неведомые доселе ощущения. Еще позавчера я находился в семи тысячах километров отсюда, на исторической родине диких азиатских завоевателей, и никогда не был близко знаком не то что с западной Европой, но даже с «братской» восточной. И вот я, можно сказать, в сердце старого Света, в стране, сыгравшей такую значительную роль в жизнеустройстве могучего континента, начиная от времен походов на самих римлян и до известных событий последнего века.

   Этот боевой пульсирующий звон одинокого колокола, совсем не похожий на мелодичную музыку православных колоколов, в предрассветном тумане был словно мистическим сеансом связи со временем. Будто сам Мефистофель объявился в клубах колдовского дыма и живо нарисовал картины событий раннего средневековья. Тринадцатый век, суровая кровавая эпоха. Рыцари, Крестовые походы и феодальные войны. В Европе еще свежа память о знаменитом немецком воителеНажми для подробного ознакомления Фридрихе Барбароссе, именем которого Гитлер назовет свой план молниеносного захвата России. Но уже полны реальности другие драматические и героические события. Войска шведского королевства и германские рыцари Ливонского Ордена по очереди нападают на русские земли, которые и без того загибались под игом татаро-монголов. Но не европейские правители прославились тогда, а Новгородский князь Александр Невский, сумевший сначала разбить шведов на реке Неве, а затем потопить подо льдом Чудского озера немецких крестоносцев. Именно на период знаменитого «Ледового побоища» приходится становление Ганновера как одной из резиденций немецких герцогов, а позже и Нижнесаксонских королей.

   Бум-бум, бум-бум — тревожным набатом пробивает рассвет немецкий колокол, подгоняя малословных простолюдинов к своим обязанностям. Кажется, вот сейчас с громким эхом простучат копыта и прогромыхает телега на деревянных колесах, закутанный в черный балахон извозчик стеганет лошадь сыромятным бичом, суетливо уступая дорогу упряжке холеных рысаков местного землевладельца. Влажный чистый воздух из открытого окна — это тоже из средневековья...

   Но нет, пора проснуться, в слабеющем тумане видны очертания современных зданий, а вместо стука копыт слышен шелест шин первых автомобилей и мягкое урчание их двигателей.

   Не телега, но из тумана «вышел» дизельный Man-мусоровоз с рабочими по бортам. Машина и люди в яркой раскраске и чистоте такой, что могли бы украсить любую демонстрацию или карнавал. Остановились у дверей офиса, забросали пакеты с утилем и покатили дальше. Все так четко, слаженно и быстро, будто и не мусорщики это вовсе, а инкассаторы в парадных костюмах. Ни бумажки после них, ни масляного пятнышка (это я вспомнил наши Камазы-мусоровозы, после работы которых если не полконтейнера нечисти на земле останется, то лужа масла точно). А вот не феодал, но самодовольный управленец в костюмчике, заехал на Audi заправиться супер-бензином. Наверное, не мучается в догадках, что ему зальют, привозной суррогат или местную бодяжку. Да, это семь тысяч километров от Иркутска и совсем даже не раннее средневековье. Это современная «западная» Германия и вполне обычный для нее промышленный 700-тысячный городок Ганновер, по немецким меркам вполне даже рабочий, пролетарский, так сказать. Это когда-то здесь было герцогство, а к числуНажми для подробного ознакомлениядостопримечательностей относилось выведение лошадей известной породы, отличавшихся выносливостью и силой, но в последние века Ганновер превратился в город с высокоразвитой промышленностью. За что, собственно, пострадал во Второй мировой войне. В 1945 году союзная авиация сравняла Ганновер с землей, чудом уцелели некоторые архитектурные памятники, а остальное было отстроено и восстановлено с чистого листа.

   Зачем и почему я именно здесь, а не, казалось бы, в более примечательном для туриста Франкфурте-на-Майне или Гамбурге? Потому что, во-первых, не турист я вовсе, а во-вторых, жизнь «рабочего городка» в Германии не изобилует приезжими и открывается во всей немецкой натуральности. Основное предприятие в Ганновере — это старейший в Германии и один из крупных шинных заводов немецкого концерна Continental AG. Свою историю Continental начинает еще с 1871 года именно в Ганновере, а на сегодня концерн является четвертым в мире шинным гигантом, представляя международному рынку продукцию нескольких брендов. И самый динамично развивающийся рынок сегодня — это бывший СССР. По случаю презентации и «обкатки» новой гаммы шин, Continental как раз и пригласил своих партнеров и журналистов из России и стран СНГ, в числе которых иркутское представительство в лице «Байкал-шины» и корреспондент «Автомаркета»/«Автомобилей Сибири». Еще бы не в Ганновер, ведь именно здесь расположен не только завод, но и знаменитый Contidrom, на котором испытываются и тестируются не только шины, но и новейшие модели автомобилей компаний Volkswagen, BMW или Mercedes.Нажми для подробного ознакомленияНу а интерес Continental к СНГ самый прямой, ведь совсем скоро компания намерена производить шины непосредственно в России, причем в очень большом объеме и ассортименте. Но обо всех шинных «делах» и в целом рыночной конъюнктуре — в других, специальных статьях в «Автомаркете», а пока позвольте поделиться общими впечатлениями от старушки-Европы, в том числе автомобильной.

Гутен Таг
   Ганновер, собственно говоря, был первым пунктом в длительной и насыщенной программе знакомства с новыми шинами, и лететь туда пришлось из Москвы с пересадкой в Мюнхене. За два с половиной часа полета из Москвы в Мюнхен «Аэрофлотовский» Боинг-737 кроме России пересек Белоруссию, Польшу, Чехословакию, пока не достиг немецкой земли. Равнинная территория, по линейке раскроенные огромные угодья с малолесьем и кирпичного цвета крыши частных землевладельцев (бауэров). Вот она, основа и опора немецкой нации и экономики, пример стабильности и традиций многовекового уклада, которому ничто и никто не угрожает. Ну, а где же хваленые немецкие автобаны? Их что-то не видать, зато все аграрное пространство накрыто паутиной нешироких двусторонних дорог, по которым движутся весьма редкие автомобили. И только при непосредственной посадке в Мюнхене мы буквально пересекли настоящий автобан — он проходил как раз под взлетно-посадочной полосой аэропорта! По три полосы в каждом направлении, с широким разделением, с оживленным потоком машин. После промозглой и слякотной погоды в Москве Мюнхен встретил солнцем и пятнадцатиградусным теплом. Впервые ступаю на немецкую землю, а точнее, на асфальто-бетонно-облицовочное покрытие, что окружает аэропорт. Стоянка такси на улице — первая трансфокация действительности. И дело не в том, что в Германии ожидаемо видишь немецкие автомобили, а в том, что фирменный для такси бледно-бежевый цвет и шашечки на крыше являются в образе BMW 7-й серии, Mercedes нового Е и S-класса, и даже Mercedes ML. Чистые, как только что с мойки, они подъезжают по такой же чистой «мостовой» к не знавшему пыли брусчатому тротуару под навесом, и в своем блеклом бежевом цвете выглядят так невинно, и даже невзрачно, будто пытаются оправдаться за столь недемократичный имидж в России.

   Признаться, такого массового «покаяния» от немецких «интервентов» никак не ожидалось. После перелета в Ганновер уже удалось проехать по пригородам и городским улицам, но только в качестве пассажира микроавтобуса Ford, а затем и туристического Mercedes. Привыкшее к самопожертвованию на дорогах тело здесь расслабилось до неприличного состояния полного покоя. Я не ощущал особой разницы в плавности хода авиалайнера на высоте 10000 метров и автобуса на немецкой пригородной трассе. Были какие-то стыки и какие-то волны, но о них говорить смешно — у нас подобные вообще не в счет.

   Что за городом, что в городе не перестает удивлять чистота автомобилей — движущиесяНажми для подробного ознакомления по улицам ничем не отличаются от тех, что выставлены за стеклом дилерских шоу-румов. Даже после дождя, как пришлось потом убедиться, машины остаются только мокрыми, но не замызганными грязью. Поток автомобилей представлен немецким автопромом, причем по большей части в компакт- и среднем классе, среди которых уже вовсю мелькают новейшие серии и модели. Большие седаны и джипы, а также тюнинговые версии, спорткары и раритетные модели, к моему разочарованию, куда-то все «подевались». В Москве этого добра и то больше. Видимо, в городах, которые не являются курортными, коим не присущи великосветские тусовки и прочие сборища знати, автопарки выглядят весьма практично и прагматично. Содержать автомобиль в Германии дело весьма дорогое, но об этом разговор предстоит отдельный — читайте «Автомаркет». Конечно, мелькают достаточно дорогие автомобили, а за стеклом шоу-румов уже вовсю стоят супер-SUV Porsche Cayenne, но основу транспортного потока составляет В, С и D-класс в типичных моделях, и, в основном, Volkswagen. «Мухи» на колесах в виде Mercedes Smart тоже имеются, хотя не в преимуществе перед теми же Volkswagen Lupo.

   За рулем семейных автомобилей очень много фрау, причем именно женщин среднего и пожилого возраста. Молодежь часто видишь в маленьких и выразительных кабриолетах типа Peugeot 206, Mazda MX5 или даже BMW Z3. Японские автомобили есть, но теряются за немецкими, хотя упомянутая Mazda MХ5 очень даже заметна. Пробок в Ганновере как будто нет, манера езды уровновешенная, хотя не обходится и без горячих драйверов на каком-нибудь заряженном седане, купе или родстере. От светофора до светофора расстояние небольшое, и «проход» его на утопленной в пол педали, когда настроенный выхлоп глушит все остальные городские звуки — явление не частое, но периодическое.

   Ощутимый колорит вносят байкеры. Они ездят в одиночку, парами и ходят косяками. Любимый тип городского мотоцикла — чопер. Видимо, из-за более удобной посадки и не сравнимых ни с чем акустических данных. На чоперах никто не стесняется продробить улицы классическим «Харлеевским» выхлопом, а вот завывание спорт-байков в городе слышно меньше.

   Велосипед — еще один любимый вид транспорта. Они повсюду, и всякие разные, от тех, что с карбоновой рамой до раритетов времен Второй мировой. Возле любого общественного заведения есть большие стоянки для велосипедов, где педальная техника пристегивается тросом на замок. Велосипеды могут оставлять и просто у заборов или деревьев. Похоже, с их парковкой тоже начинаются проблемы. Я на миг представил, может ли быть столько велосипедов у нас? Вряд ли. Половину передавят машины, у остальных велосипеды украдут и разграбят. У нас и пешеходам ходить нет места, а уж специальные велосипедные дорожки, в том числе выделяемые на тротуарах, рассчитанные на разъезд двух велосипедов — это из области фантастики.

   Расписанная по минутам деловая программа пребывания знакомила с городом по большей части из окна автобуса, но немного погулять по улицам тоже удалось. Необычные ощущения, конечно. Пространство, где каждый метр площади возделан, ухожен и с одержимой аккуратностью вписан в среду, где каждое здание, старое или новое, будто вчера построено или отремонтировано, где все на месте, целехонько, чисто и без решеток, не может не вызвать легкое наркотическое опьянение, но отсутствие мусорных баков — легкое раздражение. Как ни странно, вечером Ганновер становится тихим. Если это суббота, то все магазины закрываются в четыре часа до самого понедельника, после чего улочки «спальных» кварталов вымирают напрочь. Только плотно припаркованные автомобили и цветочки в «евроокнах» говорят о том, что люди здесь все-таки есть.

   Откровенно умиляют пенсионеры. Даже самые старые бабульки, передвигаясь с посохом, одеты «от кутюр» и вид имеют крайне благообразный. Неужели деклассированных элементов нет вовсе? Как же нет, вот они, нормальные немецкие бомжи, с «походными» сумками, в простенькой потертой одежде, но совсем не в таком антисанитарном виде, как наши бомжи со стажем. Нажми для подробного ознакомленияВ Ганновере при всей его индустриальной сущности не так уж мало старинных и современных достопримечательностей. Величественное здание городской ратуши, памятник погибшим при Ватерлоо, из современных, например, нельзя не отметить шикарно оснащенный закрытый парк тропической фауны и флоры, а здание налоговой инспекции, построенное из космической стали и считающееся вечным — так и вовсе объект уникальный. Я бы еще сказал, что многоярусные автостоянки в районе аэропорта на российского провинциала производят не менее сильное впечатление. Я также полагал, что АЗС здесь должны сидеть друг на друге, но ничего подобного — заправки встречаются даже реже, чем в Иркутске, но на каждой обязательно мультипистолетные колонки и пять видов топлива, естественно, европейского качества.

«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице...»
   После мероприятий в Ганновере нашей группе предстояло перелететь в столицу Швеции — Стокгольм, на презентацию и «обкатку» новых летних шин Gislaved. Полет с пересадкой в столице Дании, Копенгагене. Швеция, как можно понять, страна не менее интересна, тем более столица, которая по стечению истории тоже была основана в середине 13 века и давно называется не иначе, как северная Венеция. Страна многократно воевала с Россией, но не о войне сейчас речь. Самолет идет на посадку. Вот среди ровных городских кварталов блеснул белоснежный купол зимнего Дворца спорта — самое большое здание в мире со сферической крышей. Ну, конечно, мы на земле знаменитых хоккеистов. А также викингов, купцов и даже предка династии русских царей — того самого Рюрика.

   Страна северной Европы не замедлила показать свой особый норов — автомобили средь белого дня ездят с ближним светом, который включается автоматически, на дорогах видны остатки посыпочного материала, скорость на трассе ограничена 70-90 км/час, вдоль трассы ограждения от лесного зверя, в первую очередь, лосей. Столица Швеции оказалась не так чиста, автомобили тоже, — видимо, виноваты холодные нормандские ветра, которые могут нанести пыли с местных скальников, а многочисленные туристы могут «не найти» мусорных баков, отчего некоторые улицы Стокгольма от брошенных бумажек напоминают наши. Но это так, придирки, на самом деле Стокгольм, раскинутый на 14 островах, перепоясанный мостами, усеянный готическими башнями и дворцами барокко, испещренный средневековыми узкими улочками и сверкающий современными отелями и магазинами — изумительно красивый город. И хотя к нашему приезду здесь было пасмурно, дул холодный ветер и пробивался снег, даже зимой в столице крупной скандинавской страны обычно выше нуля — сказывается близость теплого течения Гольфстрим.

   Парки, постройки и их крыши в старой части Стокгольма настолько живописны, что невольно рождают известные сказочные образы. Да что говорить, вот он дом, в центре города, где жила Астрид Линдгрен и сотворила незабвенного «Малыша и Карлсона». Только здесь, наверное, и могла родиться сказка о «симпатичном» человечке, который жил на крыше.

   Впрочем, спустимся на землю. Швеция подарила миру не только Карлсона, «Аббу», династию Нобелей, телефоны Ericsson или магазины IKEA, но также автомобили Volvo и Saab. Естественно, что автомобили этих марок, включая новейший SUV Volvo XC90 — хозяева на улицах Стокгольма. Но в отличие от Германии, подавляющего преимущества перед чужими марками они не имеют, хотя бы потому, что компактных автомобилей Volvo и Saab не выпускали. И даже в такси нет никакого «национализма» — используются совершенно разные марки и модели, включая японские. Мне удалось увидеть в этой роли даже новейший минивэн Toyota Avensis Verso. Вообще, шведское такси в корне отличается от немецкого. Это очень красивые автомобили цвета черный металлик с ярко-желтыми надписями, обязательно минивэны или универсалы, и обязательно не ниже среднего класса. Впрочем, широкоплечим крепким скандинавам маленькие автомобили вообще ни к чему, хотя Стокгольм тоже изобилует компактами. На них просто есть шанс припарковаться на улочке шириной не более 4 метров.

   Я теперь даже не знаю, что же в Нажми для подробного ознакомленияСтокгольме было интересней: презентация шин Gislaved с многочасовым тест-драйвом на автодроме Gillingebanan, или культурная программа, куда входила автобусная экскурсия по историческому центру города или посещение уникального музея Vasa с его главным экспонатом — военным кораблем постройки 1628 года, который затонул в первом же плаванье и был поднят шведами без особых повреждений аж через 333 года, т. е. в 1961 году. Кстати, такая же технология подъема была использована и при поднятии «Курска». Или вот, вечерняя прогулка на старом пароходе по каналам Стокгольма с великолепным концертом псевдо-группы ABBA. Например, чтобы девушки еще спели пару песен «на бис», наши щедрые и впечатлительные бизнесмены скинулись и «заманиманили» им пятьсот баксов, тогда как на полигоне почему-то никто из них не предлагал денег за продление тест-драйва.

   Впрочем, потехе час, а делу время, и к нему мы еще вернемся. А пока пару слов о пресловутом шведском социализме. Да, в этой стране с парламентской демократией и действующим королем на самом деле создан небывалый социальный институт. Государство воинов и купцов (отсюда идет знаменитый торговый путь «Из варяг в греки») превратилось в спокойную и экономически справедливую страну, где налоговая система буквально по-большевистски перераспределяет деньги от имущих к неимущим. При «средне-рабочих» зарплатах в $2000 налогов выходит на 2/3, у более богатых они еще выше, тогда как, например, получить автомобильные права в Швеции стоит около $3000, а курс повышения водительской квалификации на том же автодроме Gillingebanan стоит $1200. В общем, в отличие от средневековых купеческих времен или даже более близких 60-х годов XX века, нынче в Швеции шибко богатым быть не выгодно и таковых уже почти не осталось. Они разъезжаются и увозят с собой капиталы, отчего страна с каждым годом беднеет в целом. Тот же создатель сети IKEA на сегодня является самым богатым шведом, но в Швеции он уже давно не живет и налогов этой стране не платит. Зато пенсии в 75% от средней зарплаты сделали пенсионеров Швеции одними из самых активных и счастливых пенсионеров в мире. То есть, пенсионером в Швеции очень даже выгодно быть.

Аэрофлот унд Люфтганза
   Поездка в Европу сама по себе не состоялась бы без доблестной авиации. Как-никак, десять перелетов, пять туда и пять обратно. Есть чем дополнить впечатления. Не буду утомлять сравнениями типа того, что в «Боингах» и «Аэробусах» заметно комфортней, нежели в наших «Тушках». Скажу лучше о самих аэропортах и службе. О «Шереметьево II», к сожалению, сказать особо нечего, кроме того, что одноразовый стаканчик с кипятком и пакетиком «Брукбонда» стоит шестьдесят рублей. Удивили европейские аэропорты, где прилеты и вылеты точно по расписанию и сообщения диспетчеров звучат крайне редко. В них нет надобности, поскольку пассажиры ориентируются только по информации на табло, а внештатные ситуации — дело исключительное. Обстановка спокойная, контролируемая вооруженными полицейскими, тесноты нет и ожидание рейса совмещается с нормальным отдыхом в уютных барах и кафе. Места хватает и для рекламы автомобилей — они выставляются на освещенных подиумах и доступны для подробного осмотра.

   Залы кишат магазинами,Нажми для подробного ознакомления в том числе с беспошлинной торговлей, много зелени, есть фонтаны и даже водопады, а в аэропорту Копенгагена пол в центральных залах так и вовсе паркетный. Кстати, если в Германии аэропортовская техника немецкая, то в Дании, где нет своей автопромышленности, служебная техника используется японская, в частности, новенькие автомобили Toyota Yaris Verso, Picnic, универсалы Corolla, капотные HiAce и другие.

   Но наша перелетная эпопея не обошлась без приключений, начиная с чисто анекдотичных случаев. Еще в Мюнхене в ожидании рейса на Ганновер двое наших людей из Москвы мирно прогуливались по залам аэропорта. Вдруг к ним подходит человек и молча протягивает какое-то удостоверение. Те решили, что это «продавец корочек», коих в Москве полно, и решительно так отмахнулись от него. Мол, не нужны нам твои корочки, гуляй своей дорогой. А тот возмущенно выхватывает рацию и кричит им: «Пачпо-орт!» Оказалось, представитель немецкой спецслужбы в штатском, решивший проверить документы.

   Сбои в работе самой Lufthansa тоже случались Я, например, по недосмотру умудрился сунуть на рейс до Ганновера билет с московского рейса, а работники паспортного контроля умудрились его проштамповать. Хорошо, что вовремя вспомнил и указал немцам на их оплошность. Но это был не единственный «косяк». Уже на обратной дороге вечерним рейсом из Стокгольма в Ганновер один из наших не получил свой чемодан. Оказалось, что аэропортовская служба случайно оставила его в Копенгагене при пересадке, когда транзитный багаж перегружается без участия пассажиров. Чемодан доставили утренним рейсом, а на ночь в качестве компенсации пострадавшему выдали пакет с гигиеническими средствами, причем, почему-то женскими. Кроме того, в этом же рейсе у чемодана нашей переводчицы сломали колесико. Та обратилась с претензией, и авиаперевозчик без всяких пререканий «подписался» на возмещение ущерба в виде точно такого же нового чемодана. Однако планы возвращения из-за этих передряг пришлось корректировать. Более того, из Копенгагена в Ганновер перелет делался на более легком винтовом самолете, который при подлете попал в полосу сильного ветра и помотал нас так, что все перепугались не на шутку.

   А в Мюнхене при отлете в Москву уже «отличился» наш Аэрофлот. Самолет у них сломался и рейс уже после «рентген-контроля» задержали на целых пять часов, пришлось это время коротать в зале ожидания. Но, опять же, в виде компенсации всем были выданы талоны на питание в эквиваленте 17 евро, на которые в местном кафе можно было поесть довольно плотно.

   Если учесть, что и в Москве рейс до Иркутска был задержан, то в целом обратная дорога вышла тяжелой и нервной. Но это никак не испортило впечатлений от десятидневной командировки.

В. ЛАРИН Фото автора

КлАСсная тачка
ДЕМОН (Mitsubishi Diamante 2.5 V6)

OFF-ROAD
Покорение ЛЕДОВОЙ целины

Параллельные миры
НОВЫЙ сатрый свет



Copyright © 2001—2002 Автомаркет
E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Все права защищены. Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.