искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Гранд - Европа

11 июля

 Большой канал — главный «проспект»  Венеции
Большой канал — главный «проспект» Венеции
Если вы читаете «Автомаркет» исключительно из-за статей о машинах, больше о них ничего не будет. Да, мы знали, что Венеция — это город на воде. Но не думали, что в городе вообще нет никаких колес. За исключением паркинга и площади Piazzali Roma на въезде в город, нет не только ни одного автомобиля, но и какого-либо еще колесного средства передвижения: мотоциклов, скутеров, велосипедов, самокатов. Может быть, это случайность, но за два дня в Венеции мы не видели даже детских колясок. Единственное колесное средство, которое мы обнаружили в Венеции — это багажные тележки на железнодорожном вокзале, да и то без права выезда за пределы привокзальной площади.

 Большой канал — главный «проспект»  Венеции
Венеция — единственный город в мире, где все транспортные передвижения осуществляются только по воде. Общественного транспорта три вида — вапоретто, напоминающий наш речной трамвайчик, но только в одном уровне, мотоскафо — то же, что и вапоретто, только поменьше и трагетти — гондолы-паромы, для перевозки с берега на берег на Гранд-канале (1 евро). Всего два десятка маршрутов, опоясывающих весь город и прилегающие острова — Сан-Джорджио, Джудеко, Торчелло, Мурано, Лидо... Вапоретто ходит строго по расписанию — электронные табло со временем прибытия ближайших маршрутов висят на всех крупных остановках. Билеты продаются на день (9,5 евро), три и «проездной». Купить их можно на крупных станциях или непосредственно на теплоходе. На крупных остановках в ожидании «трамвайчика» выстраивается очередь, но не было случая, чтобы мы не попали на ближайший рейс. А вообще водный транспорт Венеции так же разнообразен, как автомобильный поток в среднем по размерам городе — водные такси, баржи разного калибра («фургончики», «пятитонки» и «большегрузы»), «кареты» «скорой помощи» ну и, конечно, гондолы.

Стоянка такси на привокзальной площади
Стоянка такси на привокзальной площади
Первое, что мы делаем в любом городе (да, ко второй неделе путешествия мы уже заматерели): ориентируемся на местности. Сейчас это сделать довольно просто. Во-первых, Венеция — самый небольшой город на нашем маршруте — всего-то 68000 жителей (Шелехов, уж простите за циничность, больше). Да и площадь города — всего 8 квадратных километров, и пройти его не спеша из конца в конец (мы в этом не раз позже убеждались) можно за час-полтора. Но так как в городе нет ничего прямого, узкие улочки зачастую заканчиваются тупиками, обилие уединенных двориков, перекрестки выглядят более чем странно — улицы переплетаются самым замысловатым образом и поначалу Венеция кажется безграничной. Во-вторых, в холле отеля висит огромное фото — аэрофотосъемка города, где вся Венеция как на ладони.

Главный мост Венеции — Понте де Риальто (построен в 1588-1590 г.) — один из трех мостов через Большой канал. Символ Венеции. Длина моста 28 м., высота 8 м. Построен в 1588 г.
Главный мост Венеции — Понте де Риальто (построен в 1588-1590 г.) — один из трех мостов через Большой канал. Символ Венеции. Длина моста 28 м., высота 8 м. Построен в 1588 г.
В-третьих, в городе есть центральная магистраль — Большой канал (длина 4 км, ширина 30-70 м., средняя глубина 4,5 м, который извивается по городу буквой Z. Все главные достопримечательности Венеции — дворцы, мосты, рестораны, церкви и главная площадь Сан-Марко, «нанизаны» на него, причем, как и на мелких каналах, все сооружения выстроены строго в линию, ни один дом города не «выпирает».

В городе нет не только ни одного колесного средства передвижения, но и ночных клубов, лифтов, кондиционеров, парка развлечений и прочих порождений цивилизации. Как нет ни одного предприятия или фирмы, так или иначе не завязанных на туристах (которых здесь ежегодно бывает 13 миллионов — 17 человек на каждого венецианца в месяц!). Поэтому значительная часть горожан работает «на материке», молодежь уезжает, и город стремительно стареет — средний возраст самый высокий в Италии.

Вид на Лагуну
Вид на Лагуну
Церковь Санта Мариа делла Салюте опирается 
на 100000 деревянных свай
Церковь Санта Мариа делла Салюте опирается на 100000 деревянных свай
Венеция возникла в V веке, когда римляне и жители провинции Венето бежали под натиском варваров на острова лагуны. В конце VII века был избран первый из 120 дожей — правителей Венеции. А в 810 году случилось событие, послужившие началом расцвета Венеции — здесь были разбиты войска Карла Великого. Перед наступлением завоевателя венецианцы выдернули колья-вехи, обозначающие глубокие протоки посреди приливно-отливных отмелей. Когда враг зашел в лагуну, его флот сел на отмель и был начисто разбит. Так как венецианцам не хватало земли, они были вынуждены развивать мореходство и торговлю, что вело к обогащению многих горожан. В середине XV века флот Венеции состоит из 3900 судов, а ее владения простираются от Альп (на севере) до реки По (на юге) и Бергамо (на западе). Под властью Венеции находился даже Кипр. В городе работали лучшие художники и архитекторы своего времени. Но постепенно в результате войн и освоения мореходства другими странами Венеция теряет свое влияние. В XVII веке во время эпидемии чумы умирает 50 тыс. венецианцев, а вторжение в 1796 году в Венецию Наполеона Бонапарта ставит конец в существовании Венецианского государства. Город был разграблен. Наполеон отдал Венецию Австрии и впервые в своей истории она стала просто отдаленной провинцией империи. В 1866 году Венецию передали Франции, которая вскоре окончательно присоединяет ее к Италии. Но к этому времени город (в 1846 г. его связали с материком магистралью) уже растерял свое экономическое значение и постепенно становится крупнейшим центром туризма.

Мы живем в северной оконечности острова в районе Сан-Кроче — напротив железнодорожного вокзала Ферровиа и крупной остановки вапоретто с одноименным названием. Туда и направляемся по пути, отмечая, что найти гостиницу в глубине квартала в переплетении узких пешеходных улочек будет не так-то просто. На площадь Сан-Марко!

Собор Сан-Марко: «Нереальный, фантастический, торжественный, непостижимый во всем» (Чарльз Диккенс)
Собор Сан-Марко: «Нереальный, фантастический, торжественный, непостижимый во всем» (Чарльз Диккенс)
Баржа в Венеции то же самое, что грузовик в «сухопутных» городах
Баржа в Венеции то же самое, что грузовик в «сухопутных» городах
Дворец дожей (Палаццо Дукале) — с 810 г. здесь была резиденция правителей Венеции
Дворец дожей (Палаццо Дукале) — с 810 г. здесь была резиденция правителей Венеции
Никогда в своей жизни я не делал две с лишним сотни снимков в течение 30 минут, как во время этой поездки по венецианскому Большому каналу — фотоаппарат работал как автомат. От открывающихся по обеим сторонам вапоретто красот у меня даже мурашки по коже пошли: да, на свете стоило жить, чтобы увидеть ЭТО. Реальность или фантазия? Прекрасные дворцы, купола церквей, бесконечный ряд колоколен и здания, каждый из которых шедевр на воде. Нет, чтобы описать это, нужно родиться поэтом. Нам же остается молчать (похоже, до самой площади Сан-Марко мы с Юрием, потрясенные, не проронили ни слова) и восхищаться этим музеем под открытым небом.

Из прострации нас выводит женский голос: «Ребята, вы откуда?». Высокая стройная блондинка Лена из Минска путешествует по Италии, в которую безумно влюблена, третий год подряд. Искренне удивляется, что мы из Сибири — думала, что там живут только зэки и белые медведи. Ее спутник, похожий на Тото Кутуньо 20-летней давности, ревностно поглядывает на нас — о чем это они там болтают на своем русском языке? Ну ладно — счастливо отдохнуть, Лена, со своим Марио (а может, и Франческо)!

Страда Нова (Новая улица) — это многочисленные магазины и кафе
Страда Нова (Новая улица) — это многочисленные магазины и кафе
«Карета» «скорой помощи» и станция неотложки
«Карета» «скорой помощи» и станция неотложки
Остановка общественного транспорта (вапоретто)
Остановка общественного транспорта (вапоретто)
Багажные тележки у вокзала — единственное обнаруженное нами в Венеции колесное средство передвижения
Багажные тележки у вокзала — единственное обнаруженное нами в Венеции колесное средство передвижения
Наконец Большой канал делает последний поворот, и мы попадаем в лагуну в районе Сан-Марко — политический и религиозный центр Венеции. И первое, что видим, прорвавшись сквозь череду сувенирных лавок — Дворец дожей (Палаццо Дукале), сочетающий византийскую, готическую и ренессанскую архитектуру. Именно он был резиденцией венецианских дожей, правящих Венецией с 697 по 1797 год. Дворец дожей красив, но даже он меркнет перед собором Сан-Марко (вообще это словосочетание обозначает в Венеции очень много — собор, площадь, непосредственно базилику, святого покровителя города, округ, древнюю республику и один из районов). Поколения писателей подбирали слова, чтобы описать его красоту — мне ли с ними соревноваться. Современное здание собора было заложено в 1063 году. Когда венецианцы овладели Константинополем, собор украсили несметные сокровища когда-то великой державы, и каждый корабль, возвращавшийся из морского путешествия, был обязан привести что-то для этой базилики.

Венеция — это еще и очарование узких улочек
Венеция — это еще и очарование узких улочек
Вообще площадь Сан-Марко, задыхающаяся от туристов и голубей (ну очень много), — это душа Венеции (кстати, других крупных площадей в зажатом домами городе просто нет). «Прекраснейший салон Европы» — назвал ее Наполеон. Нагромождение элементов, пропорций и событий делает ее одной из самых выдающихся в мире. Не будем останавливаться на составляющих этой площади — будете в Венеции, вам обо всем подробно расскажет экскурсовод. Скажем только, что третьим, наиболее заметным сооружением Сан-Марко служит Кампанила — башня, построенная еще в IX веке, как сторожевая и маяк. Башня имеет высоту 92 м. В 1902 году это сооружение рухнуло от старости, и потом 10 лет его восстанавливали.

Собор Сан-Марко: «Нереальный, фантастический, торжественный, непостижимый во всем» (Чарльз Диккенс)
Собор Сан-Марко: «Нереальный, фантастический, торжественный, непостижимый во всем» (Чарльз Диккенс)
Этот день получился насыщенным. Выйдя с площади Венеции, хотели дойти до нашего отеля — всего-то километра 4 по прямой. Но прямых улиц в Венеции нет, поэтому вместо Большого канала мы вышли к противоположной лагуне, где вновь сели на вапоретто, съездили на остров Лидо (где впервые со вчерашнего вечера увидели автомобиль) и по круговому маршруту вернулись на «свою» остановку. Отдохнули, вновь сели на вапоретто и вернулись на площадь Сан-Марко: теперь уже ночную, переполненную возбужденными туристами, толпящимися около нескольких симфонических оркестров виртуозов.

И все-таки мы дошли до своего отеля пешком через ночную Венецию, правда, раз пять попав в тупики, выйдя на мост Риальто, сплошь усеянный влюбленными парочками, но потом найдя верное направление и выйдя на почти магистральную по местным меркам улицу Страда Нова. Почему-то запомнилось: в каком-то узком и абсолютно безлюдном переулке (время было час ночи) едва разошлись с юной венецианкой, которая не только нисколько не испугалась, но еще и подробно рассказала, как нам выбраться из каменного лабиринта.

Королева водного бала

Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.

Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.
Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.
В период могущества венецианской республики существовало около 80 типов венецианских лодок, но до наших дней дожили только два десятка. Сандоло — узкая легкая лодка для охоты и рыбалки, а также для водных гонок. Санпьорета — плоскодонная лодка с веслами (теперь оснащена мотором и парусом), предназначена для поставок рыбы. Брагоццо — ярко окрашенная парусная лодка с закругленным носом и кормой, традиционно используется для ловли рыбы. Тяжелая шестивесельная каорлина — служит как транспортное средство для доставки продуктов. Пуппарино, музин, трагетто, баттелло… Но во все времена особое место в Венеции занимали гондолы — королевы веницианского водного бала.

Гондола совершенствовалась более тысячи лет — первые лодки появились еще в VII веке. При ее изготовлении используется восемь пород дерева, а состоит она из 280 деталей. Ее длина — 11,5 метра, ширина — 1,4 метра, вес около полутонны.
Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.
Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.
Такие размеры выведены в результате вековой эволюции –-чтобы перевезти как можно больше людей и товара, но при этом маневрировать в самом узком канале. Правый борт гондол на 24 сантиметра ниже левого — гондольер гребет только с правой стороны. Благодаря асимметричной форме лодка легко держит прямой курс и со- противляется вращательному движению влево при работе гондольера. Гондолу изготавливают в течение трех месяцев на одной из четырех оставшихся верфей (сквери).

Всего-то пять веков назад гондолы были разноцветными, но в 1562 году дож издал закон о борьбе с излишествами, по которому все гондолы должны быть черными. По легенде, после эпидемии чумы, когда все гондолы были окрашены в траурный цвет, гондольеры долго не решались вновь красить лодки, на которых недавно перевозились трупы, в яркие цвета, и гондолы остались черными навечно.

Стать обладателем одной из 405-ти лицензий гондольера (в XIX веке гондол в Венеции было около 10000) не так-то просто. Поступить на обучение может только уроженец Венеции. Сначала надо пройти 9-месячные курсы и даже сдача трех экзаменов — «вождение», иностранный язык и история Венеции, еще не гарантирует получение освободившейся лицензии.

Выглядят гондольеры — а это могут быть как молодые мачо, так и весьма респектабельные седые сеньоры -– весьма экстравагантно: черные брюки, тельняшка, соломенная шляпа с узкими полями. Хотя часто встречаются и нарушения «формы одежды», но только не в ущерб элегантности.

Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.
Сама гондола смотрится весьма уютно — мягкие кресла, обитые бархатом и парчой. На первый взгляд, все гондолы выглядят одинаково, но, присмотревшись, замечаешь различия как в «отделке салона», так и во внешних деталях. Изящно изогнутая уключина forcola обеспечивает 8 положений весла и является аналогом рычага КП. В определенном положении весла лодка трогается, делает правый или левый поворот, тормозит, двигается назад. Носовой гребень-наконечник ferro весом 20 кг служит стабилизатором, а также позволяет гондольеру определить, пройдет ли «транспортное средство» под узким мостом. Гребец с одним веслом стоит на корме и гребет, не сгибаясь, припадая всем телом на единственное весло. Согласно проведенным исследованиям, при овладении техникой гребец, при полностью загруженной лодке, расходует столько же энергии, как если бы он шел пешком.

Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.
Управление гондолой — искусство, а не только флирт с туристками. Особенно в узких каналах, когда кажется, что разойтись двум гондолам просто невозможно. Но столкновения практически исключены (возможно, Венеция — единственный город, где «дорожных» происшествий практически не бывает). Причем гондольеры не только используют технику гребли, но и «толкания» — от стен домов и других естественных препятствий. Только гондольеры могут устоять в лодке при движении — туристам до полной остановки рекомендуется сидеть.

Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.
Существуют и свои «правила водного движения» — по крайней мере, мы видели несколько висящих над каналами (как правило, на мостах) «кирпичей» и знаков ограничения скорости. На сложных «поворотах» установлены сферические зеркала — как на горных серпантинах. Крупные «станции» гондольеров находятся недалеко от наиболее популярных у туристов мест и опознаются по надписи Servizio Gondole — всего в Венеции восемь таких причалов. Одиночные гондольеры, как правило, тусуются у мостов — здесь можно договориться о более короткой, чем стандартная, обзорной поездке.

Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.
Оценивается гондола, в зависимости от возраста и состояния, от 30 до 90 тысяч евро и служит, в зависимости от условий парковки, до 25 лет.

Резонный вопрос: катались ли мы на гондоле? Нет — по принципиальным соображениям. Вы можете представить себе двух мужчин в самом расцвете сил, дуэтом раскатывающих на самом романтичном в мире транспорте по венецианским каналам в сопровождении играющей что-то поэтичное скрипки. Вот и нам это показалось противоестественным. Поэтому мы нашли запрашиваемым за часовую поездку 100 евро (обязательная в таких случаях серенада O sole mio и музыкальное сопровождение оплачиваются отдельно) более логичное в мужской компании, при обилии вокруг баров и ресторанов, применение…

Венеция расположена на 100 островах, связанных между собой 400 мостами, переброшенными через 177 каналов Мобильная лавка.
Венеция расположена на 100 островах, связанных между собой 400 мостами, переброшенными через 177 каналов Мобильная лавка
Типичный «сад» венецианца: в городе, где практически нет земли, под цветы используется каждый квадратный сантиметр Скульптура на Славянской набережной в Кастелло.
Типичный «сад» венецианца: в городе, где практически нет земли, под цветы используется каждый квадратный сантиметр Скульптура на Славянской набережной в Кастелло
Гондола — такой же символ Венеции, как двухэтажные омнибусы Лондона или желтые такси Нью-Йорка.

Игорь ВЕРХОЗИН.




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика