искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Большое путешествие
Europa Trophy

Лето. Европа. Кабриолет.

Europa Trophy

Когда-то в далеком детстве в мемуарах великого хоккеиста Горди Хоу (кто не знает — играл в НХЛ до 52 лет в одной тройке с сыновьями) я прочитал, что, проснувшись в очередном из бесчисленных отелей перед игрой на выезде, он долго вспоминал название города, в котором находится. Я, как мальчишка, бредивший путешествиями, завидовал и… не верил. Не может такого быть!

Может! Проснувшись однажды летним утром в отеле в Амстердаме, я минут пять не мог сообразить — где я? В Барселоне? Ницце? Риме? Венеции? Женеве? Париже? А может — в Брюсселе? Это не было следствием вчерашнего посещения кофешопа — наоборот, в голове было исключительно ясно. Просто за последние три недели как в калейдоскопе менялись города и страны, отели и рестораны, музеи и памятники, реки и мосты…

О четырехнедельном путешествии по 11 странам Европы я достаточно подробно рассказывал в восьми номерах «Автомаркета» (№№ 28-35). Жанр путевых заметок позволил достаточно подробно описать все перипетии этой большой, длиной в 7500 километров и 4 недели пути, поездки, в которую мы отправились с генеральным директором известного иркутского автоцентра Юрием на арендованном в аэропорту Барселоны купе-кабриолете Peugeot 307 CC. Но за кадром остались некоторые детали, о которых мне бы и хотелось поведать.

ПОДГОТОВКА — МАТЬ УСПЕХА

Europa Trophy
Путешествие началось для нас с огромной очереди к стойке прокатной фирмы Europcar в аэропорту Барселоны
Europa Trophy
3 июля. Привал у винной энотеки во Франции
Europa Trophy
4 июля. Ницца
Europa Trophy
5 июля. Приморские Альпы
Надеюсь, наш пример (хотя, по меркам сегодняшнего дня, далеко не единичный) подвигнет читателей на нечто подобное. Хотя удовольствие не из дешевых: на двоих нам это обошлось в стоимость хорошего японского автомобиля без пробега по России. Да, мы выбрали не самый экономичный вариант — трехзвездочные отели, не самый доступный автомобиль, поначалу питались в основном в ресторанах (стоимость чека от 30 до 90 евро подкосила наш бюджет), хотя к концу поездки перешли на фаст-фуд и еду из супермаркетов и лишь в последний вечер закатили шикарный банкет в роскошном заведении прямо на берегу Средиземного моря. В принципе, сэкономить можно, но не существенно. Поэтому тем, кто соберется в подобную поездку, нужно решить для себя — готов ли он на подобные траты. Хотя я в данном случае придерживаюсь твердого мнения — на чем никогда нельзя экономить, так это на удовольствиях. Жизнь, как говорил классик, «дается один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». И в конце концов, квартиры, машины и диваны с собой на тот свет не утащишь.

Но хватит философии — пора к практике. При всей масштабности подобного замысла осуществить его (при наличии финансов, разумеется) ненамного сложнее, чем, скажем, навестить родственников, живущих на другом конце России. Чертите по атласу Европы маршрут (кому-то нравится Скандинавия, кому-то Восточная Европа, можно ограничиться одной страной — Францией или Италией, или просто проехать по побережью Средиземного моря), обращаетесь в турфирму, которая возьмет на себя хлопоты о визах, бронировании отелей, билетах на самолет и аренде автомобиля. Можно, конечно, действовать по-партизански — самому забронировать отели, автомобиль
Europa Trophy
Europa Trophy
Europa Trophy
Для посещения Европы потребуется Шенгенская виза и банковская карта
Europa Trophy
Имея GPS-навигатор, можно вполне обходиться без атласа автодорог
(или даже ехать на своей машине, хотя этот вариант, ввиду нашей удаленности от Европы, мне представляется неразумным из-за больших временных и финансовых трат — сэкономить если и удастся, то немного), получить визу, тем более что с развитием Internet это не сложно. Удастся ли при этом сэкономить, вопрос спорный — у серьезных турфирм есть большие скидки при бронировании, возникнут проблемы с получением визы — возможно, придется лишний раз лететь в Москву. В любом случае мы с организационными хлопотами связываться не хотели, поэтому по карте Европы прочертили маршрут так, чтобы охватить максимум «городов мечты» с учетом максимального расстояния между ними не более 1000 км (чтобы переезжать от точки до точки в течение светового дня), количество ночевок определяли в зависимости от «исторической ценности»: на «разграбление» Брюсселя или Женевы отводилось, скажем, двое суток, а Парижа — шесть. В качестве начальной и конечной точки маршрута (он напоминал замысловатую «восьмерку») была выбрана Барселона — самая недорогая аренда автомобилей, большое количество авиарейсов и самые доступные билеты из Москвы плюс возможность отдохнуть пару дней на Средиземноморье перед отлетом домой. Неприятным сюрпризом стало то, что необходимо было бронировать отели на все 28 суток пути, иначе наша турфирма не гарантировала получение визы (хотя теоретически это сделать можно — в Internet полно подобных предложений) — мы рассчитывали на несколько ночевок в палатках и мотелях. Впрочем, как оказалось, оно и к лучшему — палатку в Европе просто так не поставишь, а мотели еще поискать придется (по крайней мере, на всем пути они нам встретились всего пару-тройку раз). К тому же пограничница в аэропорту Барселоны в течение 10 минут придирчиво проверяла наши отельные ваучеры. Забегая вперед, скажу — несмотря на то что впоследствии мы пересекали различные государственные границы полтора десятка(!) раз, почти все они были пустой формальностью, а паспорт потребовалось показать всего лишь раз: на границе Италии и Швейцарии. Как известно, Швейцария в Шенгенское соглашение вступает с 2007 года, поэтому и виз у нас было две: Шенгенская и Швейцарская. Особых проблем с их получением не было: сдали анкету, фото, паспорт в Иркутске, получили все документы в Москве.

Europa Trophy
Europa Trophy
Europa Trophy
5 июля. Монте-Карло – самый богатый город Европы
Europa Trophy
Europa Trophy
Вопреки расхожему мнению, дорожный атлас Европы — не самая необходимая вещь в подобном путешествии. По крайней мере, мы свой, купленный еще в Иркутске, забыли в первом же отеле и купили новый только через пару недель на одной из заправок — особой необходимости в нем не было. Более того, пару раз, когда мы пробовали ехать только по атласу, заблудились. Да, на дорогах Европы много, даже очень, указателей, но дорожная сеть настолько разветвленная (настоящая многоуровневая паутина), а плотность различных населенных пунктов столь густая, что нужное направление не всегда можно «вычислить». Скажем, чтобы выйти на нужную дорогу, надо пройти через несколько развязок, расположенных на удалении друг от друга. К тому же мы старались ездить по бесплатным дорогам (с магистралей увидишь немногим больше, чем с самолета).

Я даже не представляю, как путешествуют люди без GPS-навигации. Однажды, понадеявшись на атлас и указатели, мы вместо Женевы отклонились от маршрута на 90 градусов и едва не приехали в Берн. Глубокой ночью! На туристических сайтах в Internet полно рассказов о том, как авторы плутали по три часа по одной развязке или по полдня искали свой отель. У нас подобных «помарок» было минимум — когда в первые два дня еще не разобрались с новым прибором, да когда лень было загрузить новый маршрут (мы не позаботились о картах памяти большой емкости, поэтому постоянно подгружали новые участки из ноутбука).

GPS-навигаторы — пока малоизвестный в России прибор (хотя в Иркутске без труда можно купить любую модель — есть несколько специализированных фирм), прежде всего, из-за отсутствия электронных карт местности. Без электронной карты (на которой есть все объекты на местности — дома, отели, заправки, водоемы) навигатор то же самое, что компьютер без программного обеспечения. Вообще-то об этом чудо-приборчике надо писать отдельную статью, я же пока ограничусь кратким впечатлением.

Europa Trophy
В Риме предпочитают малогабаритный транспорт
Europa Trophy
Мелкие воришки — проблема всех крупных европейских городов, и «вечный город» — не исключение
В Европе навигатор в автомобиле такая же обычная вещь, как у нас автомагнитола. Даже все таксисты ездят по прибору. Принцип его действия очень простой. На высоте 20000 километров над землей двигаются навигационные спутники (максимум прибор может «поймать» 24, но чтобы работать, ему хватает и четырех). Сигнал с включенного прибора (на это требуется минут 5-10) «ловят» сразу несколько спутников и идентифицируют его на местности. Выглядит фантастически: на небольшом ЖК-экране прибора (мы пользовались Garmin iQue 3600 c 4-х дюймовым монитором) можно наблюдать собственное передвижение в режиме реального времени: если установлен минимальный масштаб (в 1 см — 30 метров) — окружающие объекты буквально мелькают на экране, а если масштаб минимальный (1 см — 80 км) — треугольничек (обозначающий местонахождение и направление движения) «зависает», как часовая стрелка. Зато видны все крупные объекты — города, озера, реки и даже государственные границы вокруг.

Europa Trophy
Стоянка водных такси…
Europa Trophy
... и гондол в Венеции
Europa Trophy
12 июля. Венеция
Перед стартом очередного переезда мы чертили по навигатору маршрут, задавали параметры (например, можно исключить платные магистрали, выстроить путь по минимальному расстоянию или времени в пути) и далее полагались только на него, даже не сверяя свое передвижение по карте. Перед любой мало-мальски значимой развязкой навигатор дополнительно выводил на экран увеличенную схему участка с обозначением направления стрелкой и голосовой подсказкой противным «роботизированным» голосом на английском (например: «На кольце у вас второй выход»). Несколько раз на особо сложных развязках мы ошибались с поворотом, но навигатор тут же перечерчивал нам маршрут.

Ну ладно, на трассе еще как-то можно сориентироваться. Но как бы мы искали свой отель в таких мегаполисах, как Рим или Париж, да еще ночью? Никаких проблем — выдав с несколько десятков команд (в городе, что естественно, его активность резко усиливалась), он точно выводил нас к нужному крылечку. Кроме того, навигатор позволял получать кучу полезной информации (думаю, что со всеми его возможностями мы так и не разобрались) — точную скорость, расстояние до заданной точки, высоту над уровнем моря (что особенно было интересно в Альпах), видеть всю окружающую инфраструктуру — АЗС, дилерские станции, супермаркеты и т.д.

Europa Trophy
Уличные кафе для Парижа — образ жизни
Europa Trophy
Stalingrad – такое название в Париже носит крайне неблагополучная окраина
Europa Trophy
14 июля. Париж
Не обойтись в Европе — если вы, конечно, хотите что-то увидеть, и без подробных путеводителей. Именно эти книжки составили основу нашего багажа — 20 кг. Все путеводители по нашему маршруту мы покупали в Иркутске в книжных магазинах (рекомендую издательство DK — все очень подробно, доступно, много карт и иллюстраций, но достаточно дорого — от 800 руб. и выше). В крайнем случае, путеводители можно заказать через любой Internet-магазин (из «Озона» товар доставляют дней за 5) или купить в Москве (рекомендую в центре магазин «Москва» на Тверской, «Московский дом книги» на Новом Арбате и магазин «Карты и Атласы» на Кузнецком мосту). Все путеводители можно купить «на месте», и даже дешевле (путеводитель по Риму издательства DK я встретил на площади Святого Петра за 20 евро, в Иркутске он обошелся мне в 1300 руб.), но эти книжки лучше полистать заранее (самолет — идеальное место), чтобы составить план поездки.

Проблему платежей мы решили очень просто — сбросились на энную сумму и завели банковскую карту (предпочли распространенный в Европе Master Card). Мало того, что в Европе все более-менее крупные покупки принято оплачивать по карте, а во многих случаях (скажем, на АЗС и на платных дорогах) это и удобнее, так мы могли периодически отслеживать состояние счета с помощью Internet. Но без наличных все же не обойтись, поэтому у нас была и совместная «кэш-касса» (плюс личные карты и наличные).

Europa Trophy
Europa Trophy
Самое частое дорожное нарушение в Париже – неправильная парковка – карается жестко.
Europa Trophy
Граница между Францией и Бельгией, как и прочие в Евросоюзе — не более чем формальность
И еще — надо учитывать, что подобная поездка — это большие физические и эмоциональные нагрузки (честно говоря, были дни, когда мне казалось, что силы уже на исходе) и требует хорошей спортивной формы. Поэтому мы остановились на чисто мужском экипаже, отправив жен и детей отдыхать на море. Важнейший фактор успеха подобной поездки — психологическая совместимость, ведь в одной упряжке, как космонавты, пришлось провести 28 суток. Слышал историю, как лучшие друзья не выдержали подобного испытания — расстались врагами и навсегда. Не скрою, у нас были подобные опасения. Прежние с Юрием совместные поездки — в Абхазию, на Хайнань и в Маньчжурию в расчет не брались: слишком скоротечны (не более недели), режим — отдых в чистом виде, да и ездили мы большой компанией, в которой можно при необходимости раствориться. На этот раз, за небольшим исключением, мы были вместе 24 часа в сутки, а это не так-то просто. Но — обошлось: не считая небольшой размолвки в 3 часа ночи в Альпах, никаких межличностных конфликтов не возникало. В Москве, прилетев из Барселоны, мы расстались друзьями!

«ПИЖОН»

На каком автомобиле ехать? Для нас подобного вопроса не существовало: только кабриолет. Только таким образом можно ощутить весь мир вокруг (тем более, было что). После анализа возможных предложений остановились на Peugeot 307 СС: относительно свежая модель, жесткая складная крыша, оптимальная вместимость (мы надеялись на попутчиков, но, оказывается, автостоп в Европе все же экзотика).

Вряд ли подобный автомобиль появится в Иркутске — у нас почему-то до сих пор нет дилера Peugeot (хотя в Европе, как по количеству автомобилей, так и сервисных станций, эта марка самая популярная), да и кабриолеты у нас, мягко говоря, спросом не пользуются. Хотя цена для кабриолета более чем привлекательная — чуть более $30000.

Черный автомобиль ждал нас на огромной парковке прокатной компании Europcar в аэропорту Барселоны. Обычно автомобиль в жизни смотрится лучше, чем на картинке, здесь же все было наоборот: со сложенной крышей машина выглядит как нескладный подросток. Но стоит открыть крышу, как все встает на свои места: теперь это настоящий Peugeot — элегантный и красивый.

Europa Trophy
Europa Trophy
Самое частое дорожное нарушение в Париже – неправильная парковка – карается жестко.
Europa Trophy
Граница между Францией и Бельгией, как и прочие в Евросоюзе — не более чем формальность
Мы оба поклонники марки Honda, поэтому особого впечатления 2,0-литровый

137-сильный мотор не произвел. Машина показалась куда меланхоличнее редакционного Focus с 2-литровым 130-сильным мотором и «автоматом» (на котором в качестве водителя мне довелось съездить в Орлик, Улан-Батор и Маньчжурию). Но тем не менее этого заряда «Пижону» вполне хватало, чтобы уверенно держать на трассе 130-150 км/час. Больше не надо — при открытой крыше (а мы ее закрывали только при длительных парковках) становятся слишком назойливыми аэродинамические шумы, и кузов начинает проявлять склонность к вибрациям.

Внутренний дизайн — без особых изысков. И если я, несмотря на любовь к Honda, готов преклоняться перед стилистикой последнего поколения Peugeot (в первую очередь 407-й модели и особенно купе), то внутри «Пижон» выглядел довольно скучно. Недорогой пластик, банальная панель приборов, простенькая магнитола с CD (мы взяли с собой шесть десятков дисков в основном с патриотическими русскими песнями — так и ехали, распевая «Мы пол-Европы по-пластунски пропахали, а завтра-завтра, наконец, последний бой»).

Не обошлось без промахов и в эргономике: мы так до конца поездки и путались, в какую сторону нажимать клавишу, отвечающую за открытие/закрытие крыши (ее надо держать все 20 секунд, что работает механизм). В результате, похоже, ни разу не выполнили эту операцию с первого раза. В салоне нет кнопки открытия багажника — она «зашифрована» в «нолике» заднего шильдика (хорошо, что об этом мы спросили при получении машины — сами ни за что бы не догадались). С этим вообще было целое приключение — во второй день в Марселе мы решили приготовить ваучер перед ближайшим отелем в Ницце. Но багажник не открывался, несмотря на все усилия. Что мы только не делали — все тщетно. Юрий в шутку предложил попинать по колесу. И чудо — через пару минут багажник открылся. Только позже мы догадались, что багажник «запитан» на центральный замок, но не разблокируется при простом открытии дверей. Чтобы его открыть, надо всего лишь нажать на кнопку, отвечающую за открытие центрального замка.

Europa Trophy
Помпезное здание Гранд-Опера парижане называют позолоченным свадебным тортом
Но это, пожалуй, все претензии к «Пижону». Более того, если бы мне представилась возможность выбирать автомобиль второй раз, я бы остановился на Peugeot 307 CC. Парадокс? Отнюдь нет. Да, за те деньги, что мы заплатили за «Пижона», мы бы могли взять автомобиль более мощный и комфортный — скажем, Ford Mondeo (именно такая альтернатива перед нами и стояла). Но тогда бы мы лишились возможности быть единым целым со всем окружающим миром. «Съехавшая крыша» для нас важнее! А платить за месяц аренды, например, Mercedes CLK или BMW Z4 столько же, как стоит Renault Logan, мы не были готовы морально.

Europa Trophy
Такой вот «Квазимодо» развлекает очередь в Собор парижской богоматери
Europa Trophy
Площадь перед Центром современного искусства Жоржа Помпиду – место средоточения уличных музыкантов со всего мира
Что понравилось? Вместимость багажника. В тестах накануне поездки мы читали, что в багажник 307 CC входит пара спортивных сумок (солидную часть «съедает» отсек для крыши). Вошли и они, и десятки пакетов с сувенирами, альбомами и открытками, которыми мы «обросли» в поездке. Вошел даже огромный чемодан, который я был вынужден купить в Андорре, не зная, как распихать всю поклажу. Понравился объем заднего сиденья — полноценные два места. Штурман периодически устраивался там и в полулежачем положении загорал или обозревал проносящиеся по бортам красоты. Просто идеальная обзорность (средних стоек нет). Кондиционер(!) в объемном бардачке позволял всегда иметь на борту охлажденную воду и пиво (что при жаре отнюдь не мелочь). Понравился маршрутный компьютер — странно, почему на наших машинах, классом выше, такого нет. В Европе заправки расположены на значительном расстоянии друг от друга, но даже при загоревшейся лампочке мы всегда знали расстояние, на которое хватит оставшегося запаса. А так как оно всегда было значительным — от 50 км и более, то особо не волновались. Показатель мгновенного расхода топлива позволял нам даже заключать пари — кто проедет тот или иной участок экономичнее. Обычно на трассе результат колебался от 6,8 до 8,0 литра на сотню, максимум — 10 литров в крупных городах и до 12 в пробках (в которые мы попали всего-то три раза — перед Монте-Карло, в районе Генуи и на окраинах Милана). Что тоже радовало. Хотя окончательно с механизмом управления бортовым компьютером мы не разобрались — алгоритм (на подрулевом переключателе) оказался слишком сложным, а инструкция на французском языке. Эффективный кондиционер (минимальная температура 14 градусов): вопреки сложившемуся мнению («улицу не топят»), он позволял успешно бороться с жарой. Тому способствовала и удачная организация воздушных потоков: передние сиденья набегающий воздух обруливал, зато на задних творилась настоящая буря: пару раз едва не выдуло незакрепленные вещи. Сказать о жесткости подвески сложно — на всем пути нам не встретилось ни одной не то что ямы, даже трещинки. Зато кузов оказался жестким и не страдал традиционной кабриолетной расхлябанностью. Руль — в меру острый, позволяющий уверенно чувствовать автомобиль на трассе.

Есть у машины и свои «фишки»: разметка спидометра до 180 км/час ведется нечетными десятками (10, 30, 50…). Указатель температуры масла — на тахометре (мы долго гадали, что это за цифры).

Но, пожалуй, главным для нас стало то, что автомобиль не потребовал к себе ровно никакого внимания, исключая заправки. Мы даже ни разу его не мыли, хотя на севере Европы постоянно шли дожди — можете представить что-нибудь подобное, если бы вы проехали через всю Россию. Единственная неприятность — перегоревший предохранитель, из-за чего мы остались без GPS-навигации и немного поблуждали в окрестностях Венеции. Но эту неполадку мы устранили собственными силами.

НАЗАД В СССР

Europa Trophy
Плавучая квартира – мечта амстердамцев
Europa Trophy
В Амстердаме не принято ездить на хороших велосипедах – украдут. Так что основу «парка» составляют видавшие виды «велики»
Не зря говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Нынешний Евросоюз мне напомнил СССР: единая валюта, формальные границы и при этом сохранение самобытности каждой нации. Когда мы стали разъединяться, весь мир объединяется. И при этом не в ущерб национальной самобытности: Бельгию ни за что не спутаешь с Францией, а Голландию с Германией.

Европа живет одной большой семьей. Это для нас поездка за границу по-прежнему событие. Для европейцев, скажем, съездить из Амстердама в Париж на выходные — то же самое, что для нас сходить в гости к теще — обычное течение жизни. Центр европейских городов — это сплошная туристическая зона, в которой аборигенов, кроме обслуживающего персонала, не найти: сплошь люди с картами и путеводителями в руках. В Венеции, где на 60 тысяч жителей приходится 13 миллионов туристов в год (это все равно, если бы Шелехов решили посетить все жители Москвы и Подмосковья), коренной венецианец — сам достопримечательность: при его появлении на вапоретто — «маршрутке» на воде, с местной газетой в руках, все начинают его тщательно разглядывать.

Все смешалось в этом мире. Пока мы только вздыхаем по поводу засилья китайцев и таджиков, всю Европу заполонили африканцы и арабы. В том же Париже есть кварталы, где французов уже почти нет. Но и русские наступают. В Ницце и Монте-Карло любой экскурсовод покажет вам виллы «новых русских» и «старых советских». Везде, где бы мы ни были, звучала русская речь. И различить соотечественников можно только по разговору — затравленные взгляды и «советский прикид» — все это осталось в прошлом. Мы теперь тоже часть современного мира.

ДОРОГИ И ИНФРАСТРУКТУРА

С чем не поспоришь — дороги в Европе не чета российским: идеальное покрытие, разметка, указатели, знаки… И все-таки выскажу крамольную мысль — автомобиль в России, по крайней мере, в крупных городах, эксплуатировать куда проще, чем в Европе.

Тезис о цене на топливо (от 0,87 евро (30 руб.) в Андорре до 1,41 в Амстердаме (50 руб.), в подавляющем большинстве случаев 1,23 евро/литр) парируется более высокими европейскими зарплатами. Но вот сложности с парковкой… В европейских городах просто так не припаркуешься — бесплатные паркинги только для инвалидов (обозначенные характерным знаком места почти всегда свободны), на платных у обочин (от 1 евро в час) свободные места — большая редкость, поэтому в основном машины приходится прятать под землю (3,30 евро час в Монте-Карло, 19 евро в сутки в Париже и в Венеции). Из-за узких тесных улиц трафик в центре крупных городов очень напряженный — пробки, пробки, пробки… Ощущение такое, что автомобилям здесь объявлен режим наименьшего благоприятствования. Мы не рискнули передвигаться ни в одном городе, где бы ни были, лишь в Женеве съездили в Мировой музей автомобилестроения, да и то, потому что он был расположен за городом. Коренные амстердамцы или парижане не ездят на работу на автомобилях — дорого и непрактично. Даже те, кто живет за городом (а жить в центре Парижа, как и любого другого крупного европейского города — тоже испытание) добираются на автомобиле только до крупных парковок на подъездах к центру. Дальше на общественном транспорте: быстрее, дешевле и удобнее. Да, да — удобнее. Это у нас общественный транспорт разваливается, а в Европе переживает бум. В Париже мы прокатились на суперсовременных поездах метро, которые работают в полностью автоматическом режиме — машинистов нет. В салоне — кондиционеры и ЖК-мониторы с клипами. В Амстердаме комфорт в салонах трамваев сопоставим с авиационным, а ходят они по расписанию, которое высвечивает электронное табло.

Такси отошли на второй план (мы с превеликим трудом поймали машину в Барселоне и Париже), а что-то похожее на маршрутное такси не видели вообще.

Те, кто хочет все-таки ездить сам, спасаются, кто как может. Скажем, в Барселоне, Ницце и особенно Риме основу потока составляют скутеры и легкие мотоциклы, причем девушки за рулем преобладают (мотоциклетный шлем — а без него выехать никому в голову не приходит — женщинам очень к лицу). В Амстердаме главное средство передвижения — старый-старый невзрачный велосипед.

Везде без исключения основу потока составляют автомобили B и C-класса, причем исключительно в кузовах хэтчбек и универсал. Я даже проспорил Юрию 100 евро — что мы не встретим ни одного седана Focus. Встретили — под самый конец поездки, хотя для меня это было полной неожиданностью — на европейских заводах такие не выпускаются. Дорогие машины — большая редкость, по крайней мере, свежие Mercedes или BMW встречаются куда реже, чем в Иркутске, предел для японцев автомобили D-класса (Honda Accord, Toyota Avensis) — например, популярную у нас Toyota Camry мы не встретили ни разу. Вообще, «японцев» довольно много — примерно треть потока. Ну а самые популярные автомобили все же европейские — VW Golf, Ford Focus (вот удивительно — производство только начато, но на дорогах много автомобилей второго поколения), Peugeot 307 и …Smart — единственный, который позволяет парковаться не вдоль, а поперек проезжей части.

Но это в городе. На трассе доминируют фуры (в том числе и автовозы), которые идут по правой полосе единым, сплошным потоком. Также особняком они держатся и на заправках: как правило, для них отдельный комплекс (Servis Area). К слову, АЗС на трассах встречаются не чаще, чем одна километров на 50, и мало чем отличаются от хороших российских (таких, скажем, как иркутские Юкос, Омни и Люкс-Ойл). Как правило, это крупные комплексы с супермаркетом, мойкой и обязательным туалетом (на обочину в Европе из-за высокой организации движения «сходить» проблематично). Некоторые наиболее крупные — с рестораном фаст-фуд, причем какого-нибудь национального бренда. Вся разница состоит в том, что у нас платишь, а потом заправляешь, а в Европе наоборот. Небольшие АЗС на сети местных дорог работают в основном по системе self-service. Вот с этим у нас постоянно возникали проблемы, так как алгоритм работы у всех разный: где надо вставить сначала пистолет, потом банковскую карту, где наоборот, где еще надо набрать код топлива. На колонке есть «Инструкция по эксплуатации», но полиглотов в нашем дуэте не было. Как правило, помощь в этом случае приходила незамедлительно — дай бог, чтобы кто-то был на заправке.

Платными дорогами мы старались не злоупотреблять, но не по экономическим соображениям. Скорее наоборот — двигаться по автобанам и их производным выгоднее, чем по бесплатным — экономится и время и деньги (расход топлива значительно меньше). Условно плата за магистрали примерно 5 евро за 100 километров пути, ограничение скорости — 130 км/час (впрочем, его мало кто соблюдает). Двигаться по магистрали довольно скучное занятие: ненамного интереснее полета на самолете. По крайней мере, страну не увидишь. Зато быстро: от Люксембурга до Лиона (490 километров) мы проехали за 3 часа 20 минут.

Въезд на магистрали осуществляется через огромные турникеты, где автомат выдает квитанцию с местом и временем заезда. На выезде вставляешь квитанцию в приемник и получаешь сумму оплаты. Оплатить можно наличными или банковской картой (мы предпочитали второй вариант), после этого открывается шлагбаум. Дважды мы нечаянно проехали по магистрали «на халяву». Первый раз на пункте въезда взяли самый правый турникет и с удивлением не обнаружили ни шлагбаума, ни квитанции. Поехали — будь что будет. Проехали километров 200 и на выезде опять взяли крайнюю правую полосу — шлагбаума снова не было. Для кого предназначено такое «окно», так и осталось тайной. В другой раз прижались к самому шлагбауму, проехав «мимо кассы». Только хотели дать назад, но нас поджала другая машина, водитель которой уже расплачивался картой (половина кабинок работает в автоматическом режиме). Шлагбаум открылся и выпустил за раз обе машины… Правда, мы где-то слышали, что все турникеты оснащены системой видеонаблюдения, и все подобные нарушения жестко караются, да и нарушать-то мы не хотели — так получилось.

Полиция? Если не считать курьеза в пригороде Парижа, когда нас приняли за террористов, больше никаких контактов с органами правопорядка мы не имели. Несколько раз мы попадали под прицел радара (останавливать на трассе никому в голову не придет), пару раз собрали «тикеты» за нарушение правил парковки, но вот никаких штрафов, по крайней мере, на момент сдачи машины прокатчику, так и не пришло. Любопытно — о присутствии полиции, как и в России, встречные предупреждают миганием фар.

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ

Я не случайно назвал этот пробег — Trophy — это действительно было приключение. Каждый день дарил нам какое-нибудь событие: будь-то встреча с вечным пилигримом Володей в Риме, грандиозный салют, который мы наблюдали на крыше нашей гостиницы в Брюсселе, забравшись туда по водосточной трубе, или «конфискация» автомобиля за неправильную парковку в Париже. Впрочем, об этом я уже достаточно подробно рассказывал в своем дневнике.

Да, на автомобиле мы почти не плутали. Но вот на своих двоих несколько раз попадали в довольно неприятные ситуации. Приехав в три часа ночи в Рим, побежали любоваться «вечным» городом и даже не запомнили название отеля, в котором остановились. Нашли просто чудом. Нечто подобное произошло в Амстердаме — название отеля мы запомнили, но где он расположен, позабыли (в любом крупном европейском городе сотни отелей и спрашивать об их нахождении даже у полиции, если это не какая-та достопримечательность, бесполезно). Дело осложнялось еще тем, что до этого мы посетили кофешоп. Искали отель часов пять, но нашли. В переулках средневековой Вероны забыли, где оставили автомобиль. А в Париже едва не потеряли бумажку с адресом парковки. Это была бы катастрофа.

Так что главное правило подобного путешествия — не потеряться. Остальное приложится.

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА СКОБКОЙ

Да многое. Можно было бы порассуждать об уровне сервиса в европейских трехзвездочных отелях (всего мы «проехали» 11 гостиниц). Раньше за границей я останавливался в более высококлассных отелях, поэтому сейчас они меня разочаровали. Маленькие обшарпанные комнаты со случайной мебелью, обветшалый душ, весьма (иногда очень) скромные завтраки. Кондиционера не было практически нигде, правда, телевизор и телефон всегда. Исключения — отели в Барселоне и, пожалуй, в Лионе, которые все же были ближе к привычным нам (в том числе и по российским меркам) стандартам. И это при том, что цена двухместного номера колебалась от 110 до 175 евро. Несомненный плюс — все они были в центре, поэтому едва выйдя за порог, мы оказывались в водовороте римской, парижской или венецианской жизни.

А еще поразило, что идеального места на земле нет. В нашем сознании как-то сложилось, что на Западе построили идеальный мир, и только мы живем в сплошной грязи. Это не так, далеко не так. И в Европе полно проблем: безработица, рост цен, экология, дорогое медобслуживание и многое другое. Это в глобальном смысле. А в более локальном… Например, такого количества собачьего дерьма, психов, бомжей и пьяниц, как в Париже, вы не увидите больше нигде в мире. А в Риме на пешеходных переходах от автомобилей приходится буквально изворачиваться — даже в Иркутске больше шансов, что тебя пропустят, а уж специально давить вряд ли станут. А уж скоростной режим нарушают всегда и везде.

Так что идеального места на Земле мы так и не нашли. Что же — будем продолжать искать!

Игорь Верхозин

Автомаркет + Спорт




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика