Shopping Аккумуляторы
Энергия холодного пуска.
Могут ли зарубежные производители аккумуляторов подозревать, что их детища у нас в Сибири — самые настоящие расходные материалы, как приводные ремни, фильтры или те же амортизаторы. Это там, в Европе и Америке с Японией, батареи порой приобретают качества вечных составляющих. Наша же зима расправляется с ними часто довольно жестко. Особенно если аккумулятор подобран без учета всех условий эксплуатации. Морозы, кстати, не за горами. А потому стоит разобраться, что к чему на иркутском рынке аккумуляторов.
Определяем состояние
Идеальный аккумулятор тот, который и в минус 30°С, коленвал в загустевшем масле провернет, и делать это будет постоянно по разу-два в день, и четыре-пять сезонов таким образом выдюжит. Идеальных аккумуляторов не бывает. Встречаются те, которые наиболее полно отвечают конкретным особенностям использования. Поэтому перед приобретением батареи нужно четко представлять себе, какие характеристики нового аккумулятора будут востребованы в первую очередь. Не зря же в рекламных буклетах различных производителей в списке достоинств преобладают то высокий пусковой ток, то низкий уровень саморазряда, то иные качества. Хотя иногда можно наблюдать, как автовладелец, пренебрегая правилами, устанавливает на свою обычную легковушку дорогущую батарею, потенциал которой не будет востребован даже и вполовину. Или наоборот, берет дешевенький аккумулятор на машину, эксплуатирующуюся в жесточайших условиях.
В общем, выбор батареи, все равно что подбор моторного масла — учитывать необходимо все нюансы.
Условия первичны
Условия эксплуатации автомобиля, от которых непосредственно зависит выбор батареи, можно разделить на несколько типов. Первый — самый щадящий. Машина всю зиму стоит в отапливаемом гараже, каждый день на ходу, и при этом количество и время дневных простоев на морозе минимально. Такой режим использования расходует ресурс батареи самым экономичным образом. В этом случае нет нужды заглядываться в сторону аккумуляторов, сохраняющих работоспособность в самых экстремальных условиях, и оценивающихся, между прочим, весьма экстремально! Вполне подойдут обычные батареи, чьи пластины выполнены из малосурьмянистого свинца. Также в щадящих условиях работает АКБ, когда владелец совершает ежедневные поездки, забирая автомобиль из холодного гаража. Другое дело, если машина несколько дней простаивает. В этом случае аккумулятор успевает остыть и для пуска ему понадобится мобилизовать все свои возможности. Тут уже стоит подумать о достойном преемнике малосурьмянистых АКБ, гибридном изделии, у которого положительные пластины сделаны из традиционного материала, а отрицательные созданы из свинца с применением кальция. Впрочем, как раз последняя технология уже добрый десяток лет как стала на западном рынке традиционной. Кальций используют и при изготовлении положительных пластин. Подобные батареи так условно и
называются — кальциевыми. Их основное достоинство перед малосурьмянистыми заключается в том, что расход воды у них либо минимален, либо отсутствует вовсе, что дает производителям право делать такие изделия или мало-, или вообще необслуживаемыми. Но есть у них и недостаток. Точнее, недостаток есть у автомобилей отечественного производства. Заключается он в скачках напряжения в бортовой сети. В идеале на холостых оборотах двигателя оно должно лежать в пределах 13,8-14,4 В. Отклонение в ту или иную сторону неминуемо скажется на ресурсе кальциевого аккумулятора. Так, перезаряд приводит к вскипанию электролита, повышая его плотность, что негативно сказывается на состоянии активной массы. Кроме того, кипение электролита подразумевает под собой расход воды. Но как, спрашивается, вы пополните ее недостаток, если аккумулятор полностью необслуживаемый. В данном
случае его уже можно считать приговоренным.
Также негативен и недозаряд. Его последствия могут быть даже хуже, потому как приводят к отложению на пластинах сульфата свинца. Обычно сульфатация — продукт саморазряда, когда батарея долго невостребована. Тем не менее этот процесс протекает и при постоянно работающем аккумуляторе. К примеру, при тех же коротких поездках с частыми остановками и последующими пусками. Или же в случае неисправности электрооборудования, когда генератор по разным причинам недозаряжает батарею. Кстати, один из самых распространенных случаев неправильного подбора аккумулятора — несоответствие его емкости объему двигателя. Бывает, что иные владельцы устанавливают под капоты полуторалитровых легковушек неоправданно мощные 60-65-амперные батареи, тогда как место их — в моторных отсеках двухлитровых автомобилей. В итоге систематические нехватки заряда неизбежно приводят к уменьшению срока службы. Так что, покупая аккумулятор, необходимо целиком руководствоваться рекомендацией автопроизводителей.
Что касается недозаряда по другим причинам, то тут, во-первых, необходимо провести диагностику электрооборудования автомобиля. Ее, кстати, бесплатно осуществляют при покупке батареи большинство иркутских предприятий. Если напряжение в бортовой сети в норме, а батарея тем не менее не заряжается, имеют место два варианта. Либо АКБ уже находится при издыхании, либо нужно чаще ездить. Совет, конечно, глупый, но порой подобная практика встречается. Так, одна знакомая, у которой машина стоит на открытой стоянке и заводится зимой только лишь при условии каждодневного использования, специально устраивала поездки по выходным — чтобы в понедельник нормально пустилась. Для тех, у кого имеется гараж, естественно, гораздо проще элементарно периодически подзаряжать аккумулятор.
Однако вернемся к условиям эксплуатации и поговорим о самых тяжелых. Например, о таком, когда машина «живет» на улице и покидает место хранения всего раз-два в неделю. Или же, как говорилось выше, эксплуатируется в режиме коротких поездок и частых остановок. Вот он, самый настоящий экстрим, выдержать который могут лишь самые продвинутые батареи. К таким относятся и гибридные, и полностью кальциевые аккумуляторы, активная масса которых создана с применением серебра. А в особенности те аккумуляторы, которые разработаны с использованием передовых технологий (мы о них еще поговорим). Причем если машина ночует на открытом воздухе, необходимо обратить внимание на выдаваемый аккумулятором пусковой ток. Ведь та же 55-я батарея может иметь и 255 Ампер, и 280.
Кстати, значение пускового тока особенно важно для дизельных двигателей. Последние — это вообще отдельная тема. Дизель сам по себе уже представляет тяжелое испытание для аккумулятора. А уж во время морозов... Словом, чем выше ток пуска, тем лучше. Хотя существует мнение, что чрезмерно высокий стартовый ток не совместим с большим ресурсом.
Пусковые технологии
Все последнее десятилетие аккумуляторный прогресс двигался семимильными шагами. В итоге решительно все зарубежные компании ныне выпускают полностью кальциевые батареи, оставляя в производственной программе гибриды специально для рынков вроде России. Да что там кальций, давно в применении серебро, которое используют, к примеру, Bosch и Varta, обещающие увеличение на треть пускового тока и больший ресурс. Приятно, что изготовленные с применением этих материалов аккумуляторы легко прижились на иркутском рынке.
Вспомним также и о технологиях, которые, в частности, применяет концерн Exide. Речь идет в первую очередь о технологии расширенного металла, используемой при производстве пластин. Суть ее — получение пористой поверхности свинцового листа, что дает в результате увеличенную площадь соприкосновения пластины с электролитом. А это прямое повышение сопротивляемости коррозии и деформации.
Наряду с подобным прогрессивным методом, увеличивающим потребительские качества батареи, Exide широко пользуется еще одним новшеством — технологией STR. Она подразумевает отсутствие электролита как жидкости. Есть лишь гель, а точнее, пропитанный электролитом специальный материал микрофибра, под повышенным давлением сжатый с пластинами. Плюсы этой технологии — высокий пусковой ток и долговечность. К тому же повреждения подобной батарее практически не страшны — электролит ведь не вытечет.
Еще выше указанные характеристики у аккумуляторов, чьи пластины напоминают рулеты, состоящие из скрученных свинцовых листов, перемежаемых слоем микрофибры. У них контакт губки с электролитом и активной массы еще плотнее. Отсюда и закономерный рост параметров.
Быть может, вы спросите, какое нам до этого дело, подобные технологии до нас вряд ли доберутся. Однако замечу, что и STR, и расширенные металлы присутствуют на нашем рынке уже как минимум год-полтора. Причем цены, учитывая их конструктивные ноу-хау, не слишком высоки. Более того, Иркутск при всей его насыщенности марками и моделями аккумуляторов продолжает наполняться новинками. Одна из последних — появление на прилавках магазинов свежей вариации на тему хорошо известной у нас батареи Exide Maxxima 800 — Exide Maxxima 900. Это означает, что АКБ емкостью 60 Ач выдает на-гора ни много ни мало 900-амперный пусковой ток по стандарту EN. Для сравнения, обычный аккумулятор способен дать лишь около 500 А. Помимо чумового старта новая Maxxima несет обозначение deep cycle, что означает возможность многократного и глубокого цикла разрядки без потери свойств. 800-й серии такое было противопоказано. К тому же модель 900 должна заинтересовать любителей Caraudio. Для них на корпусе батареи предусмотрены специальные выводы, к которым можно подключать «музыку». А еще при установке серьезных акустических систем совершенно необязателен дополнительный аккумулятор. По заверениям создателей, их детище справится с любым, даже самым мощным сабвуфером.
Последовала примеру Exide компания Centra, ранее выпускавшая лишь стандартные аккумуляторы. Совсем недавно в Иркутске появилась ее модель Future, чьи пластины также выполнены по технологии STR и расширенного металла. Кроме того, у батареи есть фильтр, защищающий от переполюсовки клемм и, следовательно, короткого замыкания. Имеется у AКБ защита от миграции газов из банки в банку. К тому же в аккумуляторе использованы добавки, не позволяющие батарее при температуре от
-20°С и ниже скачкообразно повышать силу тока. Таким образом, удается избежать разряда. Кстати, если высокие технологии от Exide стоят от 7 тысяч рублей, то цены на те же самые под маркой Centra начинаются с 2 тысяч рублей.
Продолжая тему новинок, надо вспомнить аккумуляторы Solite с «японскими» емкостями от 40Ач и нестандартной полярностью клемм. А заодно санкт-петербургские батареи «Катод», также имеющие клеммы малого диаметра, рассчитанные на применение в тех же «японцах». Между прочим, пусковой ток у обычного кальциевого «Катода» тоже достаточно высок — к примеру, 300 А по стандарту EN у АКБ емкостью 45 Ач. Кроме того, в Иркутске за минувший год появились пять новых аккумуляторных марок — германские Moll и Kraft, чешская Euro и российская Akom, украинская Oberоn.
Расширяемся
|
Приобрести аккумулятор в Иркутске не проблема. Множество фирм и еще большее количество торговых точек предполагает разрешение любой проблемы, связанной с поиском батареи. Причем число магазинов продолжает расти. Так, у Centra-Иркутск недавно открылась очередная точка в «Автограде», а также павильон рядом с АЗС на ул. Байкальской. «АкТрейд» занял место на ул. Баррикад, 24А, ул. Трактовой, 9 и на рынке «Меридиан». Словом, рынок расширяется. Хотя, с другой стороны, с него порой уходят фирмы, занимавшиеся аккумуляторами постольку-поскольку. Все-таки конкуренция не оставляет желать лучшего.
|
Из-за нее же большинство компаний, батареи для которых — основной заработок, предлагают покупателям бесплатную диагностику электрооборудования автомобилей. Да и гарантия стремится к максимуму, составляя для различных марок аккумуляторов от полутора до трех лет. Цены, впрочем, тоже помаленьку растут. В частности, за последнее полугодие они прибавили в среднем 5-7%.
|
Что касается сопутствующих товаров и услуг, то в этом направлении, можно сказать, наметился определенный прорыв. Наряду с традиционными вещами, вроде электролита, клемм, присадок, фирмой АКБ был предложен аппарат для дисульфатации пластин аккумуляторов. По сути дела, это обычный выпрямитель, у которого, однако, заряд чередуется с разрядом и так на протяжении множества циклов. Данное устройство можно приобрести (990 рублей). А можно лишь воспользоваться его услугами. Стоимость для обычных легковых емкостей порядка 100-200 рублей. Максимальная же цена — 290 рублей. В ряде случаев это неплохая альтернатива покупке новой батареи.
Фирмы Иркутска, где можно купить аккумуляторы |
Название, адрес, телефон |
Спецификация |
Centra-Иркутск
лев. берег Каи, 1, 43-80-20
ТЦ «Автоград», пав. 20, 37, 53-85-50,
ул. Фурье, 3А, 24-34-24, ул. Байкальская, 273А, 35-14-66, 35-42-95
Павильон у АЗС на Байкальской
ул. Трактовая, 9, пав. 9
р-к «Знаменский», пав. 50Н |
Centra, Black Horse, Mutlu, Solite, Подольск, «Зубр», Topla, Atlas, Super Nova. Гарантия 1 год, 5 лет бесплатного обслуживания, диагностика |
«Автон»
ул. Байкальская, 52, 205-402
ТЦ «Автоград», пав. 9А, 161, 91, 40А,
53-14-98
р-к «Знаменский», пав. 9 |
Solite, полгода гарантии |
«АКБ»
ул. Профсоюзная, 87, 155-142, 155-143 р-к «Знаменский», пав. 27
|
Varta, Moll, Exide, Baren, Atlas, «АкТех», Бафорс,«Зверь», Комсомольск-на-Амуре, Талдыкурган. Гарантия от 6 мес. до 3 лет, диагностика, зарядные
дисульфатирующие устройства |
«Автонормали»
ул. Трактовая, 4, 63-76-08
р-к «Знаменский», пав. 41Н,
33-92-45 (доп. 24), 33-92-47 |
Тюмень Гарантия 18 мес. |
ОМНИ
ул. Братская, 7А, 33-69-98 Гарантия от полугода до года
|
Hopeche, Solite, SuperNova, Panasonic, Kraft, Ichida, Global, «AкТех», Multu, «Зверь», Varta. |
«АкТрейд»
ТЦ «Автоград», пав. 153, 153А, 54-63-05 р-к «Знаменский», пав. 12Н, 51Н,
33-97-47 (аб. 109)
ул. Баррикад, 24А, 566-905
ул. Трактовая, 9, р-к «Меридиан» |
Ista, Oberon, Multu, Topla, TAB, Titan, Подольск,Тюмень, Super Nova, Solite, Indigo Star, FB, Panasonic. Гарантия 1-3 года, диагностика. |
«Аккумуляторные технологии»
ул. Байкальская, 291, 564-870 |
«АкТех», «Зверь». Гарантия 2-3 года |
ВСКР «Востсибаккумулятор»
ул. Депутатская, 14, 20-46-16, 20-53-15 |
Гарантия год |
«Фильтр»
ул. Байкальская, 58Г
234-000
ТЦ «Автоград», пав. 56, 124 |
Moll, Kraft. Гарантия 40 мес. Euro. Гарантия 36 мес. |
«Лада-Брокер»
ул. Коммунаров, 12,
251-261 |
Akom Гарантия 3 года |
Максим МАРКИН
"Весь Автомобильный Иркутск"
|