SHOPPING Амортизаторы.
Сколько стоят безапасность и комфорт?
|
Рекламные ролики одной компании, весьма известной на рынке амортизаторов, которые нет-нет, да и проскакивают в телеэфире, красноречиво показывают последствия неисправности амортизаторов — идеальный по своему состоянию автомобиль ни с того ни с сего самопроизвольно превращается в покореженное убожество. А потом голос за кадром объясняет — виной всему увеличившийся тормозной путь. Пытливый автовладелец задастся вопросом: почему так происходит? Чтобы не углубляться в дебри теории механики, можно обойтись несколькими простыми формулировками.
Главное при торможении — уверенное сцепление колес с дорожным покрытием. Амортизатор помогает этому, так как выполняет роль элемента, обеспечивающего надежный контакт колеса с дорогой. Его главная задача — гасить колебания. Если амортизатор неисправен, то при торможении на неровном покрытии колеса беспрестанно подпрыгивают, отчего в определенные моменты значительно увеличивается нагрузка, в особо тяжких случаях грозя поломкой пружин и деталей подвески — такое часто случается при проезде серьезных неровностей; в другие же моменты, напротив, нагрузка на колеса снижается. «Разгруженное» колесо плохо тормозит, так как сцепление с дорогой хуже (эффект проскальзывания). Особенно сказывается при неисправности амортизаторов такое явление на современных автомобилях, оборудованных антиблокировочной системой тормозов (АБС). Датчики АБС не понимают того, что неисправен амортизатор — они реагируют на скорость движения тормозного диска в суппорте. Если она ниже критической (колеса вот-вот заблокируются), то АБС снижает давление в гидроприводе. А блокируются колеса при неисправных амортизаторах значительно быстрее. Вот и получается, что тормозной путь даже по объективным факторам сильно сокращается, а в случае с АБС ситуация и вовсе патовая — на неровном покрытии машина может вообще перестать тормозить.
Диагностика
Как оценить состояние амортизаторов? Обычно это делают по старинке, пытаясь раскачать автомобиль. Считается, что при исправных амортизаторах происходит лишь один цикл колебания: вниз, затем вверх и возврат в среднее положение. Увы, такой метод дает однозначно правильную оценку лишь при серьезных проблемах с амортизаторами, когда они уже основательно изношены. Эффективность его зависит также от погодных условий (скажем, зимой, когда жидкость в амортизаторе загустела, кузов труднее раскачать). Да и, в конце концов, при движении по дороге неровности воспринимаются подвеской, а не кузовом, поэтому воссоздать реальные условия для оценки параметров амортизатора такой способ не позволяет. Никаких сомнений данный метод не оставляет, когда по поведению машины на дороге понятно, что «пациент скорее мертв, чем жив».
Более эффективен метод оценки при помощи стенда, какие имеются в некоторых фирмах, специализирующихся на продаже, ремонте амортизаторов (в Иркутске такой имеется в СТО «Интеграл»). Здесь уже оценивается конкретный параметр — эффективность демпфирования при колебаниях разной амплитуды. Но данный метод весьма субъективен и требует правильной интерпретации диагностики. Это так же, как в медицине: голова может болеть как от мигрени, так и от сотрясения мозга, хотя это «две большие разницы». То же и с подвеской — в ней множество узлов, и автомеханик с низкой квалификацией запросто может поставить неправильный диагноз. Вот, к примеру, типичный случай из жизни: горе-мастера в «левом» сервисе после замены сайлент-блоков перед тем, как затягивать гайки, не нагрузили подвеску (затянули «от души» на поддомкраченном автомобиле), в результате чего рычаги и все примыкающие к ним детали стали работать с повышенной нагрузкой в сочленениях. Если теперь такой автомобиль загнать на вибростенд, то показания приборов будут лживыми. Когда у этого автомобиля сайлент-блоки (а в просторечии резинометаллические шарниры) выйдут из строя, а это произойдет весьма быстро, и его снова поставят на стенд, то опять-таки показания не дадут реальной картины состояния амортизатора — ведь не он один принимает участие в работе подвески. И таких моментов, влияющих на оценку, множество.
Таким образом, оценку состояния амортизаторов можно доверять лишь грамотному специалисту, который основательно займется проверкой всех узлов подвески.
Выбор
Итак, ясно, что амортизаторы требуют замены. Прежде всего, владельцу предстоит сделать выбор — ремонтировать или покупать новые. На самом деле ремонт амортизаторов или, как его еще называют, «прокачка» — весьма сомнительное мероприятие. Во-первых, ремонт есть ремонт и 100-процентного возврата эффективности ожидать не приходится. Во-вторых, на рынке вы не найдете ни фирменных запчастей к амортизаторам, ни фирменных жидкостей, которые используются при их производстве. Обычно берутся детали отечественного или китайского производства, масло — на какое денег не жалко. В лучшем случае, если мастера сделают работу добросовестно, такие амортизаторы отходят половину срока, предписанного заводом-изготовителем. В отношении стоимости — да, такой способ решения проблемы имеет право на жизнь. Учитывая, что стойку иные владельцы умудряются перебирать несколько раз, экономия получается значительной. Но это — лишь от бедности.
Понятно, что покупка нового амортизатора — правильное решение с точки зрения надежности и безопасности, когда экономия отходит на второй план. Но и здесь могут быть варианты. Если, к примеру, амортизаторная стойка разборного типа, то можно обойтись лишь установкой вкладыша. Это своего рода «эконом-вариант», так как срок его жизни, учитывая компактные размеры, меньше в сравнении со стандартной стойкой. Кроме того, раз вкладыш имеет меньший объем, значит, нагружается сильнее и особенно требователен к отводу тепла — во внутреннюю полость стойки должно быть залито масло. Так что не всегда экономичный вариант проще в установке. Но и стоит вкладыш значительно дешевле. Если же установка вкладыша конструктивно не предусмотрена (стойка неразборного типа), придется тратить на покупку значительную сумму.
|
Следующий этап — выбор производителя. На иркутском рынке представлены самые известные фирмы: Bilstein, Boge, Kayaba, Monroe, Sachs, Tokiсo. Правомерно ли говорить о том, что амортизаторы каких-то из них лучше или хуже? Ни в коем случае. Все эти компании имеют достаточно громкие имена и проявили себя не только при производстве амортизаторов для серийных автомобилей, но и в автоспорте. Ни одна уважающая себя фирма не позволит себе производить товар заведомо худший, чем у конкурентов. Универсальных изделий не бывает — это понятно, и разные компании идут к достижению оптимальных характеристик амортизатора собственными путями, а в производственной гамме каждой фирмы есть амортизаторы разных исполнений — более «жесткие» или, наоборот, более «мягкие», предназначенные каждый для своих условий работы. Владелец вправе выбирать: нужны ли ему усиленные амортизаторы, если часто приходится ездить по плохим дорогам, где особенно важна надежность сцепления с покрытием, управляемость — или он предпочтет относительно «мягкий» вариант для обеспечения плавности хода. Многие оценки экспертов, тестирующих амортизаторы, носят субъективный характер, а расхождения во взглядах на амортизаторы разных брендов, но относящиеся к одной «весовой категории», носят крайне незначительный характер (обычно в заключениях обходятся осторожными формулировками вроде «чуть-чуть», «немного», «небольшой перевес» и т. д.).
|
Не случайно и цены на амортизаторы одного и того же типа разных производителей сильно не отличаются. В одном из магазинов, где была представлена продукция сразу четырех производителей (Bilstein, Kayaba, Monroe, Tokiсo), менеджер не скрыл тот факт, что все различия в цене обусловлены прежде всего накладными расходами за доставку.
Большинство из уже названных производителей в производственной гамме амортизаторов имеют модели и для отечественных автомобилей. Не совсем понятно, как происходит ценообразование, но такие амортизаторы стоят значительно дешевле, чем точно такие же на вид, но для Corolla (разница в цене может доходить до 50% и более). Для многих владельцев отечественной техники это одна из возможностей облагородить собственный автомобиль. А кроме того — быть уверенным в надежности. Ведь не секрет, что в наше время подделок и откровенной халтуры на рынке — хоть отбавляй.
Из фирм, занимающихся продажей амортизаторов в нашем регионе, выделим, прежде всего, дилеров, которые могут предложить покупателю максимальный ассортимент. Компании «Резонанс» и «Центр-Авто» представляют на рынке амортизаторы Kayaba. Bilstein — главная торговая марка фирм «Бренд-авто» и «Автограф-Бранч». Компания «ИнтерАвто» (м-н «Автомир») вот уже несколько лет делает ставку на амортизаторы Monroe. Именно эти три бренда — Kayaba, Bilstein и Monroe, в основном и контролируют местный рынок. Амортизаторы иных производителей представлены не в таком широком ассортименте. В последнее время отмечена повышенная популярность у владельцев подержанной японской техники «родных» амортизаторов Tokico, которые в продаже можно встретить все чаще.
О характерах
Теперь пора подробнее рассказать о характеристиках амортизаторов. Обыкновенные масляные амортизаторы все еще имеют на рынке весомое положение — во многом благодаря относительно невысокой стоимости. Какими-либо выдающимися характеристиками они не располагают, однако могут послужить идеальным вариантом для любителей размеренной езды, и когда основная доля пробега автомобиля приходится на асфальтированные дороги.
|
Газо-масляные или, как их еще называют, газонаполненные амортизаторы вошли в автомобильную жизнь с ростом требований к устойчивости автомобиля в жестких условиях: на высоких скоростях, на разбитых трассах, зимой на обледенелой дороге. Благодаря своей «жесткости», достигаемой за счет закачанного в цилиндр азота, они обеспечивают автомобилю лучшую управляемость, более надежный контакт с дорожным покрытием. Считается, что газонаполненные амортизаторы — лучший выбор для внедорожника, так как машины с большим весом особенно требовательны к качеству сцепления с дорожным покрытием. Сочетая оптимальные характеристики, сегодня газо-масляные амортизаторы составляют основной ассортимент рынка.
Из-за того, что газонаполненные амортизаторы в сравнении с масляными не могут похвастать особой плавностью хода, конструкторы вынуждены изобретать способы придать им требуемую мягкость. Обычно это делается при помощи специальных проточек в цилиндре в зоне, близкой к середине рабочего хода, что позволяет снизить давление и, соответственно, увеличить плавность при нормальных условиях движения. Как только ход подвески увеличивается, начинают работать крайние зоны, где таких проточек нет, и амортизатор реагирует со всей присущей ему «жесткостью», не позволяя подвеске работать на «пробой». Такие амортизаторы несколько сложнее в производстве и стоят, соответственно, дороже. В противовес классической двухтрубной конструкции, выпускаются однотрубные амортизаторы — они отличаются очень четким демпфированием благодаря еще большему давлению газа в цилиндре (до 30 Бар), в сравнении с газо-масляными. Правда, из-за высокой "жесткости" предпочтительны для установки на тяжелые автомобили большого класса, внедорожники. Стоят "однотрубники" значительно дороже обычных амортизаторов (в 2-2,5 раза).
Кирилл ЮРЧЕНКО
"Автомаркет + Спорт"
|