Справочное бюро Регулировка клапанов
Если двигатель "стучит"
Как известно, зазоры в приводе клапанов двигателя — величина меняющаяся, а потому требует регулировки. В регламенте технического обслуживания существует определенный интервал этой процедуры, а потому клапанам надо уделять внимание так же, как и замене масел, технических жидкостей и фильтров. Посмотрим, как выглядит эта процедура в иркутских сервисах.
Если говорить о периодичности регулировки клапанов, то интервалы, в зависимости от марки и модели автомобиля, могут отличаться на порядок. К примеру, у большинства двигателей отечественных автомобилей клапанный механизм нуждается в осмотре и регулировке через 10000 километров пробега, а у двигателя Subaru Forester эта процедура предписана через 160 000 километров и то как проверочная, регулировка только по необходимости (российские моторы к этому периоду прошли уже капремонт). У переднеприводных
ВАЗов интервал процедуры увеличен до 15000 километров, однако необходимость регулировки зазоров иногда возникает чаще. Вообще, ВАЗовские двигатели плохо держат постоянные зазоры, они быстро «уходят», а у отдельных экземпляров их нормально выставить не удается никогда — так и ездят с постоянным стуком. Кстати, небольшой стук клапанного механизма, кроме акустического дискомфорта, ничего плохого не дает, а вот бесшумность должна настораживать: зажатые клапаны не стучат, но сильно увеличивается вероятность прогара клапанов и седел с необратимыми последствиями. Если у ВАЗовской «классики» схема газораспределительного механизма не очень удачна и на нее накладывается еще и отвратительное качество изготовления, то у переднеприводных схема жесткая, и нестабильность зависит от качества материалов и изготовления.
|
У волговских двигателей механизм не только архаичен, его конструкция усугубляется низким качеством материалов и изготовления, поэтому часто «402-е» двигатели требуют регулировки зазоров значительно чаще предписанной периодичности. Бывают даже случаи, когда у новых двигателей зазоры вообще не держатся: толкатели или регулировочные болты не подвергались термической обработке. Нормально двигатель начинает работать только после замены деталей.
На этом фоне выгодно смотрится «москвичовский» двигатель, его зазоры не только не «уходят» через предписанные 10000 километров, а иногда остаются стабильными на протяжении 50000-70000 километров пробега. Правда, удачная схема от моторов BMW омрачается нашим качеством, и один-два клапана на двигателе могут всю жизнь стучать, несмотря на тщательнейшую регулировку, никак не сказываясь на работе двигателя.
Как уже говорилось, у двигателя Forester первый раз заглянуть под клапанную крышку надо через 160000 километров, и это еще не значит, что придется производить регулировку, даже, скорее всего, ничего делать не понадобится — зазоры в норме. А вообще, этому двигателю производитель отмерил миллион километров при правильном техническом обслуживании. Интересно бы проверить! У других иностранных автомобилей в клапанный механизм заглядывать надо с периодичностью в 20000-40000 километров пробега и совсем не обязательно при этом производить регулировочные работы. К примеру, при схеме газораспределительного механизма OHC, 2ОНС, когда кулачок стоит непосредственно над клапаном, заводские установки зазоров могут продержаться всю жизнь двигателя. У двигателей Toyota это не редкость. Кстати, у переднеприводных ВАЗов такая же схема, вот только стабильности нет. Зазоры при такой схеме регулируются шайбами, коих для каждого двигателя предусмотрен большой размерный ряд.
Зазоры перед регулировкой проверяются щупами и при необходимости выставляются шайбами. В то же время шайбы просто так не заменишь, требуются приспособления, а в некоторых случаях проще снять распределительный вал. К примеру, у некоторых двигателей Toyota из двух валов один надо снимать обязательно, но мастера обычно снимают оба. Можно, конечно, демонтажем не заниматься, но процесс регулировки в этом случае займет существенно больше времени. Для ВАЗовских двигателей с регулировочными шайбами проблем нет, и препятствий для регулировки в принципе не существует, а вот для большинства иностранных двигателей, в том числе и японских, шайбы встречаются очень редко. Даже для распространенных двигателей Toyota полного набора не найти, и часто это бывает причиной отказа в услуге по регулировке. На покупку заводских шайб, для каждого размера которых предусмотрен свой номер, наши сервисмены решится не могут. Это дорого, а с продукцией производителей из третьих стран предпочитают не связываться. При постановке азиатских шайб можно добиться неплохого результата, но вот стабильности не будет.
|
Некоторые мастера, имея какой-то запас шайб с ремонтировавшихся ранее двигателей, необходимого зазора добиваются шлифованием шайб большего размера в необходимый. Работу по шлифованию в Иркутске выполняют многие предприятия, и в первую очередь авиаремонтный и авиационный заводы. Только в этом случае нельзя увлекаться, снятый больше определенного слой металла сделает никчемной всю работу по регулировке. По описанной схеме работают, к примеру, «Автомастерская» и «Технополис». Правда, в этом случае вместо нескольких часов на работу уходит день и больше — замер, разборка, шлифование, затем все в обратном порядке. Сама работа по регулированию занимает полтора-три часа, только предшествует ей обязательная выдержка для остывания двигателя, регулировка должна производиться при температуре деталей около 20°С. Зимой на остывание и полчаса может хватить, а летом иногда и больше трех часов требуется.
Регулировочные шайбы в требуемый размер можно и изготовить, что без проблем сделают на авиационном заводе, но на это тоже время требуется. Только многие мастера почему-то считают изготовленные у нас шайбы непригодными для регулировки, вроде как не обеспечивают они требуемой долговечности.
Вообще же, современные двигатели со схемой газораспределительного механизма ОНС, как показывает практика, редко нуждаются в регулировке, а необходимость в этом возникает в основном по причине неквалифицированного вмешательства или после, опять же, неквалифицированного ремонта.
В большинстве других типов газораспределительных механизмов зазоры регулируются посредством болтов или винтов — это старые типы бензиновых двигателей и большинство дизелей. Проблем с ними нет, и большинство мастерских эту работу выполняют. Затрачиваемое время и стоимость такой услуги может варьироваться в широких пределах. Где-то много работы, чтобы крышку головки блока снять, а в некоторых случаях полсалона разобрать придется, как в большинстве микроавтобусов. От такой работы в редкой мастерской отказываются — если уж имеют дело с двигателями, то регулировкой занимаются всегда. Некоторые мастерские вообще не делят автомобили на российские и иностранные. За операцию регулировки клапанов берутся почти все.
Николай РУДЫХ
Где в Иркутске отрегулировать клапаны двигателя (выборочно) |
Название фирмы, адрес и телефон |
Режим работы (выходной) |
Какие автомобили обслуживаются |
Ориентировочная стоимость (руб.) |
"АВТОМАСТЕРСКАЯ" проезд Авиаторов, 11, 51-44-50, 524-163 |
9-18 |
любые |
|
"ВОСТОК" ул. Красногвардейская, 20, 20-90-07 |
9-20 (воскр.) |
ВАЗ |
300-500 |
"АВТОТЕХНОПАРК" ул. 4 Железнодорожная, 104, 39-48-68 |
9.30-18 (суб., воскр.) |
Иностранные с 1993 года, с регулир. болтами |
500-1500 |
"ПЛАНЕТА-АВТО"
|
9-18 (воскр.) |
Преимущественно ВАЗ и Toyota |
400-1500 |
"АВТОМАСТЕРСКИЕ" ул. Грибоедова, 104-А, 39-49-23 |
9-18 (суб., воскр.) |
Иностранные с регулир. болтами |
|
"ТЕХНОПОЛИС" ул. Ширямова, 28, 543-544, 26-62-11 |
9-18 |
Преимущественно японские и корейские дизельные |
|
"ПОЛИТЕХАВТОГРАД" ул. Лермонтова, 83-А, 38-89-94 |
9-18 (суб., воскр.) |
Преимущественно иностранные дизельные |
600-2000 |
"ВОСТОКСИБАВТО" ул. Старокузьмихинская, 58, 42-97-03 |
10-20 (воскр.) |
ВАЗ инжект. бензин. с регулир. болтами |
350-450
договорная |
VIP-CAR ул. Шевцова, 10, 33-11-00, 33-11-04 |
9-21 (воскр.) |
Отечественные |
250-260 |
"ИРКУТСК-АВТОДВИГАТЕЛЬСЕРВИС" ул. Ракитная, 15, 38-80-69 |
9-19 (воскр.) |
Отечественные в т.ч. грузовые |
300 |
"АРС-АВТО" ул. Бурденко, 21, 54-76-76 |
9-21 (суб., воскр.) |
ВАЗ |
400 |
"ЧТЗ-СЕРВИС" ул. Трактовая, 4, 63-11-08 |
9-18 (воскр.) |
ЗМЗ-402 ВАЗ-2101-07 и грузовые |
300 |
"ЭКСПРЕСС-СЕРВИС" ул. Улан-Баторская, 2-А |
9-18 (воскр.) |
отче. и иностр. с регулир. болтами |
350-400 |
"Весь автомобильный Иркутск" Осень 2004 - зима 2005
|