искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Справочное бюро
Обзор регионального рынка смазки

Обзор регионального рынка смазки

Пять, ноль, пуск!

Если бы холодные пусковые свойства двигателей зависели только от масла! Свою весомую лепту в этот драматический момент привносят и качество залитого топлива, и состояние аккумулятора, и жизненный «тонус» свечей, и, конечно, общий технический «настрой» двигателя. Однако за маслом все равно остается одно из решающих слов в деле зимнего запуска после стоянки. Более того, именно зимой от его характеристик вязкости и уровня качества очень сильно зависит работоспособность и общий ресурс силовой части.


С чем вступать в зимний сезон, большинство автомобилистов в целом представляет, хотя думы по поводу выбора моторного масла почему-то продолжают мучить. Хорошо, когда машина круглый год ездит на «синтетике» широкого диапазона вязкости и не «замечает» смену сезонов даже в нашем резко континентальном климате. А если приходится менять минералку на синтетику, «густое» на «жидкое», переходить на масло другой марки, а если переходить, то на какое именно и как? В общем, вопросов много. Наверное, сначала стоит разобраться с температурными свойствами.

Обзор регионального рынка смазки

Используя общедоступную классификацию вязкости SAE, под «широким» диапазоном надо понимать масла всесезонных классов 5W-40, 5W-50, 0W-40 или даже 0W-50 (есть такой уникальный продукт от российской фирмы Spectrol). И что бы ни говорили о резерве низкотемпературных свойств масел с «зимним» (Winter) классом 10W и тем более, 15W, но в нашу зиму спокойнее вступать с продуктами только двух значений: 5W и 0W. Именно эти масла наиболее приспособлены к нашим средним и критически низким температурам, сохраняя достаточную текучесть и «пусковые» свойства при -30 градусах и ниже.
Мы намеренно не обращаем внимание на такой показатель масла, как температура застывания, которую некоторые продавцы любят выносить как главное свойство продукта. «Застывать» и обеспечивать необходимую прокачиваемость по каналам двигателя — весьма отстраненные понятия для моторного масла. Руководствоваться нужно именно «зимней» классификацией стандарта SAE, который регламентирует максимальные значения безопасной динамической вязкости при отрицательных температурах, определяемых для каждого зимнего класса. Масла с «пятеркой» и тем более с «нулем» перед буквой W должны гарантировать проворачивание коленвала максимум при -30 и -35 соответственно, а надежную прокачиваемость по системе максимум при -35 и -40 градусах.
Другое дело, что разные масла в силу основы, присадок и общей технологии производства могут отвечать этим требованиям с приличным запасом низкотемпературных свойств. Как правило, масла на «чистой» синтетической основе обладают лучшими «пусковыми» резервами, нежели полусинтетика и тем более минералка. И, кстати, температура застывания (ТЗ) может быть косвенным показателем такого запаса. Например, одни синтетические сорта масел с 0W имеют ТЗ -48 градусов, а другие -66! Для масел 5W, которые выпускаются на самых разных основах, включая чисто минеральные, эти значения и вовсе разбросаны.
Впрочем, сегодня малая вязкость масел нужна не только для легкого пуска, но также для общего снижения динамических потерь в двигателе, и как результат — экономии топлива. Откуда, собственно, и пошло понятие энергосберегающих масел. Кроме того, такие масла даже немного повышают мощность двигателя, точнее, освобождают ее от лишней работы на прокачку масла и преодоление внутренних сил трения. И здесь важную роль играют не только низкотемпературные свойства, но также вязкость масла при рабочих температурах.

Классификация моторных масел по API
Класс API Область и условия применения
Категория Service (Бензиновые)
SH Масла, предназначенные для бензиновых двигателей автомобилей, выпущенных в 1994 г. и ранее, заменяют масла предыдущего класса SG
SJ То же, что и масла категории SH, но с введением дополнительных требований в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и способности выдерживать нагрев, не образуя отложения, что позволяет эффективно эксплуатировать двигатели автомобилей, вылущенных до 2001 г.
SL Масла, предназначенные для бензиновых двигателей, выпускаемых с 2001 года, обладающие существенно улучшенными антиокислительными, противоизносными, моющими и энергосберегающими свойствами
Категория Commercial (Дизельные)
CF Масла, предназначенные для дизелей внедорожной техники с разделенной камерой сгорания и работающих на топливе с повышенным содержанием серы (от 0,5 % и более)
CF-4 Масла, предназначенные для четырехтактных дизелей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки по автострадам. Обладают лучшими моющими свойствами по сравнению с маслами класса СЕ и могут заменять их в дизелях, выпущенных до 1990 г.
CF-2 Масла, предназначенные для двухтактных дизелей транспортных средств, заменяют масла класса CD-II, т.к. обладают лучшими моющими и противоизносными свойствами
CG-4 Масла, предназначенные для четырехтактных дизелей внедорожных машин и грузовых автомобилей, выполняющих нормы по токсичным выбросам, введенные в США с 1994 г. В сравнении с маслами класса CF-4 обладают лучшими моющими, противоизносными, антикоррозионными свойствами, меньшей степенью пенообразования и хорошо сочетаются с малосернистыми дизельными топливами (содержание серы менее 0,05%). Заменяют масла CF-4 в ранее выпущенных двигателях
СН-4 Масла, предназначенные для четырехтактных дизелей грузовых автомобилей и внедорожной техники, выполняющих нормы по токсичным выбросам, введенные в США с 1998 г. В сравнении с маслами класса CG-4 обладают лучшей способностью предотвращать рост вязкости масла даже при большом накоплении в нем сажи. Обеспечивают чистоту составных поршней со стальной головкой, хорошо сочетаются с топливами, содержащими различное количество серы. Заменяют масла CF-4 и CG-4 в ранее выпущенных двигателях, имеют больший срок службы
CI-4 Категория API CI-4 была принята в соответствии с требованиями, предъявляемыми к двум типам новых двигателей, оборудованных системой EGR, в результате использования которой уровень сажи не превышает 5-9%

По стандарту SAE самым универсальным и подходящим для нашего климата до сих пор считается высокотемпературный показатель 40, и современных масел с таким значением по-прежнему выпускается много, в том числе ведущими мировыми компаниями. Сорта с более вязким значением 50 традиционно ориентированы на более напряженные условия эксплуатации, высокие летние температуры и (или) изношенные двигатели с повышенным расходом масла, где есть и недостаток рабочего давления. А как относиться к маловязким при рабочей температуре маслам класса 5W-30 и тем более 0W30?
Для новых двигателей и вообще для всех в хорошем техническом состоянии это будет весьма правильный выбор, особенно в зимний сезон. У таких масел есть свои преимущества. Во-первых, энергосберегающие свойства наиболее заметны, а во-вторых, устойчивость вязкостных (и прочих) характеристик потенциально выше, а это очень важно. Известно, что «широкодиапазонные» сорта масел изготавливаются с «накачкой» специальными присадками, в частности, полимерных загущающих, которые склонны к быстрому разрушению.
В маслах с более узким диапазоном SAE таких присадок меньше, как правило, они более стойки к снижению высокотемпературной вязкости и повышению низкотемпературной (конечно, если речь идет о равных по основе продуктах). Не случайно среди ультрасовременных моторных масел для удлиненных интервалов замены (до 30 и даже 50 тысяч км в условиях Европы) фигурируют именно синтетические сорта классов 5W-30 и 0W-30. И надо заметить также, что в Европе никто не собирается «раздвигать» синтетические технологии до рамок 0W-50 и более (в принципе, можно и 0W-60 сделать). Нет в этом практической необходимости, зато растет доля сверхмаловязких масел класса 5W-20 и даже 0W-20, которые уже вовсю идут на конвейерную заправку двигателей.

Обзор регионального рынка смазки

Тем не менее в использовании масел со значением 30 надо проявлять осторожность. Не все из них пригодны для высокофорсированных двигателей или тех, которые работают в особо напряженных условиях. И дело не столько в уровне угара или возрасте автомобиля, сколько в ограниченной смазочной способности некоторых маловязких масел на максимальных нагрузках двигателя.
Вообще же, прочность и стабильность тонкой масляной пленки любого масла во многом зависит не только от исходной вязкости, но также от качества основы и присадок. В частности, антифрикционных и противоизносных, которые «отвечают» за разделение трущихся поверхностей в любых режимах. И можно сказать, что для современных двигателей решающее значение имеет именно состав масла. В этой связи, собственно, мы подошли к другой главной теме — уровню качества моторных масел.
Этот уровень во многом определяет основа масла: минеральная (нефтяная), полусинтетическая или полностью синтетическая. Синтетические технологии позволили создавать не только легкотекучие на холоде масла, но также наиболее стойкие к деструкции продукты, способные выдерживать длительные интервалы замены без окисления, разложения и образования отложений. И это особенно актуально при нашем высокосернистом топливе. Совокупность этих свойств уже говорит в пользу синтетических продуктов, учитывая наши тяжелые во всех смыслах условия эксплуатации.
Но тип основы сам по себе еще не формирует эксплуатационные свойства масла, даже если речь идет о самых передовых технологиях производства. Присадки — вот что еще очень важно. Их количество (массовая доля), качество и технология смешивания с основой определяет и конечные свойства масла, и его стоимость. Если учесть, что с синтетической базой присадки смешиваются хуже, чем с минеральной, требования к производству синтетических масел в целом гораздо выше, и не факт, что вся «синтетика» на рынке одинаково хороша.

Классификация моторных масел по АСЕА
Класс Характеристика
Бензиновые двигатели легковых автомобилей
А1-98 Масло с высшим уровнем эксплуатационных свойств и энергосберегающим эффектом для современных автомобилей с двигателем без наддува
А2-96, вып. 2 Стандартное масло для современных автомобилей с двигателем с наддувом и без него
АЗ-98 Масло с высшим уровнем эксплуатационных свойств для современных автомобилей с двигателем с наддувом и без него
Дизельные двигатели легковых автомобилей
В 1-98 Стандартное масло с энергосберегающим эффектом для современных автомобилей с двигателем без наддува
В 2-98 Стандартное масло для современных автомобилей с двигателей с наддувом и без него
В 3-98 Масло с высшим уровнем эксплуатационных свойств для современных автомобилей с двигателем с наддувом
В 4-98 Специальные масла для устанавливаемых на легковых автомобилях и легких грузовиках дизелей с непосредственным впрыском топлива
Дизельные двигатели грузовых автомобилей
Е 2-96, вып. 3 Стандартное масло для двигателей с умеренным наддувом и без него
Е 3-96, вып. 2 Обозначает масла экстра-класса с повышенными топливосберегающими свойствами. Уровень эксплуатационных свойств — не ниже SHPD (Super High Perfomance Diesel). Для дизельных турбонаддувных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов. Полностью заменяют масла группы API CF-4 и устаревшего класса CCMC D-5. Обеспечивают удлиненные интервалы замены масла
Е4-99 Масла, эксплуатационные свойства которых превосходят свойства масел класса ЕЗ. Рекомендуются для быстроходных дизельных двигателей Euro 1 и Euro 2, эксплуатируемых при очень тяжелых условиях. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade)
Е5-99 Новые, наиболее совершенные масла, не имеющее аналогов по качеству, для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2, Euro 3, отвечают требованиям не только европейских, но и американских производителей автомобилей, предназначены для увеличенного интервала замены


Для нас, конечно, предпочтительны моторные масла с высокими антифрикционными и противоизносными свойствами, но не менее ценны и моюще-диспергирующие характеристики, то есть способность масла нейтрализовать различную грязь (продукты горения, окисления, несгоревшее топливо и т.д.) без образования отложений. От этих присадок зависит щелочное число масла — один из его важнейших показателей. А с нашим качеством топлива, воздуха, режимом эксплуатации и техническим уровнем большинства автомобилей всякой «грязи» в двигателе предостаточно. Опять же от количества присадок зависит зольность масла, которая не должна быть слишком высокой, особенно для бензиновых двигателей. Сохранять необходимый баланс присадок и уровня зольности — это тоже на «совести» производителей. Если говорить о современных «долгоиграющих» маслах, то в них стабильность присадок и щелочного числа является одним из главных качеств.
По логике, все свойства масел тем лучше, чем выше их соответствие стандартам качества API (американский) и ACEA (европейский). На сегодня высшее качество по ним обозначается как SL/CF и A3/B3/B4 соответственно. Причем это касается универсальных масел для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей. Бывают и «раздельные» продукты, но универсальные, как правило, больше насыщены присадками и для массового применения у нас предпочтительней. Например, по API «дизельный» уровень CF означает, что масло пригодно работать на топливе с высоким содержанием серы, а «бензиновый» SL подтверждает еще хорошие энергосберегающие свойства масла. Сам же стандарт API является самым распространенным международным «оценщиком» качества масел.
И все-таки лучше, если продукт еще имеет высокие показатели по ACEA. Европейский стандарт, как и сам автопарк, более требователен к эксплуатационным свойствам моторных масел. Европейские масла, как правило, отличаются лучшими противоизносными свойствами, антиокислительными и моюще-диспергирующими. Не случайно именно здесь «родились» удлиненные межсервисные пробеги. Кроме того, многие масла еще проходят дополнительные испытания на соответствие тем или иным требованиям ведущих европейских автостроителей. Не последнюю, а то и первую роль, играет марка масел, точнее, ее вес на мировом рынке, практический опыт. Ведь мало просто соответствовать заданным стандартам качества, хорошо, когда производитель гарантирует больший запас эксплуатационных свойств и входит в число технологических лидеров.

Обзор регионального рынка смазки

На иркутском рынке много всяких масел, причем доля продуктов с высшими показателями по API и АСЕА за последний год выросла и среди отечественных марок. Как видно, нет недостатка в продуктах с зимней вязкостью 5W и 0W, в разном составе такие имеются в ассортименте всех производителей, притом в таблице указаны только наиболее известные в Иркутске марки. Моторные масла с устаревшим уровнем качества API SG/CD и тем более, SF/CC теперь выпускаются в основном российскими фирмами, с расчетом на отечественные автомобили и старые импортные.
Однако независимо от марки и возраста автомобиля (имея в виду технически нормальные автомобили), всем можно рекомендовать продукты высоких категорий качества на синтетической основе как наиболее выносливые в наших условиях эксплуатации. И даже не ради увеличения сроков замены масла (у нас, скорее всего, можно говорить о сокращении). Пусть эти сроки останутся прежними, зато будет уверенность, что масло перед заменой потеряет, например, не 80% своих свойств, а значительно меньше. Двигатель останется чище и лучше будет защищен от износа.
В любом случае надо понимать, что хорошие низкотемпературные свойства не являются единственно главными для моторного масла. Круг его обязанностей гораздо шире. А если масло меняется регулярно, а его качество не вызывает сомнений, то и никаких проблем при переходе на масло другого сорта, на другой основе или другой марки быть не должно. Можно менять без всякой промывки, главное, дать нормально слиться старому маслу. Для грузовых дизелей лучше использовать специальные масла, сертифицированные в отдельной категории по API и особенно АСЕА. Такие масла более доступны и они тоже бывают универсальными, то есть имеют допуски и для легковых двигателей, в том числе бензиновых. В основном это делается для оптимизации применения масла в смешанных автопарках.
Если говорить о возможностях покупки, то самым крупным центром розничной продажи масел в Иркутске остается «Автоград». Здесь представлены все известные и неизвестные на нашем рынке марки. Большим центром розничной продажи также остается рынок «Знаменский». В принципе, тенденция последних лет — это реализация масел в специализированных сервисах, коих становится все больше и где ряд масел для замены есть в бочкотаре. Это выходит дешевле. При таких сервисах есть и магазины, где продаются фасованные масла. Правда, о таком разнообразии марок, как на рынках, речи не идет.
Некоторые сервисы в работе вообще специализируются только на определенных марках масел. Так сказать, корпоративный подход. Даже такой крупный и очень популярный экспресс-сервис, как автоцентр «Кузьмиха», в последнее время значительно сократил марочный ассортимент. Если раньше здесь было представлено более десяти марок, то сейчас всего четыре: Mobil, Castrol, Petro-Canada и Лукойл.

Василий ЛАРИН

Основной ассортимент легкотекучих моторных масел в розничной торговле Иркутска (цены в рублях на октябрь 2004 года).
Марка Основа Класс вязкости SAE Уровень качества API Цена за емкость
1 л 4 л 5 л
bp синт. 0w40 SL/CF 360 1380
синт. 0w40 CF 390 1460
синт. 5w40 SL/CF 280 1000
п/синт. 5w30 SJ 260 980
минер. 5w30 SG/CD 1220
Castrol синт. 0w30 SL/CF 490 1910 2230
синт. 0w40 SL/CF 450 1740
синт. 5w40 SL/CF 350 1370
синт. 5w30 SL/CF 330 1290
Chevron синт. 0w30 CI-4/SL 255 1000
синт. 5w40 CI-4/SL 265 1045
синт. 5w40 SL/CF 285 1095
п/синт. 5w30 SL 85 315
Consol синт. 0w40 SJ/CF 255 880
синт. 5w40 SL/CF 235 845 1045
п/синт. 5w40 SJ/CF 145 512 638
п/синт. 5w30 SJ/CF 145 512 638
п/синт. 5w40 SG/CD 140 465 535
ELF синт. 0w40 SJ/CF 365 1595
синт. 5w40 SL/CF 265 1029
синт. 5w50 SG/CD 252 966
п/синт. 5w30 SL/CF 235 1150
Лукойл синт. 5w40 SL/CF 220 767
п/синт. 5w40 SJ/CF 130 465 570
п/синт. 5w40 SG/CF-4 120 390
п/синт. 5w40 SG/CD 120 440 530
Liqui Moly синт. 0w40 SJ/CF 455 1980
синт. 5w40 SJ/CF 360 1350 1560
синт. 5w40 CF 430 1750
синт. 5w50 SJ/CF 380 1350 1600
Mannol синт. 0w40 SJ/CF 290 990
синт. 5w40 SL/CF 210 790
синт. 5w50 SL/CF 220 820
п/синт. 5w40 SL/CF 150 510
п/синт. 5w30 SL/CF 135 490
минер. 5w30 SH/CF 120 480
синт. 5w40 CG-4/SJ 250 950
Mobil синт. 0w40 SL/CF 432 1660
синт. 5w50 SL/CF 355 1374
синт. 5w30 SL/CF 350 1335
п/синт. 5w40 SL/CF 306 1113
Mitsubishi синт. 5w50 SL 215 810
п/синт. 5w30 SJ 120 435
синт. 5w40 CH-4 215 810
п/синт. 5w30 CG-4 125 455 -
Neste синт. 0w40 SL/CF 440 1695
синт. 5w40 SL/CF 305 1150
синт. 5w50 SJ/CF 290 890
Petro Canada синт. 0w30 SL 213
п/синт. 5w30 SL 192
п/синт. 5w30 SL 172 648
синт. 0w30 CI-4/SL 181 691
синт. 5w40 CI-4/SL 263 1000
Shell синт. 0w40 SL/CF 400 1550
синт. 5w40 SL/CF 320 1235
п/синт. 5w40 SL/CF 215 800
минер. 5w30 SG/CD 135 475
Spectrol синт. 0w30 SJ/CF 260 995
синт. 0w40 SJ/CF 270 1030
синт. 0w50 SJ/CF 330 1240
синт. 5w40 SJ/CF 280 990
синт. 5w50 SJ/CF 280 1020
п/синт. 5w40 SJ/CF 165 515
п/синт. 5w30 SJ/CF 150 505
THK синт. 5w40 SJ/CF 195 660
п/синт. 5w30 SG/CD 156 495
п/синт. 5w30 SF/CC 120 428
Texaco синт. 5w40 SL/CF 292 1088
п/синт. 5w30 SJ/CF 235 847
U-Tech синт. 0w40 SJ/CF 210/td> 920
синт. 5w40 SJ/CF 200 870
п/синт. 5w40 SG/CD 140 630
минер. 5w30 SF/CC 95 330
ZIC синт. 5w40 SL/CF 245 690
синт. 5w50 SH 265 1015
п/синт. 5w30 SL 105 345
п/синт. 5w30 CF-4/SG 100 350

"Весь автомобильный Иркутск" Осень 2004 - зима 2005




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика