Справочное бюро Обзор регионального шинного рынка
"Липучая" смесь
В нынешнем сезоне рынок новых зимних шин не слишком отличается от прошлого ни по ассортименту, ни по ценам. Большая часть покрышек, не реализованных в прошлую зиму, появилась в продаже после благополучной летней «спячки» на складах продавцов. Тем не менее, это не значит, что в новом сезоне товар устарел и не обновлялся.
Во-первых, много известных моделей еще не состарились морально и по-прежнему остаются выдающимися по эксплуатационным свойствам в условиях зимы, а во-вторых, в арсенале шинных продавцов сегодня, все же, появляются и новые аргументы в борьбе за покупателей. Конечно, хорошо рекламировать и продавать уже проверенный товар, но когда появляются новинки, это заметно оживляет диалог с покупателями. Особенно, если новинки интригуют своим «подобием» лучших мировых образцов. Речь, конечно, об отечественной продукции.
Надо сказать, что сейчас отечественная шинная промышленность вообще находится на переломном этапе развития. Зарубежные инвестиции и технологии здесь играют все более заметную роль. До качества мирового уровня, конечно, еще далеко, но наши стараются, как могут. Где-то пока просто экспериментируют с дизайном, а где-то уже работают с претензией на высокие эксплуатационные свойства.
|
"Кама-555" - новейшая шипуемая зимняя модель для внедорожников высокого класса |
В том и другом случае какие-то свойства удается сделать на приличном уровне, хотя без сложных компьютерных расчетов, новейших технологий приготовления резиновой смеси и полноценных полигонных испытаний говорить о сбалансированности характеристик для современных условий вождения не приходится.
Сегодня в ассортименте наших ведущих заводов из Ярославля, Нижнекамска или Кирова еще много старых и явно устаревших моделей, однако уже можно присмотреться к новым семействам шин, разработанных в последние годы для современных отечественных и зарубежных автомобилей. Например, в самом популярном классе шин размера 175/70 R13 новую Каму-518 с направленным рисунком протектора можно считать преемником еще не самой старой, но весьма посредственной зимней модели Кама-503, которая пока еще широко представлена в торговле. Хочется верить, что характеристики управляемости, сцепления с дорогой и комфорт в новой модели «пересмотрены» в лучшую сторону.
|
"Кама-514" и "Кама-516" - низкопрофильные "шиповки" из Нижнекамска |
|
Кроме того, с похожим рисунком протектора этот завод сейчас предлагает шины для автомобилей более высокого класса — это модели с пониженным профилем Кама-514 и Кама-516, а также Кама-515 для минивэнов типа «Соболь» и даже Кама-555 для высококлассных внедорожников. Причем, надо отметить, Нижнекамский завод при разработке рисунка протектора не замечен в прямом копировании зарубежных моделей.
В дополнение известным Я-512 и Я-620, по рисунку скопированным со старых шин Nokian, теперь есть новая модель Я-670, на этот раз срисованная с современной шины Good Year Ultra Grip 500, которая на сегодня считается одной из лучших шипованных шин. И, судя по последним тестам в столичной прессе, по сцепным свойствам на льду и снегу (в ошипованном варианте) получилась неплохая копия. Остается ждать милости от завода, что эта серия будет расширена в размерном ассортименте. Кроме того, по-прежнему есть в продаже ярославская зимняя модель Medeo Winter — первая «официальная» копия на шину GY Ultra Grip 400, которая за рубежом уже не выпускается. В заслугу этой шине ставится неплохой баланс по сцепным свойствам на зимних дорогах и комфорту.
Конечно, не всякий опыт копирования удается. Например, уральская модель С-140, которая по рисунку — «плоть от плоти» другой выдающейся импортной шины, Gislaved
NordFrost 3, на деле показывает весьма посредственное сцепление на льду и снегу. Вообще, надо сказать, наши шинники помешались на копировании эффектной по дизайну скандинавской «шиповки» третьего поколения. С подобным рисунком в прошлом году выходила в свет московская шина М-287, а в этом произошло и вовсе невероятное открытие. Компания Matodor-Омскшина, которая наладила производство нескольких оригинальных зимних моделей Matador, в дополнение выпустила новую зимнюю модель МР-51 Sibir 2. Но здесь явно уже обошлось без влияний словацких партнеров, мотив рисунка протектора — это тоже NordFrost 3.
|
GY Ultra Grip 500 - как лидер среди зимних шин стал примером для подражания у наших шинников |
Иной подход у Кировского завода. Хорошо известная серия «Метелица» в популярных размерах неплохо зарекомендовала себя в зимних условиях, однако шины тоже морально устарели. Параллельно с ними завод наладил выпуск новой оригинальной модели Nordman, разработанной при помощи специалистов Nokian. В прошлом году эти шины пользовались хорошим спросом и получили нормальные потребительские оценки. Не очень высоко они были оценены в сравнительных профессиональных тестах, но для отечественных шин баланс свойств отмечен приемлемый.
|
Bridgestone Blizzak WS50 - популярная "липучка" от мирового лидера |
Что уж точно говорит в пользу Nordman — это оптимальный для рынка размерный ассортимент, который в этом году стал еще шире. В том числе есть размер 205/70 R15, который в ходу у многих «паркетников» и минивэнов. Более того, в этом году уже появилась обновленная модель NordMaster, которая, должно быть, учитывает недостатки предыдущей модели (в частности, недостаточно высокие сцепные свойства на льду) и также появится в широком размерном ассортименте. Совместные разработки — это вообще весьма перспективное направление для наших шинников, поскольку есть возможность приблизиться к мировому уровню и предложить заведомо меньшую цену.
|
Новейшая нешипуемая модель Michelin X-Ice |
Стоит заметить, что пока все положительные характеристики на льду наши шины проявляют только в ошипованном виде. Все модели и рассчитаны на применение с шипами. Делать резиновую смесь по типу импортных «липучек» у нас еще не научились. Конечно, «мягкие» зимние шины с мелконарезанными ламелями у нас есть, и держаться на льду с ними лучше, чем на твердой «всесезонке».
Но для конкуренции с «шиповками» еще требуется определенный состав резины и конструкция «поверхностно-активного» слоя протектора, а также специальные противоизносные компоненты, чего у нас пока нет. Опять же, у нас еще нет конкурентоспособной технологии для изготовления шин с высокой геометрической и силовой стабильностью, зато есть понятие «дубовость», которая, якобы, синоним «выносливости».
Впрочем, ведущие заводы в этом смысле подают надежды. Самый свежий пример — это сотрудничество Нижнекамских шинников с компанией Pirelli, в результате которого НШЗ не просто получил «советы» специалистов и рисунки протекторов, а фирменное оборудование (пусть и не самое современное), технологии и даже сырьевые компоненты. Уже запущено производство летних моделей серии Кама-EURO, и они есть в продаже в Иркутске, а в дальнейшем надо ждать и новые зимние модели «европейской» серии, в том числе нешипуемые.
|
Bridgestone Blizzak DM-Z3 - новое слово в области "липучек" для внедорожников |
Что касается импортных зимних шин на рынке, то частично о лидерах европейской «школы» уже было сказано. К ним, безусловно, еще относится Nokian. Нешипуемая модель Hakkapeliitta Q хоть и получила преемника, но у нас еще широко представлена и по-прежнему может считаться одной из лучших в своем классе. Тем более, что преемник в продаже пока не засветился «в полный рост». Устаревшая и очень удачная шипованая модель Hakkapeliitta 1, с которой в свое время было скопировано много отечественных шин, сейчас еще остатками встречается в продаже, но в этом сезоне главное слово, конечно, за вторым поколением этой модели. А ведь уже есть и третье, но до нас пока не дошло. Кроме того, имеется хороший размерный ассортимент «шиповок», специально ориентированный на современные внедорожники и «паркетники».
|
Нешипуемая GY Ultra Grip 6 - одна из красивейших "липучек" на рынке |
Место с европейскими лидерами делят и зимние шины группы Continental, компании, которая в последние годы активно развивает зимнюю «тему». В этом сезоне ассортимент без особых изменений сохранится прошлогодний, с учетом удачной «шиповки» Winter Wiking 1 и новейшей «липучки» с ассиметричным рисунком протектора. Обладателям современного «паркета» стоит обратить внимание и на новую серию шипованых шин Conti Ice Contact, которые, по сути, являются воплощением все той же модели Gislaved NordFrost 3! Но здесь уже нет никаких загадок, фирма Gislaved принадлежит концерну Continental, который может себе позволить выпускать удачную модель «компаньона» и под собственной маркой, отдельно позиционируя размерный ассортимент, в данном случае, для престижного класса SUV. Это современный пример маркетинговой стратегии и тактики.
Группу европейских шинных монстров нельзя представить и без Michelin, который со всем своим богатым зимним ассортиментом в этом году порадовал и новой нешипуемой моделью с направленным рисунком
X-Ice, очевидно, пришедшей на замену Maxi-Ice. Кстати, судя по тестам и жизненной практике, не все импортные «липучки» одинаково хороши в суровых зимних условиях. Некоторые модели ориентированы на мягкие «мокрые» зимы с обилием «голого» асфальта и не показывают достойных характеристик на льду. К таковым, например, относится красивейшая по рисунку «липучка» GY Ultra Grip 6 и, судя по всему, и Maxi-Ice, прославившаяся своим очень комфортным ходом именно на асфальте. Новая модель X-Ice, возможно, больше ориентирована на обледенелые дороги.
Японскую шинную школу в основном представляет могучий Bridgestone, который на рынке новых импортных шин остается главным. В этом сезоне массовым запросам будет отвечать относительно свежая «липучка» Blizzak WS-50, которая хорошо известна по прошлым сезонам и слывет достойной зимней шиной для городской и загородной эксплуатации.
|
Одни из лучших по сцепным свойствам на льду и снегу (справа налево): шипованные Giclaved Nordfrost 3, GoodYear Ultra Grip 500 и Continental Winter Viking 1 |
Шипованный «раздел» пока в основном заполнен уже неновой «направленной» моделью WT-17. Зато для требовательных владельцев внедорожников широко предложена новейшая версия фирменной «липучки» — Blizzak DM-Z3, которая обещает очень высокие показатели на обледенелых, обводненных и заснеженных дорогах «общего» назначения.
Розничная продажа новых шин в Иркутске уже достаточно хорошо укрепила «фирменные» позиции, сосредоточившись в специализированных торгово-сервисных центрах. При этом не сдают позиции и «уличные» продавцы, которые крепко обосновались на территории Знаменского рынка, а также на Павловском рынке и по улице Трактовая. Импортных изделий на «улице» не слишком много. В основном здесь «продвигают» продукцию Nokian и Gislaved, встречаются также шины японских производителей и корейских.
Сказать, что шины на улице дешевле, сегодня однозначно нельзя. Проблема в другом — в пик сезона не факт, что удастся сразу найти комплект желаемой модели или вообще выбрать шины из ряда аналогичных по цене и свойствам. Объективная информация о всех свойствах шин по-прежнему в дефиците, да и выбранная модель может «кончиться» у продавца буквально перед вашим приходом.
Василий ЛАРИН
Некоторые модели и размеры новых зимних шин на рынках и в магазинх Иркутска (цены в рублях на октябрь 2004 г.) |
Модель |
Размер |
Цена |
нешипованные |
шипованные |
Волжск |
ВЛ-51 |
175/70R13 |
— |
1070 |
ВЛ-46 |
195/65R15 |
1000 |
1150 |
Екатеринбург |
Ралли-3
|
6,45-13 |
470 |
— |
С-129 |
175/70R13 |
810 |
— |
С-140 |
175/70R13 |
— |
970 |
Красноярск |
КЯ-124 |
175/70R13 |
— |
900 |
Киров |
Метелица |
175/70R13 |
990 |
1140 |
|
185/65R14 |
1130 |
1330 |
|
195/65R15 |
1290 |
1350 |
|
205/65R15 |
— |
1390 |
Nordman |
175/70R13 |
1300 |
1460 |
|
175/65R14
|
— |
1750 |
|
185/65R14 |
1500 |
1650 |
|
195/65R15 |
— |
1970 |
|
205/65R15 |
— |
2070 |
|
205/70R15 |
1900 |
2170 |
NordMaster
|
175/70R13 |
1200 |
— |
|
195/65R15 |
1650 |
1950 |
Москва |
Snowqueen
|
175/70R13 |
970 |
1170 |
|
185/60R14 |
950 |
— |
|
205/65R15 |
1170 |
1370 |
Matador-Омскшина |
MP-55 |
175/70R13 |
875 |
— |
MP-56 |
185/70R14 |
— |
1340 |
|
195/70R14 |
— |
1375 |
|
195/65R15 |
1270 |
— |
MP-57 |
175/70R13 |
820 |
— |
|
185/65R14 |
920 |
1070 |
|
195/65R14 |
1090 |
— |
|
205/70R14 |
1070 |
— |
MP-51 |
195/65R15 |
1270 |
— |
Нижнекамск |
Кама-503 |
175/70R13 |
990 |
1140 |
Кама-518 |
175/70R13 |
1030 |
1180 |
Кама-514 |
175/65R14 |
1170 |
— |
Кама-516 |
185/60R14 |
1040 |
— |
|
Кама-501 |
195/65R15 |
1090 |
1290 |
Кама-515 |
215/65R16 |
— |
1800 |
Кама-555 |
275/70R16 |
3600 |
— |
И-511 |
175/80R16 |
1160 |
— |
Ярославль |
Я-620 |
175/70R13 |
970 |
1120 |
|
185/65R14 |
1040 |
1240 |
|
195/65R15 |
1170 |
— |
Я-670 |
175/70R13 |
1250 |
— |
Я-512 |
175/70R13 |
850 |
1000 |
Я-541 |
175/70R14 |
840 |
1040 |
Medeo |
175/70R13 |
1350 |
1520 |
Winter |
195/65R15 |
— |
1950 |
Aurora |
Winter 403 |
185/65R14 |
1910 |
— |
|
|
185/70R14 |
1810 |
— |
|
195/70R15 |
3130 |
— |
|
235/75R15 |
3140 |
— |
Winter 602 |
195/65R15 |
2340 |
— |
|
205/65R15 |
2770 |
— |
Bridgestone |
Blizzak |
175/65R14 |
2500 |
— |
WS50 |
195/65R14 |
3150 |
— |
|
195/65R15 |
3150 |
— |
|
205/65R15 |
3990 |
— |
|
215/55R16 |
6500 |
— |
WT-17 |
175/70R13 |
— |
2000 |
|
185/65R14 |
— |
2500 |
|
195/65R15 |
— |
3030 |
|
205/65R15 |
— |
3600 |
Blizzak |
205/70R15 |
5100 |
— |
DM-Z3 |
31X10,5R15 |
6600 |
— |
|
215/70R16 |
6350 |
— |
|
245/70R16 |
7600 |
— |
|
275/70R16 |
8300 |
— |
Barum |
Polaris 2 |
175/70R13 |
1850 |
— |
|
195/65R15 |
2520 |
— |
|
Continental |
Winter |
175/70R13 |
1900 |
— |
Contact |
185/65R14 |
2300 |
— |
|
|
185/70R14 |
2350 |
— |
Winter |
175/70R13 |
— |
2070 |
Viking 1 |
175/65R14 |
— |
2250 |
|
185/70R14 |
— |
2450 |
|
195/65R14 |
— |
2850 |
|
225/60R16 |
— |
5550 |
Ice |
235/75R15 |
— |
5580 |
Contact |
225/70R16 |
— |
5900 |
Good Year |
Ultra |
175/70R13 |
1880 |
— |
Grip 6 |
175/65R14 |
2350 |
— |
|
|
185/70R14 |
2450 |
— |
|
205/65R15 |
3670 |
— |
Ultra Grip |
175/70R13 |
— |
950 |
500 |
175/65R14 |
— |
2460 |
|
185/65R14 |
— |
2650 |
|
205/55R16 |
— |
5770 |
Gislaved |
Nord |
175/70R13 |
— |
2050 |
Frost 3 |
185/70R14 |
— |
2650 |
|
195/65R15 |
— |
3120 |
|
205/65R15 |
— |
3620 |
Kleber |
Krisalp 3 |
195/65R15 |
2450 |
— |
|
205/65R15 |
2890 |
— |
Kapnor 4 |
175/70R13 |
— |
1950 |
|
185/70R14 |
— |
2300 |
|
205/55R16 |
— |
5600 |
Michelin |
Alpin XM+S |
175/70R13 |
1920 |
— |
|
185/70R14 |
2900 |
— |
Alpine A2 |
175/65R14 |
2540 |
— |
|
205/65R15 |
4150 |
— |
X-Ice |
185/65R15 |
3320 |
— |
|
195/65R15 |
3400 |
— |
|
195/60R15 |
3600 |
— |
|
205/65R15 |
4750 |
— |
|
225/55R16 |
6750 |
— |
Ivalo 2 |
175/70R13 |
— |
2185 |
|
175/65R14 |
— |
2600 |
|
185/65R14 |
— |
2800 |
|
195/65R15 |
— |
3400 |
|
205/65R15 |
— |
4580 |
|
215/65R16 |
— |
6100 |
Nokian |
Hakka-
peliittaQ |
175/70R13 |
2150 |
— |
|
195/60R14 |
3250 |
— |
|
205/70R14 |
3400 |
— |
|
205/70R15 |
3950 |
— |
|
215/65R16 |
4950 |
— |
Hakka-
peliitta 1 |
175/70R13 |
— |
2120 |
|
185/65R15 |
— |
2900 |
Hakka-
peliitta 2 |
175/70R13 |
— |
2250 |
|
185/65R14 |
— |
2950 |
|
185/70R14 |
— |
2810 |
|
215/65R16 |
— |
4950 |
Hakka-
peliittaSUV |
235/75R16 |
— |
7080 |
|
265/70R16 |
— |
8140 |
|
265/70R17 |
— |
8350 |
Viking |
Snow |
175/70R13 |
1880 |
— |
Tech |
185/65R14 |
2350 |
— |
"Весь автомобильный Иркутск" Осень 2004 - зима 2005
|