Shopping свечи
Гори, гори, моя Свеча
Кто бы мог подумать, что из-за маленькой искорки, которая не хочет пробегать между двумя электродами, автомобиль, особенно на морозе, может превратиться в сущую недвижимость. И ведь масло в двигателе — низкотемпературная «синтетика», и аккумулятор — даже солидол в картере провернет, а не заводится. А ведь свечи зажигания в процессе подготовки к зиме играют одну из основных ролей.
Что и говорить, о свечах у нас часто забывают, полагая, что если заводится, то зачем менять. Вспоминают только тогда, когда машина, фыркая стартером, никак не хочет схватывать. Однако как определить, что срок службы свечей подходит к концу? Ведь даже компьютерная диагностика не может в полной мере показать их состояние. Те ровные вспышки, что наблюдаются на экране монитора, совсем не обязательно отражают искру между электродами. Возможно, она уходит на корпус. Так что диагностика не панацея. Как вариант — прислушаться к совету механиков, которые утверждают, что свечи, если они «ходят» уже 10 тыс. км, к морозам надо заменить (это замечание, естественно, касается только обычных двухэлектродных свечей, при изготовлении которых не использованы дорогие металлы). А если вы не помните, когда последний раз их меняли, если 10 тысяч еще не пройдено, а двигатель уже перебоит и пускается с трудом, тогда для большей уверенности в том, что виноваты свечи, их можно проверить. Старым дедовским способом — выкрутив.
Определяем состояние
Пожалуй, известная табличка со снимками свечей в различном состоянии стала одной из самых популярных иллюстраций в автомобильных изданиях. Однако, будучи придуманной еще в советские времена, она не учитывала одного — красного токопроводящего налета, который образуется от наличия в бензине антидетонационных присадок на основе железа и который «уводит» искру на корпус свечи. Убийственная штука. Из строя может вывести за тысячу-две километров, после чего свечи останется только выбросить. Впрочем, умирают они и от традиционных воздействий. Скажем, вследствие естественного износа, когда из-за электрохимической коррозии увеличивается зазор между электродами. Порой доходит до того, что на последних даже появляются маленькие кратеры, а изолятор утрачивает гладкую поверхность. Наверное, это единственный случай выхода свечи из строя под воздействием только лишь времени. Объяснение остальных нужно искать в поведении всего двигателя. К примеру, закопченная продуктами сгорания горючей смеси деталь может говорить о неисправности контактов прерывателя, катушки зажигания, высоковольтных проводов, но в первую очередь, о переобогащенной смеси. Замасленная свеча и вовсе намекает на замену маслосъемных колец и колпачков.
Порядком сгоревшая или поврежденная ранним зажиганием (в этом случае центральный электрод может вообще отсутствовать, а боковой быть сильно оплавленным) может указывать на слишком бедную смесь, неправильную регулировку и зависание клапанов, перегрев двигателя, а также далекий от оптимального угол опережения зажигания. Согласитесь, не слишком приятные вещи.
Хотя, не исключено, виновата и сама свеча, точнее, ее калильное число. Во всяком случае, если вы уверены в исправности своего двигателя, и если на купленных только что свечах появился один из вышеуказанных признаков, то стоит обратить внимание на следующие факты: наличие на электродах каких-либо отложений (масла, копоти) говорит о том, что по калильному числу свечи чересчур «холодные». То есть в процессе работы не успевают достигать температуры самоочистки. Если же электроды повреждены, то свечи могут быть слишком «горячими» и провоцировать калильное зажигание, когда горючая смесь воспламеняется не от искры, а от раскалившихся до высокой температуры электродов и корпуса свечи. Это, кстати, для мотора губительнее всего.
Как подобрать свечу с соответствующим калильным числом? Не будем забивать голову читателя классификацией и маркировкой, потому как у каждого производителя свечей они свои. Самый оптимальный вариант — обратиться в уважающий себя магазин, где по каталогу продавец подберет свечу, подходящую именно к вашему мотору. Я не зря говорю такие банальные вещи, даже в наше время не редка «первобытная» практика выбора свечей, когда покупателю предлагаются детали, лишь схожие с требующимися. А потом мотор не тянет, троит и т..д.
Металлы
и конструкции
Говоря о калильном числе, мы лишь частично раскрыли тему правильного подбора свечей зажигания. По сути, морочить себе голову этим самым числом и не стоит. Как уже говорилось выше, заходите в серьезную фирму, подбирайте по каталогу. Другое дело, конструкция свечей и материал, из которого сделаны их электроды. Вот где наблюдается широкое разнообразие, способное сбить с толку даже самого щепетильного автомобилиста. Есть повод разобраться.
Начнем с самого дорогого сегмента свечей. С тех, что изготовлены с применением благородных металлов. Начав когда-то с использования серебра, производители сейчас, можно сказать, не видят границ в дальнейшей модернизации, казалось бы, простеньких деталей. Так ныне в изготовлении электродов широко применяется платина. В чем ее достоинство? С помощью нее диаметр электрода достигает всего 0,7-0,8 мм, благодаря чему создается более мощная интенсивная искра, причем даже при довольно низком напряжении. Отсюда лучшие пусковые способности в условиях отрицательных температур. Кроме того, износостойкость и диапазон рабочих температур у платины значительно выше, нежели у стандартных сплавов. В какой-то степени даже можно забыть о калильном числе (по крайней мере, о калильном зажигании точно — платина работает до +2000 градусов).
Еще серьезней характеристики у свечей с центральным наконечником, выполненным из иридия. Диаметр центрального электрода меньше (0,6 мм), температурный диапазон шире (аж до +25000С), соответственно, характеристики устойчивее при любых условиях работы. Да и обещанный ресурс, по словам продавцов, доходит до 100 тысяч км. Но при всех положительных качествах и у платиновых, и у иридиевых свечей имеется один «недостаток» — высокая цена. Так, стоимость первых начинается с 350-370 рублей и заканчивается на отметке 430-450 рублей. Вторые еще дороже — 500-600 рублей. Причем сейчас иридиевые свечи представлены лишь двумя марками — NGK и Denso. А впрочем, изделия из дорогих металлов нужны только для одного — чтобы не тревожить через каждые 15-20 тысяч км навеску различных V6 и «боксеров», у которых доступ к свечным шахтам крайне затруднен. Правда, как говорят, сервисмены, уже были случаи, когда «платина» выходила из строя через 60 и даже 30 тысяч км.
Свечи с серебряными электродами существенно дешевле — их стоимость лежит в пределах 200-220 рублей. За эту цену металл электродов будет бороться с коррозией заметно меньше, чем у иридиевых и платиновых деталей. Однако все равно несравнимо дольше, чем у обычных свечей.
Между тем, среди последних тоже имеются и различные конструкции, и, естественно, разброс в ценах. Говоря об этом, я имею в виду в первую очередь многоконтактные свечи. Своим появлением они обязаны совсем не желанию конструкторов сделать искру более мощной, а мечте о росте ресурса. Да, двух-, трех- и даже четырехконтактные свечи работают дольше традиционных. Это объясняется тем, что искра по мере износа одного бокового электрода перескакивает на другой и т. д. Казалось бы, чем не реальное увеличение жизни свечей, притом довольно бюджетным способом, безо всяких дорогостоящих металлов. В итоге, стоимость подобных деталей колеблется в пределах 75-200 рублей. Тем не менее увеличенный таким методом ресурс влечет за собой реальное снижение КПД двигателя. И все благодаря этим же дополнительным боковым электродам, которые прикрывают в камере сгорания очаг воспламенения. К тому же из-за того, что они поглощают тепло, свеча делается «холоднее», а следовательно, плохо самоочищается и, что немаловажно, способствует выбросу в атмосферу окислов азота.
Словом, выбирая свечи, необходимо четко представлять, что от них требуется помимо бесперебойной работы. А то ведь есть люди, ставящие на свои «девятки» и бесконтактные свечи по 550 рублей за штуку, которые в обычных режимах просто не работают как надо.
Что же касается непосредственного приобретения, то с этим в Иркутске и области проблем давно нет. Практически в любой торговой точке присутствует определенный ассортимент. Более того, есть он и во многих сервисах, где свечи тут же и установят. А вот с маркой определиться мы вам не поможем. Столько их нынче на рынке — чешские, японские, французские, немецкие — даже среди профессионалов нет единой точки зрения о том, какие лучше. Единственный совет, который можно дать без зазрения совести — свечи нужно менять. Причем вовремя.
Максим МАРКИН
"Автомаркет + Спорт"
|