Справочные материалы Система кондиционирования
Невечная мерзлота
Как-то в читательском письме пришлось видеть такое умозаключение — дескать, многие хозяева иномарок летом ездят с опущенными стеклами, а значит, их кондиционеры не работают. Далее, если мне не изменяет память, следовало рассуждение на тему «зачем необходим этот узел, выходящий из строя чуть ли не на каждом втором импортном автомобиле»? И ведь не то чтобы автор краски сгустил — просто он сделал неправильный вывод, ведь причин подобного поведения может быть несколько (скажем, экономия топлива). Комплекс кондиционирования — самая надежная система в автомобиле. Которая, тем не менее, все же требует хоть и не регулярного, однако периодического обслуживания.
Что представляет собой система кондиционирования? Компрессор, дающий давление, радиатор-испаритель и сеть трубок, по которым «курсирует» «рабочий элемент», обеспечивающий холод — фреон. Принципиальной разницы между кондиционером автомобильным, бытовым или тем, что используется в холодильных установках, нет. Отличие лишь в месте установки и задачах. Разумеется, какой-нибудь мицубисиевский или хондовский «кондер» столь же надежен, как «Юрюзань» или «Орск», стоящие в вашей кухне. Сколько им лет в обед? Думаю, немало. Также и с автомобилями. Но есть здесь небольшое отличие. Машина штука подвижная, к тому же порой ремонтируемая. Поэтому вполне естественно, что иной нерадивый механик может свернуть ненароком магистраль хладагента, раскинувшуюся по всему подкапотному пространству. Можно повредить ее и в аварии. Да и не только ее, а весь испаритель, расположенный у ряда моделей перед радиатором системы охлаждения.
Само собой, со временем дубеют резиновые уплотнители. У машин немолодых это часто происходит зимой — «скукожившиеся» резинки выпускают через себя фреон — до холодов он был, а после кондиционер уже не работает. Особое внимание нужно обращать на герметичность системы кондиционирования при демонтаже и монтаже двигателя. Тем более, что сейчас на рынке много «конструкторов», которым при провозе через таможню в той или иной мере «ампутировали» мотор. Если уж бывают проблемы с топливными системами, то кто же во время этой процедуры следил за сохранением герметичности?
Компрессор тоже вещь долгоиграющая. Смазки не требует — заправлен маслом на заводе. Однако и в отношении него есть одно неукоснительное правило. Фреоны 12-й, 22-й и 134-й применимы только каждый со своим маслом, а потому не взаимозаменяемы. Есть мнение, что после
12-го можно заправлять 134-й, но ни в коем случае не наоборот. Мы бы такие эксперименты ставить не советовали. Чреваты они выходом из строя компрессора даже в том случае, если хладагента там давно нет (масло-то осталось). Узнать о том, какой фреон был в системе, можно по табличке, расположенной на передней моторной рамке. При отсутствии таковой обещает помочь фирма «Иркутскторгтехника», которая заявляет, что обладает уникальным аппаратом, определяющим марку фреона.
Когда-нибудь состарится подшипник компрессора, но обычно уже в приличном возрасте автомобиля. Аналогичный процесс происходит и с кондиционером — от долгого бездействия он закисает. Чтобы этого не случилось, необходимо хотя бы раз в месяц-два кондиционер включать. Вот только сделать подобное при минусовой температуре не удастся. Надо машину в тепло загонять. В этом отношении в лучшем положении находятся те автовладельцы, чьи машины зимуют в теплых гаражах. У автомобилей, переживающих морозы на открытых стоянках, через некоторое время кондиционер отказывает.
И последнее что касается системы кондиционирования: заправка, которую предлагают фирмы, при ее неисправности — дело столь же глупое, как наливание воды в сито. Сизифов труд! Прежде чем кондиционер заправлять, его необходимо отремонтировать — ведь просто так хладагент рассосаться не может. Между тем, некоторые предприятия уверяют, что систему можно заправлять и без проверки. Чистое надувательство. В мае прошлого года при подготовке материала «Выборы» мы с подобным сталкивались.
ФИРМЫ ИРКУТСКА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ УСЛУГИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ КОНДИЦИОНЕРА |
Название (адрес, телефон, время работы) | Услуги | Гарантия | Стоимость (руб.) |
АМО (ул. Пригородная, 1, тел. 59-36-44, с 9 до 21 без вых.) | Диагностика, заправка | | 1250 |
«Иней» (ул. Лиственничная (пос. Южный), 19, тел. 56-04-94, с 8.30 до 17.30, суб. — с 8.30 до 16.30) | Диагностика, заправка, | сезон | 800; 1100 с гарантией замена уплотнителей |
ИП Бернадо (ул. Сурнова, 29, тел. 28-76-81) с 10 до 18, без вых. | Диагностика, заправка, ремонт | до года | R12 — до кг 800, свыше 1000; R134 — до кг 1000, свыше 1500 |
«Иркутскторгтехника» (ул. Кожзаводская, 8, | Диагностика, заправка | месяц | R12 и R134 — до кг 804, свыше 1150; тел. 200-429, с 8 до 17, вых. — суб. и воскр.) R22 — до кг 750, свыше 970 |
«Фильтр» (ул. Байкальская, 58 Г, тел. 234-000, круглосуточно) | Диагностика, заправка | | 100 г — 100 |
Toyota-Центр-Иркутск (ул. Полярная, 199 А, тел. 38-69-80, с 9 до 18, суб. с 9 до 17) | Диагностика, заправка, мелкий ремонт | полгода | Работа — 980 |
«Байкалит» (ул. Трактовая, 28 А, тел. 39-56-09, с 9 до 19, суб. с 9 до 17) | Диагностика, заправка, ремонт | сезон | 7000 |
«Чистый воздух» (ул. Ширямова, 40, тел. 53-80-21, 53-07-47, с 9 до 23, без вых.) | Обработка системы | | 1200 |
То есть основная задача мастеров, занимающихся обслуживанием кондиционеров — определить, каким образом атмосферу разбавил ваш фреон. Далее по логике вещей должна следовать ремонтная операция и только потом собственно заправка. Но, оказывается, фирмы, занимающиеся кондиционерами, в своем большинстве ремонтом себя не утруждают. Да, проверят, да, укажут на место, откуда травит фреон. Далее же предложат найти сервис, в котором можно будет восстановить герметичность. Исключение составляет организация «Иней», которая перед заправкой берется заменить резиновые уплотнители. В ИП Бернадо готовы провести гораздо более глубокий ремонт, вроде восстановления рассохшихся трубок или пайки испарителя. Отремонтируют компоненты и в двух дилерских сервисах — Toyota-Центре и в «Байкалите». Правда, если вести речь именно о ремонте, то в Toyota при большом желании клиента его систему восстановят, но по мелочи. С кардинальными работами посоветуют обратиться на авиазавод. В «Байкалите» же оказывают профильные услуги — только для машин продаваемых марок. Обслужат же всех, дорого лишь.
Что касается непосредственно заправки системы, то тут есть некоторые исключения. Например, в АМО будут рады «японцам» и «американцам», из авто европейского производства примут не всех. Остальные фирмы на словах готовы обслужить всех, однако перед посещением сервиса желательно уточнить, возьмутся ли за вашу модель.
Не совсем все ясно с гарантией. Кое-кто «дает слово», что проработает сезон, то есть от момента ремонта-заправки до первых холодов, обосновывая свою позицию тем, что за зиму уплотнители могут «дать дуба». ИП Бернадо в некоторых случаях гарантирует целый год беспроблемной эксплуатации. Другие же предприятия на вопрос о гарантии осторожно отмечают, что в ней нет необходимости, так как качество их работ не вызывает сомнений. Кстати, именно они ремонтом не занимаются.
Цены. В таблице приведена стоимость услуг на конец марта. Есть большая вероятность, что к апрелю-маю они подрастут. По крайней мере, в прошлом сезоне они выросли по сравнению с годом 2003-м в два раза. Такова специфика рынка, где эта услуга разделена между считанными фирмами. Впрочем, и здесь есть определенные подвижки — в 2004-м обслуживанием кондиционеров занялась компания «Фильтр». А кроме того, фирма «Чистый воздух», не делая заправку, предлагает чистку систем кондиционирования.
М. МАРКИН
Автомаркет+Спорт № 11
|