Справочные материалы Транспортный налог
Богатым пришло время плакать
Областные законодатели в ноябре 2004 года внесли изменения в Закон Иркутской области «О транспортном налоге», которые вступили в силу с 1 января 2005 года. В первую очередь они касаются повышения ставок налога на автомобили с мощностью двигателя свыше 150 л.с. и уточнений об освобождении от уплаты налога некоторых категорий льготников.
Прежде чем говорить по существу изменений, необходимо вспомнить, как принимался новый закон о Транспортном налоге. Многие автовладельцы еще помнят, что два года назад ставки транспортного налога на л.с. были скорее символическими. За автовладельцев расплачивались юридические лица, которые должны были производить по 2 процента отчислений от оборота независимо от того, имеет или не имеет юридическое лицо транспортное средство. Естественно, суммы поступлений были довольно внушительные. Целевые средства, аккумулируемые в дорожных фондах, позволили построить в области десятки новых дорог и мостов. Как отмечают специалисты, эта мера была прогрессивной в советских условиях хозяйствования. С возникновением частной собственности изымание 2-х процентов средств с оборота вступило в противоречие со здравым смыслом. И при принятии Налогового кодекса РФ была введена специальная глава № 28 о Транспортном налоге (Федеральный закон от 24.07.2002 г.), в которой было определено, что субъекты РФ принимают специальные законы о Транспортном налоге. Региональным законодателям было представлено право определять ставку налога в пределах, установленных новым Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности, а также вводить льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.
При принятии Транспортного налога областные законодатели подошли к определению ставок довольно взвешенно. Они не только по большинству позиций установили минимальные ставки, предусмотренные Федеральным законодательством, но и ввели специальную «льготную» шкалу ставок для автомобилей старше 7 лет, что для нашего региона, где небогатые автовладельцы эксплуатируют сильно подержанные автомобили, особенно актуально.
Новые ставки Транспортного налога не могли покрыть изымаемые Территориальным дорожным фондом средства в связи с отменой отчислений 2-х процентов с оборота юридических лиц. Федеральные власти установили, что наполняемость ТДФ должна происходить за счет акцизов с продажи ГСМ, земельного и транспортного налогов. Но даже с учетом этих источников, финансирование дорожной отрасли области уменьшилось на полмиллиарда рублей.
С нынешнего года и сами ТДФ были упразднены, а дорожная отрасль должна финансироваться из областного бюджета. При этом дорожники потеряли средства, получаемые раньше от земельного налога. В условиях острого дефицита средств в конце ноября Законодательное собрание области внесло в Закон о Транспортном налоге изменения. Ставки налога на автомобили до 150 л.с. остались прежними, а для автомобилей большей мощности резко выросли. Как замечает заместитель начальника отдела прочих налоговых и неналоговых поступлений МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Лариса Винокурова, если в 2002 году для автомобилей моложе 7 лет были установлены ставки, в полтора раза превышающие минимальные по федеральному законодательству, то теперь они увеличились по сравнению с базовыми в пять раз. В целом за счет введения новых ставок бюджет должен получить дополнительно 74 млн. руб.
От уплаты налога в отношении одного транспортного средства по выбору освобождаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда и инвалиды всех категорий в отношении следующих транспортных средств: легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью до 35 л.с., катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.
СТАВКИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА НА АВТОМОБИЛИ |
Мощность, л.с. | Новые ставки за л.с., руб. | Ставки до 2005 г. |
| до 7 лет | старше 7 лет | до 7 лет | старше 7 лет |
100 | 8 | 5 | 8 | 5 |
100-150 | 11 | 7 | 11 | 7 |
150-200 | 50 | 33 | 15 | 10 |
200-250 | 75 | 50 | 23 | 15 |
свыше 250 | 150 | 100 | 45 | 30 |
Сохраняется прежняя схема уплаты налога — половина (авансовый платеж) до 15 сентября, а окончательный расчет — до 1 апреля. Лариса Винокурова отмечает, что закон разрешает уплату налога в полном объеме сразу при получении платежного поручения, то есть до 15 сентября.
В настоящее время налоговикам удалось до 80 процентов сверить базу данных, переданную из ГАИ, а к 1 апреля они должны были прояснить судьбу и остальных автомобилей. Как считают налоговики, в основном это будут машины, пришедшие в негодность, но не снятые с учета, а также переданные по доверенностям другим лицам.
Ушла в прошлое проблема установления мощности двигателя в л.с. иномарок, которая еще год назад доставляла массу хлопот автовладельцам и налоговым органам. ГАИ сейчас имеет полную базу данных для определения мощности любого транспортного средства.
Нередко автовладельцы своевременно не получают платежное поручение. В основном это происходит из-за закрытых металлических дверей на подъездах, проживания автовладельца не по месту прописки и по другим причинам. В таком случае законопослушным автовладельцам Лариса Винокурова рекомендует обратиться в налоговые органы по месту прописки для получения платежного поручения, чтобы избежать в дальнейшем неприятных объяснений с налоговыми органами.
Николай НАУМОВ
Автомаркет+Спорт № 11
|