Справочные материалы Иркутск-Хея
Удивительное - рядом
Буквально рядом с Иркутском очень много прекрасных мест для отдыха. Однако многие о них попросту не знают... Вот и мы, отправившись по маршруту Иркутск — Мельничная падь — Новогрудинино — Большой Калей — река Хея, открыли для себя много нового и неизведанного. Летом здесь настоящая благодать.
Начало
Попасть на маршрут можно несколькими путями. Два из них ведут из Иркутска. Первый: чтобы выехать на нужную нам дорогу, следует свернуть на кольце у троллейбусного депо направо и далее по главной дороге, никуда не сворачивая. Первым ориентиром будет служить хорошо заметный мини-маркет, стоящий в конце подъема дороги с правой стороны. А через несколько метров вы увидите километровый знак с отметкой 1 км, а чуть поодаль слева — последнюю АЗС на этой трассе. Второй выезд находится в микрорайоне Юбилейный на кольцевой дороге вокруг микрорайона около троллейбусной остановки «Областная больница». Здесь поворачиваем на свежую асфальтовую дорогу, уходящую в горку от Юбилейного. Третий путь лежит через Марково, но ехать по ней уверенно можно только в сухую погоду и лучше на внедорожной машине, так как дорога гравийная, местами основательно разбита. Но зато какие виды открываются на перевалах!
Лучшая по качеству покрытия трасса, ведущая из Юбилейного. На втором месте дорога от троллейбусного депо, на ней встречаются неприятные «лежачие полицейские» естественного происхождения и серьезные ямы с острыми краями в асфальте. О варианте поездки через Марково говорить излишне, это для любителей острых ощущений. Кстати, все дороги встречаются в одном месте — 5 км, если считать от троллейбусного депо. От депо начался и наш путь.
|
Первый километр |
|
Альтернативная АЗС |
| К сожалению, конец города никак не обозначен, поэтому точкой отсчета будем считать километровый знак с отметкой 1 км. Первые километры сюрпризов не преподносят, если не считать ям в асфальте. Кстати, эту трассу обслуживает иркутская дорожная фирма ООО РСП «Топка». Последний серьезный ремонт здесь был несколько лет назад, тогда дорогу отремонтировали по технологии поверхностной обработки. Надо отметить, что покрытие постепенно износилось, стали появляться разрушения. Некоторые впечатляют своими размерами, между колес машины их уже не пропустишь, лучше объехать. Периодически проблемные участки реставрируются, но похоже, ресурс покрытия на отдельных участках подходит к концу. Но тем не менее среднюю скорость 80 км/час можно держать без проблем. На перекрестке у 3-го километра лучше притормозить, место оживленное, да и дальше качество покрытия резко ухудшается. После перекрестка слева расположился передвижной бензовоз. Несмотря на дешевый бензин, заправляются только отечественные автомобили. После передвижной АЗС внимание привлекает вывеска кафе «Ирина», расположившегося на отвороте в сторону садоводства «Изумруд», но оно не работает, сгорело.
Мельничная Падь
|
Цены на 20 копеек ниже городских |
|
Новая ЛЭП |
| На 8-м километре стоит указатель налево — Мельничная Падь. На этом перекрестке в теплое время года частенько дежурят сотрудники ДПС, ловят в основном за нарушение разметки и превышение скоростного режима. Началась гравийка, скорость снизилась до 50-60 км/час. Дорога очень живописна, по обочинам стоят вековые сосны. Красота отвлекает внимание, а это чревато последствиями. Ширина проезжей части явно уже 7 метров, крутые повороты, подъемы и спуски — все это встречается по пути в Мельничную Падь. Но ехать недалеко, всего 4,5 км от трассы. Встречных машин немного, попутных нет вовсе. Но это не значит, что место глухое и Богом забытое. В этом легко убедиться уже на въезде в деревню, с правой стороны вдоль одноименного залива развернулось грандиозное строительство коттеджей. Да, лучшего места не найти. Отличный вид на залив и Ангару, летом можно купаться, да и рыбалка приятна — рыба тут есть.
|
Деревня Мельничная Падь |
|
Обустроенная стоянка |
| Интересно название Мельничная Падь. Немногие знают, что оно пошло от старой мельницы, которая работала здесь в 50-х годах прошлого столетия. Мельник жил в деревне, а из здешней муки пекли замечательный хлеб, сейчас такого в городе нет. Так говорят местные жители. В деревне есть почта, работают магазины. Работает сотовая связь «Байкалвесткома», МТС. Радиостанции FM-диапазона принимаются без помех, город-то недалеко, напрямую около 10 км. Мельничная Падь славится своими заливами, их тут несколько. Летом вода в заливах почти везде прогревается, берега пологие, можно подъехать к воде на машине. Одним словом, приехать сюда отдохнуть на несколько дней вполне реально. Каких-либо турбаз вблизи я не нашел, поэтому отдыхать придется в палатке, хотя можно снять дом или комнату, говорят, такую услугу стали оказывать жители деревни прошлым летом. А те, кому эти места особенно приглянулись, построили здесь свои дачи. Дороги в самой деревне обычные, не асфальт, конечно, но проехать можно.
Возвращаемся обратно на трассу. Следующая точка назначения — деревня Новогрудинино. Чтобы до нее доехать, нужно свернуть налево с асфальта на грунтовку на развилке у 12-го километра трассы. Это ровно 4 километра от отворота на Мельничную Падь.
|
Край непуганых зайцев |
Гравийная дорога в начале заставляет снизить скорость до 50, а местами и до 30 км/час. Много мелких ям и гребенки. Дальше качество покрытия заметно улучшается. Дорога на всем протяжении изобилует поворотами, есть спуски и подъемы. Сложных мест не много. Качество грунтовки вряд ли позволит ехать быстрее 70 км/час. В прошлом году в Новогрудинино провели новую линию электропередач, старая плохо справлялась с нагрузкой. Последние годы побережье Ангары активно застраивается дачами, турбазами, летними лагерями. Новогрудинино не стало исключением. Года три назад поговаривали, что уложат асфальт до самой деревни, но на деле все ограничилось реконструкцией гравийной дороги. После этого она стала заметно лучше. Серьезный минус один — если «повезет» и придется ехать в потоке машин в сухую погоду — пыль стоит такая, что с трудом видишь идущего впереди. Не доезжая деревни, встречается отворот в садоводство с альтруистичным названием Мечта. Странно, что на указателе значится расстояние 1 км, а до ворот от трассы всего метров сто.
Новогрудинино и близлежащие заливы
|
Гостевой домик базы «Наладчик» |
|
Залив Картакой |
| Новогрудинино — обычная деревенька, каких немало рядом с Иркутском. Особых достопримечательностей нет, если не считать уникального знака, который стоит на выезде из деревни в сторону города. Он информирует, что дорога на всем протяжении — а это ровно 7777 метров (до асфальта)— имеет опасные повороты. Принимаются здесь сигналы сотовых операторов. Кстати, обычной телефонной связи в Новогрудинино нет. Показывают почти все телеканалы. Из Иркутска по расписанию от автовокзала ходит рейсовый автобус. Есть магазины. Цивилизация, можно сказать. Начинается деревня с «главного» перекрестка. Если ехать прямо — дорога приведет на берег Ангары, дальше по берегу направо будет небольшой залив с песчаным пляжем. По этой же дороге на выезде, но налево, не доезжая берега, находится турбаза «Гостиный двор» (владелец — иркутская фирма Иркомпо), она считается в здешних краях самой «крутой». Ресторан, теннисный корт, баня, сауна, бассейн — все это имеется.
|
Опасное место |
Есть на «главном» перекрестке поворот направо. В эту сторону наблюдается самое оживленное движение, туда же отправимся и мы. Сразу за деревней слева открывается вид на Новогрудининский залив. Но попасть на берег лучше, проехав по дороге дальше до распадка. Это 8-й км, если считать от асфальтовой трассы, то есть примерно в километре за деревней. Проехать на берег залива можно, повернув налево перед спуском — эта дорога получше. Хотя есть шансы проехать на другой берег залива, отворот на эту лесную дорогу дальше на подъеме, но она хуже. Замечу, что в распутицу обе эти лесные дороги становятся непреодолимыми для легкового автомобиля.
|
Дачи в Мельничной Пади |
Но сложности лесных дорог с лихвой перекрывают красоты раскинувшегося залива. Немного народу, чистая и теплая (естественно, летом) вода. Для рыбаков шанс изловить трофейную щуку килограммов до пяти вполне реален. Заметно, что сюда приезжают на день-два, а на противоположном берегу, куда подъехать сложнее, проводят гораздо больше времени. Об этом говорят обустроенные стоянки на берегу. Красиво здесь, уезжать не хочется. Но нужно ехать дальше.
|
Кто-кто в теремочке живет? |
Следующий залив называется Картакой. Попасть на его берега сложнее, чем на Новогрудининский, так как единственная хорошая дорога закрыта в прямом смысле — на импровизированных воротах висит замок. Это въезд на территорию двух турбаз — «Вагонник» и «Картакой» (обе от вагонного депо Иркутск-пассажирский). Похоже на то, что весной эти базы не работают, не сезон по здешним меркам. И как немое противоречие этому — стоящий у берега корабль. Странно, может, все на рыбалке? Если пройти по берегу дальше в сторону Ангары, встретятся еще дома, похоже на частную собственность. Узнать подробнее не получилось. Повстречал неподалеку мужиков, приехавших на УАЗике порыбачить. Короче, еще один симпатичный залив, где есть рыба, турбазы и ее величество Природа. При большом желании проехать на залив можно, минуя турбазу «Вагонник», рядом есть лесная дорога, не шикарная, но в сухую погоду по ней добраться получится.
Маршрутные советы
Отправляясь на Ангарские заливы:
Захватите с собой плавсредства — у кого их нет, советую купить, поверьте, покататься по заливу вам обязательно захочется.
Любителям рыбалки следует взять с собой рыболовные снасти, рыбу здесь не ловит только ленивый.
Любителям спортивного отдыха лучше захватить мячи, ракетки и т.д. — места, где их применить, можно найти.
Водителям следует рассчитывать только на свои силы, так как какого-либо проявления автомобильного сервиса здесь нет, зато работает мобильная связь, да и до города недалеко. Кстати, ближайшая АЗС находится на первом километре, а недалеко от нее — авторазборка «Большая». |
|
Единственный рекламный щит |
Очередная маршрутная точка — залив Большой Калей (не путать с Колей). До Калея ведет все та же грунтовая дорога, ошибиться невозможно — она одна. Правда, не доезжая залива, на пути встречаются две развилки. На первой из них нужно ехать налево, направо дорога ведет в садоводство, так говорят, но что-то с трудом верится, уж больно разбита дорога. В любом случае нам туда не надо. Вторая развилка совсем рядом с садоводством «Гелиос» (Иркутского государственного медицинского университета), которое удачно расположилось на берегу Большого Калея. Нам снова налево. По соседству с садоводством расположилась база отдыха «Наладчик». Этой базе уже около 30 лет. По сути, она задумывалась как спортивно-оздоровительная, есть место для волейбола, можно и в футбол погонять. Проживание в сутки стоит 200 рублей с человека без питания. Для приготовления пищи есть столовая, но готовить придется самостоятельно, поваров на базе нет. Домики для проживания рассчитаны на 6 человек (некоторые отапливаются в холодное время), но могут поселить и меньшую компанию. Рядом причал, можно взять напрокат лодку, покататься по заливу или махнуть на рыбалку.
|
Там живут ... мечтатели |
|
С точностью до метра! |
|
Недалеко от этого места есть еще два места отдыха. Помните развилку у самого садоводства, так вот, если повернуть на ней направо, то вы попадете на базу отдыха и туризма «Большой Калей» или в Детский оздоровительный лагерь «Олимпиец» (они расположены по соседству). Скажу честно, турбаза «Большой Калей» меня поразила. Дороги на территории асфальтированы, есть два пирса, к одному пришвартован корабль (возможна и прогулка на нем). Приятно радует разнообразие домиков для отдыхающих, есть все варианты от эконом-класса до апартаментов для VIP-персон. Через день топится баня, эта услуга включена в стоимость. Кстати, о ценах. Проживание с трехразовым питанием стоит от 358 рублей в сутки, не верите? Я тоже не поверил, а поэтому переспросил, все ли правильно. Для активного отдыха здесь многое предусмотрено, прокат лодок, катамаранов, для любителей спорта волейбол, футбол, бадминтон. Есть на берегу залива свой небольшой искусственный песчаный пляж! Жаль, что телефона на базе нет, но заместитель директора сказал, что могут разместить всех желающих, места для всех найдутся. Хочу летом приехать проверить.
Вот, пожалуй, и все интересные места здешних краев, пора возвращаться на трассу. А дальше новые впечатления.
Река Хея, последняя точка маршрута
|
Въезд на базу «Вагонник» |
|
Грудининский залив |
| Возвращаемся на основную трассу. Через 3 километра асфальт кончается, в этом месте находится конечная остановка автобусного маршрута №141 (начинается он от троллейбусного депо). Здесь же находится небольшой продовольственный магазинчик, надо отметить, что подобные магазины на всем протяжении этой трассы не редкость. Есть даже с поэтическим названием «Лукоморье» (на 13 км с правой стороны). Жалко, что дубы рядом не растут, зато котов в соседнем садоводстве сколько угодно. Но вернемся к конечной остановке автобуса, именно здесь заканчивается асфальт и начинается разбитая с большими ямами грунтовка. Скорость движения падает с 90 до 20-30 км/час, быстрее никак. Через три километра дорожное покрытие начинает улучшаться, можно ехать 50-60 км/час. Признаки цивилизации — дачные поселки, все они справа по движению. В ту же сторону местами открываются поистине захватывающие виды на долину, по которой протекает Большая Хея, за ней начинается невысокий горный хребет (600-700 метров) вытянувшийся в сторону порта Байкала. Неблагодарное занятие описывать такое великолепие, передать словами все, что видишь, очень сложно, но гораздо лучше увидеть своими глазами.
|
Ангарские базы отдыха |
Названия садоводств заслуживают, чтобы о них было сказано несколько слов. По всей трассе встречаются наименования порой банальные, порой неожиданные. Например, «Кинематографист» или «Троллейбусник» говорят о ведомственном происхождении. Но такие названия как «Пролетарий» или «Тихая пристань» объяснить невозможно. Кстати, на воротах «Тихой пристани» присутствует даже морская символика в виде якорей. Позднее мне рассказали, что когда закладывали садоводство «Тихая пристань», будущим хозяевам участков это место рекламировали как находящееся на берегу одного из заливов Ангары. Доверчивые люди поверили, и кое-кто, даже не глядя, оформил документы. Но место, тем не менее, очень красивое — рядом тайга, пешком до речки Хеи недалеко.
|
Здесь вас ждут ужин и ночлег |
Последнее населенное место по этой дороге — садоводство Хея. Всего несколько домов. Земледелием особо здесь не увлекаются, предпочитают этому занятию куда более романтическое — охоту. Зверье в местах здешних водится, сам видел перебежавшего дорогу зайца, тетерку, вспорхнувшую прямо из-под колес. Со слов местных жителей (многие здесь и зимуют), в лесу встречаются волки, медведи, козы.
|
За этим болотом течет речка Хея |
Едем дальше. Дорога стала уже, заметно, что машины ездят по ней редко. А вот и конец путешествия, дальше ехать можно лишь на вездеходе — впереди болото. С горки, где начинается спуск к болотине, видна высокая гора, поросшая хвойным лесом. Где-то у ее подножья бежит речка Большая Хея, в которую недалеко от конечной точки моего маршрута впадает река со звучным именем Зун-Мурэн.
|
Последняя остановка... |
Если я правильно сориентировался на местности, то, похоже, именно на этом болоте год назад иркутский клуб «Протектор» начинал свою бездорожную битву буквально прорубаясь в сторону Порта-Байкала. Остатки старой гати на болоте подтверждают, что давным-давно здесь была дорога. По рассказам старожилов, за болотом действительно есть лесная дорога, начинается она от Большого Луга, доходит до подножья горы за болотом (отметка на карте 615,8 метра) и теряется в направлении Байкала.
|
...дальше дороги нет |
Как ни печально, но все хорошее когда-нибудь заканчивается, пора и мне двигаться в сторону Иркутска, прямо скажу, не хочется отсюда уезжать. Но думаю попробовать приехать в эти места с другой стороны — по дороге из Большого Луга. А пока — домой!
Сергей ВАРУТИН
Автомаркет+Спорт № 11
|