искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Справочные материалы
Свечи зажигания

Зажигалки

Свечи зажигания

Свечи зажигания
Свечи зажигания

Это — самая простая свеча зажигания

Владельцы бензиновых автомобилей хорошо знают о важности такой маленькой детали, как свеча зажигания. Особенно зимой. Единственная искорка между ее электродами влияет на то, заведется в мороз автомобиль, или нет. Но, может быть, лучше не доводить до того, что вы окажетесь один на один с остывшим за ночь двигателем, а заранее побеспокоиться о состоянии «зажигалок» для него?

Свечи зажигания

Новинка иркутского рынка — иридиевая свеча NGK Iridium Max с одним центральным и двумя дополнительными боковыми электродами — специально для автомобилей, оснащенных двигателями с непосредственным впрыском топлива (GDI, D-4...)

Современные свечи зажигания по своей идеологии и конструкции мало чем отличаются от тех, что были полвека назад. Главное их развитие идет по пути совершенствования отдельных элементов конструкции, материалов и технологии изготовления. Фактически большинство современных свечей зажигания имеют классическую конструкцию с металлическим корпусом, керамическим изолятором, электродами и контактным стержнем. Отличия — в деталях. Так, еще несколько лет назад на вершине популярности были много-электродные свечи, имеющие от двух до четырех боковых электродов. Про них говорили, что они улучшают холодный пуск двигателя, способствуют топливной экономичности и имеют больший ресурс. К счастью или к сожалению, но верным оказалось только последнее утверждение. Дело в том, что электрохимическая эрозия искрового заряда выбивает частицы металла из центрального электрода, тем самым увеличивая искровой зазор. А в многоэлектродной свече искра в таких случаях появляется от другого бокового электрода, у которого зазор остался прежним, что и увеличивало срок службы свечи в целом. Но при этом лишние электроды мешали нормальному смесеобразованию, прикрывая очаг воспламенения. Да и тепло они поглощали активнее, из-за чего свеча становилась «холоднее». Наверное, поэтому сегодня такие свечи перестали пользоваться высоким спросом, тем более, что и у одноэлектродных свечей, благодаря новым материалам и технологиям, резко возрос срок службы — так, платиновые свечи могут служить до 100 000 км (против 15 000-20 000 у обычных). Интересно, что некоторые продавцы в «Автограде» с энтузиазмом расхваливали именно многоэлектродные свечи, утверждая, что все недостатки «лишних» электродов надуманны. Однако почему-то предлагают эти свечи, только узнав, в хорошем ли состоянии находится двигатель...

Свечи зажигания

Иридиевая свеча для двигателей, работающих на газе

Если вы тем не менее желаете взять именно такие свечи, то довольствоваться придется Brisk Extra (примерно 70-80 руб/шт), Beru Ultra X или NGK (около 170-180 руб/шт). Также многоэлектродные свечи можно найти и на отечественные авто — комплект трехэлектродных Master Sport или AV обойдется примерно в 200-210 руб.

А теперь о платиновых и иридиевых свечах. Драгоценные металлы, которые применяют в их конструкции (и которые дали им имя) позволили сделать эти свечи более долговечными. Но из-за этого же они значительно дороже, причем настолько, что их применение реально оправдано только на моторах, у которых затруднен доступ к свечам и у которых одна только замена свечей будет обходиться дороже их стоимости. При этом платиновые и иридиевые свечи испортить некондиционным бензином можно так же легко, как и обычные. Да и вообще, автопроизводители (в частности Toyota) рекомендует для «простых» двигателей (вроде 4A-FE или 3S-FE) стандартные свечи, а платиновые — на V-образные или форсированные (например 4A-GE). И «платину», и «иридий» в продаже можно обнаружить под марками NGK или Denso. Причем Denso чуть дороже — примерно 385-445 руб./шт. в зависимости от типа двигателя против 370-430 руб. за одну свечу NGK. Еще есть «драгоценные» свечи Brisk, которые почти в два раза дешевле своих японских аналогов, но они представлены только платиновыми свечами (с маркировкой Platinum), и оцениваются в 205 руб. за штуку.

Свечи зажигания

Иридиевая свеча NGK Iriway для спорта и любителей агрессивного вождения

Своего рода компромиссом между платиновыми и обычными можно считать свечи с серебряным центральным электродом. Серебро, также как и платина (и иридий), устойчивее к эрозии, хотя и в меньшей степени, но при этом и стоимость их не такая высокая, как у платиновых. Вот только в продаже «серебряных» свечей почему-то немного. По большому счету рыночная ниша между дорогими платиновыми/иридиевыми и обычными свечами почти пуста: Bosch Silver в продаже встретить практически невозможно (эта марка вообще сильно сдала свои позиции у нас), а Brisk Silver предлагается в ограниченном числе торговых точек (в основном в павильонах сети магазинов «Резонанс»). Их стоимость такая же, как и у многоэлектродных свечей — примерно 70-80 руб. за штуку.

Свечи зажигания

Промышленная свеча HGK (для компрессорных установок и т.п.)

В отдельную группу выделим свечи для автоспорта и просто для любителей агрессивного вождения. Это специальные модели иридиевых свеч от NGK — Iritop, Irimac и Iriway, а также бесконтактные (т.е. свечи без бокового электрода) Brisk Premium. Первые внешне практически ничем не отличаются от обычных иридиевых свечей, но стоят еще дороже — примерно от 650 руб. за штуку (некоторые модели оцениваются и того больше — свыше полутора тысяч!). Наиболее полный их выбор можно найти в павильонах фирмы «Автон». Brisk Premium, естественно, дешевле — примерно 290 руб./шт.

Свечи зажигания

Свеча NGK для японских двигателей старой конструкции

Что же касается обычных свечей зажигания, то здесь необходимо отметить некоторую брэндовую перетасовку ассортимента. Так, свечи Bosch, как уже говорилось, уходят с нашего рынка. То же самое можно сказать и о свечах Champion (которые и так не были в фаворитах). Очень непросто найти свечи Beru — в «Автограде» их более-менее приличный выбор нашелся в павильоне ИП «Диски». Несколько заметнее представлены немецкие свечи Finwhale и отечественные APS. Но и те, и другие рассчитаны в основном на отечественные автомобили да некоторые европейские иномарки (в основном устаревших моделей), среди которых, тем не менее, есть еще вполне современные Volkswagen и даже BMW (интересно, есть ли в Иркутске хотя бы один владелец BMW, который ставит на свой автомобиль свечи APS?). Нет, мы не хотим сказать, что эти свечи плохие. Просто они рассчитаны на старые машины, к которым можно отнести даже новую «Ладу» — конструкция-то не один десяток лет разменяла! Главный плюс таких свечей — цена. Finwhale, к примеру, можно купить по 190-250 руб. за комплект из 4-х штук (на «классику» дешевле, на «Самары» дороже) и за 270 за комплект для «Газели». APS еще доступнее — 120-155 руб./комплект (столько же стоят и Bosch для ВАЗов, производимые на заводе APS, принадлежащем Bosch). С ними могут соперничать только Brisk Classic по 30 руб./шт.

Взаимозаменяемость основных типов свечей

Свечи зажигания

Рис. 1 Вид загрязнений свечи при нормальном состоянии двигателя

Свечи зажигания

Рис. 2 Матовая черная копоть на свече

Свечи зажигания

Рис. 3 Черный маслянистый нагар на свече

Свечи зажигания альтернативных производителей в основном представлены не в «Автограде», а на уличных рынках, вроде «Знаменского» или «Меридиана». Так, в БУМе и в Торговом Центре «Знаменского» нашелся ассортимент отечественных свечей из Энгельса (от 100-110 руб. за комплект), а также под марками APS и AV (последние — 160-210 руб/комплект). Причем AV за 210 руб обозначены на ценнике как трехлепестковые — что подразумевает наличие трех электродов. При таком ценообразовании — когда одна свеча стоит порой чуть более 20 руб., владельцам «нашемарок» можно вообще не заморачиваться долговечностью и ресурсом, меняя свечи хоть ежемесячно!

Свечи зажигания

Рис. 4 Толстый слой рыхлых отложений на свече

Свечи зажигания

Рис. 5 Отложения красного цвета

Свечи зажигания

Рис. 6 Оплавление центрального электрода

Нашлись на «Знаменском» и платиновые свечи — под маркой немецкой MS (Master Sport) — по цене 440 руб за штуку. При этом выглядят они как обычные, с «толстым» центральным электродом.

Владельцам праворульных «японок», использующих японские свечи, такие цены, конечно, могут только сниться. Но при базовой стоимости тех же NGK и Denso в пределах 75-105 руб. и их можно менять достаточно часто: раз в сезон или раз в полгода.

А в этом месте было бы логично рассказать о том, как правильно подобрать свечу зажигания: по диаметру и длине резьбовой части, по калильному числу, и вообще о том, где их можно купить. Но зачем? Во-первых, в любой инструкции по эксплуатации автомобиля можно найти заводские рекомендации по применению тех или иных свечей зажигания, отступать от которых не рекомендуется. Во-вторых, сегодня свечи можно найти практически на любой станции замены масел: так, к примеру, на СТО «Мир Автомасел» можно подобрать свечи NGK. На СТО «Гордэр» (рынок Павловский) к ним добавляются Denso (от 103 руб. за простые свечи, от 413 руб. за иридиевые NGK и 586 руб — Denso). А в компании «Фильтр» кроме этих брендов есть еще свечи Brisk всех видов (кроме безэлектродных). Ну и в третьих, в любом приличном павильоне или магазине вам могут подобрать нужную свечу по каталогу. А туда, где нет каталога, лучше и не ходить — мало ли что подсунут!

Таблица 2. Определение состояния двигателя по виду свечей зажигания
Вид загрязнений свечиВозможная причинаСопутствующий признакСпособ устранения
Тонкий слой светло-серого или светло-коричневого налета (рис. 1)Двигатель находится в исправном состоянии. Свеча соответствует двигателю по калильному числу.Расход топлива, моторного масла и токсичность ОГ соответствуют норме.Очистить свечи от налета и при необходимости отрегулировать искровой зазор.
Матовая черная копоть (рис. 2)Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания.Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск.Отрегулировать карбюратор или зажигание.
Низкая компрессия из-за негерметичности клапанов или износа цилиндро-поршневой группы.Отремонтировать двигатель.
Загрязнение воздушного фильтра. Заменить фильтр.
Неправильная установка искрового зазора. Отрегулировать искровой зазор.
Трещина в изоляторе. Заменить свечу.
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя.Заменить свечу.
Блестящий черный маслянистый нагар (рис. 3)Попадание масла в камеру сгорания. Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск.Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней.
Толстый слой рыхлых отложений (рис. 4)Низкое качество бензина или масла. Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.Заменить топливо или моторное масло. Промыть систему смазки.
Отложения красного цвета (рис. 5)Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине.Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.Заменить топливо.
Оплавление, выгорание электродов (рис. 6), трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение (рис. 7)Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя.Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.Заменить свечу
Неисправность системы охлаждения. Перегрев двигателя. Найти и устранить неисправность системы охлаждения.
Слишком большой угол опережения зажигания.Детонация в цилиндрах (характерный металлический стук).Отрегулировать угол опережения зажигания.
Применение низкооктанового топлива.Заменить топливо.

Свечи зажигания

Рис. 7Разрушение теплового конуса изолятор

Кстати, не многие представляют, в насколько сложных условиях работает свеча зажигания: диапазон температур в камере сгорания изменяется от 70 до 2500С, давление газов достигает 50-60 бар, напряжение на электродах может доходить до 20 кВ и даже выше. К тому же выходящая в камеру сгорания часть свечи подвергается еще и химическому воздействию продуктов сгорания. В таких условиях любой нюанс качества может сыграть свою положительную или отрицательную роль. Но именно качество чаще всего нельзя проверить при покупке свечи в магазине — все остальное можно подобрать. Так что мы можем посоветовать регулярно следить за состоянием свечей зажигания, вовремя менять их, а покупать свечи только в заслуживающих доверие магазинах и павильонах — обидно ведь оказаться среди зимы возле застывшего авто, у которого и масло в двигатель залито синтетическое, и аккумулятор еще полон сил, а вот свечки оказались «левыми»...

Алексей СТЕПАНОВ

Автомаркет+Спорт № 12




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика