Справочные материалы Свечи зажигания
Зажигалки
|
|
Это — самая простая свеча зажигания |
| Владельцы бензиновых автомобилей хорошо знают о важности такой маленькой детали, как свеча зажигания. Особенно зимой. Единственная искорка между ее электродами влияет на то, заведется в мороз автомобиль, или нет. Но, может быть, лучше не доводить до того, что вы окажетесь один на один с остывшим за ночь двигателем, а заранее побеспокоиться о состоянии «зажигалок» для него?
|
Новинка иркутского рынка — иридиевая свеча NGK Iridium Max с одним центральным и двумя дополнительными боковыми электродами — специально для автомобилей, оснащенных двигателями с непосредственным впрыском топлива (GDI, D-4...) |
Современные свечи зажигания по своей идеологии и конструкции мало чем отличаются от тех, что были полвека назад. Главное их развитие идет по пути совершенствования отдельных элементов конструкции, материалов и технологии изготовления. Фактически большинство современных свечей зажигания имеют классическую конструкцию с металлическим корпусом, керамическим изолятором, электродами и контактным стержнем. Отличия — в деталях. Так, еще несколько лет назад на вершине популярности были много-электродные свечи, имеющие от двух до четырех боковых электродов. Про них говорили, что они улучшают холодный пуск двигателя, способствуют топливной экономичности и имеют больший ресурс. К счастью или к сожалению, но верным оказалось только последнее утверждение. Дело в том, что электрохимическая эрозия искрового заряда выбивает частицы металла из центрального электрода, тем самым увеличивая искровой зазор. А в многоэлектродной свече искра в таких случаях появляется от другого бокового электрода, у которого зазор остался прежним, что и увеличивало срок службы свечи в целом. Но при этом лишние электроды мешали нормальному смесеобразованию, прикрывая очаг воспламенения. Да и тепло они поглощали активнее, из-за чего свеча становилась «холоднее». Наверное, поэтому сегодня такие свечи перестали пользоваться высоким спросом, тем более, что и у одноэлектродных свечей, благодаря новым материалам и технологиям, резко возрос срок службы — так, платиновые свечи могут служить до 100 000 км (против 15 000-20 000 у обычных). Интересно, что некоторые продавцы в «Автограде» с энтузиазмом расхваливали именно многоэлектродные свечи, утверждая, что все недостатки «лишних» электродов надуманны. Однако почему-то предлагают эти свечи, только узнав, в хорошем ли состоянии находится двигатель...
|
Иридиевая свеча для двигателей, работающих на газе |
Если вы тем не менее желаете взять именно такие свечи, то довольствоваться придется Brisk Extra (примерно 70-80 руб/шт), Beru Ultra X или NGK (около 170-180 руб/шт). Также многоэлектродные свечи можно найти и на отечественные авто — комплект трехэлектродных Master Sport или AV обойдется примерно в 200-210 руб.
А теперь о платиновых и иридиевых свечах. Драгоценные металлы, которые применяют в их конструкции (и которые дали им имя) позволили сделать эти свечи более долговечными. Но из-за этого же они значительно дороже, причем настолько, что их применение реально оправдано только на моторах, у которых затруднен доступ к свечам и у которых одна только замена свечей будет обходиться дороже их стоимости. При этом платиновые и иридиевые свечи испортить некондиционным бензином можно так же легко, как и обычные. Да и вообще, автопроизводители (в частности Toyota) рекомендует для «простых» двигателей (вроде 4A-FE или 3S-FE) стандартные свечи, а платиновые — на V-образные или форсированные (например 4A-GE). И «платину», и «иридий» в продаже можно обнаружить под марками NGK или Denso. Причем Denso чуть дороже — примерно 385-445 руб./шт. в зависимости от типа двигателя против 370-430 руб. за одну свечу NGK. Еще есть «драгоценные» свечи Brisk, которые почти в два раза дешевле своих японских аналогов, но они представлены только платиновыми свечами (с маркировкой Platinum), и оцениваются в 205 руб. за штуку.
|
Иридиевая свеча NGK Iriway для спорта и любителей агрессивного вождения |
Своего рода компромиссом между платиновыми и обычными можно считать свечи с серебряным центральным электродом. Серебро, также как и платина (и иридий), устойчивее к эрозии, хотя и в меньшей степени, но при этом и стоимость их не такая высокая, как у платиновых. Вот только в продаже «серебряных» свечей почему-то немного. По большому счету рыночная ниша между дорогими платиновыми/иридиевыми и обычными свечами почти пуста: Bosch Silver в продаже встретить практически невозможно (эта марка вообще сильно сдала свои позиции у нас), а Brisk Silver предлагается в ограниченном числе торговых точек (в основном в павильонах сети магазинов «Резонанс»). Их стоимость такая же, как и у многоэлектродных свечей — примерно 70-80 руб. за штуку.
|
Промышленная свеча HGK (для компрессорных установок и т.п.) |
В отдельную группу выделим свечи для автоспорта и просто для любителей агрессивного вождения. Это специальные модели иридиевых свеч от NGK — Iritop, Irimac и Iriway, а также бесконтактные (т.е. свечи без бокового электрода) Brisk Premium. Первые внешне практически ничем не отличаются от обычных иридиевых свечей, но стоят еще дороже — примерно от 650 руб. за штуку (некоторые модели оцениваются и того больше — свыше полутора тысяч!). Наиболее полный их выбор можно найти в павильонах фирмы «Автон». Brisk Premium, естественно, дешевле — примерно 290 руб./шт.
|
Свеча NGK для японских двигателей старой конструкции |
Что же касается обычных свечей зажигания, то здесь необходимо отметить некоторую брэндовую перетасовку ассортимента. Так, свечи Bosch, как уже говорилось, уходят с нашего рынка. То же самое можно сказать и о свечах Champion (которые и так не были в фаворитах). Очень непросто найти свечи Beru — в «Автограде» их более-менее приличный выбор нашелся в павильоне ИП «Диски». Несколько заметнее представлены немецкие свечи Finwhale и отечественные APS. Но и те, и другие рассчитаны в основном на отечественные автомобили да некоторые европейские иномарки (в основном устаревших моделей), среди которых, тем не менее, есть еще вполне современные Volkswagen и даже BMW (интересно, есть ли в Иркутске хотя бы один владелец BMW, который ставит на свой автомобиль свечи APS?). Нет, мы не хотим сказать, что эти свечи плохие. Просто они рассчитаны на старые машины, к которым можно отнести даже новую «Ладу» — конструкция-то не один десяток лет разменяла! Главный плюс таких свечей — цена. Finwhale, к примеру, можно купить по 190-250 руб. за комплект из 4-х штук (на «классику» дешевле, на «Самары» дороже) и за 270 за комплект для «Газели». APS еще доступнее — 120-155 руб./комплект (столько же стоят и Bosch для ВАЗов, производимые на заводе APS, принадлежащем Bosch). С ними могут соперничать только Brisk Classic по 30 руб./шт.
Взаимозаменяемость основных типов свечей
|
Рис. 1 Вид загрязнений свечи при нормальном состоянии двигателя |
|
Рис. 2 Матовая черная копоть на свече |
|
Рис. 3 Черный маслянистый нагар на свече |
Свечи зажигания альтернативных производителей в основном представлены не в «Автограде», а на уличных рынках, вроде «Знаменского» или «Меридиана». Так, в БУМе и в Торговом Центре «Знаменского» нашелся ассортимент отечественных свечей из Энгельса (от 100-110 руб. за комплект), а также под марками APS и AV (последние — 160-210 руб/комплект). Причем AV за 210 руб обозначены на ценнике как трехлепестковые — что подразумевает наличие трех электродов. При таком ценообразовании — когда одна свеча стоит порой чуть более 20 руб., владельцам «нашемарок» можно вообще не заморачиваться долговечностью и ресурсом, меняя свечи хоть ежемесячно!
|
Рис. 4
Толстый слой рыхлых отложений на свече |
|
Рис. 5
Отложения красного цвета |
|
Рис. 6
Оплавление центрального электрода |
Нашлись на «Знаменском» и платиновые свечи — под маркой немецкой MS (Master Sport) — по цене 440 руб за штуку. При этом выглядят они как обычные, с «толстым» центральным электродом.
Владельцам праворульных «японок», использующих японские свечи, такие цены, конечно, могут только сниться. Но при базовой стоимости тех же NGK и Denso в пределах 75-105 руб. и их можно менять достаточно часто: раз в сезон или раз в полгода.
А в этом месте было бы логично рассказать о том, как правильно подобрать свечу зажигания: по диаметру и длине резьбовой части, по калильному числу, и вообще о том, где их можно купить. Но зачем? Во-первых, в любой инструкции по эксплуатации автомобиля можно найти заводские рекомендации по применению тех или иных свечей зажигания, отступать от которых не рекомендуется. Во-вторых, сегодня свечи можно найти практически на любой станции замены масел: так, к примеру, на СТО «Мир Автомасел» можно подобрать свечи NGK. На СТО «Гордэр» (рынок Павловский) к ним добавляются Denso (от 103 руб. за простые свечи, от 413 руб. за иридиевые NGK и 586 руб — Denso). А в компании «Фильтр» кроме этих брендов есть еще свечи Brisk всех видов (кроме безэлектродных). Ну и в третьих, в любом приличном павильоне или магазине вам могут подобрать нужную свечу по каталогу. А туда, где нет каталога, лучше и не ходить — мало ли что подсунут!
Таблица 2. Определение состояния двигателя по виду свечей зажигания |
Вид загрязнений свечи | Возможная причина | Сопутствующий признак | Способ устранения |
Тонкий слой светло-серого или светло-коричневого налета (рис. 1) | Двигатель находится в исправном состоянии. Свеча соответствует двигателю по калильному числу. | Расход топлива, моторного масла и токсичность ОГ соответствуют норме. | Очистить свечи от налета и при необходимости отрегулировать искровой зазор. |
Матовая черная копоть (рис. 2) | Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания. | Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск. | Отрегулировать карбюратор или зажигание. |
| Низкая компрессия из-за негерметичности клапанов или износа цилиндро-поршневой группы. | | Отремонтировать двигатель. |
| Загрязнение воздушного фильтра. | | Заменить фильтр. |
| Неправильная установка искрового зазора. | | Отрегулировать искровой зазор. |
| Трещина в изоляторе. | | Заменить свечу. |
| Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя. | | Заменить свечу. |
Блестящий черный маслянистый нагар (рис. 3) | Попадание масла в камеру сгорания. | Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. | Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней. |
Толстый слой рыхлых отложений (рис. 4) | Низкое качество бензина или масла. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Заменить топливо или моторное масло. Промыть систему смазки. |
Отложения красного цвета (рис. 5) | Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Заменить топливо. |
Оплавление, выгорание электродов (рис. 6), трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение (рис. 7) | Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Заменить свечу |
| Неисправность системы охлаждения. | Перегрев двигателя. | Найти и устранить неисправность системы охлаждения. |
| Слишком большой угол опережения зажигания. | Детонация в цилиндрах (характерный металлический стук). | Отрегулировать угол опережения зажигания. |
| Применение низкооктанового топлива. | Заменить топливо. |
|
Рис. 7Разрушение теплового конуса изолятор |
Кстати, не многие представляют, в насколько сложных условиях работает свеча зажигания: диапазон температур в камере сгорания изменяется от 70 до 2500С, давление газов достигает 50-60 бар, напряжение на электродах может доходить до 20 кВ и даже выше. К тому же выходящая в камеру сгорания часть свечи подвергается еще и химическому воздействию продуктов сгорания. В таких условиях любой нюанс качества может сыграть свою положительную или отрицательную роль. Но именно качество чаще всего нельзя проверить при покупке свечи в магазине — все остальное можно подобрать. Так что мы можем посоветовать регулярно следить за состоянием свечей зажигания, вовремя менять их, а покупать свечи только в заслуживающих доверие магазинах и павильонах — обидно ведь оказаться среди зимы возле застывшего авто, у которого и масло в двигатель залито синтетическое, и аккумулятор еще полон сил, а вот свечки оказались «левыми»...
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 12
|