Справочные материалы Автотюнинг
Особое мнение
|
Понятие тюнинга (от англ. to tune — доводить, настраивать) поистине безгранично и включает в себя все элементы, способные так или иначе придать автомобилю черты индивидуальности. Появившись в мире автоспорта и изначально подразумевая собой лишь «боевую» настройку всех узлов и агрегатов, сейчас тюнинг не просто делится на внешний и внутренний, но и отражает основную направленность автомобиля, будь то болид стритрейсера или «проходимец» любителя внедорожных приключений. И самое главное — всячески подчеркивает индивидуальность владельца, являясь его визитной карточкой. Но тюнинг в общепринятом понимании есть синоним стиля, в то время как зачастую так трудно остановиться в стремлении всячески украсить любимую машину! В этом случае мы становимся свидетелями рождения самодвижущихся «новогодних елок», с крыши до колес обвешанных гирляндами дешевой или самодельной бижутерии. Тоже тюнинг? В каком-то смысле да, поскольку из «конвейерного» потока такая машина неизбежно выделяется, но тюнинг, скорее, того свойства, которое мы обычно вкладываем в слово «безвкусица».
|
Аэрография — удовольствие недешевое, а потому особой популярностью не пользуется |
Антенны и мухобойки, светоотражатели и зеркала, «бритвы»-спойле- ры и «типа ксенон», здоровенные «самцы» на глушитель и рожденные чьей-то больной фантазией надписи на заднем стекле — весь этот ширпотреб в изобилии водится на любом авторынке и почти в любом магазине запчастей. Блестит, выглядит круто и стоит совсем недорого — отчего бы не украсить автомобиль приятной безделушкой? Тюнинг, понимаешь! Увы, подобное проявление индивидуальности в наших условиях просто обречено на долгую жизнь и повсеместное процветание — передвигающаяся в основной своей массе на праворульном секонд-хэнде общественность еще не готова (в том числе и по финансовым соображениям) к массовым заказам полноценных тюнинг-пакетов от «придворных» японских ателье. Тем не менее, все сколько-нибудь «обвешанные» япономарки долго в продаже не застаиваются. Фирма все-таки, да и на цену машины не влияет, тогда как отдельно самый простенький обвес обойдется минимум в $600! С европейцами еще хуже — те и без тюнинга причислены из-за своей цены к разряду небожителей, а «настроенные» версии появляются исключительно новыми и по индивидуальным заказам. Больше всех повезло в этом отношении владельцам отечественных автомобилей — и выбор есть, и ценники божеские, не говоря уж о том, что сам автомобиль после такого вмешательства становится заметно интереснее. Так что, инженерно-дизайнерская мысль столицы Восточной Сибири не в силах посодействовать, чтобы машины могли отличаться друг от друга не только номерными знаками?
По одежке встречают
|
Колесные диски NISMO, тормозные механизмы Brembo — полное собрание культовых для любого «тюнера» брендов на не менее культовом Nissan Skyline GT-R |
Долго бытовало мнение, что серьезный тюнинг в Иркутске делает только первые и весьма робкие шаги к своему становлению. Надо отметить, такая позиция не утратила своей актуальности и по сей день — единичные примеры удачного стайлинга и нестандартной динамики еще не характеризуют Иркутск как город победившего тюнинга. Причины банальны и естественны — отсутствие устойчивого спроса и сколько-нибудь внятно обозначенного предложения: заваленные дешевым ширпотребом павильоны «Автограда» и «Знаменского» в расчет не принимаются. Между тем, изготовление и монтаж аэродинамических (условно, конечно — никто их в трубе не продувает) элементов, радикальное изменение внешнего вида кузовных панелей и полная ревизия салона в Иркутске практикуются, причем довольно успешно. Так, заказать «юбку» от стадии эскиза до готового, установленного на автомобиль изделия можно в фирмах «Аэрокит», JASS Restyling Studio и Vector Car Audio (у создателей знаменитой «зеленой» Supra GT3000). Широко применяется изготовление кузовных элементов из металла, пластика и стекловолокна, производится и так называемая «металлохирургия» — резка деталей кузова с последующим внедрением в них дополнительных вентиляционных отверстий, светотехники, декоративных элементов и пр. Степень «неузнаваемости» автомобиля напрямую зависит от финансовых возможностей его владельца — чем больше не жалко для любимого авто, тем серьезнее он может выглядеть после всех операций на кузове и в салоне, но меньше $1000 потратить не удастся.
|
Кто узнает в этой футуристического вида морде Nissan Fairlady Z? |
Как правило, «доводка» заканчивается установкой шикарного литья большого размера со сверхнизкопрофильной резиной. Красота и эффект (реже — реальная необходимость в отточенной управляемости на высоко-скоростных виражах) на наших дорогах быстро «приговаривают» подвеску к преждевременной кончине, так что имеет смысл заранее заменить упругие элементы полиуретановыми — изготовлением и установкой таких изделий занимается фирма «Эридан». Впрочем, долговечность полиуретановых деталей пригодится и в «гражданской» эксплуатации. Об ином виде тюнинга подвески легковых автомобилей, исключая тривиальную замену пружин и амортизаторов на более жесткие, на сегодняшний день ничего не известно.
Наиболее известные адреса иркутского тюнинга |
АвтоLAND (ул. Старо-Кузьмихинская, 95, 46-02-52) | Поставка запасных частей и аксессуаров к а/м Toyota, Lexus, тюнинг внедорожников |
Авторесурс (ул. Аргунова, 2, тел. 406-629, 38-76-36) | Тюнинг автомобилей УАЗ (установка японских силовых агрегатов и КПП, модернизация подвески и ходовой части, доработка салона, внедорожная атрибутика) |
Азия-Авто (ул. Рабочего Штаба, 78, 33-46-08) | Тюнинг автомобилей УАЗ (лебедки, дифференциалы, ГУР, отопление, отделка салона, люк) |
Аэрокит (ул. Коммунистическая, 65-А) | Ремонт пластика, изготовление аэродинамических обвесов и прочих кузовных элементов из стекловолокна. Дизайн, покраска, аэрография, изготовление светотехники, переделка передней панели, детали из оргстекла |
А. Пушкарь (бокс на территории Шелеховского АТП) | Глубокий тюнинг отечественных автомобилей (двигатель, КПП, подвеска и ходовая часть) с применением технологий профессионального автоспорта |
BADJO Design (ТЦ «Автоград», пав. 137, 536-246) | Изготовление декоративных наклеек на кузов и полноценного покрытия из оракала, шильдики из металла и пластика, неоновая подсветка кузова и салона, электролюминесцентный провод («гибкий неон»), многоцветная печать на пленке |
В. Анисимов (гаражный кооператив в районе Института МВД) | Глубокий тюнинг отечественных автомобилей (двигатель, КПП, подвеска и ходовая часть) с применением технологий профессионального автоспорта |
Hommers Engineering (ул. Пушкина, 39) | Ремонт и установка тюнинговых запчастей и агрегатов, в том числе и «неродных» на японские автомобили |
JASS-Restyling Studio (ул. Джамбула, 2, 91-33-15) | Ремонт пластика, изготовление аэродинамических обвесов из пластика и стекловолокна |
PRO.SPORT (ТЦ «Автоград», пав. 65, 614-352) | Тюнинговая светотехника для отечественных а/м и иномарок, приборы Auto Gauge, рули, тормозные диски и колодки, детали двигателя и КПП ВАЗ, усилители кузова |
Протектор (ТЦ «Автоград», пав. 137) | Профессиональный тюнинг внедорожников (лифт, лебедки, домкраты, кенгурин, защита днища, шноркель). Готовые комплекты и изготовленные силами клуба, доводка автомобилей в собственном автосервисе. Консультации по подбору и установке оборудования |
TWIN CAM (ТЦ «Автоград», пав. 48, 78, 53-89-16, 53-64-18) | Поставка любых новых тюнинговых запчастей из Японии, детали для агрегатного тюнинга |
Vector Car Audio (гаражный кооператив на ул. Старо-Кузьмихинская) | Любой внешний тюнинг автомобилей: изготовление новых кузовных деталей, пластиковых обвесов, установка аудиосистем любой степени сложности |
Эридан (ТЦ «Автоград», пав. 145-В, 560-560, 566-955) | Поставка на заказ новых тюнинговых деталей из Японии, изготовление, продажа и монтаж полиуретановых элементов подвески для всех автомобилей |
Япона-Мото (ул. Байкальская, 244-А, 35-00-10, в здании строймаркета «Дока») | Поставка тюнинговых запчастей из Японии (внешний и агрегатный тюнинг), помощь в создании концепции и настройке автомобиля, полная информация о деятельности GT-клуба |
Один к одному
|
Toyota Trueno с 2JZ-GTE строилась исключительно «под драг» и являет собой совмещение несовместимого |
А вот с агрегатным, или так называемым «внутренним» тюнингом, все не так просто. Здесь и цели должны быть несколько иными, чем просто покрасоваться перед зеваками, и вмешательство в силовую часть не в пример квалифицированнее. А потому, не мудрствуя лукаво, подавляющее большинство иркутских «тюнеров» давно и безболезненно идет по проверенному и безопасному пути — приобретению готовых «заряженных» агрегатов и внедрению их в подкапотные пространства своих автомобилей. Причем зачастую речь идет даже не о «горячих» моторах (все имеет соответствующую цену), а всего лишь о более объемных или мощных, но «гражданских» двигателях. Одним из признанных авторитетов в этой области считается Hommers Engineering, известный также внедрением в моторные отсеки абсолютно чужеродных двигателей и КПП. И все — двигатели остаются неприкосновенными, тогда как весь «агрегатный» тюнинг продолжается вокруг систем впуска-выпуска, контроллеров топлива и наддува и пр. Неудивительно, что почти каждый из вновь прибывающих в Иркутск «боевых» автомобилей (с реально доработанным мотором) способен запросто «порвать» всю местную гоночную элиту. Серьезному вмешательству в силовую часть пока подвергаются только отечественные автомобили — стараниями известных автогонщиков Владимира Анисимова и Александра Пушкаря Иркутск пополнился несколькими неплохо «заряженными» болидами. Разумеется, даже такая настройка, произведенная именитым спортсменом, вовсе не гарантирует создание настоящего «гоночного» мотора — есть ведь и авторские, необходимые только в профессиональном автоспорте ноу-хау, к тому же соблюдается разумный баланс между степенью форсировки и ресурсом двигателя.
В дождь и в грязь
|
«Черный» Civic — пример удачного стайлинга и серьезных доработок по механической части |
|
Яркий цвет панели, россыпи дополнительных приборов и контроллеров — непременные атрибуты «заряженного» автомобиля |
| Тюнинг внедорожников ввиду специфичности этого класса автомобилей как такового продолжает держаться особняком, хотя количество фирм и организаций, предлагающих настройку «проходимцев», в последнее время заметно увеличивается. При этом тюнинг внедорожников в большинстве своем предполагает использование этих автомобилей по их непосредственному назначению, то есть штурму труднопроходимых (и абсолютно непроезжих) участков. Учитывая специфику региона, развитость и состояние дорожной сети, иначе и быть не может — антилифтинг с занижением подвески, добавлением стелющегося по земле аэрообвеса и прочими атрибутами спортпрототипа для наших джипов неприемлем. А потому профессионально занимаются тюнингом внедорожников люди, знакомые с off-road не понаслышке. В первую очередь — клуб «Протектор», предлагающий настройку джипа на преодоление самого сурового бездорожья, причем укомплектован автомобиль окажется только успешно проверенными во внедорожных рейдах деталями как фирменного производства, так и собственными разработками «Протектора». Серьезной внедорожной подготовкой автомобилей занимается СТО «Авторесурс» — здесь вживляют в кузова УАЗ японские дизели и КПП, после чего проводят полный курс адаптации машин к условиям отсутствия не только дорог, но и направлений. Благодатной почвой для внедорожного тюнинга УАЗ воспользовалась и фирма «Азия-Авто», в чьем арсенале полный перечень услуг по улучшению проходимской и комфортной составляющей внедорожников (люки, лебедки, отделка салона, дополнительное отопление и пр.). А недавно заявила о своих возможностях компания «АвтоLAND», специализирующаяся на продаже запасных частей и аксессуаров к внедорожникам Toyota и Lexus — здесь с использованием исключительно фирменных тюнинг-комплектов и отдельных деталей построили «проходимца» Land Cruiser 80.
Рог изобилия
|
Тюнинговые машины необычны по определению, а потому без повышенного внимания не остаются никогда |
Тюнинговые комплекты и запчасти не являются национальным достоянием или военной тайной, а потому разрешены к вывозу и свободной продаже. Вот как раз на поставке подобных деталей специализируется ряд иркутских фирм, так или иначе связывающих себя с тюнингом. Первая — компания «Япона Мото», имеющая выходы на специализированные аукционы (все «хитрые» запчасти в Японии тоже продаются через аукционы). Помимо поставки непосредственно автомобилей, здесь могут привезти и «горячие» детали — канал пользуется популярностью, но пока у весьма небольшого круга людей. Доставить тюнинговые запчасти из Японии может и компания All from Japan, являющаяся родоначальником такого способа приобретения «заряженных» комплектующих в Иркутске. Не останется в стороне «Эридан» — здесь поставка на заказ тюнинговых деталей также является одним из приоритетных направлений. А когда есть возможность грамотно настроить внутренности силового агрегата, с запчастями поможет и компания TWIN CAM. Но если все не так серьезно и радикально, можно вполне ограничиться несколькими неброскими (главное, чтобы в тему!) надписями или пленочным рисунком (в том числе и разноцветным) на кузове. Плюс, конечно, «космический» неон под днищем и в салоне — все это можно получить в студии BADJO Design.
В.С.
Автомаркет+Спорт № 12
|