Справочные материалы Дилерские автоцентры
Продать красиво!
|
Тестовые авто всегда должны быть готовы к поездке («СибАвтоЦентр»). Но при этом сотрудники дилерского центра не должны использовать их ни в личных, ни в рабочих целях |
Россияне стремительно меняют свои приоритеты: еще недавно продажи новых иномарок через официальных дилеров исчислялись в лучшем случае десятками тысяч, а сегодня уже шестизначными цифрами. Прошлый год стал рекордным — в РФ было продано 350000 новых иномарок! А в этом, судя по тенденциям первого полугодия, будет продано едва ли не в два раза больше! Да вы сами видите, сколько абсолютно новых иномарок — Ford Focus, Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, стало на наших дорогах. Как известно, такие автомобили на авторынке не продаются — в теории, в современных дилерских центрах, где клиента только на руках не носят. Так ли это? Мы решили проехать по иркутским дилерским центрам, чтобы посмотреть — как и чем там встречают потенциального клиента.
|
Торговля автомобилями — дело весьма хлопотное. Если еще лет пять назад для того чтобы продать новый автомобиль, можно было обойтись небольшим вагончиком-конторкой для оформления сделки, да какой-либо площадкой, где покупатель мог выбрать машину, то сегодня продавцам приходится выполнять строгие требования производителя — иначе автомобилей на продажу не получишь. Шоу-рум, выполненный в едином корпоративном стиле автопроизводителя, ознакомительный тест-драйв, кредит, гарантия, сервисная зона, постановка на учет в ГАИ.
|
«Лада-Брокер» прячется за высоким забором на тихой улочке в самом центре города. Информационный стенд практически пуст: что нового можно сказать про
ВАЗы? |
Однако гладко только на бумаге (и то, если она не смята), а на деле цивилизованная форма торговли входит в нашу жизнь со скрипом и пробуксовками. До сих пор в Восточной Сибири нет ни одного (!) дилерского центра, который «от» и «до» соответствовал бы требованиям фирмы-производителя (хотя в ближайшее время первый такой центр в регионе все же появится — о нем вы сможете прочитать в этом же номере). Но пока мы посмотрим и оценим то, что есть.
Последние из могикан
|
|
Скоро здесь будет просторный шоу-рум и большой сервисный центр с цехом кузовного ремонта. А пока новые автомобили вынуждены красоваться на открытой площадке («Баланс») |
|
Продажу автомобилей Mercedes-Benz осуществляет ООО «Орион», в то время как «Байкалит СКЦ» занимается только обслуживанием и ремонтом машин этой марки |
Российские автомобили сейчас продают тоже официальные дилеры заводов, у которых также к своим продавцам жесткие требования: гарантийное и даже постгарантийное обслуживание, кредит, лизинг, тест-драйв, регистрация в ГИБДД. Плюс продажа и установка всевозможного дополнительного оборудования и аксессуаров. Применительно к отечественным машинам такой подход выглядит как минимум непривычным, однако именно эти услуги (все или почти все) практикуют немногие официальные дилеры и представители: «Агат-Авто», «БайкалГазСервис», «Иркутск-АвтоВаз», «СибАвтоЦентр» да «Лада-Брокер». Причем до сих пор тот же тест-драйв наши дилеры проводят в лучшем случае рядом с автосалоном, порой и вовсе не выезжая за пределы территории. А аксессуары предлагаются исключительно для самого автомобиля: о сувенирах с фирменной символикой и речи нет (и, если честно, не надо: если тот же ВАЗ выпустит, к примеру, бейсболки со своей эмблемой, то вполне вероятно, что у них уже через час отвалится козырек). Несмотря на все это, особого процветания дилеров отечественных заводов не заметно: неплохо выглядит только «СибАвтоЦентр», и из-за того, что здесь торгуют отечественными авто под американским брендом (Chevrolet), причем под одной крышей с французской Renault. Респектабельно смотрятся «Лада-Брокер» и «БайкалГазСервис»: первых выручает хорошо известное имя, большой выбор машин, расположенная рядом сервисная станция с почти полным комплексом услуг (нет только кузовного ремонта), да очень удачное местоположение в целом (почти в центре города). А вот о «БайкалГазСервисе» сложилось мнение, что здесь «спасаются» ассортиментом (предлагаются практически все традиционные отечественные легковушки и вседорожники). «Иркутск-АвтоВаз» старается выглядеть как полноценный дилерский центр, в том числе и по внешнему оформлению. А вот «Агат-Авто», не удовлетворяясь продажей «наших» машин, решил расширить сферу деятельности за счет иномарок (Nissan). Судя по наличию кафе для клиентов, этот ход вкупе с широким выбором автомобилей себя оправдывает.
|
Куртки, кепки, футболки, ремни, зонты, сумки, письменные приборы и многие другие вещи с фирменной символикой прекрасно дополняют список автоаксессуаров и фирменной автохимии (СТО «Байкалит») |
А теперь и о потерях в дилерских рядах: приказала долго жить фирма «Техресурс», которая сделала себе имя на продаже УАЗиков, потом расширила предложение за счет поставки и продажи спецтехники (грузовики, автобусы, спецшасси), год назад начавшая продавать собранные в Таганроге корейские Hyundai (Accent и Sonata), а позже и корейские же KIA из Калининграда (в частности, Rio). Были даже наполеоновские планы о перестройке в грандиозный шоу-рум по продаже автомобилей одного из цехов радиозавода. Но при подготовке этого материала нам сказали, что автомобилями здесь торговать больше не будут.
Оплот капитализма
|
Байкальский Автосалон не только не открылся — из него вывезли последние выставленные перед зданием автомобили |
В Иркутске, в отличие от крупных городов, число официально представленных зарубежных марок едва вырывается из десятка: четыре японских бренда, восемь европейских и по одному корейскому, американскому и китайскому. Последний — ZX Auto с пикапом Admiral — пока предлагается по неофициальным каналам и в единичных экземплярах, зато в нескольких автосалонах сразу! Новые Hyundai из Кореи можно найти в автосалоне «General Systems», пока не являющимся официальным дилером. А американский Chevrolet представлен продукцией СП GM-АвтоВАЗ, в то время как корейские «крестоносцы» и, тем более, американские, пока до Иркутска официально «не доехали».
Приверженцы японских автомобилей могут выбрать среди марок Toyota (ЗАО «Иркут БКТ»), Nissan («Агат-Авто»), Mitsubishi («Россо-Траст») и Subaru («Территория А»). Mitsubishi и Subaru продаются официальными дилерами, в то время как Nissan — только официальным представителем. А с Toyota и вовсе интересная ситуация: все привыкли считать «Тойота-Центр Иркутск» официальным дилером компании. Он им и был до 2002 года. А потом автомобили стали распределять не из Японии, а через Москву (ООО «Тойота-Моторс Москва»). К дилерам предъявили ряд корпоративных требований, и наш «Центр» из-за несоответствия некоторым из них смог получить только статус официальной уполномоченной сервисной станции. Тем не менее центр осуществляет не только обслуживание, но и продажу любых «официальных» автомобилей Toyota, а также аксессуаров к ним. Можно приобрести автомобиль по схеме Trade-In, но лишь если на замену предлагается леворульная Toyota. Тест-драйв предлагается только в щадящем режиме. А вот у дилера Mitsubishi на такие случаи есть несколько специальных машин разных моделей, официально оформленных и зарегистрированных как автомобили для тест-драйва. Тестовую поездку могут предложить и другие дилеры: так, специально выделенные машины есть в «СибАвтоЦентре» (Renault Logan, Chevrolet Niva и Viva), а перед шоу-румом «Байкал-Моторс» стоит седан Audi A4. Но и другие дилеры согласны устроить клиенту тест-драйв (правда, очень часто это просто тест без драйва — все зависит от того, внушил клиент доверие менеджеру или нет).
|
После очередного привоза автомобилей в наличии становится настолько много, что они не входят в шоу-рум и их приходится выставлять на улице |
|
Автосалон «General Systems»: перед посещением рекомендуем созвониться, дабы в разгар рабочего дня не оказаться перед запертыми дверями |
| Для поклонников европейских автомобилей предлагаются модели Volkswagen («Баланс»), Mercedes (филиал красноярского «Ориона» — «Байкалит СКЦ»), Ford, Volvo и Land Rover (все — «Россо-Трейд»), Audi («Байкал-Моторс»), Renault («Сибирские Автомобили и Принадлежности») и BMW («АнгарА»). Как видно, большая часть европейских машин принадлежит к престижному элитному сегменту рынка: BMW, Audi, Mercedes, Volvo и даже Volkswagen — эти марки давно заслужили доверие и уважение. Однако есть среди них и относительно доступные модели: например, Volkswagen Pointer и Renault Logan. Они небогато оснащены, имеют простые конструкцию и материалы салона, но очень хорошо адаптированы к нашим дорогам. Однако наиболее привлекательным предложением все-таки стоит считать Ford Focus II российской сборки, который в минимальной комплектации отличает едва ли не демпинговая стоимость. В Иркутске это по сути единственный новый автомобиль, на который необходимо записываться в очередь!
|
В шоу-руме чисто и аккуратно. Представлены основные предлагаемые модели («Россо-Трейд») |
При посещении всех этих дилерских центров глаза резали недостатки. «Агат-Авто», к примеру, находится в удаленном месте и без автомобиля добраться до него проблематично. Хорошо, что здесь есть кафе, где можно скоротать время в ожидании обслуживания машины. А вот в «Россо-Трейде» кафе нет. И до ближайшей остановки общественного транспорта придется топать либо через пыльную промзону, либо через железнодорожную станцию. К тому же подъездные пути находятся в отвратительном состоянии. В то же время территория центра, с небольшим озером, едва ли не самая симпатичная! После этого начинаешь понимать, почему среди требований к дилерам есть и географические: они должны находиться возле оживленных дорог или в центре города.
|
Автосалон «Байкал-Моторс»: года через два он переедет в другое место, однако все равно продолжает расширять площади — в данный момент строится автомойка |
Что до услуг, то здесь практически у всех дилеров существует стандартный «джентльменский набор»: тест-драйв, кредит или лизинг, иногда возможен Trade-In и регистрация в ГИБДД. Кстати, о Trade-In: чаще всего в зачет принимают купленные здесь же автомобили, но «Баланс» и «СибАвтоЦентр» готовы работать и с другими авто. Главное, чтобы машина была в хорошем состоянии и пользовалась спросом. В «Тойота-Центре», «Агат-Авто», «Балансе» и «Орионе» до сих пор нет шоу-рума (!). Но зато практически у всех дилеров появились стенды или прилавки с автоаксессуарами, причем у многих — не только для тюнинга или модернизации машин, но и сувениры с фирменной символикой, одежда, бытовая мелочь (вроде ручек, зажигалок и т.д.) и даже модельки продаваемых автомобилей.
Главный недостаток большинства дилерских сервисных центров — неполный перечень ремонтных работ, в котором чаще всего отсутствует кузовной ремонт. Последствия ДТП могут исправить только в «Тойота-Центре» и «Агат-Авто». Остальные же дилеры направляют своих клиентов в «Автосервис на Космическом». Кроме того, почти нигде не моют машину перед обслуживанием или ремонтом, однако в ремонтной зоне достаточно чисто, а мастера еще и используют специальные фартуки, которыми прикрывают окрашенные детали кузова машины во избежание случайных царапин. А что до стоимости ремонта, то здесь существует понятие нормо-часа — когда на определенную работу отводится определенное время, а оплата идет почасовая (соответственно количеству нормо-часов).
Пожалуй, на этом нашу экскурсию по иркутским дилерским центрам можно завершить и сделать выводы. По большому счету цивилизованный авторынок находится в Иркутске в зачаточном состоянии. Но мы не раз видели, как все в этом секторе быстро меняется. Надеемся, серьезные подвижки здесь произойдут в самое ближайшее время.
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 12
|