Справочные материалы Восстановление кузова
Косметические операции
Кому приятно ездить на автомобиле с кузовными «косяками»? Благо, что устранить их сегодня не проблема. Главное — знать, куда обращаться.
Лет пять назад найти хорошего жестянщика и маляра было не так-то просто, особенно чтобы они работали под одной крышей. Как правило, молва о таких сервисах (название слишком громкое — серьезное оборудование практически не встречалось) передавалась из уст в уста (в рекламе они явно не нуждались), очереди расписывались на месяцы, а цены устанавливались, исходя из платежеспособности клиента. Так что кузовной ремонт действительно становился проблемой. И хотя не так много с тех пор воды в Ангаре утекло, но многое изменилось — и к лучшему. Появились специализированные сервисы, где весь ремонт выполняется «под ключ» с гарантией качества, очереди практически исчезли, а самый сложный ремонт выполняется максимум за три недели (если, конечно, не потребуются эксклюзивные комплектующие, или вы не попали в «левый» сервис — такие еще есть).
Редкость сейчас кузовная мастерская, не имеющая специализированного оборудования для правки кузовов. Минимум — различные приспособления, норма — «автороботы», «клетки», стенды, стапели для правки кузовов и рам, устранения мелких повреждений. Вседорожникам, автобусам и грузовикам требуется мощное оборудование — вот оно пока еще редкость. «Клетки» — это сварные рамы, внутри которых закрепляется автомобиль для «вытягивания» смещенных элементов. Стенды и стапели — это уже профессиональное промышленное оборудование, более удобное, но и дорогое. Основа стационарного стапеля заливается вровень с бетонным полом мастерской и по сути не занимает место. При работе в силовые направляющие ставятся захваты, за которые крепится автомобиль, и приспособления для приложения усилий при правке кузова или рамы. Такой стапель американского производства установлен в мастерской «Автокосмос». При приложении к нему больших усилий (до 10 тонн) он значительно деформируется, но принимает первоначальную форму после снятия нагрузки. Интересный стапель итальянского производства есть в Toyota-Центр-Иркутск. Конструкция позволяет легко перемещать его по цеху, подкатить к аварийному автомобилю, «взвалить» на себя, а потом переместиться в рабочую зону. Несмотря на подвижность стапеля, у него жесткая рама, выполненная фрезерованием, деформации при любом кузовном ремонте исключены. В комплект входят шаблоны, позволяющие с высокой точностью контролировать размеры кузова аварийного автомобиля. В комплекте также поставляется обновляемая база данных по расположению и размерам контрольных точек большинства выпускаемых автомобилей (подобная идет в комплекте с фирменными стендами или приобретается отдельно, наличие ее — своеобразный знак отличия профессиональной СТО).
|
В таком виде Jaguar узнается с трудом |
Профессиональное оборудование кроме технологичности еще и ускоряет процесс ремонта. Если по старинке «тянуть» кузов с винтовой деформацией, уйдет неделя, тогда как стапель с шаблоном позволяет ту же работу выполнить за час-полтора — с гарантированной точностью без дополнительной проверки.
Находят применение новые технологии и в мелком кузовном ремонте. Традиционно небольшие вмятины на деталях, с невозможностью доступа с обратной стороны, выправляются с «вскрытием», после чего «операционный» шов заваривается и зачищается. Трудоемко, да к тому же нарушает коррозионную стойкость отремонтированной детали. Но уже есть технология и оборудование, позволяющие с минимальным использованием сварки и не вскрывая поврежденное место, выправить его быстро и с высоким качеством. Особые детали (крючки, кольца, прутки и т. д. привариваются точечной сваркой к вмятине, после чего деталь «вытягивается». Металл почти не страдает от сварки, времени тратится минимум при высоком итоговом качестве («Автокосмос»).
|
Окрашенный спойлер ждет монтажа |
Вообще же, сегодня практикуется замена поврежденных деталей — новыми или б/у, а «жестяная» работа практикуется, когда первое сделать по каким-либо причинам невозможно. Смысл имеют только небольшие жестяные работы. Какую деталь выбрать — фирменную, тайваньскую или б/у, каждый решает сам, исходя из экономических соображений и возможности покупки. Многие кузовщики предпочитают иметь дело с деталями second-hand без значительных повреждений — у японских автомобилей они всегда встают по месту и не требуют значительной подготовки перед окраской (а то и вообще «попадают в цвет»). Фирменные детали тоже становятся идеально, но на их грунтовку и окраску уходит существенно больше времени. Тайваньские детали дешевле, но кузовщики их не любят — возникают проблемы с установкой (то же происходит с отечественными запчастями).
В большинстве случаев кузовщики могут взять на себя поиск, заказ и доставку необходимых деталей. Таким образом, мастер несет полную ответственность за весь цикл кузовного ремонта. Гарантия в данном случае колеблется от трех месяцев до бессрочной («Восток» и «Автоsos»).
Окрасочные камеры сейчас имеют почти все мастерские — у кого-то фирменные, у кого-то изготовленные самостоятельно. Без камеры добиться высокого качества окраски почти невозможно — слишком много посторонних примесей находится в воздухе, а севшие на свеженанесенную эмаль пылинки могут свести на нет всю работу. В хорошей камере воздух забирается и выбрасывается через фильтры, и пылинок на автомобиль попадает значительно меньше. После окраски поверхность полируют — даже в фирменных камерах добиться абсолютной чистоты чрезвычайно сложно. Хотя не все здесь зависит от оборудования — виртуозы добиваются отличного качества в примитивных камерах, тогда как испортить автомобиль можно и в фирменной.
|
На этом стапеле правится любой автомобиль |
Наиболее продвинутые СТО имеют в своем составе и лаборатории по приготовлению эмалей — клиент в таком случае может выбирать сервис и по марке эмали. Другие мастерские специализируются на определенной марке, которую готовят по кооперации с аффилированными лабораториями. Это оправдано — применяя отработанную технологию, легче и дешевле добиться высокого итогового качества.
Практически все мировые лидеры в производстве автоэмалей сейчас представлены на иркутском рынке — наберется пара десятков, а новые все появляются. Одна из последних премьер — Debeer. Отличительной чертой ее является наличие параллельно всех сопутствующих расходных материалов. Появилась на рынке и немецкая марка Brulex (средний ценовой диапазон), также предлагающая все для окраски автомобилей. А вот один из мировых грандов — ISI почти ушел с рынка, не выдержав конкуренции.
Все мастерские на рынке разделяются на два лагеря: работающие по определенной марке или не имеющие предпочтения. По мнению профессионала, при ремонте автомобиля стоимостью выше $10000 экономически целесообразно применение материалов уровня Standox, DuPont, Spies Hekker и им подобных. В остальных же случаях лучше применять материалы эконом-класса.
КУЗОВНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ИРКУТСКА (выборочно) |
Название фирмы (адрес, телефон) | Оборудование | Применяемые материалы и наличие установки приготовления эмали | Ориентировочная стоимость окраски и ремонта одной детали (руб.) | Дополнительные услуги |
«Автокосмос» (проезд Космический, 2-А, 205-000) | Камера, стационарный стапель | Standox, 3M По кооперации | Однослойные эмали — от 1400, многослойные — от 1600. Правка — от 1000. | Доставка запчастей |
«Автосервис на Космическом» (проезд Космический, 2-А, 20-43-30) | Камера, авторобот | DuPont, 3M Установка | Ремонт и окраска — от 3000 | Поиск и доставка з/ч, автоэкспертиза, юридическое обслуживание |
«Автосервис ТСМ» (ул. Воронежская, 32-А, 63-15-45) | Камера, стенд, две гидравлические «клетки» | Standox, 3M Установка | Окраска — от 800. Полный ремонт — от 3000. | Запчасти |
«АвтоSOS» (ул. Ширямова, 15, 54-77-54) | Камера, робот | Standox, 3M, Solid По кооперации | Однослойные — от 600, многослойные — от 1000. | Запчасти |
«Азия-Авто» (ул. Рабочего Штаба, 78, 33-46-08) | Камера, стенд | Любые По кооперации | Окраска — от 1000. Ремонт — от 1000. |
«Восток» (ул. Ширямова, 40, 53-81-62) | Камера, приспособления | Любые По кооперации | Однослойные эмали — от 500, многослойные — от 800 | Антикоррозионная обработка Tektyl |
«АвтоГЭССервис» (объездная дорога плотина ГЭС — Синюшина гора, 793-442, 437-109) | Камера, клетка | Debeer Установка | Однослойные — 1200, многослойные — 1500. | Запчасти, в первую очередь Mitsubishi |
«Автосервис» (ул. Советская, 119, 8-908-668-6002 | Приспособления | Любые эмали Novol. По кооперации | Однослойные — от 1000 Многослойные — от 1500-2000 | Запчасти |
«Колор» (ул. Зверева, 9, 51-37-38) | Камера, клетка | Эмали, 3M, ABRO По кооперации | Однослойные — 100-1200, Ремонт — от 1700. | Запчасти |
«МастерКласс» (ул. Розы Люксембург, 172, 47-35-37) | Камера, клетка | Spies Hekker, 3M. По кооперации | Однослойные — 1000, многослойные — 1200. | Запчасти |
«Планета-Авто» (ул. Ширямова, 10, 266-231) | Камера, стенд | RM, Standox, Debeer, 3M. По кооперации | Окраска — от 1500. Ремонт — 2000-2500. | Запчасти |
«СибБлескАвто» (ул. Шевцова, 7-А, 24-00-28) | Камера, робот | Любые По кооперации | Однослойные — 800-1500, многослойные — 1000-2000. |
«Технополис» (ул. Ширямова, 28, 26-62-11, 543-544) | Камера, стенд | Standox, 3M Установка | Окраска — от 1200. Ремонт — от 600. |
ИП «Волчек» (ул. Трактовая, 9, 56-04-04) | Камера, приспособления | Roc Paint, Novol По кооперации | Окраска — от 1500. Ремонт — 500-2000. |
| ИП Кузнецов (ул. Челябинская, 25 (а/к 1258), 24-19-82) | Камера, стенд | Spies Hekker, 3M, Novol, Mirka. Установка | Однослойные — 500-600, многослойные — 800-100. | Запчасти |
СТО «Арс-Авто» (ул. Бурденко, 21, 11-30-60) | Камера, стапель | Standox, Mobihel Установка | Окраска — от 1000 (ВАЗ), от 1200 (иностр. а/м). Ремонт — от 500. |
СТО «Жилкино» (ул. Генерала Доватора, 23-А, 38-59-75, 38-63-12) | Камера, робот | Standox, DuPont, Mipa, 3M По кооперации | Окраска — от 600. Ремонт — от 450. | Запчасти ВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Запчасти к иностр. а/м |
СТО «ТЦ Автомобилист» (ул. Ширямова, 34-А, 24-79-51) | | Любые По кооперации | Окраска — от 500. |
СТО VIP-CAR (ул. Шевцова, 10, 33-11-00, 33-11-04) | Камера, два передвижных стапеля | Spies Hekker, 3M По кооперации | Однослойные эмали — 800, многослойные — 1500-1800. | Запчасти |
Тойота-Центр-Иркутск (ул. Полярная, 199-А, 38-69-80) | Камера, передвижной стапель | Standox, 3M Установка | Окраска — 1500-2500. | Запчасти Toyota |
Если на рынке эмалей присутствует довольно много марок, то на рынке расходных материалов для кузовного ремонта доминирует фирма 3М — профессионалы ценят ее за стабильно высокое качество и предсказуемость результатов. Правда, из-за высокой цены при экономичном ремонте часто применяются материалы Novol, Mirka и т.д.
Ценообразование в кузовном ремонте — вопрос очень гибкий: многое зависит от респектабельности автомобиля и владельца. Как показал эксперимент «Автомаркета», стоимость ремонта в разных сервисах может отличаться в разы. Если есть время и желание сэкономить, целесообразно объехать несколько СТО и выбрать оптимальный по цене вариант. Нормативами предусмотрены четыре сложности кузовного ремонта, но границы между ними расплывчаты, и непрофессионала это деление скорее запутает.
Одной из проблем кузовного ремонта является антикоррозионная обработка мест деформаций и сварочных швов, и если снаружи все обрабатывается и окрашивается, то с обратной стороны часто остается «голый» металл, что может обернуться необратимыми коррозионными последствиями. Материалов, предотвращающих коррозию, сейчас в достатке, только не все ими пользуются. В автосервисе «Восток» отработана технология антикоррозионной обработки материалом Tektyl и после кузовного ремонта является обязательной.
Николай РУДЫХ
Автомаркет+Спорт № 12
|