Справочные материалы Снегоходы
Транспорт белого безмолвия
Как известно, в Сибири двенадцать месяцев — зима, а остальное – лето... Шутки-шутками, но зима у нас действительно длинная, морозная и, как правило, снежная. Современный автомобиль, в особенности японский, вещь, безусловно, хорошая. В городе даже обычная легковушка практически не найдет непроходимых мест. Но ведь не только в городе приходится передвигаться!
|
1. Fast Trax |
В принципе, средств сугубо зимнего транспорта существует достаточно много: начиная от тех же автомобилей, только обутых в пневматики, и заканчивая банальными лыжами. Впрочем, лыжи мы в этот раз опустим — про них надо говорить отдельно. И на транспортных средствах на пневматиках подробно останавливаться тоже не стоит — в наших условиях они пока что маловостребованы. А вот про снегоходы нужно рассказать подробнее, поскольку именно они сегодня становятся наиболее популярным зимним средством транспорта.
Примерно лет пятнадцать назад слово снегоход у нас прочно ассоциировалось с трескучим моторным чудом, оснащенным единственной лыжей и двойной широкой гусеницей, а также с эффектными прыжками под известную песню о каскадерах в исполнении группы «Земляне». Название единственного в то время советского снегохода — «Буран» — было практически синонимом самому термину «снегоход». Конструктивная схема «Бурана» — с двойной широкой гусеницей и единственной лыжей — за рубежом не снискала популярности, хотя именно с зарубежной модели (конкретно — с Bombardier Alpin) он был скопирован. Невысокая устойчивость снегоходов такого типа и на прямой, и в поворотах, как и недостаточная управляемость, в принципе, предопределила развитие и практически полное на сегодня доминирование снегоходов двухполозной схемы, с одной гусеницей. Но Буран неспроста смог продержаться 25 лет на конвейере, причем не просто продержаться, а получить новые модификации. В советское время развлекательное катание на снегоходах было малораспространенным — как и любая техника, во времена СССР снегоход был в первую очередь прагматическим транспортным средством для охотников, геологов, оленеводов и т.д. Массивный корпус «Бурана» позволял легко продираться сквозь кустарники и небольшие заросли. Неплохо «Буран» преодолевал и бесснежные участки пути. А как хорошо он мог проторить лыжню: широкая гусеница идеально уплотняла неширокую полосу снега, на которой специальным приспособлением формировалась лыжная «колея».
|
3. Yamaha RX-1 Mountain |
Современному снегоходу нынче идет уже сорок седьмой год: первый малосерийный снегоход появился в 1959 году. Его сразу же нарекли собственным именем — Ski-Doo, а его «отцом» стал канадец Жозеф-Арман Бомбардье. Как и в случае с автомобилем, первая марка снегоходов и сегодня является своего рода элитой снежного транспорта — как Mercedes в автомире, хотя нынче Bombardier активно теснят более молодые конкуренты, и в первую очередь Polaris, Yamaha и Arctic Cat. Именно эти четыре марки являются самыми известными и популярными в мире снегоходов и производят практически весь спектр современной зимней мототехники.
Кстати, а какие бывают современные снегоходы? Условно снегоходы можно поделить на пять основных классов: спортивные, горные, утилитарные, туристические и, как это ни странно, детские.
Спортивные (или кроссовые) снегоходы созданы специально для снегоходных гонок. Машины этого типа отличает максимально облегченная конструкция, форсированные двигатели, специальные гусеницы, подвески и укороченные лыжи, что все вместе обеспечивает спортивным снегоходам отличную маневренность, высокую скорость и предельные динамические характеристики. Само собой, что и дизайн у них выполнен в агрессивном стиле.
ГДЕ КУПИТЬ
|
8. Bombardier Ski-Doo Mini Z |
А сейчас самое время рассказать о том, какую же зимнюю технику можно приобрести в Иркутске? Сразу отметим, что у нас снегоход является не столько помощником в хозяйстве, сколько средством активного отдыха и развлечения. Причем далеко не самым доступным. Поэтому и массового распространения они не получили. И в самом деле: при сопоставимой с неплохим японским автомобилем стоимости вы вряд ли сможете использовать снегоход для ежедневных поездок на работу или воскресного выезда в супермаркет за покупками. К тому же в городе и зимой-то снега немного (худо-бедно, но дороги у нас чистят), а летом его вообще нет по определению, отчего сфера использования снегохода у нас весьма ограничена. Поэтому мы предпочитаем за те же деньги приобрести гораздо более практичный и, что ни говори, комфортабельный (особенно в зимних условиях!) автомобиль.
|
Рыбинская «Тайга» подозрительно похожа на модели Bombardier: Ski-Doo Skandic SWT 550 F и Lynx ST 600 SUV |
Но если вы все же решились на покупку снегохода, то встает логичный вопрос: что и где купить? Вопрос не праздный, поскольку каких-либо специализированных магазинов или салонов по продаже снегоходов в Иркутске практически нет. Но дилеры есть. Причем дилеров компании Bombardier в городе даже два: это ЗАО «Иркут БКТ», известный в народе как «Toyota-Центр», и «Компания АльпИндустрия», получившая дилерский статус совсем недавно. Оба они предлагают полный спектр продукции Bombardier. Правда, в основном работают по заказам, но есть экземпляры и в наличии. Даже в конце сентября, когда готовился этот материал, в «Toyota-Центре», к примеру, ждали покупателей несколько снегоходов, в том числе и популярный утилитарный Ski-Doo Skandic. Правда, большая их часть пребывала в упакованном состоянии (проще говоря — в транспортных ящиках). А в «Компании АльпИндустрия» снегоходы от Bombardier (как и новая партия рыбинских «Буранов» и «Тайги») ожидались только к октябрю. Зато там были в наличии пара снегоходов Yamaha: моделей RS Venture TF и RX Warrior. Последний относится к кроссовым снегоходам суперкласса, имеет 4-тактный двигатель жидкостного охлаждения, объемом 1 литр и мощностью 140 л.с., независимую 2-рычажную переднюю подвеску и заднюю подвеску ProAction с амортизаторами регулируемой жесткости. Стоимость соответствующая — 406 000 руб. А вот отечественная «Тайга» в три раза дешевле — 133 000-135 000 руб. Но и возможности у нее скромнее: 500-кубовый двигатель выдает только 45 л.с. К тому же остается открытым вопрос надежности отечественной техники. Хотя, опять же, для нее, как и для любого другого снегохода, «Компания АльпИндустрия» осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание. Так что каждый волен решать сам, какой аспект ему важнее: качественный или ценовой.
|
Вот в таком виде к нам привозят импортные снегоходы |
К зиме ожидается привоз снегоходов и в других иркутских компаниях. Так, «Байкал-Марин» предложит практически весь спектр моделей от Bombardier (и что это иркутян так тянет на эту марку?) и несколько моделей Yamaha. На заказ возможна доставка любой модели, в том числе и детских снегоходов. Практически полная линейка зимней техники Yamaha ожидается в ближайшее время в компании «Инструмент-Комплекс» (летом здесь предлагают гидроциклы и лодочные моторы этой фирмы) и «Сотэп». Пожалуй, на этом список более-менее крупных и заметных продавцов и исчерпывается. Конечно, эту технику будут предлагать и в других торговых точках, но там это будет просто привоз товара по сезону и не более того. Другое дело, что и сами иркутяне покупают снегоходы неохотно и в небольших количествах — видимо, сказывается городская специфика. А может, мы просто еще не «дозрели» до массового развития снегоходного движения. |
Одними из типичных представителей этого класса снегоходов является серия моделей Bombardier Ski-Doo MX Z, в ряду которых есть модификации и для жестких кроссовых трасс, и для скоростных гонок. Эту модель в какой то степени можно считать классической. А вот снегоходы Fast Trax и Snow Howk своего рода авангард. Так, первый — это уникальный снегоход, предназначенный исключительно для любителей кататься стоя (бывают и такие!). Его двухтактный мотор имеет объем всего 200 «кубиков» и мощность 13.5 л.с. Внешне он больше напоминает самокат, чем снегоход. При этом стоимость его достаточно доступна (относительно других снегоходов, конечно) — примерно $4000. Snow Howk предполагает езду сидя, но в отличие от других снегоходов, имеет только по одной лыже и гусенице, по сути представляя из себя снежный мотоцикл. Его 500-кубовый 2-тактник развивает 60 л.с. (модель 600 LT), а стоимость лежит в пределах $15500 (фото 1, 2).
|
4. Bombardier Ski-Doo Summit Fan 550 |
В принципе, при управлении любым снегоходом необходимо иметь определенный навык езды на нем. Однако спортивные модели, в том числе и классические, особо требовательны к классификации пилота, поскольку имеют наиболее высокое соотношение мощности к массе и, соответственно, весьма и весьма опасны в неумелых руках. Можно привести немало примеров травмирования и даже гибели известных людей, переоценивших свои силы в управлении снегоходом. Так что не стоит увеличивать печальную статистику.
Впрочем, кроме спортивных моделей, особой подготовки требует только управление горными снегоходами. Предназначение понятно из названия класса — езда по горным склонам. Они отличаются меньшей шириной и, соответственно, менее устойчивы при движении с высокой скоростью. Их стихия — катание по диким склонам, скоростные спуски с гор и дружеские гонки. Среди элитных моделей этого класса отметим Yamaha RX-1 Mountain с литровым 4-тактным двигателем (140 л.с.), жидкостным охлаждением, независимой рычажной подвеской, электростартером и опциональным реверсом. Средняя стоимость Mountain в России составляет $14700 (фото 3).
|
2. Snow Howk |
Ну а одним из самых доступных горных снегоходов является Bombardier Ski-Doo Summit Fan 550. При цене около $8600 он имеет 2-тактный 550-кубовый двигатель воздушного охлаждения, мощностью 57 л.с., возможность установки дополнительного сиденья (обычно горные снегоходы, как и спортивные, одноместные), штатный реверс и опциональный электростартер (фото 4).
|
7. Bombardier Ski-Doo Freestyle |
Одними из наиболее универсальных и востребованных по праву считают утилитарные модели. Это многоцелевые машины, идеально подходящие и для работы, и для путешествий, и для охоты, и для рыбалки. Широкая гусеница обеспечивает таким снегоходам отличную проходимость по глубокому снегу. Они обязательно оснащаются пониженной передачей, реверсом и способны буксировать груженые сани. Именно к этому классу относят отечественные модели «Буран», «Рысь» и «Тайга». Последняя, кстати, подозрительно похожа на модели Bombardier: Ski-Doo Skandic SWT 550 F и Lynx ST 600 SUV. Но не эти модели отечественного и импортного производства хотелось бы отметить, а едва ли не самый доступный не только среди утилитарных, но и вообще импортных снегоходов — Yamaha Bravo T, который впервые появился еще в 1992 году. Тогда Bravo имел под своим капотом всего 18 «лошадок» мощности, в то время как Bravo T 2006-го модельного года выдает уже 25 л.с. при объеме 250 куб. см. Простая и выносливая рессорная передняя подвеска, проверенный и надежный двухтактный двигатель воздушного охлаждения, реверс и электростартер при японском качестве изготовления и цене в районе $4900 предопределили долгую жизнь модели и заслуженную популярность во всем мире (фото 5).
|
5. Yamaha Bravo T |
Однако самыми распространенными считают все же снегоходы туристического класса. В него входят самые разные модели – от простых 300-кубовых, почти детских, до самых настоящих снежных лимузинов, с двигателем объемом полтора литра. Туристические снегоходы совмещают универсальность утилитарных машин и максимальный комфорт для седоков. Они комплектуются наиболее совершенными системами амортизации, шикарными приборными панелями и зеркалами заднего вида. По мощности «туристы» часто превосходят утилитарные машины и практически не уступают им в способности буксировать сани. Они предназначены для любителей активной езды с максимальным комфортом и одинаково хорошо подходят и для дальних поездок в компании друзей, и для простого катания с «ветерком» недалеко от дома.
Среди туристических машин особое внимание привлекает уже даже не снегоход, а самый настоящий снегомобиль Bombardier Ski-Doo Elite, появившийся в начале 2005 года. Из снегоходов он, пожалуй, самый дорогой — в России его стоимость составляет около $19100. Но эта машина того стоит: прежде всего, отметим полузакрытый кузов со съемными дверцами, дугами безопасности и большим панорамным ветровым стеклом, которые отлично защищают от капризов природы. Двое его пассажиров сидят не один за другим, а рядом, в удобных, почти автомобильных креслах. Силовая установка — 145-сильный четырехтактный двигатель Rotax — достаточно тихий и очень тяговитый. Не совсем обычна и схема снегомобиля — с двумя управляемыми лыжами и двумя гусеницами (обычно она одна). Плюс — большой багажник, вмещающий поклажу для длительных вояжей с ночевками. В общем, по роскоши и комфорту у Elite пока что нет реальных конкурентов (фото 6).
|
6. Bombardier Ski-Doo Elite |
А если необходим совсем недорогой туристический снегоход, то можно обратить внимание на достаточно простую модель Bombardier Ski-Doo Freestyle. Модель 2006 года отличается простым 2-тактным двигателем (268 куб. см, 24 л.с.) воздушного охлаждения с опциональным электростартером и рассчитан только на одного седока. Зато и цена Freestyle относительно невысока — $6500 (фото 7).
Детские снегоходы у нас пока еще не завоевали известности и популярности — все-таки выложить чуть меньше $4000 за снегоход для своего чада способен не всякий. Но для обучения ребенка вождению снегохода, и просто для его равного с взрослыми членами семьи отдыха эти модели незаменимы. Детские снегоходы отличаются уменьшенными размерами, легкостью управления и повышенной безопасностью – маломощные моторы (около 5 л.с.) не позволят ребенку разгоняться слишком быстро (фото 8).
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 12
|