Автомобильный рынок В Приморье - за машиной.
Где? Как? Почем?
Несмотря на новые таможенные пошлины и порой несущественную разницу между сибирскими и приморскими ценами, Владивосток все же остается, как и раньше, притягательным авторынком, эдаким центром праворульного second-hand`а, который по сложившейся за последние лет 15 традиции, предлагает покупателям и хороший ассортимент, и богатый выбор и неплохую ценовую конъюнктуру. Правда, сейчас ситуация меняется (о том, как и в какую сторону, читайте в «А+С» №6 за 2004 г.). Тем не менее для многих, желающих приобрести автомобиль «под себя», Приморье все так же остается лучшим, по их мнению, местом покупки островной иномарки. Именно на таких и рассчитан этот материал, который, мы надеемся, выступит максимально полным практическим путеводителем в том авантюрном процессе, который называется приобретение машины во Владивостоке.
Что бы там ни говорили, профессиональные перегонщики, для которых поездки в Приморье и обычное дело, и часто основной род занятий — покупка там автомобиля во многом занятие довольно хлопотное и в какой-то степени даже опасное. Все-таки вы приезжаете в незнакомый город с большой суммой денег. Мало ли что может случиться? А ведь есть еще элементарные бытовые и экономические проблемы — где поселиться, когда и как выбирать авто, каким образом его транспортировать. А где подготовить машину перед пробегом или отправкой? В этом мы и поможем вам разобраться. Но вначале, как водится, речь зайдет о путях, какими можно добраться в Приморье.
ВОПРОС ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ
По воздуху или по ж/д? Этот вопрос перед людьми, решившимися отправиться в Приморье, на самом деле не стоит. Конечно, только самолет, который долетает до Дальнего Востока за четыре часа и экономит не только время, но, получается, что и деньги. Надо лишь выбрать «свою» авиакомпанию. Причем выбирать есть из чего. Всего в Приморье «летают» пять компаний: «Сибирь», «ВладАвиа», «ДальАвиа», «Пулково» и «Уральские авиалинии». Цены у них разнятся довольно сильно. При этом каждая старается привлечь клиента чем-то своим — у одних это демпинг в один конец, у других напротив, в оба. Простой пример — в «Пулково» до Приморья билет предлагается за 4 тыс. руб., а с возвращением 7 тыс. руб. (все цены — на март месяц). Но если приобретать его как минимум за неделю, то тариф в один конец понижается до 3790 руб. Кстати, питерская компания демпингует больше других. В остальных билеты существенно дороже. Даже «Сибирь», которая снижает стоимость в обе стороны при захвате в крае одного воскресенья до 7430 руб., и та не дотягивает до уровня «Пулково». Единственное исключение — интересный тариф от «Уральских авиалиний»: 2400 руб. Вот только купить за такую цену билет удастся разве что за месяц, и то вряд ли. В целом же надо сказать, что со времени новогодних праздников стоимость подскочила очень существенно. В той же «Сибири» тариф туда-обратно может оцениваться в 8930 руб. Помнится, мы специально взяли билеты обратно, потому как это обошлось нам в 4180 руб. Хорошо хоть, что есть такая возможность, как в уральской авиакомпании.
|
Если у вас много времени и очень хочется сэкономить, то можно рассмотреть и поезд. Хотя, на мой взгляд, вот это уж точно авантюра: с деньгами в кармане да почти четверо суток в народе. Но если есть желание — купе до Владивостока стоит 3500 руб. Плюс придется доплатить 200-300 руб. за возможно прицепной вагон. Зато, и это, без сомнения, положительный нюанс, уехать можно даже приобретя билет за сутки.
ЧЕМ ДОРОЖЕ, ТЕМ НАДЕЖНЕЙ
Что ж, определившись с тем, что вам позарез надо в Приморье, пора подумать и о том, каким образом преодолеть последние километры дороги — до гостиницы. Если вы выбрали своим транспортом поезд, то беспокоиться на этот счет не стоит. Железнодорожный вокзал расположен прямо в центре города. Рядом и трамваи, и маршрутки, и бармилы (150 руб.). Однако, я уверен, что теперь мало кто решается проделать 74-часовой путь из Иркутска в опасном во всех отношениях поезде. Так что давайте поговорим о тех, кто прибывает в Приморье самолетом. Каким образом можно попасть во Владивосток из аэропорта, находящегося рядом с расположенным в 40 километрах от столицы Приморья Артемом?
Интересная особенность — большинство пассажиров на борту самолета клиенты «Зеленого угла». И встречающих всегда много. Каждый хочет максимально подстраховаться от самых бурных проявлений страстей, кипящих на Дальнем Востоке. Нас «страхует» Алексей Кремезной, профессионально занимающийся посредничеством при покупке автомобилей. Естественно, его услуги включают в себя полный цикл, начинающийся со встречи в аэропорту. Так, конечно же, безопасней. А то в перегонной среде рассказов о том, как денежных «клиентов» вычисляли чуть ли не у трапа самолета, полным-полно (сам, к счастью, в роли подобного объекта никогда не выступал). Берет за свою работу Алексей не более пяти процентов от стоимости приобретенного вами автомобиля.
Но если вы решили весь процесс покупки совершить самостоятельно, то надо быть готовым к тому, что проблемы начнутся уже в аэропорту. Как добраться до города? Есть три способа. Можно, например, на автобусе доехать до Артема, а уже оттуда на электричке до Владивостока. Но во-первых, это очень долго, ходят электропоезда не сказать чтобы часто. Зато и плюс есть — прибывают в центр, на ЖД-вокзал. Второй способ — сесть в аэропорту на автобус (31 рубль за билет + 5 рублей за багаж) и добраться на нем до владивостокского автовокзала, который, к сожалению, находится почти на окраине города, в районе Второй речки. Наиболее комфортный вариант — конечно, такси, которых, как и в любом аэропорту, предостаточно. Цены, кстати сказать, также стандартные для подобного вида услуг. За извоз до Владика аэропортовские бармилы просят из расчета 20 руб./км. В итоге получается где-то тысяча рублей за машину, т.е. 250 рублей с пассажира. Для сравнения, в самом городе такси по вызову стоят в районе 10-12 руб./км. В общем, выбирайте сами.
|
У гостиничного бизнеса свои приоритеты и своя ценовая логика, которая никаким объяснениям не поддается. И не стоит забывать, что Владивосток — город портовый и потому проезжающих много, что, несомненно, накладывает отпечаток на его гостиничную инфраструктуру. Впрочем, при желании найти жилье можно любое. Но вначале необходимо определиться с местом. И, пожалуй, главное решить для себя, какие удобства нужны. Нам, к примеру, понадобился всего лишь телефон (естественно, при наличии рядом туалета и ванной комнаты) и то только для того, чтобы выполнить свою журналистскую работу. Приехали бы только за машиной — запросто обошлись бы без него. Тем более, что горничные на этажах всегда предлагают воспользоваться своим аппаратом. А больше нам никаких атрибутов комфорта и не надо было. Все равно целый день на «Зеленке» пропадали. Именно поэтому мы изначально остановили свой выбор на хорошо проверенном по прошлой командировке жилищном комплексе, входящем в состав Морской Академии. Он находится на мысе Эгершельд, это достаточно далеко от центра и от «Зеленого угла». Тем не менее пристанище моряков (в основном там живут именно они, но администрация готова поселить любого) подкупило относительно невысокой стоимостью места (350 руб. в 2-х местном и 500 руб. в одноместном) и абсолютным порядком. Позволю себе назвать это место лучшим по соотношению цены и качества. Но есть у него и недостатки. Например, одна из сторон здания выходит на Амурский залив, с которого дуют злющие ветра. Поэтому администраторы селят частых постояльцев на другую сторону, а нам пришлось вкушать все прелести приморской погоды из-за отсутствия в других номерах телефонов. Следует отметить, что так как свою работу этот жилищный комплекс не афиширует, свободные места в нем есть почти всегда.
Если этот пример, скажем так, золотая середина, то все остальные «постоялые дворы» аналогичным соотношением цена/качество блещут редко. Зато уж точно позволяют выбрать то, что по душе — комфорт и безопасность или экономия. Примеры встречаются разные. Скажем, есть в городе пара, похоже, еще совдеповских гостиниц. На момент нашего обзвона, кстати, давно «забитых». Оно понятно, расценки в них на деревенском уровне. Койка в 4-местном номере всего 105 руб. Эта стоимость повышается по мере уменьшения количества мест и улучшения качества «сервиса». Так, в гостинице Хабаровского судостроительного завода она доходит до 500-600 руб. (почему такая разница в цене, мне не объяснили). Из всех «наворотов» лишь телевизор и холодильник. Да, чуть не забыл — и удобства в номере. Многокоечные комнаты последней опцией похвастать не могут — «тубзик» по-советски в конце коридора. Впрочем, наверное, это не самое неприятное. Представьте, что вам придется делить комнату с совсем незнакомыми людьми. И это при том, что ваши карманы набиты деньгами. Неприятное сочетание. Между прочим, в некоторых гостиницах, дабы не случилось чего-нибудь, такое понятие, как койко-место упразднили. В «Граните» и «Приморье» вас поселят в двух- и трехместные номера лишь в том случае, если вы приехали одной компанией. Кстати, в этих гостиницах, говоря языком перегонщиков, есть все. В последней даже люксы и полулюксы присутствуют. Так же, как и в обители под названием «Приморавтотранс».
Между прочим, надо сказать, что цены по сравнению с прошлым годом изменились в сторону повышения совсем чуть-чуть, а кое-где даже остались на прежнем уровне. Но вот в чем произошли конкретные перемены, так это в отношениях приморцев к горячей воде. Она во Владивостоке нынче на вес золота, потому как ее практически нет. Стало быть, это еще одно условие, по которому надо выбирать гостиницу, так как в некоторых местах горячей воды нет в принципе, в иных она подается по графику, а самые дорогие комплексы обзавелись нагревателями и балуют своих клиентов горячей водой непрерывно. Необходимо также помнить, что здания на некоторых высоких сопках даже холодную воду получают в назначенные часы. Это я к тому, что если вы решите поселиться на квартире, о наличии какой бы то ни было воды поинтересоваться стоит. Ведь за квартиры, в зависимости от их величины и удобства, берут от 600 до 1500 руб. Есть и койко-место — 220 руб. За такие деньги воду иметь бы все же хотелось.
В заключение этой главы рассмотрю вопрос о том, нужно ли селиться ближе к «Зеленому углу». Мое личное мнение — нет. Особенность владивостокского общественного транспорта такова, что добраться на рынок с любой, даже самой отдаленной точки города, не составит труда. Маршрутки ходят довольно часто, стоимость проезда на них всего пять рублей, а приморский народ настолько любезен, что с радостью подскажет необходимый номер маршрута. Только бы на местных бандюков не нарваться. Можно и услугами бармил воспользоваться. За «сотку» полгорода преодолеть можно, проверяли.
ЭТО СЛОЖНОЕ ДЕЛО ПОКУПКА
Думаю, нет смысла долго останавливаться на всех подробностях приобретения автомобиля на «Зеленом углу». Скажу лишь, что и там, на той его территории, которая называется «диким рынком», могут подойти ребята и предложить вам заплатить. Так что опять же лучше иметь рядом местного провожатого, способного урегулировать вопросы с криминалитетом. Что касается непосредственно приобретения, то нет в этом ничего сложного. Единственное, что необходимо помнить — рынок от отсутствия покупателей нынче пустеет где-то часа в три-четыре. Зато «Угол» функционирует каждый день. Просто по выходным в округе собирается дополнительный «автобомонд», причем в основном уже пробежный.
Если есть время и деньги, а нужная машина так и не найдена, можно ее заказать. Условия по сравнению с прошлым годом абсолютно не изменились — $300-500 предоплаты и около недели ожидания. Также можно и в Японию сгонять, вот только готовиться к этому надо в Иркутске. То есть просто так вас никто на острова не пустит. Вначале необходимо обзавестись как минимум загранпаспортом. Потом приобрести визу, которая, на удивление, везде стоит одинаково и за год абсолютно не подорожала — $150. Подождать 21 день, после чего можно отправляться в Страну восходящего солнца. Впрочем, нужно, кроме того, купить путевку. Эта в своей цене в различных фирмах уже может отличаться. Кое-где за нее просят $200, в другом месте $250. А если вы отправляетесь в Японию по паспорту моряка, то можно уложиться и в $50. Кстати, как видно из таблицы, многие фирмы предлагают шоп-туры только при наличии последнего. Такова специфика их работы — морским транспортом в данном случае служит, скорее всего, не предназначенное для этого судно, что-нибудь вроде лесовоза или тому подобного парохода. Впрочем, какая разница. Главное, что удается существенно сократить расходы, ведь виза при таком раскладе не требуется вовсе, а провоз автомобиля обходится дешевле. Но вот интересный факт — среди десятка опрошенных компаний лишь одна («Калипсо») предложила услугу оформления паспорта моряка. И то сотрудник извинился — в данный момент не оформляется. Почему? Невыгодно, или подобный род занятий привлек внимание органов? Да и вообще, рынок «автомобильно-туристических» компаний заметно поредел. Раньше все газеты пестрели их рекламными объявлениями, а сейчас как-то все скромненько. Из-за чего? Ответ очевиден — пошлины не щадят никого. Хотя, конечно, рядовому покупателю нет никакого дела до количества фирм. Все-таки уже более десятилетия вояжи на острова являются прерогативой именно профессиональных продавцов.
ОПРЕДЕЛИМСЯ С «ТАРОЙ»
И вот машина куплена. Пора в обратную дорогу. Если вы не собираетесь добираться «самоходом», то пора подумать об отправке автомобиля по железной дороге. Конечно, существует и альтернатива, например, транспортировка в кузове грузовика, но насколько нам известно, ни одна фирма на официальных основаниях этим не занимается. Так что альтернативы по сути нет. Поэтому стоит приглядеться и обзвонить транспортные конторы. Их опять же стало меньше. Причем едва ли не подавляющее большинство из оставшихся специализируется на доставке автомобилей в Новосибирск, Красноярск и Москву. Иркутск из этого списка выпал. Раньше такого не наблюдалось. Впрочем, и оставшиеся компании позволят без труда организовать транспортировку машины. Все они обещают кратчайшие сроки — как и прежде в случае с «сеткой» два-три дня ожидания, с контейнером чуть больше. Но на деле получается дольше. Ведь количество продаж автомобилей в Приморье в очередной раз упало, а вагоны, между тем, полупустыми никогда не уходят. Так что придется ждать. Сколько, никто не знает. Хорошо хоть, что можно оставить авто на попечительство фирмы.
Изменились основательно и цены перевозок. «Сетка» теперь стоит минимум 20500 рублей, контейнер, как обычно, дороже — около 28 тыс. Причем компаний, предлагающих в виде основной «тары» последний, стало больше. Неужели «сетка» становится вымирающим видом? О багажном вагоне так вообще нигде не упоминают. Придется выбирать из двух указанных вариантов, у каждого из которых есть свои положительные и отрицательные стороны. Контейнер, например, полностью укрывает автомобиль от чужих глаз и хулиганистых рук, но время в пути у него как минимум достигает десяти дней. А сколько он будет грузиться из-за своей более дорогой стоимости! «Сетка» показывает противоположные качества. Так что думайте сами, решайте сами.
В итоге не могу не добавить пару слов от себя. Несмотря на многочисленные факторы риска и в ряде случаев малоутешительные экономические выкладки, съездить в Приморье можно. И нужно. Во всяком случае, я как журналист, чья деятельность во многом связана с праворульным second-hand`ом, от вояжа на Дальний Восток всегда получаю большое моральное удовлетворение. Ведь все-таки интересно узнать, как работает та кухня, фирменные блюда которой давно стали неотъемлемой частью нашего меню.
Максим МАРКИН
"Весь Автомобильный Иркутск"
|