США
Ориентация в городах
Во время прошлогодней поездки по Европе мы и представить себе не могли, как можно путешествовать без GPS-навигатора, этого электронного помощника, благодаря ориентации по спутникам как поводырь ведущего водителя и автомобиль из заданной точки А в точку Б. Стоило нам пренебречь этим прибором, как ситуация выходила из-под контроля. Самая тяжелая случилась глубокой ночью в Швейцарии. Мой спутник уснул, а я поленился выставить на навигаторе маршрут. В результате вместо Женевы едва не приехал в Цюрих — отклонение от курса 90 процентов. Благо «разбуженный» навигатор тут же прочертил маршрут через «тропу» в Альпах.
|
Указатели на любом перекрестке подскажут местонахождение. Зеленые таблички – названия улиц (в данном случае – 1-я авеню и 49-я стрит), белые показывают направление одностороннего движения |
Еще в первые дни в Америке мы удивлялись, что в автомобилях нет GPS-приборов (в Европе они уже установлены повсеместно), да и в магазинах, судя по скудному ассортименту, особым спросом не пользуются. А ведь именно США является родоначальником и куратором (по американским спутникам определяется местонахождение автомобиля) этого глобального проекта.
В первый же «автомобильный» день мы совершили довольно длительный тур (километров 150) по нью-йоркским пригородам — искали карту для GPS. Удивило качество дорог — встречаются и колдобины, и грубые заплаты (впоследствии с этим больше сталкиваться не приходилось). И таких резких водителей, как в Нью-Йорке, в Америке больше нет: не пропустят и не дадут быстро перестроиться, и даже пару раз грубо подрезали. Видимо, причина — ритм этого сумасшедшего города. Правы были Ильф и Петров: «Нью-Йорк — это еще не Америка».
Диск мы так и не нашли. Отчаявшись, купили за $399 еще один GPS-навигатор (один у нас уже был), c которым карта шла в комплекте, но что-то сделали не так при инсталляции и ошибку не смогли исправить даже профессиональные программисты, к которым мы обратились за помощью. Казалось, ситуация фатальная. Но уже вечером, анализируя в отеле свои перемещения по карте, поняли, что двигались по оптимальным маршрутам. Не возникло проблем и на следующий день — при поездке в Вашингтон. Очень скоро мы пришли к выводу, что для комфортного перемещения по американским дорогам хорошего дорожного атласа более чем достаточно. Потому что ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДАХ И НА ТРАССАХ В США ВЫСТРОЕНА ИДЕАЛЬНО.
Скажем, в таком глобальном мегаполисе как Нью-Йорк (а все крупные американские города выстроены по типу агломерации, причем зачастую непонятно – где заканчивается один город и начинается другой) почти не возникает глобальных пробок, как в Москве: движение хоть и медленное (на Манхэттене в час пик можно двигаться со скоростью 10-15 км/час), но намертво не встает. Отчасти это можно объяснить тем, что Манхэттен из-за трудностей со стоянкой стараются избегать (многие работающие здесь живут в пригороде, а машины оставляют на огромных парковках у станций метро при въезде в город), отчасти грамотной организацией движения. В Америке, в отличие от Европы, города проектировались, когда уже существовало понятие о транспорте (пусть и гужевом), да и застройка велась не так хаотично, как в Европе, а по разработанным архитекторами перспективным планам. Устройство улиц Манхэттена в той или иной мере характерно для многих американских городов.
|
Из любого крупного или небольшого города всегда легко выбраться на магистраль. В данном случае указатели ведут сразу на два интерстейта, номера которых обозначаются на синем фоне (дороги меньшей категории – на белом) |
Манхэттен застроен по квадратно-гнездовому принципу и напоминает сильно вытянутую в ширину шахматную доску. Поперек острова с севера на юг идут 12 проспектов (авеню), большинство из которых имеют порядковый номер. Их пересекает под прямым углом 220 односторонних (направление движения строго чередуется), расположенных строго через 80 метров узких улиц (стритов), образующих кварталы. В стройный ряд улиц Манхэттена сумятицу вносит только Бродвей — диагональный проспект, который начинается с самой южной части Манхэттена и тянется на 200 с лишним километров до города Олбани — столицы штата Нью-Йорк.
Оказавшись на любом перекрестке Манхэттена, как и многих других крупных городов (где обязательно присутствуют указатели, параллельные направлению улицы), очень просто определить, в каком месте находишься и как добраться до нужного адреса. Адрес в Нью-Йорке выглядит примерно так: 535 W 3th St btw 8&9 Ave (535-й дом на западной стороне (отсчет идет от 5-й авеню), 3-я улица между 8-й и 9-й авеню).
В других крупных городах роль Манхэттена выполняет Даун Таун — деловой центр с огромными небоскребами, в котором только офисы — вечером и в выходные он вымирает. Так как остальная часть города малоэтажная, Даун Таун видно издалека и он служит своеобразным ориентиром-маяком. Как правило, мегаполисы пронзают хайвэи (в Калифорнии — фривэи) — многополосные автострады без светофоров. На хайвэй можно без труда выехать из любого уголка города — указатели выводят на него с любого более-менее значимого перекрестка. В свою очередь, сориентировавшись по карте, по хайвэю (или меняя их) несложно добраться до любого нужного района, а там уж разобраться благодаря «цифровым» указателям улиц. Поймут даже «блондинки».
В небольших американских городах, как правило, есть небольшая главная улица — Main-street, и также сеть «цифровых» улиц, которые от нее отходят. К тому же в городках очень словоохотливые и доброжелательные люди (это вообще стало одним из самых сильных впечатлений от Америки — помочь чем-нибудь здесь считается за счастье), которые если не выступят в роли добровольного штурмана, то подробно объяснят и нарисуют схему проезда.
Автомаркет+Спорт
|