ОТ АЛЬФЫ ДО ЯМАХИ:
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?
Так по созвучию с греческим "от альфы до омеги", что
в свою очередь идентично русскому "от А до Я", теперь
именуется рубрика, которая будет представлять своеобразную
азбуку - терминология, расшифровки, жаргонизмы и прочие
исследования на авто-мото тему. И хотя этим заглавием
заявлено о широком охвате объектов анализа - "Альфа",
так часто сокращают Alfa Romeo, то есть западный автомобиль,
и Yamaha - хоть и японский, но мотоцикл - первой статьей
цикла станет "раскодирование" надписей - в основном на
японских автомобилях.
В сегодняшнем материале рассмотрены надписи, которые относятся
к технической части - двигатель, трансмиссия, подвеска, но не
будет расшифровок модификаций. Исполнение салонов - это отдельная
тема. Заранее хочется оговориться, что будут затронуты не только
самые мудреные аббревиатуры, но и те, что сейчас понятны любому
- азбука так азбука. Хотя, впрочем, кое-кто до сих пор, бывает,
с видом Архимеда, открывшего очередной свой закон, восклицает
в который раз "Эврика!" и сообщает кому-нибудь из знакомых:
"Я наконец-то узнал, что такое DOHC, тебе сказать?" Так же помню,
как один из продавцов усиленно пытался объяснить, что VTEC -
это распределенный впрыск. Ну, не я им судья...
ПАРАЗИТЫ И "ОБМАНКИ"
Начну с того, что надо сразу суметь отличить нужные надписи
от "паразитов", типа "My road" (моя дорогая), "My Toyota is
fantastic" (моя Toyota - фантастика") или "Off road express"
("внедорожный экспресс"), хотя последнее намекает, что вы имеете
дело с полноприводной машиной. Зачастую бывают "многоэтажные"
эпитафии, восхваляющие данный автомобиль - "У нас нет соперников
на проселочной дороге", как у Honda CR-V, или "Кузов представляет
аэродинамическую капсулу, обеспечивающую высокий комфорт и безопасность"
- микроавтобус Isuzu Fargo. Подобное можно встретить практически
на кузове любой марки японских машин (кстати, европейцы и американцы
в этом отношении скромнее), но в основном на джипах и микроавтобусах.
Так же бесполезны зачастую наклейки, обозначающие фирму, продавшую
автомобиль, ее можно определить по тому, что на ней присутствует
название какого-нибудь японского города - Aichi, Toyama, Tokyo,
Nagoya, может быть и такая - Toyota Toyopet, что по сути тавтология
- Toyopet называлась фирма Toyota до ее переименования, в общем,
"масло масляное". Обычно это маленькие наклейки под задним стеклом
или на задней панели кузова. И еще необходимо знать - не обязательно
написанному надо верить - например, доводилось видеть на Toyota
Carina надпись "V6 24 Valve". В общем, переиначив Козьму Пруткова
- "если на клетке со львом надпись "слон" - верь глазам своим,
а не тому, что написано".
Впрочем, если автомобиль чем-то и "начинен", это не значит,
что это обязательно будет вынесено на кузов. К тому же в последнее
время наметился отход от подобного афиширования.
ЗАКОДИРОВАННЫЕ МОТОРЫ
Основной агрегат в автомобиле - двигатель. С него и начнем.
А точнее, с системы газораспределения. Twin-cam и DOHC
- суть одно и то же - два распредвала в головке цилиндров,
только первое прочтение предпочитают Toyota и Nissan, второе
- все остальные. Subaru в силу своего специфичного силового
агрегата с оппозитным расположением цилиндров, что, кстати,
именуется Boxer, обозначает свою систему 4 cam,
но это не значит, что в каждой головке по 4 распредвала, а дается
их суммарное количество, то есть по два в каждой. Так же можно
встретить на некоторых Toyota Four cam - здесь V-образный
двигатель - валы так же суммируются. Если распредвал один, об
этом скромно умалчивается, лишь иногда на клапанной крышке можно
найти надпись OHC или SOHC, впрочем, подняв капот,
это можно определить сразу - свечи (или форсунки дизеля) "вставлены"
сбоку клапанной крышки, у двухвальных - по центру и глубоко
утоплены. Honda первой внедрила в механизм привода клапанов
дополнительное устройство, позволяющее изменять фазы и высоту
поднятия клапана, и назвала его VTEC. Для машин с "мощностной"
настройкой он применяется и на впуске, и на выпуске и включается
на высоких оборотах - более 5000 в минуту, а с "экономичной"
- на впуске и на средних оборотах, и тогда обозначается VTEC-E,
в индексе машин иногда появляются буквы VTi в первом
случае или VEi - во втором. Значительно реже можно встретить
подобный механизм на Mitsubishi - MIVEC. Кстати, у Toyota
с 20-клапанным двигателем "лишний" пятый клапан также "подыгрывает"
в зависимости от оборотов, но она была безымянной и только недавно
дальнейшее развитие этой системы получило фирменное название
VVT-i и VVTS-i. Есть теперь такая система и у
Nissan. В Европе первой изменять фазы стала BMW - double
VANOS и Rover-VVC.
V-образная конфигурация блока цилиндров так и обозначается
буквой V, в основном в сопровождении числа цилиндров,
хотя почти у всех японцев это будет цифра 6 (лишь представительские
модели Toyota, Nissan исключение - у них V8). Зачастую после
указания либо числа валов, либо расположения цилиндров указывается
количество клапанов, опять же суммарное. Оно может быть безымянным
- просто цифра - 12, 16, 20, 24 - либо сопровождается
буквой V, но только сзади - 16V, или быть полностью
прописанным - 16 Valve. Кстати, то, что может показаться
пустой бравадой на Toyota Carina, на самом деле возможно для
Mitsubishi Lancer/Mirage - в ее модельном ряду есть V6 24
Valve -самый маленький автомобильный серийный 6-цилиндровый
двигатель объемом 1.6 литра, модель в этом случае называется
Lancer 6/Mirage 6.
Кого-то может поставить в тупик цифра 20 - не сразу
догадаешься, что это 4 цилиндра по пять клапанов (Toyota, Mitsubishi
Pajero Mini, в Европе Audi) или пять цилиндров по четыре клапана
(Honda, у европейцев - Volvo). Так же и 12 - либо 4х3,
либо 3х4, но у нас встречаются только 4-цилиндровые, так как
три цилиндра имеют "льготные" 660-кубовые машинешки, которые
у нас не в почете. С 24-х клапанными разночтений быть не может
- шесть клапанов на цилиндр только в стадии экспериментальных
разработок, так что без вариантов 6 цилиндров по 4 клапана.
Объем двигателя японцы предпочитают указывать в литрах - 1.8,
например. Несколько реже в кубических сантиметрах - 1800,
4500. Иногда "шифруют" по BMW-шному - увеличивая на порядок
литровый объем - 25, 30 (т. е. 2.5 и 3 литра) - в основном
это большие модели - Mitsubishi Diamante, Nissan Cedric/Gloria.
"По-мерседесовски" обозначает свои экспортные модели Toyota
- Lexus 200, 300, 400... Двузначная система может иногда
сбить с толку, например, на Diamante 25V, 30V -
где цифра - объем (5 клапанов на 5 цилиндров пока не применялась),
а V (бывает E и S) - модификация, или на Cedric V30 -
не 30 клапанов, а 3-литровый V-образный двигатель.
Рядом с объемом указывается тип двигателя, если он дизельный
-ставится буква D, если бензиновый с впрыском - i.
Помимо того, системы впрыска имеют более развернутые обозначения,
что указывается отдельно - Ci - центральный впрыск; EFi,
EPi (Electronic fuel или petrol injection), MPi (Multi
Point Injection), ECi - Multi (оба у Mitsubishi),
PGM-Fi (Programmed fuel injection - Honda) -многоточечный
электронный впрыск. EFi-S - у Toyota обозначает программу
процессора, дающую большую мощность. Также о более серьезных
амбициях аналогичных машин говорит надпись GT - Gran
Turismo. Если же обнаружите TRD, HKS, Advan, Tom'S, Legalis,
Ralliart, Mazda speed, Irmscher или Handing dy Lotus
(последние два только на Isuzu), возможно, что-то еще похожее
- значит, к машине приложили руки тюнинговые фирмы или это специальное
заводское исполнение, хотя это может быть просто наклейка. Об
особой серии свидетельствуют и надписи Limited, Special,
Exclusive (иногда в сопровождении Edition), Exciting
Version, Anniversary ("юбилейная"). У Honda можно обнаружить
Dual carb - двойной карбюратор - в принципе вещь надежная,
но сложная в регулировке. Под капотом 20-клапанных Corolla надпись
4 Throttle - 4-дроссельные заслонки - по одной на каждый
цилиндр.
Следующая группа надписей - касается способа наполнения двигателя.
Самый распространенный - Turbo - наддув от энергии выхлопных
газов. Есть у всех фирм - лишь Honda использует его неохотно
(на совсем маленьких моделях или на большой Legend Exclusive).
Если двигатель дизельный, то это уточняется - D-turbo,
turboD или turbodiesel. Twin turbo - две
малого диаметра газовые турбины, мощности не прибавляет, но
дает менее заметный переход на турборежим, меньше "турбо-яма".
В Европе зачастую именуется Biturbo. Super charger
- механический наддув, приводимый, подобно генератору, ремнем
от двигателя. Для бензиновых двигателей используется Toyota,
для дизелей - Mazda, у которой он имеет приставку Pressure
wave, буквально "волновое давление". Есть двигатели с механическим
наддувом у маленьких Subaru и Daihatsu. Особенно: Super charger
в Америке. В Европе используют Aston Martin, Jaguar и Mercedes
(его модели именуются Kompressor). Некоторое время были
и у Volkswagen оригинальной конструкции нагнетатели - назывались
G40 и G60. Надпись Intercooler - промежуточный
охладитель нагнетаемого воздуха - даже в отсутствие надписи
turbo автоматически означает наличие наддува. Охлаждая воздух,
улучшает наполнение цилиндров и дает прирост примерно 10% мощности.
На старых моделях Mitsubishi встречается надпись Cyclone
- доподлинно не удалось выяснить, так как она встречается
у двигателей как с впрыском, карбюратором, так и дизелей, но,
видимо, это просто общая серия двигателей.
Андрей ПОМАЗКИН.