ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ С РАСШИФРОВКОЙ НАДПИСЕЙ
НА КУЗОВАХ ЯПОНСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ
ОТ АЛЬФЫ ДО ЯМАХИ:
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?
ШИФРЫ ТРАНСМИССИИ
В трансмиссии стоит начать с типа привода. Точнее, с полного
привода, так на кузов выносится сообщение именно о нем. 4WD,
4x4, Four wheel drive - это основные обозначения. Кроме
того, Toyota иногда может к модели приписать просто Four
(например, Mark II Four), Mitsubishi или Nissan цифру 4
к индексу (VR-4; GTS-4). Так же на Nissan можно найти
слово Attesa, а Attesa E-TS (хотя и не доводилось
видеть "живую" надпись) - электронное управление, перераспределяющее
крутящий момент на каждое колесо в зависимости от состояния
дороги под ним. Кроме того, у Nissan встречается Full auto
Full time 4WD - как и Attesa, имеет виско-муфту в качестве
блокировки межколесного дифференциала, но не имеет блокировки
межосевого. Кроме Full time - означающего постоянный
неотключаемый привод на все колеса, существует Real time
у Honda (аналог AWD у Volvo, по той же схеме работает трансмиссия
Subaru), когда при пробуксовке передних колес самостоятельно
подключаются задние, а также Part time - то есть отключаемая
механически одна из осей (обычно передняя). У SsangYong Musso
нанесено на переднее крыло Electric 4WD, что по сути
part time, управляемый не рычагом, а кнопками. Наличие
полного привода можно определить и по "вторичным" признакам,
например, у Mitsubishi RVR модификация Sports Gear имеет только
полный привод, как и у Honda Civic Shuttle в исполнении Beagle,
как и всем известный Carib у Toyota Corolla, так же все бензиновые
турбоверсии более 1.5 литра объемом переднеприводных машин.
Марка Subaru стала по сути синонимом полного привода, у которой
переднеприводные модели скорее исключение.
Надпись LSD информирует о наличии самоблокирующегося
дифференциала, Viscous LSD - о том, что эту функцию исполняет
вискомуфта. В начале 90-х небольшую революцию сделала трансмиссия
Super Select джипа Mitsubishi Pajero, что нашло отражение
на дверях ранних моделей этих джипов, но к надписям на чехлах
запаски надо относиться осторожно -может, просто чехол с другой
машины.
Информация о коробках передач весьма небогатая. Доводилось
видеть на заднем стекле Nissan Gloria маленькую надпись Full-range
5Е-АТ, что означает, что установлен 5-ступенчатый "автомат"
- для середины 80-х это было серьезным техническим достижением.
Toyota может обозначить свою автоматическую коробку - ECT
или ECT-S (со спортивным режимом). Но конечно, большего
внимания достойна скромная модель Subaru Justy, на двери которой
довольно крупно написано "ECVT", то есть тот самый клиноременный
вариатор, что получает сейчас все возрастающее признание, в
первую очередь именно благодаря этой машине. Впоследствии он
появился на Nissan - NCVT, Mitsubishi (на модели Minica), Honda,
а в Европе - Volvo (сейчас, правда, уже не используется, как
и на Subaru), FIAT, Ford, а теперь даже Audi.
ПОДВЕСКИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Присутствие дополнительных механизмов и электроники в подвеске
также отражается в надписях. Почти каждый второй Toyota Carib
и Subaru Leone и некоторые Legacy имеют Height control -
систему, позволяющую корректировать положение кузова в зависимости
от загрузки. У Toyota эта система попроще, но и понадежнее -
в случае выхода из строя ее гидроконтуры можно просто заглушить,
у Subaru необходима замена или ремонт полностью стойки, включающей
пневмоэлемент, что порой также выносится на стекло в виде надписи
Electro-pneumatic suspension или Air sus. Часто
у Toyota встречается наклейка TEMS - это электронно регулируемая
подвеска, то есть имеющая разные режимы жесткости -спорт, комфорт,
зима. Аналог у Mitsubishi - Activ ECS. Подобные системы
есть у Mazda - ASA и Nissan - DUET-SS, но в виде
надписей их встречать не доводилось. На некоторых моделях Toyota
Levin и Trueno на передних крыльях можно обнаружить надпись
Super strut suspension, что можно вольно перевести как
"спортивная подвеска", то есть более жесткая.
Из вспомогательных систем первым по значению стоят антиблокировочные.
Все их именуют ABS, кроме Honda, у которой это ALB.
4-ABS означает четырехканальную АБС, а отнюдь не то,
что она действует на четыре колеса, как считает кто-то. "Обычная"
ABS, как и ALB, также действует на все колеса. У Toyota на моделях
среднего класса можно встретить разновидность ABS систему 4-ESC,
предотвращающую занос при помощи тормозных механизмов, то есть
в отличие от ABS, срабатывающую независимо от того, нажат тормоз
или нет.
Система противобуксовки или, как говорят, тракшн-контроль,
раньше всех была применена Toyota -TRC и Honda-TCS,
более продвинутая эта система у последней вместе с ALB и 4WS
именуется TCV. Также, если Realtime 4WD сочетается с
ALB, то это получает название Intrac. Упомянутая 4WS
- полноуправляемая схема, то есть задние колеса тоже поворачиваются.
Nissan называет наряду с общепринятым 4WS по своему обыкновению
мудреным шифром дальнейшее ее развитие - HICAS, которая
применяется так же в паре с 4WD на модели Skyline, что кроме
него делает еще только Mitsubishi (при этом также добавляя к
индексу 4, например, МХ-4). Правда, у последней при этом
обеспечивается поворот колес только на скорости свыше 50 км/ч
в одну сторону с передними, в то время как другие при малых
скоростях могут поворачивать задние колеса в противоположную
передним сторону, уменьшая тем радиус поворота.
Очень редко - на старых моделях начала 80-х или корейских микроавтобусах
Kia Besta, можно встретить надпись Power steering -усилитель
рулевого управления. Сейчас это не пишут, так как не найдешь
у них машину без этого помощника, как у нас - с ним.
ЕВРОПЕЙКИ И ПРОЧИЕ
И в заключение несколько слов о европейских машинах, которые,
как уже упоминалось, более сдержанны. Обычно они указывают наличие
пассивной системы безопасности. Так, на Audi 100 встречается
Sicherheitssystem Procon-ten - эта система, поглощающая
энергию удара при помощи особой структуры кузова - обычно после
не самой серьезной аварии кузов с трудом поддается восстановлению;
SIPS - система защиты от бокового удара, запатентованная
Volvo. Dual airbag - две подушки безопасности, Side
airbag - боковая подушка.
Говорить, что эта страница азбуки закрыта, было бы слишком
самонадеянно - еще много таят в себе надписи на машинах. Не
удалось достоверно выяснить, что зашифровано буквами ABD
на SsangYong Musso или DAPS-1 - на Daewoo Lemans,
что-то просто не попало в поле зрения, в чем-то есть сомнения,
так как ни в одном из сервисов, где побывал, не удалось получить
грамотной консультации. Но как бы то ни было, кое-какая ясность,
полагаю, внесена и можно перелистывать другую страницу...
Андрей ПОМАЗКИН.