Точка на карте
1 | 2 | 3
Сибирская Швейцария
в 150 километрах от Иркутска
Тема активного отдыха с
использованием личного автомобиля в последние
годы становится самой актуальной не только во
всем преуспевающем мире, но и в таком скромном
регионе, как наш. Впрочем, развивающаяся сеть
дорог, стремительно растущий парк не самых
плохих автомобилей и обширная зона живописной
среды обитания именно в нашем регионе способны
возвести автоактивный образ жизни в
определенный культ и отличный бизнес, привлекая
туристов даже из отдаленных регионов России.
|
Наша редакция до сих пор
больше уделяла внимание летним видам автоотдыха,
в виде исключения рассказывала о возможности
зимних поездок по Байкальским ледовым трассам.
Но это опять-таки доступно не всем
автовладельцам из-за определенных технических
требований к автомобилям. В основном связанных с
их проходимостью. А вместе с тем, в области есть
прекрасные базы отдыха, куда и зимой ведут
хорошие асфальтированные дороги федерального
значения, где не требуется повышенная
проходимость. Восполняя пробел, спешим
рассказать об одном из самых значимых,
увлекательных и перспективных мест зимнего
времяпрепровождения, которое доступно всем без
исключения автомобилистам. Это — горнолыжная
база в городе Байкальске. Тем более, что сейчас
там начнется пик туристического сезона,
связанный с самыми благоприятными погодными
условиями. Солнце, тепло, обилие снега и ни с чем
не сравнимая аура гор и лыжного спорта.
«Тещины
языки» Култукского тракта. Красиво, но
отвлекаться не стоит |
ПЕРЕВАЛ
Но чтобы добраться до горнолыжной базы,
придется сначала преодолеть часть пусть и
федеральной, но достаточной сложной и
небезопасной зимой трассы, проложенной сквозь
прибайкальские хребты. Кто ездил по Култукскому
тракту и дальше в сторону Бурятии, прекрасно
представляет, что это такое. Однако далеко не все
ездили здесь зимой, а это совсем другое
«удовольствие». Вот и наша бригада журналистов
«Автомаркета» впервые знакомилась с этой
трассой именно в зимнее время, что придавало
поездке дополнительную интригу. Плюс ко всему
сама природа, решив на все сто «подперчить» наши
впечатления, в день отъезда обрушила на регион
обильные снегопады. Так мы и тронулись из
Ангарска утром, едва различая дорогу в десяти
метрах от машины.
На заснеженном
перевале в кювет «уходят» даже мощные грейдеры |
Собственно, изученный досконально
участок до Иркутска преодолели на одном дыхании
без всяких сюрпризов, а вот начало горного
массива после Чистых Ключей сразу же окружило
тревожной атмосферой. Низкие темные тучи, черный
лес, снежные вихри, обледенелая узкая дорога с
высокими снежными отвалами вместо обочин, и вот
она, первая жертва «обстоятельств», — КАМАЗ с
длинным полуприцепом-фурой на аварийных огнях,
ползущий со скоростью пешехода. Осторожно
обходим, а у него искореженная кабина с разбитыми
окнами, однако мужики находят в себе силы ехать.
После мы остановились на площадке перекусить, но
едва достали бутерброды, как сзади пристроилась
«девятка» без номеров, откуда выскочили молодые
ребята характерной наружности. Один из них —
сразу к нам с очень конкретным обращением:
«Здорово, мужики, кого ждете?» Мы с набитыми ртами
и ответить ничего не успели, а он попросил
отъехать маленько вперед. «А то щас сюда фура
заедет». Фурой оказался тот самый покалеченный
КАМАЗ, и какое отношение к нему имела
подозрительного вида «девятка», мы так и не
поняли. Но задерживаться с трапезой не стали и
покатили дальше.
Этому МАЗу без
подсыпки
уже не забраться |
В общем-то, в тот будничный день горная
трасса не была загружена автомобилями и ехать по
ней можно было вполне спокойно и даже не слишком
медленно. Но первостепенное условие здесь —
хорошая зимняя резина, не обязательно шипованая,
но чтобы хорошо цеплялась за укатанный снег и
лед, как, например, «липучка» Bridgestone MZ-01, что
стояла на нашем автомобиле. Чистого асфальта,
похоже, здесь не было и до снегопада, а с его
подсыпкой даже на «тещиных языках» никто и не
торопился. За всю дорогу до Култука мы так и не
встретили ни одной «посыпалки», а только парочку
мощных грейдеров. Да и то один из них, видимо, сам
не справился с управлением и беспомощно
завалился в снежный кювет. (К слову сказать, уже
на обратной дороге мы увидели на затяжных
подъемах свеженасыпанные кучки гравия для
самостоятельной подсыпки. Хоть какая-то помощь.)
Еще одна беда перевала — это отсутствие
во многих случаях должных предупреждающих
знаков. Особенно на многочисленных острых и
слепых перегибах с последующим резким «уводом»
дороги. Элементарным знаком «направление
поворота» удосужилось далеко не каждое из этих
опаснейших местечек, причем такая «экономия» на
знаках наблюдается уже несколько лет. И похоже,
дорожным службам нет до этого дела. Если не знать
«легенду» трассы, то очень реально срезать такой
перегибчик по встречке или по лесу, особенно в
темное время суток...
Ох, как дымят и
воняют эти трубы! |
Только после Слюдянки, наконец, увидели
активно работающих дорожников, в распоряжении
которых есть даже малогабаритные снегоуборочные
«пылесосы», которыми подчищаются обочинки возле
бордюров. И все же встретившиеся нам тяжелые
дальнобойные грузовики в этот день больше
стояли, чем ехали. Вот на скользком подъеме после
Слюдянки замер МАЗ-цементовоз, держащий курс на
Улан-Удэ.
Водители поведали, что уже 12 часов
«телепаются» от Иркутска, хотя по расстоянию это
составило всего около 125 километров. То есть
«едут» со скоростью 10 км/час.
За такой проминант их ждут штрафные санкции от
грузозаказчика, а пока мужики пьют чай в ожидании
«посыпалки», скорое появление которой никто не
гарантирует. Ветки под колеса МАЗа с 16-тонным
полуприцепом — это мертвому припарки.
Дальше решили расспросить у бригадира
дорожников, как, мол, и почему так мучаются
дальнобойщики на горных перевалах, мешая общему
движению. И он поведал свой взгляд на проблему.
Оказывается, главная причина их злоключений —
это банальный перегруз, причем в «особо крупных
размерах».
— Сколько, говорите, они вам тоннажность
называют — десять, пятнадцать, двадцать? Ха-ха, да
там все тридцать тонн будут, поедет вам после
этого машина в гору, как же.
В общем, кто тут прав, кто виноват, дело темное.
Зато очевидным и весьма приятным фактом на
трассе вблизи Байкальска стало то, что мосты
через две речки наконец-то сделаны и открыты для
движения в этом сезоне. Сейчас участь
реконструкции постигла мост через Утулик, где
тоже сделан временный, не очень комфортный для
движения объезд. Работы начаты совсем недавно, и
сроки их завершения пока не ясны.
У ОЗЕРА
А вот и сам Байкальск. Всего каких-то 150
километров от Иркутска. Малоэтажный небольшой
город с населением около 17 тысяч человек на самом
берегу Байкала. Тем не менее вошедший в историю
региона и даже России куда более весомо, нежели
многие другие, даже более крупные города. Это и
всероссийские рок-фестивали, и международного
уровня споры о роли и судьбе целлюлозного
комбината, основавшего город, и, собственно
говоря, теперь уже знаменитый горнолыжный
курорт. Но сам город, несмотря на такую публичную
значимость, «дышит» обособленной мирной жизнью и
даже имеет устойчивый имидж «красного». Здесь
сравнительно низкий уровень преступности,
атмосфера доброжелательности и гостеприимства.
Люди занимаются спортом и всеми доступными
видами активного отдыха, в числе которых беговые
лыжи и, конечно, рыбалка. Много молодежи
обучается в высших учебных заведениях Иркутска.
Все перекрестки
в городе регулируются только знаками |
Правда, эхом проведенных рок-фестивалей
стало возросшее количество ВИЧ-инфицированных и
наркоманов в последние годы, но пока, что
называется, эта проблема в рамках допустимого.
Кстати, с 1999 года фестивали здесь уже не
проводились.
Зато своим чередом развивается местный автопарк
— по данным прошедшего года в Байкальске
зарегистрировано семь тысяч автомобилей, что для
такого городка весьма внушительная цифра. Однако
вместе с приезжими всем автомобилям хватает на
улицах места, и ДТП здесь совсем нечасты.
Несмотря на обильную заснеженность и отсутствие
светофоров. Причем сейчас большую часть личного
автопарка жителей города составляет японский
праворульный «свежак», среди которого очень
популярны модели с универсальным кузовом. Хотя,
конечно, хватает и отечественного хлама, причем в
Байкальске, как и везде, есть свои хранители
российской автодревности. Как поделился с нами
один пожилой продавец, у него «тройка-итальянка»
1974 года (это значит, как он объяснил, ВАЗ-2103 на
деталях с маркировкой Fiat), которая до сих пор на
отличном ходу, не знала капиталки, и по качеству
вообще рядом не стоит с нынешними. Видимо, в
Байкальске уникальные природные условия
располагают не только к выращиванию знаменитой
клубники, но и сохранению подобных раритетов.
1 | 2 | 3
|