искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

OFF-ROAD

Освоение байкала

> Часть I. СОБЫТИЕ, которое могло быть
> Часть II. Ледовая дружина

 

Часть I. СОБЫТИЕ, которое могло быть

Освоение Байкала. Off-roadСобирались словно на курорт: солнцезащитные очки, французский парфюм в виде крема против загара, которым, по словам моего коллеги Василия Ларина, наверняка пользуется Ален Делон... Будто на какие-нибудь Канары ехали. С другой стороны, неотъемлемыми атрибутами значились теплая обувь типа валенок или унтов, естественно, теплая одежда, нож на поясе, зажигалка в кармане, чтобы в случае чего огонь развести, запас продуктов и т. д. Это уже северным полюсом попахивает. Впрочем, последнее предположение как раз ближе всего к действительности. Ибо собирались мы в первый ледовый пробег по Байкалу, организованный школой ледовых проводников им. Александра Бурмейстера и командой «Гобийской экспедиции» во главе с Сергеем Волковым при непосредственном участии газеты «Автомаркет плюс Спорт».

Что тут сказать? Зимой по священному озеру ездят часто и помногу местные жители да рыбаки. Но вот так, организованной колонной начальным количеством в 13 автомобилей с заездом и на западный, и на восточный берег, и даже в самую северную оконечность Байкала...

По крайней мере, мне не известно ни одно автомобильное издание, которое бы предпринимало столь протяженный пробег по льдам. Шутка ли, общее число пройденных по Байкалу километров в итоге перевалило за тысячу. А ведь помимо этого наше предприятие было еще и опасным, или как минимум рискованным. Там, где мы шли, незадолго до нас провалился на глубину 650 метров УАЗик. Благо люди живы остались. В общем, трещины, нерпичьи гнезда (булдузяки), торосы — то, чего на дорогах общего пользования точно не встретишь, мы вкусили сполна. Правда, в этом году Байкал благодаря морозной зиме встал рано, и ко времени нашего путешествия толщина льда превышала метр. Плюс ледовая обстановка не оставляла желать лучшего. Поэтому особого экстрима не наблюдалось. Но зато пережить пришлось несколько иные «приключения». Впрочем, обо всем по порядку.

Иркутск — Хужир
(дневной пробег 293 км)
7 марта, 11.00. Иркутск

На площади у Шпиля почему-то собралась только половина участников. Причем до последнего момента никто (наверное, лишь за исключением организаторов в лице представителей школы проводников да Гобийской экспедиции) не знал, сколько всего их будет. Ладно, в России живем, не привыкать. Тем более, что у ледовой переправы на остров Ольхон нам обещали общую встречу.

Выезжали из Иркутска разрозненно. Нам с Василием повезло — определили в экипаж к «Кузьмихе-сервис». Поэтому ехали мы в Honda CR-V. Конечно, сомнения по поводу ее проходимости на ледовом бездорожье были (да еще какие!). Но как оказалось, впоследствии этот «паркетник» без проблем преодолел весь маршрут. Равно как и другие «лжепроходимцы» — Suzuki Escudo и Subaru Fоrester. При этом Honda баловала нас теплом и уютом. В то время как, к примеру, наши коллеги из программы «Мотор» почти все 6 дней обитали в холодном, продуваемом всеми ветрами УАЗике-«санитарке».

Освоение Байкала. Off-roadКак известно, до ледовой переправы на Ольхон, которая находится недалеко от курсирующего летом парома, ведет довольно неплохая по нашим меркам дорога. В Усть-Орде это асфальт, дальше отлично укатанная гравийка. Мчаться по такой одно удовольствие, что на джипе, что на легковушке. А вот после лед и только он. Тут надо сказать, что дорога от материка до острова — единственная в этом году, имеющая официальный статус. Есть вмороженные в лед знаки, трассы широкие и исключительно односторонние. К тому же проезд там разрешен только в светлое время суток с 7.00 до 20.00. Езжай — не хочу. Мы так сделать и собирались. Но нас вовремя напугали сообщением, что где-то впереди по дороге к Ольхону разошлась трещина. Поэтому выехали на лед, встали и пару часов ждали организаторов. Наконец, те появились, махнули рукой. Десять километров по льду и вот он, Ольхон.

Лед как несущая конструкция

А сколько он может выдержать, и как проверяют прочность льда? Единственным способом: сверлят в нем отверстие. Известно, что лед толщиной в палец держит собаку, в два — лыжника, в пять — человека. А 20-сантиметровый лед способен выдержать вес легкового автомобиля. Но только лишь выдержать — ездить по такому льду опасно. В начале же марта этого года (то есть во время нашего пробега) толщина льда равнялась 1,2 метра.

 

Честно говоря, там я оказался впервые. Поэтому рельеф местности произвел на меня неизгладимое и довольно-таки гнетущее впечатление. Он какой-то лунный: горки, распадки, потухшие вулканы, замерзшие озерца. Ей-богу, можно фантастику снимать. Или исторические фильмы о древней Шотландии. Окружение соответствующее. Даже отары пасущихся овец вдали имеются. Мэл Гибсон с его Храбрым Сердцем пейзажем был бы доволен. Кстати, лес практически отсутствует.

Освоение Байкала. Off-roadЭлектроэнергии, надо сказать, нет. Говорят, при советской власти сюда хотели провести свет, но началась перестройка и об электрификации Ольхона благополучно забыли. Теперь местное население пользуется генератором. Впрочем, населения-то всего не более 1500 человек. В тот вечер к ним прибавились еще тридцать с лишним. 
Встали на постой в усадьбе Бенчарова. Конечно, усадьба — сказано весьма громко. Так, несколько дощатых домиков, которые не смогли вместить всех участников пробега. Отсутствие постоянной электроэнергии, удобства во дворе, зато ужин и завтрак. Плюс протопленные помещения. Кто бы знал, что это станет едва ли не самым комфортным местом нашего проживания.

Хужир — Заворотная
(210-215 км)
8 марта, 9.00. Шаманка

Освоение Байкала. Off-road

Шаманка

Отправляясь в столь продолжительное и рискованное мероприятие, пожалуй, было бы грешно не получить благословление шамана. В качестве такового выступал единственный практикующий в этих местах шаман Валентин Хагдаев. Красочный обряд проводился возле священного места — камня Шаманка.

Наконец-то, двинулись в путь. От Ольхона до бухты Заворотной, где находится заимка Александра Бурмейстера и где нас ждала очередная ночевка, всего 160 километров. Но это по прямой. В действительности же, учитывая постоянные блуждания между торосов и поиски объездов трещин, может получиться 210-215 км. Как у нас. К тому же данный участок крайне опасен, во-первых, из-за чистого льда, на котором очень трудно увидеть трещину, во-вторых, из-за обилия этих самых трещин. То есть мы уже в первый день должны были вкусить все прелести передвижения по льду.

Сильные снегопады полностью засыпали лед, да и трещин серьезных не наблюдалось, поэтому экстрима не получилось.

Освоение Байкала. Off-road

С засевшим Escudo справился только УАЗ

Идем длиннющей колонной. Впереди, отслеживая обстановку, движется УАЗик-«санитарка» Бурмейстера. Под колесами неплохо укатанная дорога. Не официальная, но пробитая в снегах местным населением для рыбалки и сообщения с разбросанными по берегам населенными пунктами. Покрытие на ней почище, чем на ином асфальте. Тем не менее по бокам виднеются снежные наносы. В один из таких попадает Escudo. Видимо, ребята хотели проскочить его с ходу, да и забыли, что на заднем приводе идут, и клиренс имеют почти легковой. В результате, на брюхе Suzuki сидит плотно. Толкаем вшестером-всемером и с помощью Forеster — бесполезно. Подъезжает «санитарка» и словно репку из грядки выдергивает Escudo из снежного плена. Отечественная техника всех сильней. По крайней мере, по части проходимости точно.

А вот и первая трещина. Ширина чуть больше полуметра, но разошлась совсем недавно, потому как вода успела покрыться лишь тоненькой корочкой. Толщину последней проверяют просто — пешней. Это такая тяжелая пика на деревянном древке, которой орудуют ледовые проводники. Ткнули раз — пошла вода. Проезжать здесь рискованно. Нужно проскакивать на скорости. Чтобы сделать это тем же орудием, острый противоположный край трещины дробится в небольшую ледовую крошку. Получается своего рода подушка, на которую будут без жесткого удара опираться колеса.

Как рождаются трещины

Освоение Байкала. Off-roadВ этом процессе играют роль многие факторы. В частности, ветра, подводные течения, рост льда, профиль берега, луна, землетрясения. То есть вещи, в принципе не меняющиеся. Поэтому предсказать или, вернее, точно указать место образования трещины для профессионалов не составит труда. Между прочим, название «трещина» не совсем правильное, если применять его ко всем типоразмерам ледовых расколов. Поскольку трещиной является разрыв шириной больше полутора метров. А есть еще большая щель (до 1,5 м), малая щель (до метра) и щелка (до 40 см или не больше локтя). Имеются также нажимы с водой, которые не совсем правильно зовутся становыми щелями. Эти называются так потому, что сходящиеся льды выдавливают на свою поверхность едва-едва образовавшуюся корочку.

 

Все — импровизированная переправа готова. Теперь Александр Бурмейстер втыкает пешню рядом с дорогой для лучшего ориентира, встает чуть поодаль и дает отмашку рукой.

Первым проходит 452-й. Короткий разгон под натужное урчание архаичного движка (по ощущениям — сейчас развалится) и два глухих удара передним и задним мостами. Тяжеловато. Затем идут следующие машины. Без пассажиров, которые кучкуются по обе стороны от разлома и щелкают, щелкают затворами камер. На удивление (исключительно по субъективным оценкам) хуже, точнее, жестче проскакивают трещину как раз крутые внедорожники. Неразрезные балки Prado, HiLux, Bighorn, Datsun и обоих УАЗов в контакт со льдом вступают с неприятным уху ударом. 
«Паркетники» же наоборот ледовую щель не замечают вовсе. «Наша» CR-V так вообще, показалось, перепорхнула.

Тем временем проводники «обнадеживают». Дескать, это семечки. Через мгновение трещина может разойтись на метр и много больше. Тогда прыгнуть через нее будет просто нереально. Придется искать объезд. А ведь трещины бывают ого-го. Длина самой протяженной из когда-либо замеченных равнялась 240 км.

Едем дальше. На хорошо укатанной дороге с достаточно ровным покрытием можно развивать до 90-100 км/час. Но мы не превышаем 50-60 км/час. Все-таки колонна. Тем более, что под колеса порой попадают швы из когда-то сошедшихся льдин. К тому же встречаются снежные наметы. Причем довольно плотные, через которые приходится натурально прыгать. А еще прямо на колее мелькают мелкие ледовые кочки. Подвеску на них пробивает со стопроцентной гарантией. Поэтому движение, в общем-то, медленное.

После обеда снежная туманная пелена, застилавшая горизонт с утра, сменяется ясной прозрачностью воздуха. Видно, помог обряд Валентина Хагдаева. Духи к нам благосклонны, теперь приходится надевать наконец-то пригодившиеся очки, а то слепят снега до рези в глазах. Погода на Байкале трудно предсказуема. Казалось бы, только что было тихо-спокойно, и вдруг с гор подула злобная Сарма, заставляющая кутаться и скорее забираться в прогретые салоны. Утихнет она, с восточного берега порывом налетит более спокойный и теплый Баргузин. И так без конца. Шумит и ругается седовласый Байкал. Для того чтобы успокоить его духов, нужно брызгать. И ближайшее место, где это можно (и нужно) сделать, мыс Рытый.

Освоение Байкала. Off-road

Мыс Рытый

С виду это обыкновенный, вдающийся в тело озера кусок земли длиной 2,5 километра, образованный селевыми из грязи и камней потоками, спускающимися с гор и увлекаемыми вниз речкой Рытой. Ничего особенного. Картина вполне естественная и даже красивая из-за глыб прозрачного льда, скопившихся у берега. Но внешность обманчива. Рытый — страшное и опасное место. По бурятским преданиям, здесь живут злобные божества, повелители бушующих в тех краях ветров. Дабы не разгневать их, ступать на землю мыса воспрещено. Если же сделать это, тебя ждет неминуемое наказание. Тому есть и вполне научное объяснение — в этой местности на поверхность выходят урановые руды. Кстати, ступать на берег нельзя и еще по одной причине — земля принадлежит Байкало-Ленскому заповеднику.

Готовим на льду обед, совершаем обряд брызганья и едем дальше, к бухте Заворотной. От Рытого до нее около 40 километров. Но время уже далеко за полдень, поэтому добираемся туда с заходом солнца. В конце концов, вот она, по словам людей с Байкалом знакомых, одна из самых защищенный бухт на западной побережье. Недаром в свое время в качестве места для последней ее выбрали геологи. А потом она стала вотчиной ледового проводника Александра Бурмейстера. Несколько домов, баня, пароход, вмерзший в лед недалеко от косы, оберегающей бухту от разъяренного моря, разбросанная по всему берегу неработающая техника и всего пара-тройка постоянных жителей... В тесноте, да не в обиде ночуем. И на следующий день, справившись с капризничающей техникой, двигаемся дальше.

Заворотная — Чивыркуйский залив
(87 км)
9 марта, 11.00. Заворотная

Какой же интересный на байкальском льду снег. Он ничем не похож на пушистый береговой. Этот, наоборот, жесткий и крупный, похожий на манную крупу. Поддеваешь его ногой, а он не разлетается по ветру — с хрустом падает на землю.

Именно по такому снегу нам предстояло прокладывать дорогу до Чивыркуйского залива. Да, прокладывать и именно до него. Хотя первоначально целью стоял мыс Котельниковский, где нам предстояло ночевать. Но решено было двигать до Чивыркуя, дабы дать возможность покидающим нас участникам (в этот день шесть машин должны были уйти обратно) искупаться в горячем источнике, что находится в Бухте Змеиная.

Вот это дорога! Точнее, ее отсутствие. Где-то на горизонте неясным очертанием виднеется полуостров Святой Нос. Вокруг белая равнина и никакого подобия даже колеи. Первыми идут УАЗы, затем всякие Prado да Bighorn, замыкают колонну «паркетники». От такого порядка им живется немного легче. Тем не менее бедную машинку все равно здорово бросает из стороны в сторону, словно под колесами вязкий кисель, а по бокам возвышаются торосы и неприметными кочками виднеются нерпичьи гнезда. Мы встречали пару таких. Похоже на обычный сугроб. Правда, под куполом у него прорубь, из которой выныривает нерпа. Если булдузяку вовремя не заметишь, можно прилично засесть. Впрочем, нас ведут проводники, нам бояться нечего. Тем более, что этот путь, пересекающий Байкал наискосок, считается довольно безопасным. Во-первых, здесь всегда много снега, а во-вторых, довольно мало трещин, но и те что попадаются, легко заметны благодаря снежным брустверам, образующимся по обоим краям. Вот одна такая. Притом даже двойная. Сначала лежащие в двух уровнях льдины, образующие порядочной высоты ступеньку. Потом ровный разрыв, но прилично засыпанный снегом. Хорошо, что вода в щелях давно застыла, в разгоне нет необходимости. По традиции сперва перебираются настоящие внедорожники. Для них это не проблема. В то время как «паркетники» порой серьезно стукаются задними свесами. А один из Escudo и вовсе на полном ходу ныряет бампером в сугроб. На удивление, ничего не оторвал.

Освоение Байкала. Off-roadЧерез пару часов весь караван углубился в Чивыркуйский залив и становится на прикол в бухте Змеиная. Перекус, купание в горячих источниках и... короткое прощание. Шесть машин с Чивыркуя уходят обратно в Иркутск. А мы на семи автомобилях (УАЗы, Toyota Prado, Suzuli Escudo, Honda CR-V, Subaru Forester и Nissan Datsun) едем... А куда же мы едем? Непонятно. График из-за незапланированного посещения залива сбит. Организаторы в раздумье. В итоге все же срываемся с места и движемся неизвестно куда.

Чивыркуй — Северобайкальск
(250 км)
9 марта, 14.00

Дорога вдоль восточного побережья. На этот раз под колесами уже не снежный целик, только что протоптанный «санитаркой», а вполне достойная односторонняя колея, кое-где прошорканная до льда. Вот где джип можно подстегивать до 80-90 км/час. Но, похоже, водителю Nissan Datsun этого показалось мало. Двигаясь в колонне по достаточно скользкому покрытию и дороге с односторонним движением, он, как отмечают очевидцы, пошел на обгон. Тем временем спереди показалась ехавшая навстречу «копейка». Прижимаемся каждый к своей обочине и... водитель только что миновавшей нашу Honda «Жиги» резко в заносе сворачивает вправо. Дальнейшее действие скрыто от нас поднятой машинами снежной пеленой. Останавливаемся, сдаем назад, и нашим глазам предстает такая картина. «Копейка» и Datsun с развороченными кузовами стоят на левой по ходу движения колонны стороне. У первой смята правая часть передка. У второго здорово вдавлен правый же борт, к тому же выбит задний мост... Все живы, но оба водителя разбили в кровь лбы. Что тут делать?

Освоение Байкала. Off-road

Раз-два, взяли! (выпрямляем крыло у «Жиги»)

Возились битых три часа. У «Жиги» вытянули заклинившее колесо крыло. И буксировали ее в ближайший населенный пункт. Datsun поставили на место вырванный мост, ампутировали смятый кардан и отправили обратно (интересно, как он доехал и доехал ли вообще? На одном передке да с вытекающим из раздатки маслом.). 
Только тогда стало известно, что едем мы не куда-нибудь, а в далекий Северобайкальск. Почему именно туда, если рядом есть Давша и тем более Котельниковский, в котором у нас как раз девятого запланирована остановка? Для нас это так и осталось загадкой.

Почти 250 км от места аварии до Северобайкальска ехали пять часов. Естественно, ночью, хотя делать это по большому счету запрещено. Тем не менее лично я не жалею. Проводники не заставляли усомниться в своей профессиональности, в кромешной тьме рассеиваемой лишь светом фар, безошибочно находят разломы во льду. В то время как в самом передвижении в свете автомобильных огней, при еле-еле угадываемой в трех метрах обочине есть что-то сюрреалистическое и фантастическое. И лишь мудреные изгибы трассы с ледяными надолбами, заставлявшими снижать скорость, чтобы не отбить подвеску, возвращали в действительность.

В Северобайкальск прибыли поздно вечером. Но прибыли не зря, там нас ждали. Уютные с центральным отоплением, водой и привычным (в смысле не на улице) туалетом коттеджи турбазы «Байкал-сервис» были к нашим услугам. Размещение, ужин и уже ставшее привычным заявление организаторов — мол, встаем завтра рано. Как всегда встали рано, но выехали лишь спустя несколько часов.

Мнение профессионала

Александр Бурмейстер:
— Ледовая навигация — чрезвычайно сложное занятие. Причем она гораздо сложнее морской навигации. Недаром мы называем себя не иначе как капитанами. Кстати, нас всего шесть человек, включая меня, руководителя школы. Тут может показаться, что профессиональная проводка автомобилей по льду — занятие, рожденное в несколько последних лет. Нет. Постигать науку ледовой навигации на довольно серьезном уровне начали еще в 60-е годы прошлого века. Сдвинул это дело с метровой точки, как всегда, случай. Группа людей, среди которых был мой отец, на гусеничном вездеходе провалилась в широкую трещину (водитель был пьяным). Понадеялись на авось — дескать, плавать-то умеем. Но через щели в кузове пошла вода, в то время как помпа оказалась неработающей. В общем, вездеход начал медленно тонуть. Кое-как выбрались (среди экипажа были дети), и с тех пор, чтобы не попадать в такие ловушки, стали люди, живущие на Байкале, изучать и прогнозировать ледовую обстановку.

 

Северобайкальск — Нижнеангарск — Северобайкальск — Давша
(общий пробег около 300 км, по льду — около 200 км.)
10 марта, 13.00.
Северобайкальск

Освоение Байкала. Off-road

Мы над «милицейским» заливом

Честно говоря, этот день мы благополучно растранжирили. Сначала полдня ждали, когда местные ремонтники восстановят буквально разваливающийся УАЗ-3160 Сергея Волкова. Потом непонятно зачем нас увлекли в Нижнеангарск, в «штаб-квартиру» Баргузинского заповедника. Единственный позитив от подобного вояжа — лицезрение знаменитых бамовских тоннелей и козырьков. Ведь железная дорога проходит прямо над автомобильной трассой. Теряем уже целый день, в конце которого снимаемся за городом на фоне знакомого северобайкальцам «милицейского» залива (ловить рыбу там могут только люди в погонах, отсюда и название). А с заходом солнца снова выезжаем на лед. Дорога опять без приключений. Лишь перед Давшой попадается самая широкая за все шесть дней трещина — метровая. И как ее проводники заметили? С дороги-то разлом почти что не виден.

Освоение Байкала. Off-road

Бамовские козырьки

Чрезвычайно благополучно перебираемся через щель и едем к Давше. А там нас ждет гостиница, что, в общем-то, удивительно. Зачем гостиница в егерском поселке с числом жителей в 53 человека? Впрочем, на самом деле это всего лишь большой дом без света (его в Давше нет вообще), с удобствами на улице, которые мы так и не обнаружили. Одним словом, цивилизация в Давшу еще не дошла. Да и дойдет ли?

 

Давша — Заворотная
(78 км)
11 марта, 10.00. Давша

Освоение Байкала. Off-roadПохоже, в первый и единственный раз за наш пробег выезжаем вовремя. Перепрыгиваем через вчерашнюю трещину, сворачиваем с колеи и углубляемся в снега. Опять «водит» машину, опять по бокам торосы. Но тем не менее снега недостаточно, чтобы посадить в ловушку даже CR-V с Forester, не говоря уж об Prado или УАЗиках. Поэтому дабы разнообразить скучное передвижение, организаторы на «санитарке» отъезжают в сторону и «пишут» в глубоком снегу восьмерки. Дескать, давайте, может, кто и застрянет. Тщетно, даже «паркетники» минуют препятствие, хоть и без запаса, но довольно надежно. Лишь однажды Honda благодаря стараниям водителя, решившего порезвиться, садится на брюхо. УАЗик тут как тут...

Спустя несколько часов столь нудной езды, добираемся до речки Ледяной, впадающей в Байкал. Вернее, до того, что от нее осталось. Один только лед и ничего более. Стекающая с гор речушка промерзла от самой поверхности до дна. У этого же места впервые встречаем проплешины голого льда. Стоять на нем после снежного изобилия как-то непривычно. Хочется сделать шаг в сторону и оказаться на снегу. Забавно. Тут еще у УАЗ-3160 едва двигатель не вывалился. Все какое-то развлечение. Ремонтируемся, доезжаем к вечеру до Заворотной.

Первый блин комом

На последнем дне нашего пробега я останавливаться не буду. Прошел он более чем статично. Трехчасовой ремонт УАЗа, опять нудное движение среди льдов, мыс Рытый, Хужир, Иркутск. Лучше остановлюсь на тех моментах, которые в будущем (если, конечно, такие пробеги будут проводиться и дальше) хотелось бы исключить. Касаются они, естественно, организации сего мероприятия. Получилась она из рук вон никудышной. До самого старта и, похоже, даже после него не было известно точное количество участников. В результате в некоторых местах ночевок элементарно не хватало мест. Спали по двое на кроватях, на полу, кто-то в машине. Не сочтите меня за непривыкшего к таким условиям, но экстрим хотелось получить во время передвижения, а никак не в процессе отдыха. Программа, расписанная едва ли не поминутно, нарушалась сплошь и рядом. Доходило до ситуаций поистине курьезных — утром мы не знали, куда прибудем вечером.

А вот в чем ничего смешного не было, так это в отношении организаторов к участникам. Несколько раз, двигаясь в колонне, те, пользуясь преимуществом УАЗов на бездорожье, уходили от «паркетной» группы экспедиции. Хорошо, что около обжитых мест, а то, знаете ли, трудно на байкальском перепутье — дорог порой встречается довольно много — отыскать нужную колею. В то же время удаляющийся автомобиль превращается в точку очень быстро.

Иными словами, неплохая задумка превратилась в нудное путешествие. Ни снегов серьезных не было, ни трещин широченных. И при этом организаторы громко назвали его «Золотое Байкальское трофи», к тому же высказывали мнение, что через год в северной части Байкала можно будет провести ни много ни мало — ралли. При подобной организации было бы неплохо, если бы будущей весной прошел очередной аналогичный пробег.

Максим МАРКИН

Р.S. Несмотря на слабую организацию и отсутствие внедорожного экстрима, подобные пробеги, без сомнения, нужны. Хотя бы для того, чтобы любители Байкала могли посмотреть на озеро зимой. Ей-Богу, это достойное и красивейшее зрелище. 

> Часть II. Ледовая дружина

"Автомаркет+Спорт" №11 21.03.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика