искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Мотор-шоу-2004

Mарш энтузиастов

Часть 1

Атмосферу восьмого по счету Московского мотор-шоу хорошо определил господин Кириенко, принявший участие в пресс-конференции «РусПромАвто» — крупнейшего автохолдинга страны. Полпред Приволжского региона, где заложено 80% мощностей российского автопрома, с удовлетворением отметил, что наши автостроители не даром используют время, отпущенное правительством на преодоление кризиса. Идет результативная работа по выводу отрасли на конкурентоспособный и прибыльный уровень, в чем уже достигнуты рекордные за последние годы результаты. Вот только бы, посетовал известный экономист, еще пошлины на иномарки поднять с нынешних 25% до «идеальных», по его словам, 35 процентов.

В самом деле, создается впечатление, что наши в частичной изоляции от импорта не просто так «хлеб в олеонафт макают». Прозвучавшие на официальном открытии мотор-шоу цифры, а также отчеты на корпоративных мероприятиях показывают прорыв прямо-таки в духе первых пятилеток советской власти, или что-то вроде очередного азиатского чуда.

Большинство автопредприятий вышли на рентабельный и доходный уровень работы, заметно обновив и увеличив модельный ряд, а также объемы выпуска и сбыта продукции. Так, если за весь прошлый год рост производства составил 6,5%, то в 2004 году только за первую половину уже 15%, а конкретно по легковым моделям все 16 процентов. Не менее внушительны и факты интеграции с мировым автопромом: в 2002 году на совместных предприятиях выпустили всего чуть более 11 тысяч автомобилей, в 2003 получилось уже в пять раз больше, а в этом году прогноз и вовсе радостный — более 140 тысяч!

Заводы рапортуют о небывалых успехах, а их выступление на Мотор-шоу- 2004 проходит не в духе оправдательных декораций, но на правах полноценных хозяев выставки. Шутка ли, впервые за всю историю автосалонов АвтоВАЗ выступил не с призрачной кучей фантасмагорий, а с конкретной стратегией развития до 2012 года! Воплощенными в металл реальными проектами, кои определят лицо завода в ближайшее и отдаленное будущее. Великий и могучий ГАЗ официально провозгласил новую производственную и маркетинговую философию, основу которой составляет опыт ни много ни мало компании Toyota!

Были анонсированы новые и в какой-то мере сенсационные совместные производства, даже появилась новая российская марка автомобилей! В общем, есть повод для «головокружений от успехов». Но есть и проблемы, которые официально не скрываются, а по совокупности негативного влияния могут и перечеркнуть все достижения. Износ оборудования на предприятиях отрасли в целом достиг 75-80%, что в принципе не дает говорить о высоком качестве производства. Без инвестиций в переоснащение не обойтись никак, но наши банки пока глухи к стенаниям автопроизводителей, кредитуя под немыслимые 15-20% годовых. Это в то время, когда в Евросоюзе годовые 2-4%, а в США и вовсе менее одного процента! Опять же средний ежемесячный доход россиян пока не превышает $250, стало быть, большинство не готовы «спонсировать» высокотехнологичную продукцию.

Тем не менее чиновники от автопрома полны оптимизма. Все заводы готовы с нового года выпускать машины по экостандартам Евро 2, с заданием от правительства к 2008 году уже достичь уровня Евро 4. Для успешной реализации совместных проектов рассматривается вопрос о снижении пошлин на комплектующие с 10-15% всего до трех. Обещается, что ведущие автопредприятия страны смогут обеспечить равные дилерские цены во всех регионах, дабы упразднить географическую дискриминацию покупателей. И совсем бесподобно выглядят заверения в том, что рассматриваются возможности строительства автозаводов где-нибудь в Сибирском округе и на Дальнем Востоке! В этом случае, понятное дело, мы с вами окончательно расстанемся с рабской зависимостью от японо-корейского second-hand.

Чтобы быть готовым к столь эпохальному событию, неплохо бы примерно представлять сегодняшний потенциал российского автопрома. Тем более, на MIMS-2004 стенды автозаводов были как никогда конструктивны. Многое не обещали, но некий дух внутренней и внешней конкуренции на будущее обозначили!

ВАЗ

Приоритеты и компромиссы

Как уже было сказано, в этом году АвтоВАЗ на правах лидера российского легкового автомобилестроения ясно раскрыл все свои производственные планы. Какие модели, в каком виде, в каком объеме и по каким ценам будут выпускаться! С восемнадцатого ноября сего года (какая точность, не сглазили бы) начинается производство автомобилей класса В семейства «Калина». С мощными 1,6-литровыми моторами, уже готовыми отвечать нормам Евро 3, по ценам от $7000.

«Стриптиз» «Калины» показал все прелести силовой структуры кузова

Чтобы не возникало сомнений в ущербности нового амбициозного проекта, на этот раз на стенде кроме предсерийных моделей показали «Калину» со снятой «шкурой». Множество усиленных элементов кузова, в том числе брусья в дверях, а также бамперы из ударопрочного полипропилена обещают высокий уровень пассивной безопасности. Половина кузовных деталей делается из оцинкованной стали, и вместе с новым антикоррозийным и лакокрасочным покрытием дает возможность гарантировать стойкость кузова от сквозной коррозии до 6 лет.

Налицо подвесочный прогресс — в конструкции передних стоек использованы раздельные верхняя опора с упорным подшипником и конической формы пружины, что должно улучшить виброизоляцию и плавность хода. И в целом машины будут собираться совершенно по новым технологиям, близким к европейским. Математические модели деталей, роботы и компьютеры должны выдать народу полноценный продукт, не похожий на самоделку. В стандарте предусмотрен электроусилитель руля, салонный фильтр, подушка безопасности для водителя и пассажира.

А в заботе о тех, кто будет вынужден пересаживаться на «Калины» с праворуких «Карин» и «Калдин», предусмотрены дополнительные опции: ABS, кондиционер с автоматическим управлением, противотуманки, термостекла, электропакет с подогревом кресел и другие осваиваемые заводом блага. Последовательно в производство пойдет седан, хэтчбек и универсал, а выход на проектную мощность в 220 тысяч автомобилей позволит довести общий объем производства до рекордных 900 тысяч.

Lada Priora— гвоздь
 выставки АвтоВАЗ

Так или иначе, вопрос с «Калиной» решенный, чего не скажешь о второй перспективной платформе завода, получившей в этом году официальное собственное название, причем на английском языке. Это автомобили семейства Priora, ранее известные под кодовым обозначением 2170, разработанные на базе «десятого» семейства и представляющие как бы их дальнейшее развитие. Опытные образцы Priora (Приоритет, стало быть) и явились гвоздем экспозиции, во главе очередной модели с кузовом хэтчбек. Собственно, весь шум презентации будущего флагмана сводился к пропаганде названия, кропотливо выбранного из двух сотен предложенных.

Что касается производства, то здесь до конца не все проработано. Если автомобиль запускать в серию с модернизированными «десяточными» двигателями, то получится подешевле (от $7500) и побыстрее — уже в 2006 году. Если с новой гаммой моторов, чего и хотелось бы вазовцам, то нужно строить новый моторный завод, а это и стоимость машин выше, и начало производства откладывается до «седьмого» года. Видимо, придут к компромиссу — начнут с «проверенными» двигателями. Пока до реальных машин далековато, рассказывать о них подробно сейчас смысла нет.

В кузове хэтчбек Priora интереснее седана

Очевидно, что Priora, используя переработанное шасси «десятки» за счет более солидного дизайна, нового интерьера, увеличенных габаритов, расширенного списка стандартного и дополнительного оборудования, будет постепенно перепозиционировать марку на внутреннем и внешнем рынках. «Малой кровью» внедряться в новые ниши, приучать клиентов к новым стандартам. На первых этапах Priora будет выпускаться параллельно с «десятками», но постепенно вытеснит их с конвейера, как «Калина» вытесняет «классику». Кстати, с этого года маркетинговая политика ВАЗа переходит на единый общий бренд для всех выпускаемых и будущих моделей — LADA. Никаких «Жигулей», «Вазов» или «Классики» все рыночные партнеры завода употреблять по идее более не смеют. Хотя всем понятно, что слова «жига», «копейка» или «зубило» в народе умрут только с последним покупателем этих автомобилей. Когда это произойдет?

Lada-«Силуэт». Концепт в верхнем С-классе. Сейчас бы
его на конвейер!

Возможно, когда на конвейер встанет совершенно новая модель ВАЗа, то есть LADA, прототип которой был выставлен в качестве единственного на этот раз концепт-кара. То оказался весьма недурственный седан с эффектным и модным нынче «граненым» дизайном, но чересчур «округлым» рабочим названием — «Силуэт». По определению создателей, машина нацелена отвоевать высшую ступеньку в С-классе, а вовсе не «залазить» в D-класс, как ошибочно сообщала пресса. А зря, визуально «Силуэт» вполне тянет на более высокую ступеньку. У концепта база на 15 см длиннее, чем у Priora, он шире и выше, можно будет и длину увеличить, но дальше С-класса стратегия развития завода идти «не хочет». Может, чего-то боятся стратеги, или не разрешают партнеры из GM?

Из тех 200 миллионов долларов, что АвтоВАЗ ежегодно вкладывает в модернизацию производства, на принципиально новый автомобиль будущего пока потрачены копейки. Скорее всего, первых счастливых покупателей он увидит только к 2012 году, по всей вероятности, с другим дизайном и 2,0-литровым мотором в топ-версии, возможно, с многорычажной задней подвеской и общим дорогим имиджем. Но что точно известно — под новую модель нужно строить новый завод, а пока на опытном дизайнерском образце будут «обкатывать» идею по реакции публики, по откликам в СМИ.

От себя добавлю, что нормально заниматься новинкой нужно только после отправки на пенсию некоторых членов Совета директоров АвтоВАЗа. А то послушаешь иных руководителей, так лучше автомобилей LADA и методов управления на заводе в мире ничего не существует. Крайне запальчивые и опасные заблуждения по нынешним временам!

Спортивный проект Lada Revolution не только жив, но и развивается — уже собраны и «гоняют»
13 экземпляров

Что касается традиционной продукции, то здесь все довольно просто. «Классику» за уши подтянут к Евро 2 и будут выпускать, пока этот стандарт останется в законе. Евро 3 из этих машин уже не получится никаким чудом. Старая «Нива» будет выпускаться, пока есть спрос, тем более, GM снял ограничения на ее выпуск. До неопределенного времени будет выпускаться и рестайлинговое семейство «Самара». Плюс к этому завод возобновит выпуск трехдверной модели в объеме 20-25 тысяч штук в год. Будет выпускаться и проспортивная трехдверка LADA 112 Coupe.

Наконец, информация о той самой мировой интеграции, без которой приличному заводу нынче и в свет показываться стыдно. С 23 сентября сего года начнется сборка автомобилей Opel Astra предыдущего поколения. До конца года выпустят около пятисот машин, потом доведут объем до 20 тысяч. Главная цель, видимо, «сократить» очереди на потенциального конкурента — всеволожские Ford Focus.

ИЖ

Мультибренд

Небывалыми, можно сказать, устрашающими темпами развивается Ижевский автомобильный завод. Самый высокий прирост производства — до 22%, второе место после ВАЗ по выпуску легковых автомобилей — уже 114 тысяч в год! И это предприятие, которое в 1997-98 годах практически развалилось и простаивало. И всего-то одна старая платформа, две лицензионные модели и два двигателя на всех. В чем секрет успеха? — в пору спросить даже ведущим зарубежным автокомпаниям, которым такие темпы роста давно не снятся.

Fabula 4x4.
Скоро в серию

Как раз в простоте — ИЖ занял социальную нишу на рынке, предлагая сравнительно недорогие машины для непритязательных условий эксплуатации, что в России c ее просторами и средними зарплатами в $250 еще очень востребовано. А чтобы не отставать от времени, завод вкладывает не слишком большие деньги в разработку новых версий кузовов и увеличивает долю оригинальных полноприводных моделей. Как ни крути, а получается занять практически бесконкурентную нишу. И в плохом, и в хорошем смысле слова.

С марта этого года начат серийный выпуск универсала Fabula в объеме тысячи штук в месяц, а на MIMS был представлен уже полноприводный вариант этой модели с повышенным клиренсом, как полагается. Ну очень эффектно. Чем не альтернатива старой «Ниве», причем длиннобазной? Видя потенциальный спрос на машину, ижевцы запустят в серию Fabula 4x4 уже в следующем году, доля таких машин в семействе должна составить не менее половины, а всего объем производства универсалов в 2005 году должен подняться до 40 тысяч.

Удлиненная Fabula. Можно вытянуть ноги

Более того, для изучения спроса создан опытный образец Fabula на удлиненной базе, с широкими задними дверями и буквально лимузинным пространством для пассажиров. На выставку, как пример возможного применения, машину привезли в виде такси. А что, вполне актуально, учитывая приподнятую крышу над багажным отсеком. Глядишь, так дело дойдет и до семиместной версии, до минивэна Fabula!

Ну кто откажется от такого пикапа?

Еще одна новая версия на базе «Оды», на которую завод делает серьезную ставку — это полноприводный пикап ИЖ 27171 «Охотник» (ну, разорвало всех на это название). Особенно создатели гордятся версией с полуторной кабиной, которая и впрямь выглядит убедительно. Не HiLux, но идея очень правильная, лишь бы не очень дорогой вышла. Двигатель предполагается бензиновый, но более тяговитый 1,8-литровый, поскольку для полноприводного грузовичка с одноступенчатой раздаткой маломоментный мотор просто не нужен.

Кстати, сейчас ИЖ почти полностью перешел на комплектацию машин ВАЗовскими двигателями. Причины три: с их поставками, в отличие от Уфимских, проблем нет, с ними удалось снизить гарантийный брак на 37% и с ними проще соответствовать вводимым нормам Евро 2. Еще одна важная новость — это намерения ИЖ строить свои фирменные торгово-сервисные центры с комплексом различных услуг, включая мобильную техпомощь, подмену и прокат автомобилей. Вот это почин! По разумению отдела маркетинга ИЖ, такой центр должен быть в каждом городе с населением от 60 тысяч человек. В 14 городах России такие центры уже организуются.

Kia Spectra. Собрано
на ИЖмаше!

Ну, а дело престижа для ИЖ — это налаживание производства автомобилей С-класса KIA Spectra, о чем подписано соглашение с корейской компанией еще год назад. В этом году для «разогрева» проекта по крупно-модульной технологии на заводе уже собрали почти 600 автомобилей KIA, часть из которых и занимали центральное место на стенде. Проектная мощность нового завода — 40 тысяч машин в год по частичному циклу производства, для чего в Германии и Корее закупается сварочное, окрасочное и сборочное оборудование.

В августе 2005 года должен начаться полномасштабный выпуск российских KIA Spectra по ценам в районе $13000 за модели в хорошей комплектации. Когда локализация производства достигнет максимума, цены снизятся до $11000. Реализация и сервис автомобилей в одних шоу-румах с ИЖами не планируется. Это будут два разных бренда, продвигаемых по разным маркетинговым нишам.

Разрабатывать собственную переднеприводную модель ИЖ тоже не собирается. Потребителям традиционной продукции надо ждать только глубокий рестайлинг «Оды» и запуск ее новых модификаций. Также обещается непременный рост качества продукции при умеренных ценах.

См. Часть 2

"Автомаркет+Спорт" №30 03.09.04




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика