искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Экспертиза
охлаждающая жидкость

Жаропонижаюшие

охлаждающая жидкость

охлаждающая жидкость

Sintec antifreez Evro-40 Литровая канистра, 101 руб., Россия. Качественный товар в хорошей упаковке с запасом морозоустойчивости, но цена несколько высоковата.

Различных охлаждающих жидкостей (ОЖ), по-современному антифризов, сегодня в магазинах более чем достаточно. Потребитель в растерянности — что же выбрать? Мы решили помочь ему в этом — купили в магазинах и на СТО 13 различных ОЖ отечественных (7) и иностранных (6). Для экспертизы было бы достаточно и литрового объема, но не всегда это оказалось возможным: одни ОЖ в литровых канистрах не поставляются (Long Life), другие вообще на СТО представлены как концентрат (Shell). Не получилось сравнить и жидкости, чей порог начала кристаллизации ограничен 40 градусами мороза (как по ГОСТу): тот же Long Life декларирует порог в -50°С, а антифризы Shell, несмотря на нашу настойчивую просьбу приготовить с температурой начала кристаллизации минус 40, сделали минус 48 и 50°С.

охлаждающая жидкость

Тосол Vitex Классическая литровая канистра, 50 руб., Россия. Готов к применению с гарантированным запасом морозоустойчивости. Качественный товар.

Современные ОЖ окрашиваются едва ли не во все цвета радуги: не только синие или бесцветные как отечественные «Тосол» и антифриз, но зеленые, оранжевые, розовые, красные и с оттенками этих цветов. Цвет ОЖ к качеству продукта отношения не имеет, дело скорее в маркетинге. К примеру, в Японии красные и розовые антифризы рекомендуется применять в автомобилях Toyota и Daihatsu, а зеленые для других марок.

охлаждающая жидкость

Extra Quality Classic Современная черная литровая канистра. Россия, 81 руб. Готов к применению. Качественный продукт с гарантией начала кристаллизации при - 46°С.

Действующий в России ГОСТ 28084-89 отвечает всем современным требованиям и предусматривает выпуск трех типов охлаждающих жидкостей: ОЖ-К, ОЖ-65 и ОЖ-40. Нормы для показателей качества этих жидкостей легли в основу ТУ 2422-003- 50879888-2001 и других технических условий, по которым и выпускаются тосолы трех марок: Тосол А40М, Тосол А65М и Тосол АМ (концентрат). Традиционно Тосол А40М окрашивается в синий цвет, Тосол А65М в красный. Кстати, ТУ (технические условия) — вещь в себе: каждое предприятие разрабатывает и утверждает их для себя. Поэтому показатели некоторых антифризов, выпущенных по ТУ, могут отличаться от ГОСТовских нормативов.

охлаждающая жидкость

Тосол-ТС FELIX Литровая канистра, полный аналог Classic, только серого цвета. Россия, 62 рубля. Готов к применению. Качественный продукт.

Все образцы жидкостей исследовались по плотности (определялось соотношение этиленгликоля и воды в растворе), по температуре начала кристаллизации, по температуре начала перегонки (чем она выше, тем меньше жидкость испаряется и реже закипает), по водородному показателю рН и щелочности (по ним судят о коррозионной активности и о запасе щелочных свойств, то есть стабильности антифриза), по вспениваемости и, наконец, по прямому воздействию на металлы (коррозионную активность).

охлаждающая жидкость

Сonsol Фирменная литровая упаковка, 111 руб., Россия. По цене как японский антифриз, но качественные показатели хуже, менять желательно значительно раньше предписанного срока эксплуатации. В качестве доливки брать опасно, пробка герметично не закрывается. До

Все отечественные ОЖ изначально готовы к использованию, а вот некоторые иностранные необходимо доводить до кондиции (Neste и Mannol представлены чистым этиленгликолем), добавляя дистиллированную воду (некоторые зарубежные производители, добавляя присадки, допускают применение воды любой жесткости).

Что получили из того что имели

охлаждающая жидкость

Glico Shell 5-литровая канистра концентрата. Финляндия, цена за 1 л. — 200 руб. Продукт был получен с началом кристаллизации в -50°С. Качественный продукт.

Из семи отечественных образцов один (№1 в таблице) явно имеет больше, чем требуется, воды, температура его кристаллизации -31°С при самой низкой плотности. К тому же его щелочность не дотягивает до нормативной, он больше чем допустимо агрессивен к латуни, алюминию и припою. В другой канистре с точно такой же этикеткой «Тосол А40М» ОЖ соответствует всем требованиям ГОСТа. Так что многое зависит от производителя: сегодня в России за выпуск ОЖ может взяться любой желающий. Из Дзержинска в Иркутск поступают ОЖ от 21 (!) производителя. Плюс на рынке бесчисленное количество подделок.

охлаждающая жидкость

Glico Shell.SP Концентрат, готовый продукт был налит в промытую канистру из-под омывающей жидкости. Финляндия, цена за 1 л. — 240 руб. Предназначен для автомобилей выпуска после 2000 года с алюминиевыми блоками цилиндров. Продукт был получен с началом крист

Прочие отечественные образцы соответствуют всем требованиям ГОСТа и являются качественными продуктами, за исключением образца №7 Consol. ОЖ «Антифриз люкс» вероятно имеет силикатные присадки (они быстро теряют свои свойства, то есть срабатываются и, оседая на деталях системы охлаждения, образуют защитный слой, снижающий эффективность теплоотвода), от которых большинство производителей, в том числе и отечественных, уже отказались. Подтверждением тому служит большое количество кристаллического осадка при выпаривании. Это хорошо видно на фотографии. Другие образцы после выпаривания воды оставили только порошок красителя.

охлаждающая жидкость

Long Life Готовый к применению антифриз в 2-литровой канистре, 222 руб., Япония. Температура начала кристаллизации (-50°C) не выдержана, при этом продукт качественный.

Большой осадок при выпаривании оставил и иностранный Mannol. Он с самого начала исследования вел себя как-то странно: водородный показатель (рН) концентрата оказался существенно меньше нормы, но после добавления воды и доведения температуры кристаллизации до 40°С, рН увеличился до 8,12, что соответствует требованиям ГОСТа. Это свидетельствует о том, что какие-то компоненты жидкости после растворения дают щелочную реакцию. В таком случае может идти и обратная реакция, то есть из раствора так же легко эти вещества выкристаллизуются, выпадут в осадок при испарении воды. Осадок при выпаривании Mannol тоже даёт основания считать, что присадки имеют силикатную основу.

охлаждающая жидкость

ZIC A Концентрат, 94 руб./литр, Южная Корея. Литр неразведенного концентрата разлит в канистру из-под японского антифриза. Качественный продукт по умеренной цене.

Остальные образцы иностранных антифризов не дали поводов усомниться в их качестве. Правда, японский Long Life вместо заявленной температуры -50°С выдал 44, а концентрат Neste при добавлении необходимого количества воды начал кристаллизацию при -38°С вместо 40. Остальные же показатели у иностранных ОЖ в норме и с запасом.

охлаждающая жидкость

Тосол А40 экстра Стандартная литровая канистра, 53 руб., Россия. Готов к применению. Качественный продукт.

Для повышения эксплуатационных характеристик большинство иностранных производителей в основном используют бессиликатные присадки, что позволяет существенно увеличить срок службы антифриза и на протяжении всего срока эксплуатации не проявлять агрессии к металлам и не вызывать их коррозии. Немало примеров длительной и безупречной работы водяных насосов в системе охлаждения иностранных автомобилей и их быстрого выхода их строя при использовании отечественного антифриза. Большинство серьезных отечественных производителей ОЖ отказываются от применения присадок на силикатной основе.

охлаждающая жидкость

Тосол А40М Экстра Прозрачная литровая канистра с пробкой, которая после повторного закрывания не дает полной герметичности: в горизонтальном положении канистры из-под пробки постоянно течет. Россия, цена 50 руб. Продукт, не пригодный к использованию.

Все исследованные нами ОЖ, как и любые другие на этиленгликолевой основе, могут смешиваться между собой. Однако гарантировать полную антикоррозионную защиту и другие эксплуатационные свойства высококачественных жидкостей в этом случае невозможно.

ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ: теоретическая часть

охлаждающая жидкость

Прибор для определения водородного показателя рН и щелочности. Под контролем антифриз ZIC-А

охлаждающая жидкость

Количество осадка после выпаривания 10 мл охлаждающей жидкости. Наглядное доказательство наличия силикатных присадок, не желательных к применению

Технологическая и экологическая эволюция автомобилей предъявляет все больше требований к ОЖ: они не должны быть агрессивны по отношению к металлам, не образовывать солевых отложений и накипи, не иметь токсичных компонентов. В перспективе ОЖ не должны включать этиленгликоль — научные исследования в этом направлении ведутся и весьма успешно.

Первая ОЖ применявшаяся в автомобиле — вода имеет существенный недостаток — замерзает при температуре ниже 0 градусов, значительно увеличиваясь в объеме. В современных двигателях для охлаждения в основном используют низкозамерзающую ОЖ — смесь этиленгликоля и воды.

охлаждающая жидкость
Этиленгликоль — двухатомный спирт представляет собой маслянистую желтоватую жидкость без запаха. Для человека — яд, из-за высокой проникающей способности вызывает отравление, даже попадая на кожу рук. Температура кипения +197°С, температуру кристаллизации -11,5°С. Смесь этиленгликоля с водой в соотношении 2/1 кристаллизуется при температуре -70°С. Кристаллизация — процесс не идентичный замерзанию, поэтому даже при предельных температурах последствия для двигателя не катастрофичны — антифриз загустевает, превращаясь в гель. При высоких температурах водные растворы этиленгликоля увеличиваются в объеме на 6-8 %, для компенсации этих процессов система охлаждения двигателя имеет расширительный бачок.

охлаждающая жидкость

Установка для определения температуры начала перегонки. Определяется температура начала кипения. Важный показатель при напряжённой эксплуатации летом. Отечественные охлаждающие жидкости кипят при температуре более 100°С, иностранные — более 107°C.

Отечественные концентраты ОЖ, разведенные с водой в соотношении 1:1, дают температуру кристаллизации -35°С (иностранные 37-38°С).

Этиленгликоль активен в отношении металлов (вызывает коррозию) и резины (разъедает). Для предотвращения коррозии в ОЖ добавляют противокоррозионные присадки, соединительные шланги системы охлаждения изготавливаются из особых резиновых смесей. В процессе работы ОЖ может вспениваться, что приводит к снижению эффективности охлаждения двигателя. Чтобы бороться с этим, в ОЖ добавляются противопенные присадки. При эксплуатации в ОЖ скапливаются продукты износа, значительное количество которых, оседая, может засорить каналы системы охлаждения, особенно трубки радиаторов. Для предотвращения этого в современные антифризы добавляются бессиликатные присадки, в иностранные также и противоизносные присадки (встречаются и в некоторых отечественных).

Результаты исследований охлаждающий жидкостей

охлаждающая жидкость

Подготовка к экспертизе

Какая разница между ОЖ и тосолом? Чисто этимологическая — по сути это разные названия одного продукта. Первым принято называть импортируемые препараты (по большей части концентраты). Отечественные ОЖ могут именоваться и антифризом, и тосолом (последний появился в СССР с началом выпуска «Жигулей» как аббревиатура сочетания «технология органического синтеза»). В последнее время слово «тосол» отмирает.

P.S. Проверкой подлинности образцов редакция не занималась.

Евгения НОСОВА, кандидат технических наук, Николай РУДЫХ

Автомаркет+Спорт № 3




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика