Экспертиза ATF
Смазка для «автоматов»
Жидкости для автоматических трансмиссий ATF (Automatic Transmission Fluid) вниманием журналистов обделены: готовясь к этой экспертизе, мы с удивлением обнаружили, что аналогов испытаниям их потребительских свойств в российской автопрессе не было. Так что нынешнее исследование уникально в своем роде.
НА СТАРТ!
Для экспертизы мы отобрали 10 популярных в регионе образцов ATF: три японские жидкости — Toyota ATF Type T, Nissan ATF D, Honda ATF Z-1, две Cаstrol — Automatic AMX и Automatic Transmax Z, отличающиеся областью применения и цветом, Shell Donax TX на основе синтетического базового масла, универсальную жидкость для автоматических трансмиссий Texaco Texаmatic 7045E, Mannol Dexron III Automatic Plus, универсальное синтетическое масло для АКП Chevron ATF и ZIC Dexron III. Все жидкости (кроме Castrol Automatic Transmаx Z, который идет как универсальная жидкость для механических и для автоматических КП и вариаторов, с классом вязкости по SAE 70W80) соответствуют классификации Dexron III. Об упаковке, описании и свойствах мы поговорим отдельно. А пока...
ВНИМАНИЕ!
Toyota Type T Япония
Перевода на русский язык нет. Расфасовка — жестяные 4-литровые канистры или 20-литровых «ведра». Цена за литр — 248 рублей. Качественный продукт.
|
Honda ATF-Z1
Япония
Перевода на русский язык нет. Расфасовка — жестяные 4-литровые канистры или 20-литровые «ведра». Цена за литр — 540 рублей. Самая дорогая жидкость, но для некоторых автомобилей Honda безальтернативная.
|
Nissan ATF D
Япония
Перевода на русский язык нет. Расфасовка — жестяные 4-литровые канистры или 20-литровых «ведра». Цена за литр — 537 руб. Дорогой продукт, но для автомобилей Nissan часто альтернативы не имеет. Не рекомендуется использовать при температуре ниже 40 градусов мороза.
|
Texaco Texamatic 7045E
Испания
Универсальная жидкость для АКП и гидроусилителей рулевого управления. Не предназначена для применения по сертификации Ford MZC-33-F/G. Цена за литровую канистру — 195 рублей. Качественный продукт по вполне приемлемой цене. Производители, видимо, намекая на преимущественное применение в праворульных автомобилях, дали картинку соответствующего селектора АКП на этикетке.
|
Castrol Automatic AMX
Европа
Высококачественное масло на синтетической основе для автоматических трансмиссий, рекомендовано для АКП большинства легковых автомобилей, где требуется Dexron III. Цена за литровую канистру — 390 руб. Качественный продукт. Не рекомендуется использовать при температуре ниже 40 градусов мороза.
|
Shell Donax TX Европа
Жидкость элитного качества на основе синтетического базового масла. Применяется в АКП и гидравлических системах, системах гидроусиления рулевого управления, некоторых механических трансмиссиях. Обеспечивает длительные интервалы замены в самых тяжелых условиях. Цена за литровую канистру — 225 руб. Качественный продукт. Не рекомендуется использовать при температуре ниже 40 градусов мороза. Канистра мягкая, жидкость выдавливается из удлиняющей трубки, а затем капает с пробки.
|
ZIC Dexron III
Южная Корея
Высококачественная гидравлическая жидкость для автоматических трансмиссий с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Изготовлена на основе базового масла Yubas VHVI (Очень Высокий Индекс Вязкости), произведённого по технологии гидрокрекинга и сбалансированного пакета высококачественных присадок ведущих мировых производителей. Рекомендуется к применению в автоматических трансмиссиях легковых автомобилей и лёгких грузовиков, автобусов и другой техники. Цена за литровую канистру — 140 руб. Достойный продукт гидрокрекинговой технологии по приемлемой цене, но требует поправки на температуру окружающего воздуха.
|
Chevron ATF
США
Без русского перевода. Пластмассовая канистра объемом 1 quart (946 миллилитров) стоит 80 руб. Отличный продукт по достойной цене. Не рекомендуется использовать при низких температурах. На некоторых СТО используют для медленной промывки АКП перед заливкой дорогой жидкости.
|
MANNOL Dexron III Automatic Plus Германия
Универсальное полностью синтетическое масло, предназначенное для использования в АКП, гидроусилителях рулевого управления и гидравлических сцеплениях автомобилей. Обладает высокими эксплуатационными характеристиками, обеспечивает долговечность деталей трансмиссии. Цена за канистру 1 л — 160 руб. Не рекомендуется использовать при низких температурах. Синтетические свойства не подтвердились. Пробку с удлиняющей трубки удалось снять с огромным усилием, рискуя вырвать трубку и облиться.
|
Castrol Automatic Transmax Z
Европа
Полностью синтетическое масло для автоматических трансмиссий. Рекомендовано для большинства АКП легковых автомобилей, возможно применение в некоторых механических КП и вариаторах (CVT). Цена за 1-литровую канистру — 519 руб. Качественный продукт, возможно применение при самых низких температурах. |
Для начала проверим противоречивые мнения специалистов о совместимости жидкостей между собой. Вторая задача — определить предел текучести и замерзания (эти значения в зависимости от источника указываются по-разному — за предел текучести принимается температура, при которой жидкость, залитая в пробирку, при наклоне под углом 45 градусов в течение 5 секунд не принимает горизонтального положения, а замерзанием признается температура полной неподвижности образца при наклоне на те же 45 градусов). Затем проверяется плотность жидкостей при температуре 15°С, вязкость кинематическая при 40 и 100°С.
Для АКП применяются маловязкие при высокой температуре (100°С) жидкости — в отличие от масел для механических КП, где необходима большая вязкость при соизмеримых температурах. Это обусловлено необходимостью поддержания в АКП постоянного коэффициента трения для обеспечения комфортных условий движения (без рывков и ударов). По этим двум вязкостям рассчитывается индекс вязкости (Ив). Чем он выше, тем лучше вязкостно-температурные свойства жидкости.
Во всех каталогах также указывается температура вспышки жидкости, характеризующая наличие легких фракций. Что особенно важно для минеральных жидкостей — наличие тяжелых фракций приведет при низкой температуре к выкристаллизовыванию парафинов и потере текучести. У синтетических жидкостей температура вспышки выше, чем у минеральных и не влияет на низкотемпературные свойства. Определить общее количество присадок в АTF можно косвенно, по водородному показателю рН — чем он выше, тем больше уверенности, что жидкость будет отвечать всем перечисленным выше требованиям.
МАРШ!
|
Жидкости одного производителя (Castrol) смешиваться не желают |
Первые испытания на совместимость привели к противоречивому результату. Некоторые жидкости никак не хотели смешиваться, расслаивались или превращались в консистенцию, сходную с глицерином, попавшим в воду. Только глицерин с водой после перемешивания становится однородной средой, а с нашими жидкостями так не получалось. Все жидкости смешивались в соотношении 1:1 при температуре + 15°С (требования ГОСТа). Наглядные результаты приведены в таблице.
Надо признать, что при нагревании до 75°С исследуемые образцы все-таки перемешивались до однородной среды. Ну а как у них после этого изменяются эксплуатационные свойства, это уже другой вопрос. Справедливости ради надо сказать, что жидкости, которые хорошо совместились при 15°С, так же могут приобрести совсем другие свойства, чем у исходных образцов до смешивания. Castrol Аutomatic Transmax Z после смешивания не нагревался, да и вряд ли кому в голову придет доливать в коробку жидкость совсем другого цвета.
По второму параметру — плотности, сразу определились жидкости на гидрокрекинговой и синтетической основе, плотность у них заметно ниже. ZIC и Chevron — гидрокрекинговые. Castrol Transmax Z — синтетическая. На канистре ZIC рассказано о технологии гидрокрекинга, а вот на канистре Chevron ни слова по-русски, но подтверждением гидрокрекинговой технологии служит его поведение при смешивании, которое полностью идентично ZIC. Технология гидрокрекинга улучшает свойства минеральных масел. Между собой ZIC и Chevron прекрасно смешались.
|
При -37°С жидкости замедлили перетекание, а при -42°С перетекали очень неохотно и очень медленно |
На канистрах с жидкостями Shell Donax и Castrol Automatic AMX указано, что изготовлены они на базе синтетических компонентов и их в полной мере можно отнести к полусинтетике. Плотность у этих образцов близка к значениям минеральных масел.
Следующее испытание — на вязкость при 100°С, нас приятно удивило. Все образцы уложились в допустимые пределы — 7,0-7,5 сСт (мм2/сек), что однозначно относит их к маловязким жидкостям. Вот только после определения вязкости еще и при 40°С и расчета индекса вязкости (Ив) все-таки появились лидеры. Для высокого значения Ив важно именно «правильное» соотношение между этими вязкостями. Прежде всего, это касается минеральных масел, так как высокий индекс вязкости для этих жидкостей однозначно указывает на хорошие низкотемпературные свойства. Для синтетических жидкостей показатель Ив не является барометром хороших низкотемпературных свойств, технология их изготовления обеспечивает лучшие низкотемпературные свойства в сравнении с минеральными.
Практические рекомендации специалистов по использованию жидкостей для автоматических коробок
Заменять минеральные жидкости через 35000-40000 километров пробега, а синтетические через 50000-60000 километров при обычных условиях эксплуатации. При тяжелых условиях эксплуатации (сибирские именно к таким и относятся, плюс усложняют условия - частые буксования, буксировка прицепов, динамичная езда, запуск двигателя при температурах ниже -30°С) пробег до замены сокращается на 10000-15000 километров.
Следить за уровнем жидкости в картере коробки и в случае его падения выяснять причину и обращаться к специалистам.
Следить за цветом и запахом жидкости. При потемнении и запахе гари обращаться к специалистам. Определение цвета и запаха лучше тоже доверить специалистам.
С осторожностью пользоваться промывками при смене жидкости - вымытые отложения могут привести к поломке агрегата.
Менять фетровые фильтры на автомобилях последних лет выпуска: эту операцию выполняют на СТО, фильтры встречаются в торговой сети.
Использовать только рекомендованные заводом-изготовителем автомобилей жидкости. У многих японских автомобилей применяемая жидкость указана на щупе коробки.
При переходе на другой тип жидкости замену производить с использованием установки, позволяющей заменить жидкость почти полностью (такой способ позволяет обновить ее на 90-97%).
Избегать поездок при температуре окружающего воздуха ниже -30°С. |
Самый высокий Ив у «несинтетики» оказался у всех жидкостей из Японии, Texaco, Shell и Castrol AMX. Заранее можно было предположить, что именно у этих образцов, ну и, конечно, у синтетического Castrol Transmax Z окажутся наилучшие низкотемпературные свойства.
Характеристики ATF
Оценить низкотемпературные свойства жидкостей помогли природные условия: на улице стояла температура ниже -35°С. При 35 градусах ни один образец не сдался, но стоило температуре понизиться еще на два градуса, три образца — ZIC, Mannol и Chevron, стали проявлять флегматичность. То есть у них проявился низкий предел текучести, а это значит, что если температура будет ниже на 5-7 градусов, они окончательно замерзнут. Предел текучести при -40°С наступил у Nissan, Castrol AMX и Shell. При -43°С ZIC, Mannol и Chevron замерзли окончательно, остальные пытались сопротивляться. Toyota, Honda, Texaco и Castrol Transmax Z даже при -44 не замерзли, прекрасно перетекали в горизонтальное положение в пробирке. Температура замерзания у них гарантировано ниже -50°С.
|
Определение вязкости. Вискозиметр в среде глицерина, прогретого до заданной температуры |
Испытания на температуру вспышки показали, что у минеральных масел из Японии она оказалась самой низкой (+165°С), что не помешало им проявить высокие значения по всем параметрам и позволило проявить очень хорошие низкотемпературные свойства (видимо, при их изготовлении используется процесс депарафинизации, то есть тяжелые углеводороды удаляются и выкристаллизовываться-замерзать там особо нечему). У остальных жидкостей этот параметр оказался заметно выше, не перейдя за пределы допуска.
Последнее испытание — косвенная оценка содержания присадок в образцах. Здесь опять надо рассматривать отдельно минеральные и синтетические жидкости. В минеральные вводят несколько больше присадок, чем в синтетические. Последние по технологии производства имеют свойства выше, поэтому производители вводят иной пакет присадок. В результате исследования определилось, что все представленные образцы имеют в своём составе присадки, создающие щелочную среду, позволяющую, в свою очередь, этим жидкостям долгое время выполнять возложенные на них функции в АКП.
ФИНИШ
Не один из образцов не показал низких качеств — у одних они хорошие, у других отличные. Откровенно низкокачественных жидкостей не обнаружено. Но вот разница в потребительских качествах жидкостей весьма заметна. Что касается подделок, то на рынке их не отмечено — видимо, «пираты» не хотят связываться со столь сложными технологиями.
Николай РУДЫХ, Евгения НОСОВА, кандидат технических наук
Автомаркет+Спорт № 7
|