Специальный репортаж
"КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ"
ЭКСПРЕСС. часть I
Шесть тысяч лет назад было изобретено колесо, но только в 19 веке его научились «обувать» в резиновую шину, а для наших автомобилистов хороший выбор шин открылся буквально десять-двенадцать лет тому назад, когда на рынке появились импортные покрышки и стало больше отечественных. Сегодня шинный рынок СНГ — один из самых динамичных в секторе автокомпонентов, а бэушным покрышкам «из-под немцев и японцев» и новым отечественным наши просвещенные люди все больше предпочитают новые импортные, приобретенные в фирменных торгово-сервисных центрах. Таковы факты. Прогресс.
|
Впечатляет техническое оснащение на презентациях. Этот аппарат «вживую» демонстрирует сцепление разных шин |
И презентация новой
гаммы шин немецкого концерна Continental AG в
шинном сердце Германии — в
Ганновере, устроенной для деловых
партнеров и журналистов СНГ в марте этого
года, только подтверждает большие виды
мировых шинных гигантов на наш рынок.
Кстати, в том числе и сибирский, иначе вряд
ли на этой презентации удалось побывать мне
лично. Так что же нас ждет в ближайшем и
несколько отдаленном будущем в мире
автошинной моды? По всем прогнозам, как это
не прозвучит шокирующе, в перспективе мы
почти полностью откажемся от японских шин
second-hand в пользу новых импортных, в том числе
произведенных на территории России.
Уж не Continental ли, спросите,
повлияет на это? Ведь имя это хоть и знатное,
но в наших краях не столь распространенное,
как, например, Bridgestone. Да, отвечу, в том числе
Continental, со всей своей марочной дружиной.
«КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ»
ЕВРОПА
В свои «за
сто тридцать» лет
немецкий концерн Continental AG укрепляет позиции
одного из мировых шинных гигантов с
ежегодным объемом производства более 95 млн.
шин и оборотом более 11 млрд. евро (на 2002 год).
Производство во многих странах, четверть
продукции поступает на сборочные конвейеры,
половина всей продукции продается в Европе.
Концерну с недавних пор принадлежит
несколько торговых марок —
Viking, Gislaved, Barum, Uniroyal, Semperit.
И все же половину
продукции составляют оригинальные шины
Continental, а историческая родина, научно-исследовательский
институт и превосходный испытательный
полигон находятся именно здесь, в Ганновере,
что с 13 века известен на земле Нижней
Саксонии.
|
ContiWorldContact |
Оказаться в «логове»
немецкой шинной «акулы»
было само по себе любопытно, ведь это
плоть от плоти то самое капиталистическое
предприятие, которыми нас так любили пугать
в школе. А вот, стало быть, то самое лицо
капитализма, господин Дункер —
директор маркетинга и продаж Continental.
Вполне человеческое лицо. Именно Манфред
Дункер был главным вдохновителем и
проводником нашей многочисленной
делегации. Ну, а где же те самые плоды
вековой и жесточайшей конкуренции, столь
чуждой коллективному российскому
менталитету?
Надо полагать, новая
гамма летних шин Continental — это
и есть те самые плоды, пользоваться
которыми теперь можно свободно и даже
небрежно. Не понравилось — отдал
предпочтение другим. Но шины —
это весьма большое вложение денег, и
разочароваться в них потребителю было бы
большим ударом не столько по бюджету
автомобилиста, сколько по имиджу и бизнесу
производителя. Именно с этой формулой живут
такие промышленные гиганты, как Continental,
именно поэтому приобретение новых немецких
шин не должно стать разочарованием.
К новому летнему и даже
следующему зимнему сезону Continental
подготовил обширный ряд новых легковых,
внедорожных и грузовых шин, но только часть
из них для нас представляет реальный
практический интерес, если иметь в виду
наиболее массовый спрос.
Первое, на что стоит
обратить внимание — это
новейшая летняя шина ContiEcoContact 3,
ориентированная на самые массовые легковые
автомобили компактного и среднего класса (преимущественно
Гольф-класса) с индексом ограничения
скорости не ниже S и T (180 и 190 км/час). По
немецким и вообще западноевропейским
меркам — это самый
объемный сектор автомобилей, что
убедительно и наглядно показали улицы
промышленного 700-тысячного Ганновера.
|
ContiEcoContact 3 |
И в этом секторе
действуют свои требования к
эксплуатационным характеристикам шин, где
нет места размытым формулировкам типа «традиции,
проверенные временем». Здесь
даже стоит сделать лирическое отступление.
Прижимистые, грамотные и капризные в выборе
европейские автомобилисты одними
традициями сыты не будут. Им подавай
конкретные потребительские свойства,
определенные отношением к автомобилю не
только как к повседневному средству
транспортировки, но и, что главное, как к
источнику удовольствия от вождения.
Автомобили у тех же немцев классные, дороги
изумительно качественные и непомерно
развитые. По моим понятиям, не ездить здесь
вообще — преступление,
а ездить мало и не спеша — «западло».
Видимо, так же думают немцы, потому что
ездят все и, если позволяют обстоятельства,
очень активно, честно выжимая из автомобиля
его межсервисный ресурс. Конечно, в таких
условиях качество и свойства шин
становятся определяющими для хорошего
самочувствия за рулем и правильного
выражения водительских амбиций.
В этом отношении
европейцы отличаются в корне даже не от нас,
а от заядлых автомобилистов другого
континента — США. Там
главное, чтобы на шине была надпись М+S (в
вольной интерпретации — всесезонная
и вседорожная), и не важно, какая она на
самом деле. Буквы М+S (грязь +снег) могут
стоять даже на чисто асфальтовых
высокоскоростных «полусликах»,
обуваемых на колеса суперкаров! От того-то
при первом же «случайном»
снегопаде на американских хайвэях
случаются жуткие по масштабам аварии.
У европейцев четкая
градация шин, и новая модель ContiEco Contact 3 была
создана не только с опорой на вековые
производственные традиции, но и на основе
глубоких маркетинговых исследований,
выявляющих реальные запросы массовых
европейских драйверов. А они, эти запросы,
весьма наглядно характеризуют боевой дух
европейских автомобилистов, особенно
немцев (ох, не случайно эта нация отличилась
такой воинственностью). По мнению
абсолютного большинства, первым делом в
шине важны характеристики активной
безопасности, а именно, тормозные свойства
и управляемость, особенно на мокрой дороге.
Второе и третье место делят экономичность (низкое
сопротивление качению) и комфорт.
СОЮЗ КРЕМНИЯ И
БИОНИКИ
|
Gislaved Speed 616 |
С технологической точки
зрения нынешние запросы европейцев для
шинников — это так
называемые конфликтные запросы,
противоречащие традиционной концепции
изготовления шин.
Если у такой шины хорошие
тормозные свойства на сухом асфальте, то
неважные на мокром, если она экономична, то
излишне жесткая и т. п. Поэтому сделать
сегодня по-настоящему сбалансированную
летнюю шину, рассчитанную на езду по сухому
и мокрому асфальту со скоростями выше
средних, под силу только таким
технологическим монстрам, как Continental.
По заявлениям инженеров
и по данным испытаний, ContiEcoContact 3 является
именно такой, современной сбалансированной
шиной, решившей конфликт противоречий за
счет использования инновационных и даже
уникальных технологических решений.
Разработан новый асимметричный протектор,
главная заслуга которого в удачном
соединении таких свойств, как надежная
управляемость, низкий уровень шума и
высокое сопротивление аквапланированию.
Внедрен новый состав резины, включающий
более совершенную кремниевую композицию.
Шина стала более эластичной и прочной
одновременно. С одной стороны, это повысило
сцепление шины с дорогой, поскольку на
микроуровне площадь контакта значительно
увеличилась, а с другой стороны, лучшая
однородность резины и минимум динамических
деформаций снизило сопротивление качению и
износ протектора.
И наконец, еще одна
фирменная «фишка»
Continental — внедрение так называемого
бионического контура, другими словами,
оптимизация опорной поверхности шины (пятна
контакта) в различных условиях движения.
|
ContiSportContact 2 |
Суть нововведения была
подсмотрена, как это бывает, у природы. А
именно, в особенностях передвижения
представителей семейства кошачьих. Первое
здесь — это равномерное
распределение нагрузки в пятне контакта, а
второе — увеличение
площади контакта при силовом вождении (торможение,
разгон, маневрирование), что в целом
значительно улучшает коэффициент
сцепления с дорогой, особенно в
экстремальном режиме.
При этом благодаря
именно равномерному распределению
нагрузки не теряются такие свойства, как
низкое сопротивление качению, низкий
уровень шума и высокая износостойкость.
Что же вышло в итоге? В
итоге в сравнении с предыдущей шиной
ContiEcoContact EP, которая была любима за отличные
эксплуатационные характеристики, новая
модель прибавила по всем основным
показателям. Так, тормозной путь на сухом
асфальте сократился на 9% (фигурально говоря,
на длину легкового автомобиля —
это прекрасный результат даже по
европейским меркам!), на мокром асфальте,
что еще более важно, на ту же величину,
сопротивление аквапланированию возросло
на 8% в поперечном направлении и на 2% в
продольном, а сопротивление качению,
напротив, снизилось на целых 12%, уровень
шума «упал»
на 5%.
При этом цена новой шины
осталась на уровне предыдущей модели, что
будет реальностью не только для европейцев,
но и для нас.
По крайней мере, в
Иркутске есть фирменный торгово-сервисный
центр Continental, где новая модель в наступающем
сезоне появится по честным ценам. Кстати,
ContiEcoContact 3 выпускается в двух десятках
популярных «форматов»,
с посадочным диаметром 13, 14 и 15 дюймов, с
диапазоном ширины профилей от 145 до 195 мм и
разной серией (высота профиля в процентном
отношении к ширине) 60, 65, 70 и 80. Эта модель уже
определена многими европейскими
автомобилестроителями для своей заводской
комплектации.
Ну, хорошо, выглядит шина
действительно убедительно, и ценители
европейского качества передвижения
получили очередной многообещающий продукт.
Но ведь у нас дороги не в том состоянии,
автопарк не того уровня, манера езды не того
качества, а покупательская способность и
техническая культура не на той высоте,
чтобы подавляющее большинство
автомобилистов в шинах во главу угла
ставили тормозные свойства и управляемость.
У нас, как известно, больше ратуют за
выносливость и максимально возможный
ресурс шины.
ДЛЯ «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ»
ДОРОГ
|
ContiPremiumContact |
И это понятно. Хорошо
немцам смаковать тонкости управляемости
или рассуждать об акустическом комфорте,
когда они не отвлекаются на грохот подвески
в ямах, не знают сумасшедших температурных
перепадов и крайне нестабильных дорожных
покрытий, когда разбитый асфальт
чередуется с гравийкой или искореженной
грунтовкой? А под колеса без конца попадают
камни, осколки стекла и всякие железки. Ну
как тут не вспомнить нашу отечественную
дубовую резину, которая если и «сдохнет»
быстро, то хотя бы подешевле обойдется.
Иностранцы тут ничего противопоставить не
могут? Представьте себе, могут. Специалисты
Continental прекрасно отдают себе отчет, что
условия эксплуатации в центральной и
западной Европе или тех же США заметно
отличаются от прочих регионов как по
климатическим данным, так и по дорожным.
Результатом чего стало специальное
предложение — новая
летняя легковая шина Conti World Contact,
ориентированная, как пишут пресс-релизы
Continental, на «чрезвычайные
дорожные условия и экстремальные нагрузки».
То есть, как раз то, чем отличаются наши
родные условия эксплуатации. А чем же
отличаются ContiWorld Contact? При весьма эффектном
асимметричном рисунке протектора и
гарантированно высоких ездовых
характеристиках (это обусловлено всеми
последними разработками) в «мировой»
шине специалисты Continental применили
особый износостойкий состав резины, а также
заметно усилили боковины и основание
протектора, благодаря чему шина легко
выдерживает удары, не боится длительной
вибро-механической нагрузки, меньше
склонна к порезам и проколам. Конечно,
жесткость и вес шины немного выше, чем у
шины по западноевропейским стандартам, что
снижает комфорт и показатели экономичности,
зато по совокупности дизайна, ездовых
свойств и выносливости она может
претендовать на некий абсолют. Цена?
Хороший вопрос в преддверии большого
события, а именно намерений Continental
развернуть производство шин в России, в
Москве. В том числе там будет выпускаться
ContiWorldContact с соблюдением всех
технологических требований и стандартов
качества. Производство в России уже снизит
цену на шину минимум на 26% — такова
таможенная ставка на ввоз шин из-за рубежа,
а это ни много ни мало, но примерно 400-500
рублей с колеса. С учетом специальных
скидок для крупных региональных
представительств цена на шину ContiWorldContact
окажется едва выше, нежели на современные
отечественные разработки или тот же
японский second-hand. Шина ContiWorld Contact также
рассчитана на малый и средний класс
автомобилей, а скоростной допуск шины
доходит даже до 210 км/час (индекс Н) в
зависимости от размера.
|
ContiCompetition C1 |
Выпускать ее будут в
десятке размеров с посадочными диаметрами
13, 14 и 15 дюймов, с шириной профиля от 155 до 195
мм и в четырех сериях — 60, 65,
70 и 80.
Честно признаться,
трудно представить эту бескамерную шину на
колесе 412-го «Москвича»
или ВАЗ-2101 (размер 165/80R13), но в качестве
рекламы это сделать можно —
ContiWorldContact, видимо, призван долго
выдерживать даже те муки эксплуатации, что
характерны для этих автомобилей (как
правило, «никакие»
дороги и частое «грузовое»
использование).
Вот, пожалуй, это две
основные новости в секторе летних легковых
шин Continental, затрагивающие массовые интересы.
Кто желает ездить сугубо по немецким
стандартам, выберет первую модель, а у кого
на первом месте повышенная
противоударность шины, остановится на
второй. А что есть для более узких
автомобильных интересов?
«ПАРКЕТНЫЙ»
ХОД
Сегодня можно смело
утверждать, что наш регион находится на
волне мировой тенденции перехода легковых
автомобилей в псевдовнедорожники и
отчетливого формирования полноприводного
SUV-класса, причем со своими подклассами. В
общем, речь о «паркетниках»
разных мастей и рангов. Уже давно
очевидно и доказано исследованиями, что
владельцы таких автомобилей предпочитают
ездить именно по хорошим дорогам и желают
это делать на уровне классных легковых
автомобилей. Ну чем здесь помочь людям,
кроме как соответствующей конструкцией
автомобиля?
|
ContiTrac SUV |
Ну, конечно, шинами.
Маркетологи Continental скрупулезно изучали
активную жизнь европейских владельцев
высококлассных SUV, прежде чем точно
установили — только 4%
пробега таких автомобилей приходится на
серьезное бездорожье (типа наших дорог на
дачи), еще 4% на легкое бездорожье (что-то
вроде иркутской улицы Трактовой в
межсезонье), а 92% выпадают на хорошие
асфальтированные дороги (у нас аналоги
встречаются редкими непродолжительными
участками). На основе этих исследований
Continental подготовил свою гамму летних шин,
специально ориентированных на
высококлассные полноприводники. Это шины, в
той или иной степени вобравшие все
инновации, отмеченные для ContiEcoContact 3,
рассчитанные на скорости от 160 до 300 км/час в
зависимости от модели, на диски диаметром
от 15 до 22 (!) дюймов, подготовленные для самых
разных потребительских ниш, но исключая
настоящее экстремальное бездорожье, куда «городские»
джипы и не суются. Например, к наиболее
универсальным шинам относятся модели
Conti4x4Contact или Conti TracSUV, что заметно по «резному»
рисунку протектора и наличию «высоких»
серий, а для полного оттяга
преимущественно на асфальте рассчитаны
такие модели, как Conti4x4SportContact, ConriPremiumContact или
Conti CrossContactUHP, которая вообще рассчитана
только на очень мощные скоростные
полноприводники вроде BMWX5 или Porsche Caуenne. Эти
шины легко узнать по «мясному»
(на сленге российские продавцов шин)
протектору, который отличает все
асфальтовые шины.
Естественно, что Continental
не мог оставить этих потребителей и без
хороших шин на зиму, заранее презентовав
нешипуемую модель Conti4x4Winter Contact и шипуемую
Conti4x4 IceContact. Последняя — типичный
пример плодов глобализации, поскольку шина
создана на основе великолепной зимней шины
Gislaved Nord Frost III, полученной «Континенталем»
после приобретения шведской марки.
Кстати, в Европе вместо нашего понятия «липучка»
для нешипуемых зимних шин используют
более техничный термин — Soft
(мягкие). И в отличие от Японии, где Soft
ежегодно продается в объеме 11-12 млн. штук (от
этого и нам перепадает немало), в Европе «мягкие»
зимние шины пока мало распространены.
В странах, где шипы
запрещены, их заменяют более «твердые»
шипуемые шины, но без шипов —
такие шины по сцепным свойствам на льду
хоть и хуже «мягких»,
зато износоустойчивей, что для «малоледных»
европейских регионов важней. А где «льда
много» (в северных
странах), там шипы разрешены и они охотно
используются. Такой вот расклад.
Соответственно, и в Россию зимний
ассортимент Conti 4x4 SportContact преимущественно
будет поступать в «твердом»
ошипованном виде или те же модели в
нешипованном.
СЕВЕРНЫЙ ВАРИАНТ
|
Conti4x4Contact |
Раз уж мы задели «северную»
тему, то я не буду останавливаться на
таких эксклюзивных новинках фирмы, как
ContiSportContact 2 или ContiCompetition C1, разработанных
для всякого рода суперкаров и тюнинговых
легковых автомобилей. Тут, понимаете, и
размерчики уже встречаются вроде 265/35ZR18, и
цены на уровне российского автомобиля за
одну шину, и области применения у нас просто
не видно, хотя при желании такие шины
заказать тоже можно.
Лучше обратиться к более
реальным вещам, а именно, еще к одной новой
массовой летней шине, но уже под аркой Gislaved.
Шина Speed 616 призвана достойно принять
эстафету от прежних летних моделей Gislaved, но
уже в немецком исполнении. Завод же в Швеции
закрыт и его должны... «эвакуировать»
в Москву, где будут производить в том
числе Speed 616 и NordFrost III. И это кроме нескольких
моделей Continental и Barum! Это должно произойти
или в конце этого года, или в начале
следующего, а может, еще позже, поскольку
инвестировать российскую экономику по-прежнему
нелегко и малопредсказуемо для
иностранного капитала.
Но как бы там ни было,
Gislaved Speed 616 должна стать заметной шиной на
российском рынке, поскольку шинные
традиции северных европейских стран мы
заслуженно уважаем и ценим. И не случайно
презентация новой модели состоялась уже не
в Ганновере, а весьма символично —
в Швеции, на автодроме вблизи
Стокгольма. Хороший автодром в Швеции есть,
а вот шинного завода уже нет, и весь
коллектив большого предприятия остался без
работы и пока без видимых перспектив «трудоустройства».
И это тоже реалии капиталистического
ведения хозяйства и последствия
глобализации, что советские идеологи не
преминули бы отнести к выдающимся примерам «загнивания»
Запада и попрания прав человека. Хотя в
Швеции быть безработным не так уж плохо —
высокосоциальное государство в беде
никого не оставит. Ну да не будем зря «пролетарствовать».
|
На таких и куда более серьезных автомобилях проводились тест-драйвы |
Сейчас основное внимание
к новым шинам, презентация которых
состоялась не только теоретическая, но и
практическая. Организованные тест-драйвы
на Contiдроме под Ганновером и на автодроме
Gillingebanan под Стокгольмом стали особой
страницей в нашем многодневном пребывании.
Но об этом в следующий раз.
В. ЛАРИН.
Фото автора и Continental
Гановер — Стокгольм
— Иркутск
> Часть 1
> Часть 2
> Часть 3
"Автомаркет+Спорт" №16
25.04.03
|