Специальный репортаж
"КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ"
ЭКСПРЕСС. ЧАСТЬ III.
Мы были первыми, кому разрешили здесь
фотографировать. Это не секретный
государственный объект и не аномальная
природная зона. Это обычный шинный завод,
только немецкий, расположенный на древних
землях «западной»
Германии, в городе Ганновере. Старейшее
предприятие концерна Continental, с которого в 1871
году началась его история.
Краткая биография Continental
AG:
В 1871 году в Ганновере (северо-запад
Германии) создано совместное предприятие
Continental-Caoutchouc und Gutta-Percha Compagnie, главный завод
которого производит изделия из мягкой
резины, в том числе шины для экипажей и
велосипедов.
В 1898 году в Ганновере начато производство
пневмошин для автомобилей, а через три года
первый автомобиль Daimler (позже Mercedes) на шинах
Continental одерживает победу в легендарной
гонке «Ницца-Салон-Ницца».
В 1904 году Continental первым в мире начинает
разработку автошин с «рисунчатым»
протектором, а еще через год выпускает
шины с антипробуксовочными заклепками,
ставшие прототипом шипованных шин. Уже в 20-х
годах ХХ века Continental выпускает шины с
волокнистым кордом, а в качестве
наполнителя для резиновой смеси использует
углерод, что сделало шины износостойкими,
долговечными и придало им характерный цвет.
На протяжении 30-х годов спортивные
автомобили Mercedes на шинах Continental бессменно
побеждают в национальных и международных
гонках, а в 50-х годах Continental повторяет
спортивные успехи в сотрудничестве с Mercedes и
Porsche.
На 50-е годы приходится еще два выдающихся
достижения фирмы — впервые
в Германии начато производство бескамерных
шин и всесезонных шин M+S (грязь+снег). С 1960
года на заводах Continental начато массовое
производство радиальных шин, с началом 70-х годов выпускаются нешипуемые зимние
шины ContiContact, а в 1991 году появляется легковая
шина ContiEcoContact — первая в
Европе шина с экологической
направленностью, обладающая очень низким
сопротивлением качению и очень высоким
ресурсом.
Эта шина становится одной из самых
популярных на рынке, выпускается для
подавляющего большинства моделей легковых
автомобилей и на сегодня представлена уже
третьим поколением (СontiEcoContact3), доступным и
российским потребителям. Кстати, именно в
1991 году начинается новая активная
деятельность Continental AG в России, хотя эту
фирму у нас в стране хорошо знали и в
советские доперестроечные времена (в
основном, по снабжению шинами тяжелой
грузовой техники).
На сегодня Continental AG — четвертая
шинная корпорация в мире, но кроме шин
Continental производит и много других
автомобильных компонентов (тормозные
системы, пневморессоры, пластмассовые и
резинодетали и др.)
Исследовательские центры и заводы
Continental,
кроме Германии, расположены в более чем
двадцати странах мира, среди которых
Бельгия, Франция, Швеция, США, Япония.
В конце 2003 года — начале
2004 года должен заработать первый завод
Continental в России!
Если говорить о современных масштабных
акциях с участием продукции Continental, то можно
назвать такие, как ралли-марафоны Paris-Dakar и
Москва-Пекин, российский чемпионат в классе
Cart. В 2006 году Continental AG выступит генеральным
спонсором Чемпионата мира по футболу,
который, как известно, пройдет в Германии.
|
Незадолго до нас завод посещали японцы из
компании Yakohama, с которыми Continental налаживает
сотрудничество по ряду стратегически
важных вопросов, в том числе по выпуску шин
Continental в Японии и поставки их на конвейер
японских автогигантов. Так вот, даже
японцам не разрешали вести съемку. Что за
секретность такая?
|
В числе «подсобных» рабочих встречаются раритетные кары |
Мы говорим качество, подразумеваем...
Согласитесь, чаще всего наполнить истинным
смыслом слова «качество»
удается либо с прилагательным «японское»,
либо «немецкое».
В первую очередь это касается
автомобилей и, конечно же, комплектующих.
Японским и немецким качеством сегодня
мерится все и вся, ему поклоняются и его
возводят в эталон, на нем зарабатывают
состояния, им прикрываются фальсификаторы.
В нашем многообразном мире каждый
географический уголок и каждая
национальность приютила какой-то особенный
визитный знак, который не поддается
оспариванию, а зачастую и осмыслению. Так
сложилось, что мерилом собственного
достоинства его величество Качество
избрало для себя лишь немногие уголки
обитаемой суши, в числе которых «оказалась»
Германия. В чем феномен немецкого
подхода к изготовлению товаров народного
потребления — задавался
вопросом каждый. Мне же довелось поискать
ответ на примере шинного производства. Да
не где-нибудь в офисе руководителей или
проектном отделе, а непосредственно в
заводских цехах, в рабочей среде, так
сказать.
|
Вот она, плоть шины — лента готовой резиновой смеси |
Мое стереотипное воображение,
сформированное опытом работы на
отечественных заводах и красивыми
телесюжетами о развитом капитализме,
готовилось к чему-то особенному. Мысли о «промплощадке»
в советском понимании отметались сами
по себе. Экскурсию на завод с «дореволюционной»
историей и традициями знаменитых
немецких шинников я рассматривал как
умозрительное посвящение в таинство
рационализма, стерильности и
роботоподобной дисциплины, с чем до сих пор
сталкиваться не приходилось. Но уже с
заводской «проходной»
стало ясно, что внеземной цивилизации
искать здесь не стоит.
|
Конвейер «проката» профиля шины.
Идеальная точность контролируется компьютерами |
Восстановленный после бомбардировок
английской авиацией в 1945 году, исторический
оплот Continental совсем не впечатлил своей
архитектурой.
Обычные коробки корпусов, коими и в России
можно «любоваться».
Разве что нет облезлых или
недокрашенных стен, а на территории между
корпусами идеально чисто, ровно, озеленено,
и нет ничего и никого лишнего. Не валяется
НЗ металлолома под открытым небом, нет
недоубранного мусора, отходов и
праздношатающихся личностей.
|
На этих станках рождается «тело» шины. Изготовление каркаса идет
и в автоматическом режиме, и на полуавтоматах |
Улочки завода пустынны, тихи и уютны,
почти парк. В воздухе едва уловимый запах «свежей»
резины. Вместе с тем это разгар рабочего
дня, завод «гудит»
в три смены без выходных и в сутки
выпускает около пяти с половиной тысяч
легковых и около трех тысяч грузовых шин.
Включая модели последних разработок и даже
эксклюзивные шины с большой долей ручного
труда.
Познакомить со всем производством,
конечно, в планах организаторов не было, но
и то хорошо, что цели показать только самое-самое
они тоже не ставили. Напротив, сначала
повели на фабрику грузовых шин показывать
все основные стадии производства, и мои
иллюзии относительно «внеземной
цивилизации» растворились
окончательно.
|
Торжественный процесс вулканизации |
Производство одних из лучших в мире шин
оказалось вполне человеческим в прямом и
переносном смысле. В цехах с ручной долей
труда ничего сверхъестественного. Полы не зеркальные,
свет не слепит, воздух далек от лесного, да и
шум «на уровне».
Нам даже выдали специальные переговорные
устройства, чтобы шум не мешал слышать
рассказ инженера и переводчика.
Первым делом мы оказались в цехе готовой
резиновой смеси, с которой, собственно, и
начинается изготовление шин. В данном
случае радиальных бескамерных для
грузовиков. Смесь из натурального каучука,
сажи и спецдобавок «выползала»
широкой темно-серой лентой и
складывалась «гармошкой».
Затем эта шинная плоть уходила на
дальнейшую обработку, «разделку»
и структурное «созревание»,
когда из резиновых полос, брекерных
лент, нитей бортов и корда получался каркас
будущей шины, которой еще предстояло пройти
жаркий пресс вулканизации и формовки
протектора.
Конечно, я и не рассчитывал увидеть на
шинном производстве обстановку, схожую с
аптечной. Но действительность превзошла
все ожидания. Мощное программное
обеспечение работы линий и компьютерный
контроль за технологическим процессом мило
уживаются с «грубым»
железом цехового оборудования,
совершенно лишенного какого бы то ни было
дизайнерского изыска. Встречаются и старые
станки, которые работают наравне с новыми.
Вот, например, аппарат еще с послевоенных
времен, что выполняет маленькое, но очень
ответственное поручение —
«обрезинивает» стальные
нити для кордов.
Он уже давно ничего не стоит и заочно «списан»
в музей заводской истории, но
продолжает делать свою работу
добросовестно и без сбоев, а посему
списывать его никто не собирается. А вот
совсем раритетного вида электрокар, каких
не встретишь даже на наших заводах.
Наверное, такие чудом уцелели после
бомбежки в 45-м. И тоже продолжают исправно
ездить. И все же в целом культура
производства, скромно говоря, отличается в
лучшую сторону от нашей.
|
Сверхнизкопрофильные спортивные шины «строем» уходят на ОТК |
Механизация и автоматизация производства,
конечно, высокая, людей в цехах немного,
однако на отдельных линиях ручной труд еще
весьма востребован. На таких ответственных
и сложных операциях, как изготовление
каркаса шины, используются не только
автоматы, но и полуавтоматы с активным
участием квалифицированного рабочего, где
востребована не только точность и
внимательность специалиста, но и
физическая сила.
Удивила свободная «форма
одежды» рабочих —
ни фирменных спецовок, ни строгих норм в
элементах одежды. Кроссовки, джинсы,
футболка или рубашка — типичный
«прикид»
работающих. Видимо, главное, чтобы
специалистом был хорошим.
Минимальная зарплата рабочих —
$2000, через каждые два часа смены 15-минутный
перерыв. Можно даже пивка в цеховой кафешке
попить, но только, естественно,
безалкогольного. Среди стендовой
информации в рабочих «курилках»
— текущие данные об уровне
производственного брака. Мы стали
свидетелями значения 0,3%, причем это
касается не конечной продукции, а всего
процесса производства. Что касается
продукции, то каждая готовая шина проходит
пристальное изучение в ОТК —
сначала оптический контроль, а затем
рентгеновский, от которого не скроется ни
один внутренний микродефект. Единственное,
с каким недостатком шина может уйти на
рынок — это чисто «оформительские»
дефекты типа отсутствия одной буквы в
наименовании. Такая шина продается заметно
дешевле, но бывает сие очень редко, и каждую
такую шину можно расценивать как
коллекционное достояние.
Кстати, на всех выпускаемых шинах
маркируется дата выпуска, смена и код
мастера, по которым в случае чего легко
найти автора продукта.
Как уже говорилось, на заводе Continental в
Ганновере выпускаются самые разные шины,
легковые и грузовые, массовые модели и
эксклюзивные.
|
Скоро они повезут грузы |
В цехах готовой продукции, где шины ждут
проверки в ОТК, удалось полюбоваться на
многие интересные модели. Здесь и
сверхнизкопрофильные спортивные шины с
размером типа 255/35R19, и сверхширокие
грузовые шины, созданные на волне
европейской тенденции к односкатным осям
для тяжелых магистральных тягачей и
фургонов. Использование таких шин
уменьшает площадь контакта с дорогой,
облегчает конструкцию и в целом заметно
сокращает энергопотребление. Для них же,
современных дальнобойных грузовиков,
создан и этот уникальный продукт
современных шинных технологий —
своего рода грузовой «псевдослик»,
рассчитанный на высокоскоростную и
длительную работу на автобанах, сочетающий
в себе низкое сопротивление качению и
колоссальную выносливость. Дырочки в
сплошном «мясе»
протектора — это не
что иное, как вентиляционные отверстия для
лучшего отвода тепла! Ноу-хау Continental, чьи
грузовые шины давно славятся по всему миру.
И все же самое захватывающее впечатление
от завода в Ганновере связанно с посещением
цеха полностью автоматического
производства шин. Вот оно, царство
искусственного интеллекта, где посторонний
человек чувствует себя никчемной пылинкой.
В отличие от цехов традиционной
технологии с ручной долей труда, здесь
обстановка совершенно необитаемая и
фантастически самостоятельная, вызывающая
не то гордость, не то страх. Роботы
стоимостью 16 миллионов долларов,
управляемые пятью мощнейшими компьютерами,
без перерыва на обед и туалет в сутки
выпускают две тысячи легковых шин,
потенциально «обувая»
пятьсот автомобилей.
|
Рентгеноконтроль. Брак не пройдет! |
Кажется, что таким производительным силам
вообще ничего не угрожает, однако с
запуском автоматического цеха был связан
один конфузный случай. Во время
торжественной демонстрации в присутствии
высоких гостей линия вдруг остановилась, и
цех погрузился в гробовую тишину. Оказалось,
чей-то звонок по «сотику»
вывел из строя программу управления, и
станки встали на полуделе. Пришлось
программистам изобретать специальную
электронную защиту, и теперь автоматам не
страшны ни «сотики»,
ни цифровые фотоаппараты, ни какие
другие «человеческие»
факторы.
И это только один из многочисленных
заводов Conti-nental, разбросанных по многим
странам. На более современных по возрасту
предприятиях концерна, конечно,
соотношение автоматизации и ручного труда
другое. Однако в Ганновере не только
история шинного дела Германии, но и самый
мощный научно-исследовательский институт,
разработка и внедрение инновационных
технологий.
Интересно, что в составе нашей делегации
из России на заводе побывал исполнительный
директор торгового дома «Кама».
Комментарии Александра Махотина после
экскурсии были весьма красноречивы и
сводились к одному. Принцип изготовления
шин во всем мире примерно одинаков, но у
немцев каждая технологическая цепочка —
это образец скрупулезной точности,
соблюдения стандартов и параметров, будь то
рецептура и компоненты для «замеса»
резины, изготовление каркаса или
температура и время вулканизации. В
результате и получаются шины с высочайшей
силовой и геометрической однородностью, а
это основной показатель качества и «ходимости»
шины.
Кроме того, несравнимые возможности по
испытаниям и тестированию шин, доводки их
на основе сравнительных показаний! В России
же и с сырьем проблемы (даже сажа по
качеству не дотягивает до мировых
стандартов!), и с технологиями, и с
практическими исследованиями. Хотя тот же
НШ3 в последние годы активно
перестраивается на зарубежные технологии
производства и даже проводит ходовые
испытания шин на европейских полигонах, в
том числе сравнительные.
|
Сверхширокопрофильные грузовые шины — продукт высочайших технологий |
Современная автошина состоит из не очень
большого числа компонентов. Грузовая
примерно из 35, легковая насчитывает
немногим больше 20. Но очевидно, что
правильно подготовить, скомпоновать все
элементы и сделать хорошую шину не так
просто и весьма затратно. По крайней мере,
экскурсия на шинный завод Continental в этом
убеждает. Еще один немаловажный шинный
вопрос — срок годности.
Как правило, качественно изготовленная
шина остается кондиционной в течение
примерно шести лет, после чего даже в случае
неполного механического износа начинается
ее структурное старение и потеря
первоначальных свойств. Вот почему важно не
экономить на приобретении новых шин и
изживать привычку ездить на шинах second-hand.
Вопрос цены в данном случае сегодня уже не
столь категоричен, а в скором времени и
вовсе утратит свою остроту. Хотя бы с
открытием завода Continental в России, когда в
Москве наладят выпуск пяти современных
легковых моделей шин концерна: три летних и
две зимних. В десятке самых популярных
размеров.
|
«Вкалывают роботы, а не человек...» — полностью автоматический цех производства шин
|
В заключение цикла «Континентальный
экспресс» стоит
конкретно привязать сию тему к иркутскому
региональному авторынку, динамика развития
которого тесно переплетается с
конъюнктурой предложения шин и качественно
во многом зависит именно от «шинников».
Проще говоря, у нас сегодня растет число
продвинутых автомобилистов, кто готов
вкладывать в высокотехнологичные
компоненты, где шины занимают, пожалуй,
первое место. Предложение от Continental, как
можно понять из цикла статей, вполне
способно удовлетворить многих
высокотребовательных автомобилистов.
Собственно говоря, спонсором поездки на
германо-шведскую презентацию продукции
Continental выступила известная в Иркутске фирма
«Байкал-шина»,
которая является официальным
представителем концерна в регионе.
В сети магазинов «Байкал-шины»
есть даже фирменный торгово-сервисный
центр Continental (на Синюшке), а в скором времени
на ул. Трактовая фирма откроет новый
специализированный шинный центр, который
на полном основании войдет в международную
сеть шинных магазинов «Conti-клуб»,
отвечающий всем европейским нормам и
стандартам по продаже шин и связанному с
ними сервису. Естественно, что здесь будет
представлен весь ассортимент продукции
Continental AG (это пять-шесть брендов), официально
поставляемый в Россию, а также производимый
на ее территории.
В. ЛАРИН, фото автора
Иркутск — Ганновер
> Часть 1
> Часть 2
> Часть 3
"Автомаркет+Спорт" №19 16.05.03
|