искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Специальный репортаж

"КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ"
 ЭКСПРЕСС. ЧАСТЬ III.

Мы были первыми, кому разрешили здесь фотографировать. Это не секретный государственный объект и не аномальная природная зона. Это обычный шинный завод, только немецкий, расположенный на древних землях «западной» Германии, в городе Ганновере. Старейшее предприятие концерна Continental, с которого в 1871 году началась его история.

Краткая биография Continental AG:

В 1871 году в Ганновере (северо-запад Германии) создано совместное предприятие Continental-Caoutchouc und Gutta-Percha Compagnie, главный завод которого производит изделия из мягкой резины, в том числе шины для экипажей и велосипедов.

В 1898 году в Ганновере начато производство пневмошин для автомобилей, а через три года первый автомобиль Daimler (позже Mercedes) на шинах Continental одерживает победу в легендарной гонке «Ницца-Салон-Ницца».

В 1904 году Continental первым в мире начинает разработку автошин с «рисунчатым» протектором, а еще через год выпускает шины с антипробуксовочными заклепками, ставшие прототипом шипованных шин. Уже в 20-х годах ХХ века Continental выпускает шины с волокнистым кордом, а в качестве наполнителя для резиновой смеси использует углерод, что сделало шины износостойкими, долговечными и придало им характерный цвет. На протяжении 30-х годов спортивные автомобили Mercedes на шинах Continental бессменно побеждают в национальных и международных гонках, а в 50-х годах Continental повторяет спортивные успехи в сотрудничестве с Mercedes и Porsche.

На 50-е годы приходится еще два выдающихся достижения фирмы — впервые в Германии начато производство бескамерных шин и всесезонных шин M+S (грязь+снег). С 1960 года на заводах Continental начато массовое производство радиальных шин, с началом 70-х годов выпускаются нешипуемые зимние шины ContiContact, а в 1991 году появляется легковая шина ContiEcoContact — первая в Европе шина с экологической направленностью, обладающая очень низким сопротивлением качению и очень высоким ресурсом.

Эта шина становится одной из самых популярных на рынке, выпускается для подавляющего большинства моделей легковых автомобилей и на сегодня представлена уже третьим поколением (СontiEcoContact3), доступным и российским потребителям. Кстати, именно в 1991 году начинается новая активная деятельность Continental AG в России, хотя эту фирму у нас в стране хорошо знали и в советские доперестроечные времена (в основном, по снабжению шинами тяжелой грузовой техники).

На сегодня Continental AG — четвертая шинная корпорация в мире, но кроме шин Continental производит и много других автомобильных компонентов (тормозные системы, пневморессоры, пластмассовые и резинодетали и др.)

Исследовательские центры и заводы Continental, кроме Германии, расположены в более чем двадцати странах мира, среди которых Бельгия, Франция, Швеция, США, Япония.

В конце 2003 года — начале 2004 года должен заработать первый завод Continental в России!

Если говорить о современных масштабных акциях с участием продукции Continental, то можно назвать такие, как ралли-марафоны Paris-Dakar и Москва-Пекин, российский чемпионат в классе Cart. В 2006 году Continental AG выступит генеральным спонсором Чемпионата мира по футболу, который, как известно, пройдет в Германии.

Незадолго до нас завод посещали японцы из компании Yakohama, с которыми Continental налаживает сотрудничество по ряду стратегически важных вопросов, в том числе по выпуску шин Continental в Японии и поставки их на конвейер японских автогигантов. Так вот, даже японцам не разрешали вести съемку. Что за секретность такая?

производство шин
В числе «подсобных» рабочих встречаются раритетные кары

Мы говорим качество, подразумеваем... Согласитесь, чаще всего наполнить истинным смыслом слова «качество» удается либо с прилагательным «японское», либо «немецкое». В первую очередь это касается автомобилей и, конечно же, комплектующих. Японским и немецким качеством сегодня мерится все и вся, ему поклоняются и его возводят в эталон, на нем зарабатывают состояния, им прикрываются фальсификаторы.

В нашем многообразном мире каждый географический уголок и каждая национальность приютила какой-то особенный визитный знак, который не поддается оспариванию, а зачастую и осмыслению. Так сложилось, что мерилом собственного достоинства его величество Качество избрало для себя лишь немногие уголки обитаемой суши, в числе которых «оказалась» Германия. В чем феномен немецкого подхода к изготовлению товаров народного потребления — задавался вопросом каждый. Мне же довелось поискать ответ на примере шинного производства. Да не где-нибудь в офисе руководителей или проектном отделе, а непосредственно в заводских цехах, в рабочей среде, так сказать.

производство шин
Вот она, плоть шины — лента готовой резиновой смеси

Мое стереотипное воображение, сформированное опытом работы на отечественных заводах и красивыми телесюжетами о развитом капитализме, готовилось к чему-то особенному. Мысли о «промплощадке» в советском понимании отметались сами по себе. Экскурсию на завод с «дореволюционной» историей и традициями знаменитых немецких шинников я рассматривал как умозрительное посвящение в таинство рационализма, стерильности и роботоподобной дисциплины, с чем до сих пор сталкиваться не приходилось. Но уже с заводской «проходной» стало ясно, что внеземной цивилизации искать здесь не стоит.

производство шин
Конвейер «проката» профиля шины. 
Идеальная точность контролируется компьютерами

Восстановленный после бомбардировок английской авиацией в 1945 году, исторический оплот Continental совсем не впечатлил своей архитектурой.

Обычные коробки корпусов, коими и в России можно «любоваться». Разве что нет облезлых или недокрашенных стен, а на территории между корпусами идеально чисто, ровно, озеленено, и нет ничего и никого лишнего. Не валяется НЗ металлолома под открытым небом, нет недоубранного мусора, отходов и праздношатающихся личностей.




производство шин
На этих станках рождается «тело» шины. Изготовление каркаса идет 
и в автоматическом режиме, и на полуавтоматах

Улочки завода пустынны, тихи и уютны, почти парк. В воздухе едва уловимый запах «свежей» резины. Вместе с тем это разгар рабочего дня, завод «гудит» в три смены без выходных и в сутки выпускает около пяти с половиной тысяч легковых и около трех тысяч грузовых шин. Включая модели последних разработок и даже эксклюзивные шины с большой долей ручного труда.

Познакомить со всем производством, конечно, в планах организаторов не было, но и то хорошо, что цели показать только самое-самое они тоже не ставили. Напротив, сначала повели на фабрику грузовых шин показывать все основные стадии производства, и мои иллюзии относительно «внеземной цивилизации» растворились окончательно.

производство шин

производство шин
Торжественный процесс вулканизации

Производство одних из лучших в мире шин оказалось вполне человеческим в прямом и переносном смысле. В цехах с ручной долей труда ничего сверхъестественного. Полы не зеркальные, свет не слепит, воздух далек от лесного, да и шум «на уровне».

Нам даже выдали специальные переговорные устройства, чтобы шум не мешал слышать рассказ инженера и переводчика.

Первым делом мы оказались в цехе готовой резиновой смеси, с которой, собственно, и начинается изготовление шин. В данном случае радиальных бескамерных для грузовиков. Смесь из натурального каучука, сажи и спецдобавок «выползала» широкой темно-серой лентой и складывалась «гармошкой».

Затем эта шинная плоть уходила на дальнейшую обработку, «разделку» и структурное «созревание», когда из резиновых полос, брекерных лент, нитей бортов и корда получался каркас будущей шины, которой еще предстояло пройти жаркий пресс вулканизации и формовки протектора.

производство шинКонечно, я и не рассчитывал увидеть на шинном производстве обстановку, схожую с аптечной. Но действительность превзошла все ожидания. Мощное программное обеспечение работы линий и компьютерный контроль за технологическим процессом мило уживаются с «грубым» железом цехового оборудования, совершенно лишенного какого бы то ни было дизайнерского изыска. Встречаются и старые станки, которые работают наравне с новыми. Вот, например, аппарат еще с послевоенных времен, что выполняет маленькое, но очень ответственное поручение — «обрезинивает» стальные нити для кордов.

Он уже давно ничего не стоит и заочно «списан» в музей заводской истории, но продолжает делать свою работу добросовестно и без сбоев, а посему списывать его никто не собирается. А вот совсем раритетного вида электрокар, каких не встретишь даже на наших заводах. Наверное, такие чудом уцелели после бомбежки в 45-м. И тоже продолжают исправно ездить. И все же в целом культура производства, скромно говоря, отличается в лучшую сторону от нашей.

производство шин
Сверхнизкопрофильные спортивные шины «строем» уходят на ОТК

Механизация и автоматизация производства, конечно, высокая, людей в цехах немного, однако на отдельных линиях ручной труд еще весьма востребован. На таких ответственных и сложных операциях, как изготовление каркаса шины, используются не только автоматы, но и полуавтоматы с активным участием квалифицированного рабочего, где востребована не только точность и внимательность специалиста, но и физическая сила.

Удивила свободная «форма одежды» рабочих — ни фирменных спецовок, ни строгих норм в элементах одежды. Кроссовки, джинсы, футболка или рубашка — типичный «прикид» работающих. Видимо, главное, чтобы специалистом был хорошим.

Минимальная зарплата рабочих — $2000, через каждые два часа смены 15-минутный перерыв. Можно даже пивка в цеховой кафешке попить, но только, естественно, безалкогольного. Среди стендовой информации в рабочих «курилках» — текущие данные об уровне производственного брака. Мы стали свидетелями значения 0,3%, причем это касается не конечной продукции, а всего процесса производства. Что касается продукции, то каждая готовая шина проходит пристальное изучение в ОТК — сначала оптический контроль, а затем рентгеновский, от которого не скроется ни один внутренний микродефект. Единственное, с каким недостатком шина может уйти на рынок — это чисто «оформительские» дефекты типа отсутствия одной буквы в наименовании. Такая шина продается заметно дешевле, но бывает сие очень редко, и каждую такую шину можно расценивать как коллекционное достояние.

Кстати, на всех выпускаемых шинах маркируется дата выпуска, смена и код мастера, по которым в случае чего легко найти автора продукта.

Как уже говорилось, на заводе Continental в Ганновере выпускаются самые разные шины, легковые и грузовые, массовые модели и эксклюзивные.

производство шин
Скоро они повезут грузы

В цехах готовой продукции, где шины ждут проверки в ОТК, удалось полюбоваться на многие интересные модели. Здесь и сверхнизкопрофильные спортивные шины с размером типа 255/35R19, и сверхширокие грузовые шины, созданные на волне европейской тенденции к односкатным осям для тяжелых магистральных тягачей и фургонов. Использование таких шин уменьшает площадь контакта с дорогой, облегчает конструкцию и в целом заметно сокращает энергопотребление. Для них же, современных дальнобойных грузовиков, создан и этот уникальный продукт современных шинных технологий — своего рода грузовой «псевдослик», рассчитанный на высокоскоростную и длительную работу на автобанах, сочетающий в себе низкое сопротивление качению и колоссальную выносливость. Дырочки в сплошном «мясе» протектора — это не что иное, как вентиляционные отверстия для лучшего отвода тепла! Ноу-хау Continental, чьи грузовые шины давно славятся по всему миру.

И все же самое захватывающее впечатление от завода в Ганновере связанно с посещением цеха полностью автоматического производства шин. Вот оно, царство искусственного интеллекта, где посторонний человек чувствует себя никчемной пылинкой.

В отличие от цехов традиционной технологии с ручной долей труда, здесь обстановка совершенно необитаемая и фантастически самостоятельная, вызывающая не то гордость, не то страх. Роботы стоимостью 16 миллионов долларов, управляемые пятью мощнейшими компьютерами, без перерыва на обед и туалет в сутки выпускают две тысячи легковых шин, потенциально «обувая» пятьсот автомобилей.

производство шин
Рентгеноконтроль. Брак не пройдет!

Кажется, что таким производительным силам вообще ничего не угрожает, однако с запуском автоматического цеха был связан один конфузный случай. Во время торжественной демонстрации в присутствии высоких гостей линия вдруг остановилась, и цех погрузился в гробовую тишину. Оказалось, чей-то звонок по «сотику» вывел из строя программу управления, и станки встали на полуделе. Пришлось программистам изобретать специальную электронную защиту, и теперь автоматам не страшны ни «сотики», ни цифровые фотоаппараты, ни какие другие «человеческие» факторы.

И это только один из многочисленных заводов Conti-nental, разбросанных по многим странам. На более современных по возрасту предприятиях концерна, конечно, соотношение автоматизации и ручного труда другое. Однако в Ганновере не только история шинного дела Германии, но и самый мощный научно-исследовательский институт, разработка и внедрение инновационных технологий.

производство шинИнтересно, что в составе нашей делегации из России на заводе побывал исполнительный директор торгового дома «Кама». Комментарии Александра Махотина после экскурсии были весьма красноречивы и сводились к одному. Принцип изготовления шин во всем мире примерно одинаков, но у немцев каждая технологическая цепочка — это образец скрупулезной точности, соблюдения стандартов и параметров, будь то рецептура и компоненты для «замеса» резины, изготовление каркаса или температура и время вулканизации. В результате и получаются шины с высочайшей силовой и геометрической однородностью, а это основной показатель качества и «ходимости» шины.

Кроме того, несравнимые возможности по испытаниям и тестированию шин, доводки их на основе сравнительных показаний! В России же и с сырьем проблемы (даже сажа по качеству не дотягивает до мировых стандартов!), и с технологиями, и с практическими исследованиями. Хотя тот же НШ3 в последние годы активно перестраивается на зарубежные технологии производства и даже проводит ходовые испытания шин на европейских полигонах, в том числе сравнительные.

производство шин
Сверхширокопрофильные грузовые шины — продукт высочайших технологий

Современная автошина состоит из не очень большого числа компонентов. Грузовая примерно из 35, легковая насчитывает немногим больше 20. Но очевидно, что правильно подготовить, скомпоновать все элементы и сделать хорошую шину не так просто и весьма затратно. По крайней мере, экскурсия на шинный завод Continental в этом убеждает. Еще один немаловажный шинный вопрос — срок годности. Как правило, качественно изготовленная шина остается кондиционной в течение примерно шести лет, после чего даже в случае неполного механического износа начинается ее структурное старение и потеря первоначальных свойств. Вот почему важно не экономить на приобретении новых шин и изживать привычку ездить на шинах second-hand. Вопрос цены в данном случае сегодня уже не столь категоричен, а в скором времени и вовсе утратит свою остроту. Хотя бы с открытием завода Continental в России, когда в Москве наладят выпуск пяти современных легковых моделей шин концерна: три летних и две зимних. В десятке самых популярных размеров.

производство шин

«Вкалывают роботы, а не человек...» — полностью автоматический цех производства шин

В заключение цикла «Континентальный экспресс» стоит конкретно привязать сию тему к иркутскому региональному авторынку, динамика развития которого тесно переплетается с конъюнктурой предложения шин и качественно во многом зависит именно от «шинников». Проще говоря, у нас сегодня растет число продвинутых автомобилистов, кто готов вкладывать в высокотехнологичные компоненты, где шины занимают, пожалуй, первое место. Предложение от Continental, как можно понять из цикла статей, вполне способно удовлетворить многих высокотребовательных автомобилистов.

Собственно говоря, спонсором поездки на германо-шведскую презентацию продукции Continental выступила известная в Иркутске фирма «Байкал-шина», которая является официальным представителем концерна в регионе.

В сети магазинов «Байкал-шины» есть даже фирменный торгово-сервисный центр Continental (на Синюшке), а в скором времени на ул. Трактовая фирма откроет новый специализированный шинный центр, который на полном основании войдет в международную сеть шинных магазинов «Conti-клуб», отвечающий всем европейским нормам и стандартам по продаже шин и связанному с ними сервису. Естественно, что здесь будет представлен весь ассортимент продукции Continental AG (это пять-шесть брендов), официально поставляемый в Россию, а также производимый на ее территории.

В. ЛАРИН, фото автора

Иркутск — Ганновер


> Часть 1
> Часть 2
> Часть 3

 "Автомаркет+Спорт" №19 16.05.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика