Специальный репортаж
"КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ"
ЭКСПРЕСС. часть II
Теория без практики, конечно, не одно и то же, как пиво без водки, но то что «деньги на ветер» — совершенно точно. Особенно в таких дисциплинах как безопасность и комфорт движения. А кому как не шинникам уделять практическим занятиям особое внимание? Вот и в нашей немецко-шведской презентации новых шин концерна
Continental, практическое знакомство было главной составляющей программы. Сначала в Германии, затем в Швеции.
Contidrom под Ганновером.
Самый совершенный и крупный среди шинных
полигонов концерна и один из лучших в мире.
Несколько специальных трасс, в числе
которых овальный трек для скоростных
тестов вплоть до 300 км/час, искусственно
орошаемая трасса для «дождевых»
тестов или самое свежее сооружение —
внедорожная трасса особой сложности,
практически трек-триал.
Полигон постоянно в
работе: либо тестируются шины
специалистами Continental, либо другие фирмы
арендуют его для собственных тестов, в том
числе новейших немецких автомобилей. Но для
нашей представительной делегации отвели
почти целый день и подготовили специальную
тест-программу из пяти этапов, на самых
разных автомобилях — от
малышей Volkswagen Lupo до внедорожника Land Rover
Discovery. И конечно, на самых разных шинах
Continental.
Но прежде чем приступить
к делу — плотный
перекус. Радушные хозяева прямо на полигоне
развернули шатер с богатыми холодными
закусками и напитками, а на улице в это же
время поджаривались сосиски, свиные
ребрышки и прочие мясные деликатесы.
Аппетитный дым стоял коромыслом, как в
наших «шашлычках».
Там, на неведомых
дорожках...
И все же главные «деликатесы»
нас терпеливо ждали на стартовых «дорожках».
Нашу делегацию разделили на группы, и
первый этап, в котором мне пришлось
участвовать — это тест
легковых шин на «дождевой»
извилистой трассе. Шесть автомобилей А,
В и С класса обуты в новенькие шины ContiEcoContact
3, которые должны продемонстрировать
надежные сцепные свойства на мокром
асфальте. Каждый может сделать на одном
автомобиле три кружочка, один «прикаточный»
и не торопясь, а два уже в быстром темпе.
|
ContiEcoContact 3 |
На все про все только
полчаса, поэтому успеть прокатиться на всех
шести автомобилях просто не реально с
учетом того, что надо и поснимать. А здесь не
только Volkswagen Lupo, Fiat Punto или Opel Corsa новых
поколений, но и новая Alfa 147. Все автомобили с
механическими КП и в не самых мощных
версиях. Alfa и вовсе была с 1,8-литровым
турбодизелем.
Успел прокатиться только
на Volkswagen Polo и Opel Corsa. За «Альфу»
народ буквально бился. И подгадать ее не
удалось. Конфигурация трассы явно
рассчитана на различные «сцепные»
режимы: энергичные разгоны, интенсивные
торможения и затяжные боковые нагрузки. Вот
где надо учиться науке управлять
автомобилем! Не буду вдаваться в
конструктивные особенности тест-автомобилей
и пытаться размышлять о сцепных свойствах
шин с позиции крутого драйвера или эксперта.
Во-первых, это не сравнительный тест с
инструментальными замерами, а оценка шин
чисто на субъективном уровне. Во-вторых, для
настоящих экспертных оценок нужен богатый
практический опыт в подобных мероприятиях,
чего в моем случае как раз не было. Так что
лучше будет, если я честно поделюсь мнением
о шинах с позиции обычного водителя,
которому не чужда и весьма активная манера
вождения. Впрочем, шины как раз и рассчитаны
на массовый сектор автомобилистов,
передвигающихся на машинах малого и
среднего класса и которых с лихвой
устраивают шины со скоростным индексом S и Т
(180 и 190 км/час).
Ну что, ContiEcoContact 3 на
мокром асфальте показали весьма цепкие и
предсказуемые характеристики с хорошим
сопротивлением аквапланированию. Они
позволяют достаточно высокую скорость в
повороте, а предел сцепных свойств
корректно предупреждают «осторожным»
скольжением, которое не переходит в
пугающий срыв. Шины эти не волшебные,
удерживать автомобиль на мокром повороте
при любой скорости не могут, но
контролировать машину с ними легко и
прогнозировать траекторию можно весьма
точно. Показательно выступал коллега на «Альфе»,
который пытался скомпрометировать
резкий занос в напряженном повороте, но
шины, буквально «подламываясь»
на ободах и характерно стрекоча под
такой агрессией, упорно сопротивлялись
боковым перегрузкам и плавно «ложили»
машину на курс.
Да и замедление на мокром
асфальте можно считать очень надежным. Был
на трассе один коварный поворотик, перед
которым приходилось резко оттормаживаться
с разных скоростей. Был момент, что казалось
— не успею, но шины без
видимой склонности к блокировке осадили Polo «раньше»
моих опасений. Ощущение безопасности
росло с каждым новым кругом, хотя средняя
скорость прохождения увеличивалась.
Один коллега в том
коварном поворотике решил не скромничать в
выборе скорости и ушел-таки на обочину. А
потом делился тоже приятными впечатлениями,
мол, развитие обреченного сноса-заноса
протекало с некоторой «оттяжкой»
во времени, пластично, как будто шины
давали возможность сгруппироваться перед
вылетом на обочину и поразмыслить над своим
лиходейством.
Второй этап «производственной
практики» проходил уже
в «горячем цеху».
То был тест на управляемость скоростных
шин нового семейства Conti 4х4 для мощных
высококлассных «паркетников»,
который проводился на сухой извилистой
трассе.
Это шины Conti4х4Contact,
Conti4x4SportContact, Conti 4x4PremiumContact и ContiCross Contact UHP (или
Conti4x4UHP). Причем три последние модели созданы
на базе легковых шин. У всех разный
скоростной допуск, вплоть до 300 км/час, и
разное сочетание асфальтовых и
внеасфальтовых качеств, хотя перевес,
конечно, за твердыми покрытиями. Наиболее
универсальные Conti4x4Contact идут на конвейерную
комплектацию для Mercedes ML, а превосходная на
любом асфальте асимметричная Conti4x4Premium Contact
выбрана для заводской комплектации к
новейшему Volvo XC 90. Модель ContiCrossContact UHP (Ultra High
Performance) вообще рассчитана только на самые
заряженные «паркетники»
вроде BMW X5 4,6 is или Porsche Cayenne, и в своем
размерном ассортименте имеет такой «лапоть»,
как 305/40ZR22 с индексом скорости W (270 км/час).
Такие вот нынче «кроссовые»
внедорожники.
Вообще же, размерный
диапазон новых шин 4х4 охватывает все
известные модели SUV, начиная с Suzuki Vitara и до
самых престижных.
Нам предложили «разогреть
асфальт» на трех
немецких SUV-идолах: Mercedes ML, BMW X5 и Volkswagen Touareg.
Об этом тесте подробно уже было рассказано
в журнале «АС —
Автомобили Сибири». Здесь
добавлю, что одна из важных задач новых шин —
это обеспечить низкое сопротивление
качению, дабы минимизировать расход
топлива при эксплуатации полноприводных
автомобилей на асфальте. Уж не знаю, на
много ли эти шины экономят топливо, но со
своей главной обязанностью —
обеспечивать надежное и безопасное
управление на высоких скоростях, они
справляются отлично. Автомобили в силу
собственных конструктивных характеристик
по-разному реагировали на команды рулем,
педалью газа и тормоза, и с разным
характером проходили повороты. Но чувство
надежного сцепления с дорогой оставалось
высоким в любом случае. На виражах все шины
удерживали машину до весьма больших
значений боковой нагрузки, до которой в
обычной жизни дело доходит редко, после
чего начинали повизгивать и тихонько
скользить, предупреждая о возможной
опасности. И, кстати, эти шины показали себя
весьма тихими. Насколько они комфортны на
разбитой дороге, сказать не могу —
асфальт в зоне испытаний, сами
понимаете, был идеальным до неприличия.
Немножко России
|
|
Кто в лес, кто по дрова... |
Зато следующий этап в
тестах стал настоящим бальзамом для
русской души — «проход»
спецтрассы off-road на серьезном джипе.
Трасса не очень длинная. Но немецкий
сумрачный гений, видимо, генетически
питаясь былыми военными походами в «варварские»
страны, «изуродовал»
ее так, что соваться сюда на колесной
технике простому человеку на ум вообще не
придет.
Крутейшей крутизны
подъемы и спуски с разным покрытием,
глубокие «воронки»
в шахматном порядке, узкие проходы
между валунами и бревнами, рыхлая «тракторная»
колея с резким поворотом и наклоном,
некое подобие «гати»
из наваленных конусом бревен, глубокий «брод»
со скользким дном, 38-градусный боковой
уклон... При этом надо строго вписываться
между узкими вешками. На чем сюда заезжать?
|
ContiTrac SUV |
Хотелось бы на танке. Но
на старте мирно тарахтели турбодизелями
четыре Land Rover Discоvery. С автоматами,
двухступенчатыми раздатками, жесткой
межосевой блокировкой и электронной
межколесной, цельными мостами. На дисках
колес главный герой теста —
универсальная внедорожная шина ContiTracSUV.
|
Шины хорошо держат и на таком спуске |
У нее уже и протектор
погрубее, и высота профиля повыше, нежели у
предыдущих шин 4х4. И все же это не «военно-полевая»
шина в чистом виде, а вполне даже
гражданская, ориентированная
производителем на 80% для хороших дорог и
только на 20% для off-road, рассчитанная на
скорости 160-180 км/час в зависимости от
размера.
Ну, братья-славяне, не мы
эту авантюру затеяли, так что налетай,
разбирай бедовые «Дискаверики».
Но организаторы, осознавая всю
серьезность теста, с закрытыми глазами
машины не доверили. Сначала поездка с
инструктором за рулем, а затем уже, если не
стошнило, можешь и сам попробовать, но
инструктор останется рядом.
Рабочий режим машины
только один — жесткая
связь между осями и пониженная первая
передача.
Уж не знаю, создавалась
ли трасса специально под возможности Discovery
и ContiTrac SUV. Вряд ли. Но инструкторы проходили
трассу без сучка и задоринки, после чего сам
садился за руль с большими амбициями
джипера — а чем я-то
хуже?
Признаюсь, после
собственного успешного «трак-триала»,
ни разу не задев вешки, от инструктора
получил хвалебные оценки, однако «гладкой»
дорога не была ни в прямом, ни в
переносном смысле.
Трудность возникла на
первом же крутосклонном подъеме, когда в
машине сидишь «вверх
ногами», а она при этом
еще и едет.
Но с первого раза
забраться «внатяг»
на макушку не удалось, и причина как раз
оказалась в особенностях сцепных свойств
шин.
|
По части «диагональной» проходимости Discovery молодец |
Для успешного подъема
здесь необходимо в первую очередь
правильно дозировать подачу топлива, чтобы
не «перекрутить»
двигатель и не сорвать колеса, а также
не «не докрутить»,
иначе просто слетишь «попой»
вниз. Но с автоматом дозировать тягу
несложно — совсем не
случайно на тестах «дежурят»
именно Discovery с АКП. Но кроме того, надо
было колесами точно попасть на след, а это
выложенная брусчаткой и чистая от песка «колея».
Вот именно на сухом твердом покрытии
шины ContiTrac4x4 мертвой хваткой цеплялись
протектором и вытаскивали машину наверх,
как «на лебедке»:
медленно, но железно. А стоило не
вписаться в «колею»,
попадал на брусчатку, присыпанную
песочком, и тогда колеса начинали
пробуксовывать, машина останавливалась и
не хотела ползти вверх даже под стрекот
электронной блокировки. С первого раза из-за
непривычных габаритов Discovery мне как раз и не
удалось «встать»
колесами на правильный след, а может, и
не очень верно давил на «гашетку».
Пришлось на тормозах осаживать и
пробовать второй раз. Но зато вторую горку
уже взял «с ходу»,
причем она была положе и меньше, зато
песчано-каменистой. Колеса здесь смачно
пробуксовывали и рвали землю, но мой Land Rover с
ней справился. Остальные участки
английский джип на немецких шинах с русским
тест-драйвером прошел нормально, в том
числе удалось четко спуститься со сложных
уклонов, на которых один из наших подмял-таки
«Лендроверу»
зад. Бурные эмоции вызывали многие «капканы»
трассы, но самые противоречивые были на
38-градусном уклоне. Discovery «встает
на уши» при 42 градусах,
но внутри машины даже при 38 градусах
ощущение такое, что ты уже «на
ушах». А ведь еще и ехать
надо! А мне еще инструктор веселый попался,
стал машину раскачивать... В общем, после
бокового «трюка»
следовал «брод»,
в который я с таким наслаждением окунул
машину, будто сам хотел освежиться.
|
Гребет всеми четырьмя |
Что касается шин ContiTracSUV,
то всех возможных внедорожных ситуаций,
конечно, здесь они не могли испытать. И все
же, чтобы выдерживать такие нагрузки и «протаскивать»
джип по такой трассе, нужны
определенные сцепные свойства и недюжинная
прочность. И по совокупности свойств именно
эти шины можно рекомендовать для
большинства наших джиперов, кто
заинтересован в настоящих «вседорожных»
покрышках на летний сезон.
То есть у кого
классические джипы много ездят по асфальту,
но совсем не редко съезжают и на грунт. Шина
выпускается в очень широком размерном
ассортименте: от 205/75R15 до 235/85R16 или даже
275/60R17.
А за более серьезные
внедорожные шины в концерне Continental отвечает
другое отделение, известное под маркой General
Tire.
В тот день на Contiдроме
прошло еще два тест-этапа. Это скоростной
пробег по овальному треку и ралли. О первом
подробно было рассказано в «АС».
Второй представлял собой 70-километровый
пробег на автомобилях В и С-класса, обутых в
ContiEcoContact 3, но уже по сухим дорогам вне
полигона, то есть по дорогам общего
пользования в незагруженной транспортом
сельской местности. Выдается штурманская
карта и вперед, все ориентиры только по
знакам на карте, со строгим соблюдением
скоростного режима. Если «поймает»
радар полиции, то оштрафуют и не
посмотрят, что вы на тестовом автомобиле с
фирменным логотипом Continental.
А штрафы такие, что и всех
командировочных может не хватить...
Ралли прошло успешно.
Шины и здесь не получили замечаний, а
главные надежды связывались с возможностью
понять, насколько они комфортны. Бесполезно.
Даже в сельской местности дороги в Германии
оказались гладкими и твердыми, а какие-то
несерьезные швы и ямки представлений об
этом дать не могли.
Привет с севера
|
|
Поворот руля на псевдогололеде, занос, а дальше кто как умеет |
Теперь перенесемся в
Швецию, где на автодроме Gillingebanan под
Стокгольмом проходила многосторонняя
презентация новой легковой модели Gislaved Speed
616, которая теперь выпускается под «крылом»
Continental.
Если коротко о самой шине,
то это — следующее
поколение летних шин Gislaved после Speed 516,
хорошо известной на нашем рынке.
Но в отличие от
предшественника, новая модель улучшена по
многим эксплуатационным параметрам. Так,
сопротивление аквапланированию в
продольном и поперечном направлении
улучшено на 2 и 4% соответственно, шум снижен
на 5%, сопротивление качению уменьшено на
целых 8%, а ресурс увеличен на 4%.
Последнее
обстоятельство нам тоже особенно дорого,
поскольку известные своей выносливостью
североевропейские шины стали еще надежней
и долговечней.
Практическое знакомство
с шинами Gislaved Speed 616 проходило на
автомобилях Volkswagen Golf с 1,6-литровыми
двигателями и механическими КП. Отличный
автомобиль и такие же отличные шины! По
программе тест-драйва, необходимо было
выполнить три упражнения. Первое —
это проверка тормозных качеств на
специальном мокром покрытии, по
коэффициенту сцепления даже близкому к
гололеду, когда на экстремальном
торможении до срабатывания ABS нужно было
еще объехать препятствие. Второе —
это так называемый «лосиный
тест» (объезд
препятствия и моментальное возвращение на
свою полосу) на сухом асфальте. Как известно,
именно в северных странах встреча с
внезапно выскочившим зверем на дорогу —
вещь самая обыденная, и подобным тестам
здесь уделяют большое внимание.
Естественно, у нас под «лосем»
можно подразумевать что угодно: и
собаку, и ребенка, и бабушку, и даже
свалившийся с грузовика груз. И третье
упражнение — это
комплексный заезд, где проверяются
тормозные свойства в разных ситуациях и
маневренность. В каждом упражнении по три
заезда.
|
Gislaved Speed 616 |
Во всех случаях можно
говорить о хорошем балансе сцепных свойств
шин, по крайней мере, в «комплекте»
с «Гольфом».
На мокром торможении и переставке я
даже заслужил похвальные отзывы
инструктора. В первом заезде переборщил со
скоростью и резче, чем следовало, повернул
руль. Машина пошла в глубокий занос, но мне
путем активной «рулежки»
удалось из него эффектно выйти, как
считаю, благодаря послушному автомобилю и «правильным»
шинам. А вот «лосиный
тест» легко не давался.
Сложным было именно сразу «встать»
на свою полосу после объезда
препятствия на скорости 65 км/час. А точнее,
преодолеть инерцию и правильно вписаться в
плотно расставленные конусы. От наших «любительских»
пируэтов они разлетались на многие
метры вокруг.
Что в итоге? Учитывая то
обстоятельство, что Gislaved Speed 616 выпускается
в массовом диапазоне размерностей —
от 135/80R13 до 195/65R15 и с индексом скорости Т
(190 км/час), эта шина станет достойным
конкурентом ContiEcoContact 3 и что более важно —
ContiWorld Contact. К тому же теперь она
выпускается на заводах Continental в Германии и
позиционируется в более доступной ценовой
нише. Более того, именно эта модель наряду с
другими будет производиться в России, когда
заработает совместное предприятие Continental —
МШ3. А завод Gislaved в Швеции уже закрыт, и
его оборудование будет отправлено в Москву.
Всего на российском
предприятии Continental в конце этого года и в
начале следующего должны освоить выпуск
пяти массовых моделей концерна: ContiWorldContact,
Gislaved Speed 616, GislavedNordFrost 3 (зимняя), Barum Brillantis и
зимней BarumPolaris 2.
Цены таких шин будут
минимум на четверть ниже, чем цены на их
импортные двойники. Качество Continental
гарантирует выдерживать на европейском
уровне.
В. ЛАРИН.
Фото автора
Ганновер —
Стокгольм — Иркутск
> Часть 1
> Часть 2
> Часть 3
Продолжение следует
"Автомаркет+Спорт" №17 30.04.03
|