искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Экспертиза

ПРОБЛЕМЫ СОВМЕСТИМОСТИ.


Часть первая.


МЕШАТЬ ИЛИ НЕ МЕШАТЬ?

 

масла и промывочные жидкости

Эта публикация открывает цикл статей, посвященных проблемам совместимости моторных масел и использования промывочных жидкостей. Вопрос совместимости моторных масел — один из самых сложных и окутан множеством загадок и домыслов. Раскрыть все вопросы и расставить точки над «i» пытаются многие исследователи. Важна ли эта тема потребителю? Безусловно. Даже те автовладельцы, которые не придают особого значения вопросу, какое же масло залито в двигатель автомобиля (что посоветовали на станции замены, то и хорошо), заинтересованы в том, чтобы двигатель прослужил как можно дольше.

масла и промывочные жидкости

О сути вопроса

Условия эксплуатации и особенности конструкции двигателей внутреннего сгорания предполагают формирование определенных требований к качеству моторных масел. Качество масел гарантируется фирмой-изготовителем смазочных материалов, но каждый потребитель должен выбрать моторное масло, руководствуясь рекомендациями инструкции по эксплуатации автомобиля. На сегодня насчитывается несколько десятков производителей моторных масел, выпускающих сотни продуктов одинакового предназначения. Однако каждый из этих производителей добивается определенных характеристик масла по собственным технологиям (при этом состав присадок патентован и скрывается от общественности не хуже рецепта Coca-Cola). К слову сказать, существуют и любители экстравагантных решений — вспомнить хотя бы масла с добавлением дисульфида молибдена (кстати сказать, никто так и не подвел до сих пор черту, насколько эффективно или неэффективно применение этой присадки, по крайней мере, такие монстры как Shell, BP, Castrol и другие к этому новомодному веянию относятся с настороженностью).

Рядовому потребителю сложно ориентироваться в разнообразии моторных масел. Редко кто из автовладельцев отдает предпочтение какой-либо одной марке масла (чаще всего не потому, что оно лучше, а с целью при последующей замене «не испортить масло другим маслом»). Но даже при таком подходе не исключена вероятность того, что при следующей замене нужного масла не будет в продаже. Есть, впрочем, автовладельцы, считающие, что все эти байки о несовместимости есть результат «идеологической обработки» производителей-конкурентов.

Вопрос о совместимости моторных масел встает перед автовладельцами, как правило, в трех случаях. Во-первых, когда необходимого масла нет в наличии и нечем произвести долив, а ехать надо. Во-вторых, когда остается несливной остаток старого масла в картере двигателя, а надо залить новое (другой марки или на другой основе). В-третьих, когда при замене масла рекомендуют промывку системы смазки (практически все промывочные жидкости получены на минеральной основе), а затем надо залить синтетику.

В этих случаях и возникают различные вопросы и «страшилки», которыми автолюбители пугают друг друга. Чтобы проверить и ответить на эти вопросы, были проведены длительные исследования: более 6 месяцев преподаватели и студенты специальности «Автосервис» в испытательной лаборатории нефтепродуктов кафедры «Автомобильный транспорт» ИрГТУ занимались экспертизой, результаты которой представлены в данной статье.

Исследование

масла и промывочные жидкости
«Живые» смеси. Только часть эксперимента

В настоящем материале обобщены результаты этих исследований. Надо сказать, что работы в области химии и технологии смазочных материалов являются одним из основных направлений многих научных школ. Результаты этих исследований могут серьезно расширить представления об особенностях производства и применения моторных масел, влияние базовой основы на взаимосвязь с присадками, а также изменение этой взаимосвязи при попадании в конкретное масло других составляющих (масел).

Уже ни для кого не секрет, что эксплуатационные свойства масел на синтетической основе настолько высоки (особенно зимой), что многие автомобилисты не представляют существования без столь полюбившейся «синтетики». Поэтому в качестве объектов исследования были выбраны синтетические масла наиболее известных зарубежных и отечественных фирм (Shell, Elf, Texaco, BP Visco, Petro Canada, Mobil, Castrol, ТНК, «Лукойл»), а также два высококачественных минеральных масла отечественного («Лукойл-Стандарт») и зарубежного (Esso uniflo) производства.

Начать надо с того, что минеральная и синтетическая основы в чистом виде (без присадок) без труда смешиваются друг с другом в разных пропорциях. Именно это положительное свойство и позволяет создавать полусинтетические продукты. Однако современные моторные масла представляют собой сложные композиции, включающие присадки различного функционального назначения. Именно наличие в масле присадок приводит к необходимости изучения их совместимости.

Можно с уверенностью сказать, что в смешиваемых маслах происходят непредсказуемые изменения свойств. Вряд ли кто из автовладельцев захочет залить в двигатель масло с неизвестными характеристиками, поэтому специально смешивать моторные масла и экспериментировать со своими моторами мы никому не рекомендуем.

Для получения большего эффекта на первом этапе исследования смешивались синтетические и минеральные масла в соотношении 1:1. В 10 пробирок было залито синтетическое масло и добавлено такое же количество отечественного минерального масла, а еще в 10 — зарубежного минерального. Масла сразу расслоились ровно посередине. Без механического воздействия (помешивание стеклянной палочкой) самостоятельное смешивание было невозможно.

Синтетические масла в смеси с отечественным маслом сразу потеряли прозрачность, стали более густыми (изменения весьма ощутимы, в отдельных случаях можно было говорить о гелеобразном состоянии полученной смеси), а в некоторых пробирках появились хлопья (Elf, Visco, Petro Canada, Mobil). Нет сомнений в том, что в пробирках происходят химические реакции. Особо отметить следует масло Castrol SLX. Его так и не удалось смешать — после помешивания полученный продукт быстро расслаивался. Однородной структура так и не стала. Примечательно то, что этот результат наблюдался не только при смешивании с минеральными маслами, но и в смеси с синтетическими продуктами. Это говорит о настолько оригинальном составе присадок данного масла, что говорить о какой-либо их совместимости не приходится.

В пробирках, где смешивались синтетические масла с зарубежным минеральным маслом, изменения были менее заметны, хлопья не появились нигде, однако масла стали более густыми и менее однородными, чем в исходных состояниях.

масла и промывочные жидкости
Разница хорошо заметна: в правой пробирке смесь мутная — явный признак несовместимости

На втором этапе исследований масла уже смешивались в другой пропорции: сначала 80 процентов синтетики и 20 процентов минерального масла, а затем наоборот — 80 процентов минерального и 20 процентов синтетического масла. Такая пропорция не случайна — считается, что при замене масла в двигателе всегда остается несливной остаток, который может составлять от 7 до 25 процентов объема смазки.

Полученные смеси легко перемешались, и заметных изменений не произошло. Затем все смеси нагревались до 2000С, охлаждались и опять нагревались, после чего отстаивались и так далее. Итог всех этих «мучений» — видимых изменений в пробирках так и не произошло.

Можно предположить, что если в масло попадет еще меньшее количество другого масла (7-10 процентов), то это вряд ли серьезно повлияет на свойства исходного масла. Чтобы как-то подтвердить или опровергнуть это предположение, необходимо сослаться на какой-либо показатель качества моторного масла. За такой показатель была принята оптическая плотность масла, определяемая на фотоэлектрическом фотометре КФК-3. Сначала определялась оптическая плотность для каждого из образцов синтетического и минерального масла, а затем их смесей.

Получилось, что при добавлении минерального компонента (20 процентов) в синтетическое масло значение оптической плотности снижалось на 10-19 процентов, а при добавлении синтетического компонента (20 процентов) в минеральное масло значение оптической плотности увеличивалось на 5-10 процентов и приближалось к значениям, соответствующим полусинтетическим маслам.

Исходя из теории разбавленных растворов, степень отклонения изучаемых показателей может быть связана с усилением или ослаблением межмолекулярного взаимодействия между частицами присадок в масле. Попросту говоря, свойства синтетического масла будут снижены при попадании в него минерального масла. Мы уже говорили о том, что чистая синтетическая и минеральная основы (без присадок) хорошо смешиваются между собой (!), а вот присадки могут вступить друг с другом в конфликт (яркий пример тому — образование в некоторых пробирках хлопьев в первой фазе эксперимента).

Попадание небольшого процента синтетического компонента в минеральные масла незначительно изменило оптическую плотность последнего, а значит, и свойства масла практически не изменятся, а в некоторых случаях могут даже улучшиться.

масла и промывочные жидкости
Минеральные с синтетическими

Нельзя забывать и о том, что любое масло, будь оно минеральное или синтетическое, имеет в своем составе сбалансированные композиции присадок, и появление инородных компонентов может привести к разбалансированности свойств.

Были также произведены эксперименты со смешиванием синтетических масел разных производителей в пропорциях 80:20. Каких-либо серьезных изменений в полученных продуктах не происходило.

Все, о чем говорилось выше, относится к новым, неработавшим маслам, а на самом деле добавка (объемом в 7-20 процентов), попадающая в новое масло при замене, является отработанным маслом, и как она повлияет на свойства свежезалитого масла, это еще вопрос. Смешивание же можно считать допустимым только в экстраординарных ситуациях (необходима срочная доливка, например). При первой же возможности масло следует заменить.

В следующих публикациях мы затронем не менее важные проблемы: о смешивании масел при их замене, о том, как и чем нужно промывать двигатель, и следует ли это делать в принципе.

Евгения НОСОВА, к.т.н. доцент кафедры АТ ИрГТУ.

Кирилл ЮРЧЕНКО

> Часть 1
> Часть 2
> Часть 3

"Автомаркет+Спорт" №19 16.05.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика