искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Экспертиза

ПРОБЛЕМЫ СОВМЕСТИМОСТИ
Часть вторая.
"МЫТЬ" ИЛИ НЕ "МЫТЬ"?

масла

 

Закончив предыдущую публикацию на вопросительном знаке, мы поставили новую задачу: как-то прояснить результат возможного влияния несливного (7-25%) остатка отработанного или промывочного масла на свойства свежезалитого масла.

Прежде всего, вопрос следует разбить на три части, так как ответ зависит от того, какое масло было залито (синтетическое, полусинтетическое, минеральное), промывалась или нет система смазки и, наконец, какое состояние имеет двигатель (мало или сильно изношенный).

По порядку

Если двигатель относительно новый, было залито синтетическое масло, и его снова меняют на синтетическое этой же марки, то несливной остаток не окажет практически никакого влияния на свойства нового масла.

масла
Растворяются отложения

Если двигатель далеко не новый, то попадание продуктов сгорания топлива (это неизбежно при износе) будет способствовать образованию лака и нагара на горячих деталях двигателя. Несливной остаток масла будет содержать продукты старения, но в случае если синтетика меняется на синтетику, существенного отрицательного влияния на свойства нового масла остаток не окажет, так как процент его невелик, а моюще-диспергирующая способность синтетики очень высока, и все загрязнения будут находиться во взвешенном состоянии. Ну, а если такой двигатель промыть минеральной промывкой, то остаток будет содержать не только загрязнения, но и тяжелые ароматические углеводороды, которые всегда присутствуют в маслах селективной очистки (промывочных маслах).

Именно эти углеводороды подвержены термическому разложению и преобразованию в нерастворимые асфальтены (смолистые вязкие вещества), а затем в присутствии воды (из конденсата картерных газов, особенно в зимнее время) превращаются в низкотемпературные отложения.

При этом доказано, что такие отложения активно образуются именно в первые часы работы двигателя, а затем интенсивность их образования снижается, но если процесс будет повторяться многократно (при каждой замене-промывке), то изменение свойств масла и накопление лаков, нагаров и других отложений может привести к выходу двигателя из строя даже при работе на высококачественном синтетическом масле. И чем выше качество синтетического масла, изготовленного с применением новых формул присадок, например Castrol RS или SLX, тем более оно несовместимо с минеральными маслами других фирм, а промывочное масло имеет именно минеральную основу.

В случае использования в двигателях высококачественных минеральных масел, отложений и нагаров, естественно, на изношенном двигателе будет больше, чем при использовании синтетики. Минеральное масло высокого класса качества само по себе не содержит тяжелых углеводородов (благодаря новым методам очистки), но если при замене использовать промывочное масло, такие углеводороды неизбежно попадут в двигатель и, учитывая еще и влияние загрязнений, процесс старения масла ускорится. Чтобы избежать серьезных последствий, при эксплуатации изношенного двигателя вместо использования промывки правильнее будет корректировать сроки замены масла.

Известные западные фирмы-изготовители моторных масел до сих пор не предусматривают в своей производственной программе наличие промывочных масел. Похоже, их изобретение, а тем более применение — сугубо российская специфика. Зачем применять промывку, если моторное масло само по себе должно обладать (и обладает) хорошими моющими свойствами.

Вопрос вопросов

Ни в одной инструкции по эксплуатации автомобиля нет рекомендаций по промывке системы смазки. Производители обходят этот «скользкий» вопрос отчасти потому, что заранее предполагается, что автовладелец будет использовать исключительно качественные масла, соблюдать сроки замены и поддерживать двигатель в рабочем состоянии. Собственно, так и должно быть.

Промывку рекомендуют только в частных случаях, когда длительное время использовалось некачественное или поддельное масло, нарушались сроки замены, или владелец купил автомобиль, а история его эксплуатации — тайна за семью печатями. Вот тогда и возникает вопрос, чем и как промывать.

масла

1. Luxoil. Цена 95 рублей. Хорошие моющие свойства, растворяющая и стабилизирующая способность

масла

2. Consol. Цена 95 рублей. Хорошие моющие свойства и высокие результаты по всем показателям

масла

3. ТНК «Промо-Ойл». Цена 105 рублей. Наилучшие моющие свойства и самые высокие результаты оценочных показателей

масла

4. Utech Fast. Цена 120 рублей. Самые хорошие диспергирующие и растворяющие свойства, но очень низкая стабилизирующая способность

масла

5. Масло промывочное.  Производитель неизвестен. 
Цена 60 рублей. Плохие моющие свойства. Предположительно состоит из веретенного масла без присадок

масла

6. Spectrol. Цена 95 рублей. Средние моющие свойства. Недостаточное количество присадок

В последнее время на прилавках магазинов появилось множество промывочных масел и жидкостей, как правило, имеющих минеральную основу. Все ли они способны смывать и растворять загрязнения и каковы их свойства? Чтобы это проверить и была проведена экспертиза промывочных масел. В магазинах были закуплены образцы полнообъемных промывочных жидкостей: Luxoil, Consol, ТНК, Utech, Spectrol, а также промывочное масло неизвестного происхождения (на этикетке нет сведений ни об изготовителе, ни о дате производства).

Некоторые специалисты фирм по замене масел рекомендуют промывать двигатели моторными маслами, поэтому кроме промывочных масел в экспертизе участвовали еще два масла: одно на минеральной основе («Лукойл-Стандарт») и второе на синтетической основе (Shell Helix Ultra).

Промывочное масло содержит в основном моюще-диспергирующие присадки и обладает слабыми противоизносными свойствами. Именно поэтому при их применении категорически запрещается эксплуатация двигателя, а процесс промывки должен происходить только на холостых оборотах и не дольше определенного времени.

Испытания

Для начала все участники прошли испытания на физико-химические свойства, их результаты приведены в таблице 1. Затем проверялись моющие свойства этих же масел (таблица 2).

Все промывочные масла имеют приемлемые вязкостные свойства, но присадок в образцах под номерами 6 (Spectrol) и 5 (промывочное масло неизвестного производителя) явно недостаточно. Так, значение рН, равное 6,41 и 6,16 соответственно, говорит о том, что среда в этих маслах нейтральная, а не щелочная. Значит моюще-диспергирующие свойства этих масел будут хуже, чем у остальных образцов. Это подтверждается и самым маленьким значением зольности у данных масел.

Наибольший пакет присадок у образцов №3 и №4 (ТНК и Utech). У этих же масел и самая лучшая растворяющая и диспергирующая способность.

Для определения этих показателей взятые из поддона картера отложения были помещены в одинаковом количестве в пробирки и залиты маслами, после чего образцы нагревали до 1000°С и определяли, за сколько минут отложения растворятся и превратятся из липкого мазеобразного состояния в гель. Диспергирующая способность определялась методом бумажной хроматографии.

Справедливости ради, надо сказать, что при высокой температуре почти все масла справились с этой задачей, т.е. отложения в двигателях большинство из них будут растворять и поддерживать в дисперсном состоянии, но через 10 минут в пробирке №4 (Utech) появился темный осадок на дне, а масло опять стало светлым. Успеет ли в таком случае это масло вывести из системы смазки загрязнения до того, как все они выпадут в осадок? Вопрос остается открытым. Стабилизирующая способность у этого масла очень низкая (определялась по разнице оптической плотности сразу после растворения отложений и через 10 минут).

Такой факт наводит на определенные выводы — в любом случае, если уж владелец использует промывочные жидкости, не стоит долго ждать, пока двигатель остынет, и необходимо сливать промывочное масло тотчас после того, как заглушили мотор.

Если вы решили промывать двигатель, то лучше поменять фильтр сразу, перед заливкой промывочного масла, а не после его использования, как того требует инструкция по применению промывки. После заливки свежего масла фильтр снова заменяется. Это дороже, но так можно избежать осложнений и существенно продлить жизнь двигателя.

Лучший выход

По результатам исследований хорошо видно (табл. 1 и табл. 2), что моторные масла — минеральное и синтетическое — обладают хорошими моющими свойствами. Правда, времени на растворение загрязнений им требуется больше, но зато эти масла обладают хорошими противоизносными свойствами, гораздо более высокими, чем у любого промывочного масла, имеют стабильные характеристики на протяжении всего срока службы. А это означает, что если не нарушаются сроки замены, и масло имеет высокое качество, то промывка с применением каких-либо дополнительных средств вряд ли нужна.

А вот если в сильно загрязненный изношенный двигатель залить масло, подобное Shell Helix Ultra, то можно забить отложениями масляные каналы и маслоприемник и вывести двигатель из строя. Нередко случаются и такие ситуации, когда водитель, раньше использовавший исключительно минеральные масла, сразу переходит на синтетику и вдруг обнаруживает, что на измерительном щупе масло имеет гелеобразную консистенцию. При этом двигатель (если он изношен) сильно дымит, активно потребляя масло. Причина — синтетическое масло попросту растворило основную массу низкотемпературных отложений, в результате чего и произошла такая реакция.

масла
Разница в стабилизирующей способности. Слева загрязнения выпали в осадок. Справа загрязнения находятся во взвешенном состоянии

Многие фирмы-изготовители масел, Castrol, например, рекомендуют тем автовладельцам, которые собираются перейти на масло другой марки или промыть загрязненную систему смазки после масла неизвестного происхождения, поступить так. Слить отработанное масло, поставить новый фильтр и залить масло той фирмы, на продукцию которой планируется перевести двигатель, при этом класс качества (по API) должен быть не меньше рекомендованного автопроизводителем (ориентиром может служить год выпуска). После пробега примерно в 2 тыс. км фильтр следует сменить. Еще через 2-3 тыс. км нужно снова поменять фильтр и масло (можно использовать любое масло той же фирмы). Для достижения лучшего результата и это масло придется поменять раньше, чем предписывает инструкция по эксплуатации. Конечно, такая «промывка» влетит в копеечку, но экономия в данном случае неуместна — ремонт двигателя или покупка нового обойдутся существенно дороже.

В заключительной статье мы расскажем о применении малообъемных моющих составов, о так называемых «пятиминутках».

Евгения НОСОВА, к.т.н. доцент кафедры АТ ИрГТУ,

Кирилл ЮРЧЕНКО

Таблица 1. Физико-химические свойства масел

Масло (жидкость)

Температура
вспышки, °С

Вязкость
кинематическая,
при t=100°С, мм2с

Зольность
сульфатная,
%

Водородный
показатель,
рН, ус. ед.

Плотность
при 20°С,
г/см3

1. Luxoil

190

7,1

0,32

7,51

0,884

2. Consol

205

7,2

0,34

8,82

0,875

3. ТНК «Промо-Ойл»

220

7,4

0,38

9,89

0,880

4. Utech Fast

196

6,2

0,36

9,0

0,869

5. Масло промывочное

195

6,5

0,14

6,16

0,870

6. Spectrol

195

6,4

0,21

6,41

0,873

7. «Лукойл-Стандарт» 10W-40

205

11,5

1,2

7,7

0,872

8. Shell Helix Ultra 5W-40

210

14,0

1,05

8,5

0,854

 

Таблица 2. Моющие свойства масел

Масло (жидкость)

Растворяющая
способность
при 100°С, мин.

Диспергирующая
способность,
отн. ед.

Стабилизирующая
 способность, %

1. Luxoil

8

18

42

2. Consol

10

28

34

3. ТНК «Промо-Ойл»

3

44

51

4. Utech Fast

2

62

10

5. Масло промывочное

20

11

26

6. Spectrol

20

15

28

7. Лукойл-Стандарт 10W-40

25

56

62

8. Shell Helix Ultra 5W-40

25

70

81

 

> Часть 1
> Часть 2
> Часть 3

 "Автомаркет+Спорт" №20 23.05.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика