искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Экспертиза

ПРОБЛЕМЫ СОВМЕСТИМОСТИ
Часть третья.
"МЫТЬ" ИЛИ НЕ "МЫТЬ"?
(малообъемные промывочные жидкости)

промывки

Наша трилогия подходит к своему логическому завершению. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей результаты исследования малообъемных промывочных жидкостей, так называемых «пятиминуток». Слово это давно стало нарицательным по отношению к концентрированным составам, призванным очищать систему смазки двигателя от загрязнений и отложений, образующихся во время работы двигателя. Их создатели гарантируют «высокоэффективную очистку масляной системы» за 5-10 минут, как декларируется в инструкциях. Как на самом деле действуют на асфальтены и другие загрязнения эти жидкости, нам и предстоит выяснить.

ПРОВЕРКА

Для экспертизы было приобретено четыре отечественных промывки и два зарубежных аналога (см. фото). Как и в случае с полнообъемными промывками, все жидкости сначала анализировались по основным физико-химическим параметрам (кинематическая вязкость при 200С, плотность при 200С, водородный показатель рН), а затем по моющим свойствам (растворяющая, диспергирующая и стабилизирующая способности).

Кинематическая вязкость и плотность жидкостей определялась для установления основы, из которой изготовлены «пятиминутки». Водородный показатель дает возможность оценить количество моюще-диспергирующих присадок в жидкостях. Чтобы жидкости на самом деле смогли что-то растворить, вымыть и удержать во взвешенном состоянии, они должны иметь щелочную среду, т.е. водородный показатель не должен быть ниже 7,5.

Результаты физико-химических свойств представлены в табл. 1. Очень маленькая вязкость и плотность у всех образцов (кроме Spectrol) говорит о том, что эти жидкости изготовлены на основе легкокипящих дистиллятов нефти (растворителей).

промывки
Асфальтены — не так просто
растворить промывочным маслом. 
Смогут ли справиться с ними «пятиминутки»?

Моющие свойства определялись так же, как и для полно-объемных промывочных масел. То есть в пробирки помещалось одинаковое количество асфальтенов (из картера бензинового двигателя) и смесь из отработанного масла (прошло 8000 км) и «пятиминуток».

Растворяющая способность определялась по времени растворения отложений при нагреве до 1000С. Диспергирующая способность по методу бумажной хроматографии определяется следующим образом. Берется капля нагретой, растворенной смеси и наносится на беззольный фильтр. Результат определяется после проявления и полного высыхания капли. Если взглянуть на снимок, то заметно, что у многих образцов черное пятно имеет малые размеры, а масляный ореол вокруг них практически прозрачный. Это говорит о низких моющих показателях состава. Но об этом подробнее чуть позже.

Стабилизирующая способность определялась на фотометре по разнице между оптической плотностью растворенной смеси сразу после растворения и спустя 10 минут для каждого образца.

ПАРА СЛОВ БЕЗ ПРОТОКОЛА

Большая вязкость и плотность у Spectrol (близкая к моторным маслам) говорит о том, что он изготовлен на масляной основе и эффективность его моющих свойств, вероятно, будет не очень высока.

Запас моюще-диспергирующих присадок самый значительный у жидкости «Motor Flush» (Hi-Gear, USA), а самый маленький у образца №3 («Средство для промывки», Казань, Россия) — среда почти нейтральная, рН=6,45.

Исходя из результатов физико-химических свойств жидкостей, можно было сразу предположить, какие будут получены результаты по моющим свойствам промывок (представлены в табл. 2).

Наилучшие моющие свойства показали образцы №6 «Motor Flush» (Hi-Gear, USA) и №1 (Winn`S, Бельгия). Эти два состава мгновенно (за 3 минуты) растворили густые, липкие, похожие на гудрон отложения. Перевели их в жидкое состояние, размельчили, удержали в своем объеме не только 10 минут, требующихся для теста на оптическую плотность, но и через 7 суток загрязнения так и не выпали в осадок.

Совершенно противоположный результат показала жидкость №3 («Средство для промывки», Казань, Россия). С большим трудом при нагреве она растворила асфальтены, но частицы не измельчила, они остались крупных размеров, а через 10 минут начали выпадать в осадок.

промывки
Метод бумажной хроматографии хорошо показывает разницу в моющих свойствах

Невысокие моющие свойства показала и жидкость Spectrol, хотя результаты повыше, чем у предыдущего образца, однако до лидеров не дотягивает. Образцы №2 и №5 (ВЭЛВ и Luxoil) показали примерно одинаковые неплохие моющие свойства.

Разницу в моющих свойствах можно наблюдать, используя метод бумажной хроматографии. Как уже говорилось, идеальной будет та жидкость, которой удается растворить большую часть отложений и перевести их во взвешенное состояние. Это подтверждает отсутствие крупных частиц загрязнений и хорошо размытые края капли у образцов №1 и №6. У других образцов, которые показали несколько худшие результаты, пятно частично растворенных загрязнений выглядит черным с отчетливыми границами.

КАК ПОСТУПИТЬ ПРАВИЛЬНО

После проведения этой экспертизы совершенно очевидно, что «пятиминутки» активнее справляются с загрязнениями в двигателе, чем промывочные масла. В этом несомненный плюс, но в то же время минус, если подходить к их применению с неправильных позиций. При использовании «пятиминуток», учитывая их высокую эффективность, в несливаемом остатке будет больше загрязнений, чем при промывке двигателя полнообъемными маслами, а загрязненный старый фильтр может не справиться с такой нагрузкой и начнет перепускать неочищенное масло. А ведь даже кратковременное срабатывание перепускного клапана в фильтре очень нежелательно, так как все загрязнения отправляются прямиком в систему смазки.

Наверное в этом случае новый фильтр, установленный до промывки, смог бы справиться с задачей очистки. Он отфильтрует крупные и механические загрязнения, а легкие сольются вместе с отработкой. При этом несливной остаток будет значительно безопаснее и меньше повлияет на качество нового залитого масла.

Еще лучше, если бы промывка двигателя осуществлялась с помощью специальной установки. Такие выпускаются многими фирмами, к примеру, Winn`S. Аппарат с помощью переходников подсоединяется к системе смазки, в которую заливается фирменное чистящее средство (к примеру, та же «пятиминутка» как образец №1). Двигатель работает на холостых оборотах, а шлам и прочие загрязнения удаляются специальным многоразовым фильтром, являющимся составной частью системы. После очистки отработанное масло удаляется под давлением воздуха, одновременно продуваются масляные каналы. Такая процедура позволяет вывести из двигателя весь несливной остаток (до 700 мл).

Но вообще, сильно загрязненный двигатель — это в большей степени чисто российская проблема. Никто на Западе не станет эксплуатировать изношенный до такой степени мотор, активно пожирающий масло (отсюда и нагар) хотя бы по строгим требованиям экологической безопасности.

Но даже новый двигатель не избавлен от появления загрязнений в системе смазки. Причин тому масса: низкокачественное топливо, холодный климат (сильные перепады температур сокращают срок службы масла), наличие поддельных масел. Список можно продолжать. С учетом сказанного, сроки замены масла должны корректироваться. Даже если производитель синтетики гарантирует 15-20 тысяч пробега, а то и больше, это вовсе не означает, что при жесткой эксплуатации масло столько прослужит.

Каждый автовладелец решает проблему загрязнения двигателя по-разному. Мы предложили вариант промывки, озвученный выше (с заменой фильтра перед промывкой). Использование «пятиминуток» более практично, нежели промывочных масел, еще и с экологической точки зрения, так как придется утилизировать только отработанное масло из двигателя, а если промывать полнообъемным составом, то отработанного масла будет в два раза больше.

А вот страхи по поводу «растворения сальников и прокладок», которыми автовладельцы пугают друг друга, преувеличены. Конечно, концентрированный состав в чистом виде может повлиять на состояние резинотехнических изделий, но в тех пропорциях, в каких «пятиминутки» заливаются в систему смазки, они не способны принести сколько-нибудь большого вреда. А страхи обусловлены тем, что после эффективной промывки двигателя растворяются закоксованные отложения, ранее препятствующие просачиванию масла через уплотнения. Появляются потеки, а в более тяжелых случаях сильные течи. В таких ситуациях единственно правильное решение — ремонтировать двигатель. Так что подобные несчастия — следствие плохого состояния двигателя.

Евгения НОСОВА, к.т.н. доцент кафедры АТ ИрГТУ
Кирилл ЮРЧЕНКО

промывки промывки промывки
1. Winn`S (Бельгия). 325 мл. Цена 120 руб. Отличные моющие свойства.


2. ВЭЛВ (Россия). 330 мл. Цена 35 руб. Хорошие моющие свойства. Удачное соотношение цена/качество.
3. «Автооптторг». «Средство для промывки системы смазки» (Россия, Казань). 450 мл. Цена 81 руб. Очень низкие моющие свойства.

промывки промывки промывки
4. Spectrol (Россия). 450 мл. Цена 35 руб. Средние моющие свойства.

5. Luxoil (Россия). 500 мл. Цена 35 руб. Хорошие моющие свойства. Удачное соотношение цена/качество. 6. Hi-Gear Motor Flush (USA). 450 мл. Цена 110 руб. Отличные моющие свойства.

 

Таблица 1. Физико-химические свойства жидкостей

Жидкость

Вязкость
кинематическая,
при t=20°С, мм2с

Плотность
при 20°С, г/см3

Водородный
показатель,
рН, ус. ед.

1.Winn`S ( Бельгия)

4,47

0,844

8,21

2. ВЭЛВ (Россия)

2,44

0,822

8,20

3. «Автооптторг» (Россия, Казань)

1,4

0,811

6,45

4. Spectrol (Россия)

44,7

0,870

7,22

5. Luxoil (Россия)

4,17

0,835

8,13

6. Hi-Gear Motor Flush (USA)

2,01

0,821

8,52

 

Таблица 2. Моющие свойства жидкостей

Жидкость

Растворяющая
способность
при 100°С, мин.

Диспергирующая
способность,
отн. ед.

Стабилизирующая
способность, %

1.Winn`S
( Бельгия)

3

65

72

2. ВЭЛВ (Россия)

5

42

56

3."Автооптторг" (Россия, Казань)

20

12

14

4. Spectrol (Россия)

15

22

32

5. Luxoil (Россия)

5

43

59

6. Hi-Gear Motor Flush (USA)

3

71

80

 

> Часть 1
> Часть 2
> Часть 3

"Автомаркет+Спорт" №21 30.05.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика